Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ности подъемно-транспортных машин, используемых в перегрузочном процессе; тип грузозахватных приспособ лений; технологическая схема. Исходя из этого, опера тивную себестоимость необходимо рассчитывать для всех типовых технологических процессов рыбного порта.
Объектом калькулирования в данном случае служит тонно-операция. Себестоимость одной тонно-операции называется оперативной себестоимостью. Она может быть приведена в технологических картах и использо ваться в качестве одного из критериев при выборе тех нологической схемы.
При подсчете оперативной себестоимости все виды расходов, не находящиеся в прямой зависимости от рода груза и технологической схемы, из подсчета должны быть исключены и отнесены к косвенным расходам. К косвенным расходам следует относить также часть заработной платы рабочих комплексных бригад, не на числяемую по нарядам (доплаты за классность, премию и др.), расходы по содержанию причальных гидротехни ческих сооружений.
Оперативная себестоимость переработки тонно-опе рации по определенной технологической схеме может быть представлена следующей формулой
|
S fj = R 3tjn + ЯУР + Rf j XB, |
(74) |
где |
— плановая себестоимость переработки |
тонно-операции |
|
(-го груза по у'-й технологической схеме, руб.; |
R f ; — расходы на заработную плату портовых рабочих при
переработке одной тонно-операции I-го груза по J-й технологической схеме, руб.;
— расходы по содержанию подъемно-транспортных машин,
участвующих в переработке одной тонно-операции i-го груза по у'-й технологической схеме, руб.;
7?JyXB — расходы по содержанию специальных грузозахватных
приспособлений, используемых при переработке одной тонно-операции г-го груза по у'-й технологической схеме, руб.
Р а с х о д ы по з а р а б о т н о й пл а т е . Планируя расходы по заработной плате рабочих порта, нужно ис ходить из того, что основной формой организации труда в морских рыбных портах являются комплексные брига ды, в состав которых входят механизаторы и грузчики, труд которых оплачивается по одному наряду на основе
9 Зак. 626 |
257 |
часовых тарифных ставок. При определении себестои мости одной тонно-операции эти расходы определяются по следующему выражению
|
Ъ?=ьи*и(} +т)> |
(75> |
||
где b ij— часовая тарифная ставка |
на |
отдельную работу пере |
||
грузки /-го груза по у-й технологической схеме; |
||||
tij — норма времени на перегрузку тонны /-го |
груза по у-й |
|||
технологической схеме, человеко-ч; |
заработной |
|||
k3— процентная |
надбавка к |
прямой сдельной |
||
плате, учитывающая выплаты бригадирских, и за работу |
||||
в ночное время. |
|
|
|
|
Трудоемкость переработки грузов приведена в еди |
||||
ных бассейновых |
комплексных |
нормах на погрузочно- |
разгрузочные работы, выполняемые морскими рыбными портами. Если же трудоемкость переработки груза, рас считанная в типовой технологической карте меньше, чем по БКНВ, то tij принимается из типовой технологиче ской карты.
Для определения плановых расходов по заработной |
|
плате коэффициент k3 определяют на основании |
анали |
за отчетных данных морского рыбного порта |
за ряд |
прошлых лет. |
по с о д е р ж а н и ю |
п о д ъ е м н о |
Р а с х о д ы |
||
т р а н с п о р т н ы х ма ши н . Исходными |
данными для |
определения плановых расходов на механизацию явля ются комплексная норма времени в машино-часах на тонну, себестоимость часа работы и количество подъ емно-транспортных машин, учавствующих в перегрузоч ном процессе
|
П |
|
|
Rij ~ ^ i) '^Jnkij Сki]> |
(76) |
|
ft=l |
|
где |
— комплексная норма времени на переработку |
одной тонны |
|
/-го груза по у-й технологической схеме, машино-ч; |
|
nki] — количество машин &-го типа, участвующих |
в переработ |
|
|
ке /-го груза по у-й технологической схеме, единиц; |
Ckij — себестоимость часа работы машины k-ro типа, участвую щей в переработке ('-го груза по у-й технологической схеме, руб.
Таким образом, определение расходов по содержанию подъемно-транспортных машин сводится к расчету се бестоимости часа работы машин по типам. В расходах
258
по содержанию подъемно-транспортных машин можно выделить два элемента: отчисления на амортизацию и затраты на текущий ремонт; расходы на энергию, топливо, смазку.
Следовательно, стоимость часа работы конкретной подъемно-транспортной машины может быть подсчитана по формуле
С S |
/?Ч |
|
Ч |
(77) |
° |
^амор+рем |
-f Rэнерг ’ |
|
|
где #а'МОр + рем — часовые |
расходы |
на |
амортизацию и |
текущий |
ремонт, |
руб.; |
|
|
|
^ э н е р г — часовые расходы |
на |
электроэнергию, |
топливо, |
|
смазку, |
руб. |
|
|
|
При подсчете амортизационных отчислений и затрат йо текущему ремонту перегрузочных маший проценты отчислений на амортизацию и текущий ремонт должны рассчитываться по каждому типу машин в отдельности с учетом их первоначальной стоимости и срока службы. Годовые расходы на амортизацию и текущий ремонт машины могут быть определены по формуле
„(а + Ь)
^ ам ор + рем = ^ |
100 |
> |
(7 ^) |
где А — первоначальная стоимость подъемно-транспортной машины руб.;
■а — отчисления на амортизацию, %;
b — отчисления на текущий ремонт, %.
На основании полученных выше величин можно оп ределить часовые расходы на амортизацию и текущий ремонт по каждой машине
А { а ± Ь)
^амор+рем 1007’ ’ ^
где Т — число часов работы перегрузочной машины в году.
Плановое число часов работы подъемно-транспорт ной машины в течение года может быть получено деле нием суммарного количества грузов в тоннах, предназ наченного для переработки данной машиной, на сред нюю норму переработки грузов данной машиной в рыб ном порту.
Расходы на электроэнергию, топливо и смазочные материалы, необходимые для приведения в действие подъемно-транспортных машин рассматриваемой техно логической схемы, складываются из стоимости электро
9* 259
энергии и топлива, затрачиваемых на приведение в дей ствие машин периодического действия, и стоимости электроэнергии и топлива, затрачиваемых на приведение в действие машин непрерывного действия.
Часовые расходы на электроэнергию и топливо для машин периодического действия могут быть рассчита ны по следующим формулам:
для машин с электродвигателями
. Ni-n
= 3600 ^ 3 Лц’ |
(80) |
для машин с тепловыми двигателями
<4_ N t 3 k1
т - 3600 L т" ц’ |
(81) |
|
где Nt-г) — расход электроэнергии данной машиной за один цикл, кВт-с;
Ntr\kT
----- ----- —расход топлива данной машиной за один цикл, кг;
3600
N — мощность электродвигателя или ДВС, кВт или л. с, соответственно;
t — продолжительность работы двигателя в течение одного
цикла, |
с; |
|
использования двигателя |
по мощности |
|
т) — коэффициент |
|||||
в течение цикла; |
двигателя (для |
||||
kT— расход |
топлива на единицу мощности |
||||
машин с тепловыми двигателями, включая также ма |
|||||
шины с собственной генераторной станцией) — |
—; |
||||
Сэ— стоимость |
1 |
кВт-ч электроэнергии, руб.; |
л.с-ч |
||
|
|
||||
Ст — стоимость |
1 |
кг топлива, руб.; |
|
|
|
яц— число |
циклов работы подъемно-транспортной машины |
||||
в час, |
которое может быть получено делением |
количе |
ства груза, перемещенного машиной за час работы q на количество груза, перемещаемого машиной за один цикл q' , т. е. на массу подъема
лц = Ч' ’ Часовые расходы на электроэнергию, топливо и сма
зочные материалы для машин непрерывного действия рассчитывают по формулам
р ч
•г'э. непр
р ч ■^м. непр
=ЩСэ,
=N-qkTC s,
(82)
(83)
(все обозначения прежние).
Расходы на смазочные материалы принимаются в процентах от расходов на электроэнергию и топливо.
260
Для удобства оперативной калькуляции удельные расходы энергии, топлива и смазки можно определять без существенной погрешности на основании плановых нор мативов этих расходов, установленных по отчетным дан ным по видам двигателей подъемно-транспортных ма шин. Нормы расхода топлива и электроэнергии устанав ливаются отделами механизации и главного энергетика рыбного порта и действительны для планового расчета расходов на топливо и электроэнергию с учетом плана организационно-технических мероприятий, предусматри вающих их снижение.
Р а с х о д ы по с о д е р ж а н и ю с п е ц и а л ь н ы х г р у з о з а х в а т н ы х п р и с п о с о б л е н и й . Морские рыбные порты для переработки ряда грузов используют специальные грузозахватные приспособления, значитель но повышающие производительность труда. Расходы по их содержанию представляют собой амортизационные отчисления и затраты на текущий ремонт и не учиты ваются в других статьях расходов. Для определения расходов по содержанию специальных грузозахватных приспособлений проводятся анализ и обработка первич ной документации и материалов статистического учета.
Отчетная себестоимость тонно-операции определяется аналогично плановой. Расходы по сдельной заработной плате на тонну груза при работе по запроектированной технологии остаются неизменными. Сумма заработной платы может быть увеличена по сравнению с плановой лишь за счет оплаченных внутрисменных простоев, что отразится в наряд-заданиях.
Расходы по содержанию подъемно-транспортных ма шин при перевыполнении комплексных норм должны быть откорректированы, так как в этом случае прямо пропорционально росту производительности труда изме няется доля этих расходов, учитывающая затраты на электроэнергию, топливо и смазочные материалы. Фак
тическая величина # “?х- ф |
определяется следующим вы |
ражением |
|
П |
|
Ф= t l f 2 n k i j c k i j ( у loo + Too)' |
|
i = 1 |
|
где tikij, Ckij — соответствуют |
плановым величинам, рассмотрен |
ным выше; |
|
261