ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
|
|
PaVa |
= GRTa; |
PcVc |
= GRTC, |
|
|
|
|||
откуда (pcVc)l(paVa) |
= |
TJTa. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Так как pjpa |
— s"1 |
и |
VJVa |
= |
1/e, |
то температура |
конца |
сжатия |
|||
|
|
|
|
Тс = |
т у - 1 |
- |
|
|
(3-76) |
||
Значения |
конечных |
р с |
и 7^,, как видно из (3-75) и (3-76), |
зависят |
|||||||
в основном от степени сжатия е. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
В табл. 3-5 приведены данные по пи |
е, рс |
и Тс для современных |
|||||||||
двигателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3-5 |
|
|
|
Значения |
основных параметров сжатия |
|
|
|
|||||
Двигатели |
|
|
|
|
|
|
бар |
тс- |
к |
||
Дизели: |
|
|
|
|
|
1,36 ч-1,38 |
13--20 |
304-45 |
8504-1050 |
||
|
|
|
|
|
|
||||||
Карбюраторные |
автомобильные |
и мо- |
|
1,34ч-1,37 |
10--15 |
45ч-80 |
9504-1200 |
||||
|
1,27 ч-1,35 |
6--9,5 |
6416 |
5504-750 |
|||||||
Карбюраторные |
тракторные |
|
|
|
|||||||
|
|
|
1,28ч- 1,36 4,5--6,0 |
5-г 6 |
4504-550 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
1,37 |
5--10 |
8ч--15 |
6004-750 |
Распределение тепла и уравнения сгорания. Превращение энер гии при сгорании топлива в цилиндре двигателя сопровождается выделением тепла, которое идет на совершение механической работы, на повышение внутренней энергии газов, а также частично расходу ется на нагревание деталей и через них переходит к охлаждающей жидкости или воздуху. Кроме того, часть внутренней энергии топли ва оказывается невыделенной вследствие его неполного сгорания и в результате диссоциации продуктов сгорания.
Изменение давления в |
цилиндре |
в зависимости от |
измене |
ния объема V (хода поршня) |
или угла |
поворота коленчатого |
вала ср |
характеризуется индикаторными диаграммами. На рис. 3-20, а при ведена индикаторная диаграмма двухтактного дизеля в координатах
р—V |
и на рис. 3-20, б — в координатах |
р—ср. Кроме того, на послед |
ней |
диаграмме приведена еще кривая |
изменения температуры газов |
в цилиндре в процессе сжатия, сгорания и расширения. На этих диа граммах указаны характерные участки линии сжатия и сгорания. Линия а—г характеризует сжатие; точкой а отмечено начало сжа тия, точкой m — начало впрыска топлива, точкой г — начало пла менного сгорания. Промежуток времени от момента поступления в ка меру сгорания первых капель топлива до начала пламенного горения, характеризуемый резким нарастанием давления, называется перио дом задержки воспламенения (индукционным периодом). Следователь но, интервал между точками / л и г характеризует период задержки воспламенения, продолжительность которого зависит от физико-хи мических свойств топлива, качества очистки и зарядки цилиндра,
277
температуры и давления сжатого воздуха в цилиндре, качества распыливания топлива, формы камеры сгорания, нагрузки двигателя, числа оборотов и ряда других факторов.
В течение периода задержки воспламенения в камеру сгорания по ступает обычно 144-60% топлива, впрыскиваемого за цикл; но есть двигатели, у которых к моменту начала пламенного сгорания впрыс кивается топливо полностью. Сокращение периода задержки воспла менения приводит к уменьшению накапливания топлива и существен но влияет на более плавное повышение давления в цилиндре.
Рис. 3-20. |
Индикаторная |
диаграмма |
и кривая распределения тепла |
в цилиндре |
в процессе |
сгорания |
и расширения в двухтактном |
|
|
дизеле |
|
На индикаторных диаграммах пунктирной линией т—г—с пока зано изменение давления сжатия при отсутствии впрыска топлива. Давление на участке т—г при наличии в цилиндре впрыснутого топлива будет несколько ниже; это объясняется частичной затратой тепла горячих газов на парообразование этого топлива. Кривая рас ширения на диаграмме р—ср (рис. 3-20, б) при отсутствии впрыска топлива не будет полностью симметрична линии сжатия; за счет ох лаждения и утечек газа давление расширения несколько меньше дав ления сжатия при равных углах поворота коленчатого вала.
В точке г начинается пламенное сгорание, сопровождающееся резким нарастанием давления и температуры. Условно можно принять начало пламенного сгорания совпадающим с началом резкого повы шения давления, что соответствует на индикаторной диаграмме мо-
,менту отклонения линии давления газов от линии сжатия без впрыска. На участке г—с'—г' происходит интенсивное горение и резкое нарас
тание давления (точка с' соответствует в.м.т.); далее на участке г'—z—d
278
продолжается догорание, а также может сгорать свежепоступившее топливо, если впрыск топлива ранее не был закончен. Давление в ци линдре на участке г'—г меняется незначительно; оно медленно увели чивается и в точке z становится максимальным. Характер изменения давления зависит от продолжительности подачи и количества топли ва, подаваемого в данный период. Горение сопровождается значитель ным расширением газов из-за относительно быстрого увеличения объема камеры сгорания. Интенсивное горение топлива продолжает ся и далее. Поэтому температура газов в цилиндре продолжает повы шаться и после достижения максимального давления сгорания, не смотря на прогрессивное увеличение объема. В связи с этим в действи тельном цикле Т т а х наступает несколько позже, чем ртах. Так, на участке z—d, несмотря на понижение давления, температура в цилинд ре хотя и медленно, но все же повышается и в точке d достигает макси мального значения Ттах.
На участке d—у топливо догорает при непрерывном понижении давления и температуры по мере расширения газов в цилиндре. Дого рание, как показывают опыты, имеет место во всех двигателях, и очень
трудно |
выявить момент |
окончания |
догорания в |
|
|
|
|||||||||
цилиндре двигателя. Однако в быстроходных ди |
|
|
|
||||||||||||
зелях догорание обычно имеет место на всей ли |
|
|
|
||||||||||||
нии расширения, т. е. на всем участке d—b, |
и точ |
|
|
|
|||||||||||
ка у для этих двигателей |
совпадает с точкой Ь. На |
|
|
|
|||||||||||
рис. 3-20 (внизу) приведены кривые распределения |
|
|
|
||||||||||||
тепла в процессах сжатия и сгорания. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Кривая |
коэффициента |
выделения |
тепла |
^ |
по |
|
|
|
|||||||
казывает долю |
низшей теплоты сгорания топлива, |
|
|
|
|||||||||||
выделяемой по мере сгорания топлива в цилиндре |
|
|
|
||||||||||||
двигателя на линии сгорания и |
расширения. |
|
|
|
|||||||||||
Видно, что по мере расширения газов у возраста |
|
|
|
||||||||||||
ет и при |
некотором |
положении |
поршня |
может |
|
|
|
||||||||
достигнуть величины, близкой к единице. |
Значе |
|
|
|
|||||||||||
ние 1 для каждой точки линии г—z—Ь |
можно опре |
Рис. 3-21. |
Работа |
||||||||||||
делить путем |
анализа |
газов, |
отбираемых |
из |
ци |
||||||||||
расширения |
сме |
||||||||||||||
линдра |
двигателя |
в данные моменты |
расширения. |
шанного цикла |
на |
||||||||||
Кривая коэффициента использования тепла С |
участке |
горения |
|||||||||||||
показывает долю |
низшей |
теплоты |
сгорания |
топ |
|
|
|
||||||||
лива, |
которая |
идет |
на |
совершение |
меха |
|
|
|
нической работы и на повышение внутренней энергии се сгорания и расширения. -
Кривая коэффициента работы т)Р показывает долю низшей тепло ты сгорания топлива, которая идет только на совершение механиче ской работы в процессе сгорания и расширения.
Кривая коэффициента повышения внутренней энергии % показы вает долю низшей теплоты сгорания топлива, идущей только на повы шение внутренней энергии газов.
Кривая коэффициента охлаждения v показывает долю низшей теплоты сгорания топлива, которая поглощается стенками цилиндра в процессе сгорания и расширения.
279
При термодинамических расчетах сгорания топлива в двигателе обычно допускаются упрощения, которые учитываются введением соответствующего коэффициента, приближающего результаты теоре тических расчетов к действительным. Так, для всех видов двигателей принимают, что горение начинается при нахождении поршня точно в в.м.т. Для двигателей с искровым зажиганием полагают, что пламен ное (интенсивное) сгорание протекает при постоянном объеме и что далее в процессе расширения имеет место лишь незначительное дого рание при сильном понижении давления. Для дизелей принимают, что сгорание протекает сначала при постоянном объеме, а затем при постоянном давлении (рис. 3-21, линии с—г' и z'—z). В обоих слу чаях химический состав ГЙЗОВ В цилиндре в точке z рассматривают как продукт полного сгорания топлива при заданном коэффициенте избыт
ка воздуха |
а. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
На основании |
теплового |
баланса внутри |
цилиндра |
для участка |
|||||||||||||
с—г |
можно |
записать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
уМ1—Д1 |
= |
^Д1, |
|
|
|
|
|
(3-77) |
||||
а на основании первого закона термодинамики — |
|
|
|
|
|
||||||||||||
где yz, |
vz, |
L z , xz, |
~%z |
— значения |
указанных |
выше |
коэффициентов, |
||||||||||
характеризующие распределение тепла на участке |
с—г. |
|
|||||||||||||||
Величина \ГО$ характеризует |
изменение внутренней энергии на участ |
||||||||||||||||
ке с—z, |
равной (IIz—Uc), |
а |
г|рг |
QP — работу |
на |
данном участке, |
|||||||||||
равную L c z . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Уравнение сгорания (баланса |
тепла |
|
за |
период |
сгорания) |
1 кг |
|||||||||||
топлива |
на |
участке |
с—z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
*»Ql = U*-Uc |
+ |
L c l . |
|
|
|
|
(3-78) |
|||||
Так как внутреннюю энергию газов в точках г и |
с |
можно |
вы |
||||||||||||||
разить |
соответственно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
UZ |
= (M+M,) |
са |
Tz; |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
UC |
= (M0 + Mr) с' Тс, |
|
|
|
|
|
|
|||||
то после подстановки |
их |
значений в (3-78) |
получим |
|
|
|
|||||||||||
|
|
:ZQP = (М + Mr) |
< |
ТГ - |
(М0 |
+ Mr) |
cv |
Тс |
+ |
L c _ z . |
(3-79) |
||||||
Работа расширения смешанного цикла на участке |
|
горения |
(см. |
||||||||||||||
рис. |
3-21) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L c - Z |
= |
PzVz—p2'Vc. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Имея |
в |
виду, что |
рг- |
= \рс, |
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Lc-,=P,Vz-\peVe. |
|
|
|
|
|
|
|
(3-80) |
280
На основании характеристического уравнения можно записать:
pcVc=(M0 |
+ Mr) |
R,TC |
= R,(M0 + Mr) |
Тс; |
1 |
|
|
|||||
PzVz |
= (M + Mr) |
R,, Tz |
= /?„ (M + Мг) |
тг. |
I |
1 |
' |
|||||
Используя |
значения р г К г и pcVc |
для подстановки |
в (3-80), полу |
|||||||||
чаем |
L c |
_ 2 |
= R,, [(М + Mr) |
Tz |
- X (М0 + |
M r ) 7J . |
(3-82) |
|||||
|
||||||||||||
В настоящее |
время |
таблицы |
теплоемкости |
составлены |
по t, |
° С, |
||||||
в связи с чем имеется |
необходимость |
представить в соответствующем |
виде и уравнение сгорания. Уравнение работы расширения на участке с—z в этом случае примет следующий вид:
|
L c _ z = Rv. (М + Мт) (tz |
+ 273) - |
|
X (М0 - |
Л!г) (/с + 273). |
|
|||||||
Подставляя |
это значение |
L c |
_ z в (3-79), |
получаем |
после |
некото |
|||||||
рых |
преобразований |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"^0-1 + (К |
+ Мг) [с; /с + R[k X (*е + |
273)] |
= |
|
|
|
||||||
|
|
= (М + |
Mr)[cvtz |
+ Rl,(t2 + |
273)]. |
|
|
|
|
||||
Разделив обе части |
уравнения на |
М0-{-Мг |
= (14-у)М0 , |
П Р И |
|||||||||
(M+Mr)/(M0+Mr) |
= jx, |
= |
8,314 кДж/кмоль-град и с„ 4- R^ = ср |
||||||||||
получим следующее уравнение сгорания для расчетного |
цикла: |
|
|||||||||||
|
Г,Д\ |
( C ; + 8 , 3 1 4 X ) / c |
+ |
2270 |
( ^ - ! i ) |
|
|
|
|
||||
|
/ I I |
S K A + — |
|
|
~ |
|
1 |
- = С " ^ . |
|
С 3 ' 8 3 ) |
|||
где |
"k = pzlpc—степень |
повышения |
давления; |
ср —средняя |
моль |
||||||||
ная |
изобарная |
теплоемкость |
продуктов |
сгорания |
при tz; |
cv |
— |
сред |
няя мольная изохорная теплоемкость смеси воздуха и остаточных
газов при tc. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для карбюраторных |
двигателей, в которых рабочий процесс про |
|||||||
текает по изохорному |
циклу, |
работа на участке с—z равна нулю. |
||||||
В связи с этим уравнение |
сгорания |
(3-79) для изохорного цикла |
||||||
при а >- 1 принимает |
более простой вид: |
|
|
|||||
|
:,QP = |
(М + Мг) |
с' tz - |
(М0 + Мт) с'0 |
tc. |
|
||
Разделив |
левую и |
правую |
части |
уравнения |
на М0 |
4- Мг = |
||
= ( 1 4 - - f ) M 0 |
и произведя соответствующую перестановку, |
получим |
||||||
уравнение сгорания для карбюраторных двигателей |
при <х>-1: |
|||||||
|
|
|
' о р |
|
с t |
c"tz, |
|
(3-84) |
|
|
у. (1 + Т ) |
М0 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
или
OP
!«• (1 + Т) М0
и' |
|
' -г- = иг, |
(3-85) |
281