Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ности подъемно-транспортных машин, используемых в перегрузочном процессе; тип грузозахватных приспособ­ лений; технологическая схема. Исходя из этого, опера­ тивную себестоимость необходимо рассчитывать для всех типовых технологических процессов рыбного порта.

Объектом калькулирования в данном случае служит тонно-операция. Себестоимость одной тонно-операции называется оперативной себестоимостью. Она может быть приведена в технологических картах и использо­ ваться в качестве одного из критериев при выборе тех­ нологической схемы.

При подсчете оперативной себестоимости все виды расходов, не находящиеся в прямой зависимости от рода груза и технологической схемы, из подсчета должны быть исключены и отнесены к косвенным расходам. К косвенным расходам следует относить также часть заработной платы рабочих комплексных бригад, не на­ числяемую по нарядам (доплаты за классность, премию и др.), расходы по содержанию причальных гидротехни­ ческих сооружений.

Оперативная себестоимость переработки тонно-опе­ рации по определенной технологической схеме может быть представлена следующей формулой

 

S fj = R 3tjn + ЯУР + Rf j XB,

(74)

где

— плановая себестоимость переработки

тонно-операции

 

(-го груза по у'-й технологической схеме, руб.;

R f ; — расходы на заработную плату портовых рабочих при

переработке одной тонно-операции I-го груза по J-й технологической схеме, руб.;

— расходы по содержанию подъемно-транспортных машин,

участвующих в переработке одной тонно-операции i-го груза по у'-й технологической схеме, руб.;

7?JyXB — расходы по содержанию специальных грузозахватных

приспособлений, используемых при переработке одной тонно-операции г-го груза по у'-й технологической схеме, руб.

Р а с х о д ы по з а р а б о т н о й пл а т е . Планируя расходы по заработной плате рабочих порта, нужно ис­ ходить из того, что основной формой организации труда в морских рыбных портах являются комплексные брига­ ды, в состав которых входят механизаторы и грузчики, труд которых оплачивается по одному наряду на основе

9 Зак. 626

257


часовых тарифных ставок. При определении себестои­ мости одной тонно-операции эти расходы определяются по следующему выражению

 

Ъ?=ьи*и(} +т)>

(75>

где b ij— часовая тарифная ставка

на

отдельную работу пере­

грузки /-го груза по у-й технологической схеме;

tij — норма времени на перегрузку тонны /-го

груза по у-й

технологической схеме, человеко-ч;

заработной

k3— процентная

надбавка к

прямой сдельной

плате, учитывающая выплаты бригадирских, и за работу

в ночное время.

 

 

 

Трудоемкость переработки грузов приведена в еди­

ных бассейновых

комплексных

нормах на погрузочно-

разгрузочные работы, выполняемые морскими рыбными портами. Если же трудоемкость переработки груза, рас­ считанная в типовой технологической карте меньше, чем по БКНВ, то tij принимается из типовой технологиче­ ской карты.

Для определения плановых расходов по заработной

плате коэффициент k3 определяют на основании

анали­

за отчетных данных морского рыбного порта

за ряд

прошлых лет.

по с о д е р ж а н и ю

п о д ъ е м н о ­

Р а с х о д ы

т р а н с п о р т н ы х ма ши н . Исходными

данными для

определения плановых расходов на механизацию явля­ ются комплексная норма времени в машино-часах на тонну, себестоимость часа работы и количество подъ­ емно-транспортных машин, учавствующих в перегрузоч­ ном процессе

 

П

 

 

Rij ~ ^ i) '^Jnkij Сki]>

(76)

 

ft=l

 

где

— комплексная норма времени на переработку

одной тонны

 

/-го груза по у-й технологической схеме, машино-ч;

nki] — количество машин &-го типа, участвующих

в переработ­

 

ке /-го груза по у-й технологической схеме, единиц;

Ckij — себестоимость часа работы машины k-ro типа, участвую­ щей в переработке ('-го груза по у-й технологической схеме, руб.

Таким образом, определение расходов по содержанию подъемно-транспортных машин сводится к расчету се­ бестоимости часа работы машин по типам. В расходах

258


по содержанию подъемно-транспортных машин можно выделить два элемента: отчисления на амортизацию и затраты на текущий ремонт; расходы на энергию, топливо, смазку.

Следовательно, стоимость часа работы конкретной подъемно-транспортной машины может быть подсчитана по формуле

С S

/?Ч

 

Ч

(77)

°

^амор+рем

-f Rэнерг ’

 

где #а'МОр + рем — часовые

расходы

на

амортизацию и

текущий

ремонт,

руб.;

 

 

 

^ э н е р г — часовые расходы

на

электроэнергию,

топливо,

смазку,

руб.

 

 

 

При подсчете амортизационных отчислений и затрат йо текущему ремонту перегрузочных маший проценты отчислений на амортизацию и текущий ремонт должны рассчитываться по каждому типу машин в отдельности с учетом их первоначальной стоимости и срока службы. Годовые расходы на амортизацию и текущий ремонт машины могут быть определены по формуле

(а + Ь)

^ ам ор + рем = ^

100

>

(7 ^)

где А — первоначальная стоимость подъемно-транспортной машины руб.;

а — отчисления на амортизацию, %;

b — отчисления на текущий ремонт, %.

На основании полученных выше величин можно оп­ ределить часовые расходы на амортизацию и текущий ремонт по каждой машине

А { а ± Ь)

^амор+рем 1007’ ’ ^

где Т — число часов работы перегрузочной машины в году.

Плановое число часов работы подъемно-транспорт­ ной машины в течение года может быть получено деле­ нием суммарного количества грузов в тоннах, предназ­ наченного для переработки данной машиной, на сред­ нюю норму переработки грузов данной машиной в рыб­ ном порту.

Расходы на электроэнергию, топливо и смазочные материалы, необходимые для приведения в действие подъемно-транспортных машин рассматриваемой техно­ логической схемы, складываются из стоимости электро­

9* 259


энергии и топлива, затрачиваемых на приведение в дей­ ствие машин периодического действия, и стоимости электроэнергии и топлива, затрачиваемых на приведение в действие машин непрерывного действия.

Часовые расходы на электроэнергию и топливо для машин периодического действия могут быть рассчита­ ны по следующим формулам:

для машин с электродвигателями

. Ni-n

= 3600 ^ 3 Лц’

(80)

для машин с тепловыми двигателями

<4_ N t 3 k1

т - 3600 L т" ц’

(81)

 

где Nt-г) — расход электроэнергии данной машиной за один цикл, кВт-с;

Ntr\kT

----- ----- —расход топлива данной машиной за один цикл, кг;

3600

N — мощность электродвигателя или ДВС, кВт или л. с, соответственно;

t — продолжительность работы двигателя в течение одного

цикла,

с;

 

использования двигателя

по мощности

т) — коэффициент

в течение цикла;

двигателя (для

kT— расход

топлива на единицу мощности

машин с тепловыми двигателями, включая также ма­

шины с собственной генераторной станцией) —

—;

Сэ— стоимость

1

кВт-ч электроэнергии, руб.;

л.с-ч

 

 

Ст — стоимость

1

кг топлива, руб.;

 

 

яц— число

циклов работы подъемно-транспортной машины

в час,

которое может быть получено делением

количе­

ства груза, перемещенного машиной за час работы q на количество груза, перемещаемого машиной за один цикл q' , т. е. на массу подъема

лц = Ч' Часовые расходы на электроэнергию, топливо и сма­

зочные материалы для машин непрерывного действия рассчитывают по формулам

р ч

•г'э. непр

р ч ■^м. непр

=ЩСэ,

=N-qkTC s,

(82)

(83)

(все обозначения прежние).

Расходы на смазочные материалы принимаются в процентах от расходов на электроэнергию и топливо.

260


Для удобства оперативной калькуляции удельные расходы энергии, топлива и смазки можно определять без существенной погрешности на основании плановых нор­ мативов этих расходов, установленных по отчетным дан­ ным по видам двигателей подъемно-транспортных ма­ шин. Нормы расхода топлива и электроэнергии устанав­ ливаются отделами механизации и главного энергетика рыбного порта и действительны для планового расчета расходов на топливо и электроэнергию с учетом плана организационно-технических мероприятий, предусматри­ вающих их снижение.

Р а с х о д ы по с о д е р ж а н и ю с п е ц и а л ь н ы х г р у з о з а х в а т н ы х п р и с п о с о б л е н и й . Морские рыбные порты для переработки ряда грузов используют специальные грузозахватные приспособления, значитель­ но повышающие производительность труда. Расходы по их содержанию представляют собой амортизационные отчисления и затраты на текущий ремонт и не учиты­ ваются в других статьях расходов. Для определения расходов по содержанию специальных грузозахватных приспособлений проводятся анализ и обработка первич­ ной документации и материалов статистического учета.

Отчетная себестоимость тонно-операции определяется аналогично плановой. Расходы по сдельной заработной плате на тонну груза при работе по запроектированной технологии остаются неизменными. Сумма заработной платы может быть увеличена по сравнению с плановой лишь за счет оплаченных внутрисменных простоев, что отразится в наряд-заданиях.

Расходы по содержанию подъемно-транспортных ма­ шин при перевыполнении комплексных норм должны быть откорректированы, так как в этом случае прямо пропорционально росту производительности труда изме­ няется доля этих расходов, учитывающая затраты на электроэнергию, топливо и смазочные материалы. Фак­

тическая величина # “?х- ф

определяется следующим вы­

ражением

 

П

 

Ф= t l f 2 n k i j c k i j ( у loo + Too)'

i = 1

 

где tikij, Ckij — соответствуют

плановым величинам, рассмотрен­

ным выше;

 

261