Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

PaVa

= GRTa;

PcVc

= GRTC,

 

 

 

откуда (pcVc)l(paVa)

=

TJTa.

 

 

 

 

 

 

 

Так как pjpa

s"1

и

VJVa

=

1/e,

то температура

конца

сжатия

 

 

 

 

Тс =

т у - 1

-

 

 

(3-76)

Значения

конечных

р с

и 7^,, как видно из (3-75) и (3-76),

зависят

в основном от степени сжатия е.

 

 

 

 

 

 

 

В табл. 3-5 приведены данные по пи

е, рс

и Тс для современных

двигателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3-5

 

 

Значения

основных параметров сжатия

 

 

 

Двигатели

 

 

 

 

 

 

бар

тс-

к

Дизели:

 

 

 

 

 

1,36 ч-1,38

13--20

304-45

8504-1050

 

 

 

 

 

 

Карбюраторные

автомобильные

и мо-

 

1,34ч-1,37

10--15

45ч-80

9504-1200

 

1,27 ч-1,35

6--9,5

6416

5504-750

Карбюраторные

тракторные

 

 

 

 

 

 

1,28ч- 1,36 4,5--6,0

5-г 6

4504-550

 

 

 

 

 

 

 

1,37

5--10

8ч--15

6004-750

Распределение тепла и уравнения сгорания. Превращение энер­ гии при сгорании топлива в цилиндре двигателя сопровождается выделением тепла, которое идет на совершение механической работы, на повышение внутренней энергии газов, а также частично расходу­ ется на нагревание деталей и через них переходит к охлаждающей жидкости или воздуху. Кроме того, часть внутренней энергии топли­ ва оказывается невыделенной вследствие его неполного сгорания и в результате диссоциации продуктов сгорания.

Изменение давления в

цилиндре

в зависимости от

измене­

ния объема V (хода поршня)

или угла

поворота коленчатого

вала ср

характеризуется индикаторными диаграммами. На рис. 3-20, а при­ ведена индикаторная диаграмма двухтактного дизеля в координатах

р—V

и на рис. 3-20, б — в координатах

р—ср. Кроме того, на послед­

ней

диаграмме приведена еще кривая

изменения температуры газов

в цилиндре в процессе сжатия, сгорания и расширения. На этих диа­ граммах указаны характерные участки линии сжатия и сгорания. Линия а—г характеризует сжатие; точкой а отмечено начало сжа­ тия, точкой m — начало впрыска топлива, точкой г — начало пла­ менного сгорания. Промежуток времени от момента поступления в ка­ меру сгорания первых капель топлива до начала пламенного горения, характеризуемый резким нарастанием давления, называется перио­ дом задержки воспламенения (индукционным периодом). Следователь­ но, интервал между точками / л и г характеризует период задержки воспламенения, продолжительность которого зависит от физико-хи­ мических свойств топлива, качества очистки и зарядки цилиндра,

277


температуры и давления сжатого воздуха в цилиндре, качества распыливания топлива, формы камеры сгорания, нагрузки двигателя, числа оборотов и ряда других факторов.

В течение периода задержки воспламенения в камеру сгорания по­ ступает обычно 144-60% топлива, впрыскиваемого за цикл; но есть двигатели, у которых к моменту начала пламенного сгорания впрыс­ кивается топливо полностью. Сокращение периода задержки воспла­ менения приводит к уменьшению накапливания топлива и существен­ но влияет на более плавное повышение давления в цилиндре.

Рис. 3-20.

Индикаторная

диаграмма

и кривая распределения тепла

в цилиндре

в процессе

сгорания

и расширения в двухтактном

 

 

дизеле

 

На индикаторных диаграммах пунктирной линией т—г—с пока­ зано изменение давления сжатия при отсутствии впрыска топлива. Давление на участке т—г при наличии в цилиндре впрыснутого топлива будет несколько ниже; это объясняется частичной затратой тепла горячих газов на парообразование этого топлива. Кривая рас­ ширения на диаграмме р—ср (рис. 3-20, б) при отсутствии впрыска топлива не будет полностью симметрична линии сжатия; за счет ох­ лаждения и утечек газа давление расширения несколько меньше дав­ ления сжатия при равных углах поворота коленчатого вала.

В точке г начинается пламенное сгорание, сопровождающееся резким нарастанием давления и температуры. Условно можно принять начало пламенного сгорания совпадающим с началом резкого повы­ шения давления, что соответствует на индикаторной диаграмме мо-

,менту отклонения линии давления газов от линии сжатия без впрыска. На участке г—с'—г' происходит интенсивное горение и резкое нарас­

тание давления (точка с' соответствует в.м.т.); далее на участке г'—zd

278

газов в процес­

продолжается догорание, а также может сгорать свежепоступившее топливо, если впрыск топлива ранее не был закончен. Давление в ци­ линдре на участке г'—г меняется незначительно; оно медленно увели­ чивается и в точке z становится максимальным. Характер изменения давления зависит от продолжительности подачи и количества топли­ ва, подаваемого в данный период. Горение сопровождается значитель­ ным расширением газов из-за относительно быстрого увеличения объема камеры сгорания. Интенсивное горение топлива продолжает­ ся и далее. Поэтому температура газов в цилиндре продолжает повы­ шаться и после достижения максимального давления сгорания, не­ смотря на прогрессивное увеличение объема. В связи с этим в действи­ тельном цикле Т т а х наступает несколько позже, чем ртах. Так, на участке z—d, несмотря на понижение давления, температура в цилинд­ ре хотя и медленно, но все же повышается и в точке d достигает макси­ мального значения Ттах.

На участке d—у топливо догорает при непрерывном понижении давления и температуры по мере расширения газов в цилиндре. Дого­ рание, как показывают опыты, имеет место во всех двигателях, и очень

трудно

выявить момент

окончания

догорания в

 

 

 

цилиндре двигателя. Однако в быстроходных ди­

 

 

 

зелях догорание обычно имеет место на всей ли­

 

 

 

нии расширения, т. е. на всем участке d—b,

и точ­

 

 

 

ка у для этих двигателей

совпадает с точкой Ь. На

 

 

 

рис. 3-20 (внизу) приведены кривые распределения

 

 

 

тепла в процессах сжатия и сгорания.

 

 

 

 

 

 

Кривая

коэффициента

выделения

тепла

^

по­

 

 

 

казывает долю

низшей теплоты сгорания топлива,

 

 

 

выделяемой по мере сгорания топлива в цилиндре

 

 

 

двигателя на линии сгорания и

расширения.

 

 

 

Видно, что по мере расширения газов у возраста­

 

 

 

ет и при

некотором

положении

поршня

может

 

 

 

достигнуть величины, близкой к единице.

Значе­

 

 

 

ние 1 для каждой точки линии г—z—Ь

можно опре­

Рис. 3-21.

Работа

делить путем

анализа

газов,

отбираемых

из

ци­

расширения

сме­

линдра

двигателя

в данные моменты

расширения.

шанного цикла

на

Кривая коэффициента использования тепла С

участке

горения

показывает долю

низшей

теплоты

сгорания

топ­

 

 

 

лива,

которая

идет

на

совершение

меха­

 

 

 

нической работы и на повышение внутренней энергии се сгорания и расширения. -

Кривая коэффициента работы т)Р показывает долю низшей тепло­ ты сгорания топлива, которая идет только на совершение механиче­ ской работы в процессе сгорания и расширения.

Кривая коэффициента повышения внутренней энергии % показы­ вает долю низшей теплоты сгорания топлива, идущей только на повы­ шение внутренней энергии газов.

Кривая коэффициента охлаждения v показывает долю низшей теплоты сгорания топлива, которая поглощается стенками цилиндра в процессе сгорания и расширения.

279



При термодинамических расчетах сгорания топлива в двигателе обычно допускаются упрощения, которые учитываются введением соответствующего коэффициента, приближающего результаты теоре­ тических расчетов к действительным. Так, для всех видов двигателей принимают, что горение начинается при нахождении поршня точно в в.м.т. Для двигателей с искровым зажиганием полагают, что пламен­ ное (интенсивное) сгорание протекает при постоянном объеме и что далее в процессе расширения имеет место лишь незначительное дого­ рание при сильном понижении давления. Для дизелей принимают, что сгорание протекает сначала при постоянном объеме, а затем при постоянном давлении (рис. 3-21, линии с—г' и z'—z). В обоих слу­ чаях химический состав ГЙЗОВ В цилиндре в точке z рассматривают как продукт полного сгорания топлива при заданном коэффициенте избыт­

ка воздуха

а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании

теплового

баланса внутри

цилиндра

для участка

с—г

можно

записать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уМ1—Д1

=

1,

 

 

 

 

 

(3-77)

а на основании первого закона термодинамики —

 

 

 

 

 

где yz,

vz,

L z , xz,

~%z

— значения

указанных

выше

коэффициентов,

характеризующие распределение тепла на участке

с—г.

 

Величина \ГО$ характеризует

изменение внутренней энергии на участ­

ке с—z,

равной (IIz—Uc),

а

г|рг

QP — работу

на

данном участке,

равную L c z .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение сгорания (баланса

тепла

 

за

период

сгорания)

1 кг

топлива

на

участке

с—z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*»Ql = U*-Uc

+

L c l .

 

 

 

 

(3-78)

Так как внутреннюю энергию газов в точках г и

с

можно

вы­

разить

соответственно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

UZ

= (M+M,)

са

Tz;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

UC

= (M0 + Mr) с' Тс,

 

 

 

 

 

 

то после подстановки

их

значений в (3-78)

получим

 

 

 

 

 

:ZQP = (М + Mr)

<

ТГ -

0

+ Mr)

cv

Тс

+

L c _ z .

(3-79)

Работа расширения смешанного цикла на участке

 

горения

(см.

рис.

3-21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L c - Z

=

PzVz—p2'Vc.

 

 

 

 

 

 

 

Имея

в

виду, что

рг-

= \рс,

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Lc-,=P,Vz-\peVe.

 

 

 

 

 

 

 

(3-80)

280


На основании характеристического уравнения можно записать:

pcVc=(M0

+ Mr)

R,TC

= R,(M0 + Mr)

Тс;

1

 

 

PzVz

= (M + Mr)

R,, Tz

= /?„ (M + Мг)

тг.

I

1

'

Используя

значения р г К г и pcVc

для подстановки

в (3-80), полу­

чаем

L c

_ 2

= R,, [(М + Mr)

Tz

- X 0 +

M r ) 7J .

(3-82)

 

В настоящее

время

таблицы

теплоемкости

составлены

по t,

° С,

в связи с чем имеется

необходимость

представить в соответствующем

виде и уравнение сгорания. Уравнение работы расширения на участке сz в этом случае примет следующий вид:

 

L c _ z = Rv. (М + Мт) (tz

+ 273) -

 

X 0 -

Л!г) (/с + 273).

 

Подставляя

это значение

L c

_ z в (3-79),

получаем

после

некото­

рых

преобразований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"^0-1 +

+ Мг) [с; /с + R[k X (*е +

273)]

=

 

 

 

 

 

= (М +

Mr)[cvtz

+ Rl,(t2 +

273)].

 

 

 

 

Разделив обе части

уравнения на

М0-{-Мг

= (14-у)М0 ,

П Р И

(M+Mr)/(M0+Mr)

= jx,

=

8,314 кДж/кмоль-град и с„ 4- R^ = ср

получим следующее уравнение сгорания для расчетного

цикла:

 

 

Г,Д\

( C ; + 8 , 3 1 4 X ) / c

+

2270

( ^ - ! i )

 

 

 

 

 

/ I I

S K A + —

 

 

~

 

1

- = С " ^ .

 

С 3 ' 8 3 )

где

"k = pzlpc—степень

повышения

давления;

ср —средняя

моль­

ная

изобарная

теплоемкость

продуктов

сгорания

при tz;

cv

сред­

няя мольная изохорная теплоемкость смеси воздуха и остаточных

газов при tc.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для карбюраторных

двигателей, в которых рабочий процесс про­

текает по изохорному

циклу,

работа на участке сz равна нулю.

В связи с этим уравнение

сгорания

(3-79) для изохорного цикла

при а >- 1 принимает

более простой вид:

 

 

 

:,QP =

(М + Мг)

с' tz -

0 + Мт) с'0

tc.

 

Разделив

левую и

правую

части

уравнения

на М0

4- Мг =

= ( 1 4 - - f ) M 0

и произведя соответствующую перестановку,

получим

уравнение сгорания для карбюраторных двигателей

при <х>-1:

 

 

 

' о р

 

с t

c"tz,

 

(3-84)

 

 

у. (1 + Т )

М0

 

 

 

 

 

 

 

 

или

OP

!«• (1 + Т) М0

и'

 

' -г- = иг,

(3-85)

281