Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
В устье Невы подъем воды при нагонах достигает 4 м, сгон — 0,7 м; в устье Волги соответственно 2 и 1 м.
Вменьшей степени влияют на колебания уровня во ды изменения атмосферного давления. Уменьшение или увеличение атмосферного давления на 133,3 Па вызы вает повышение или уменьшение уровня на 13,0 мм.
Существенные колебания уровня воды вызываются иногда стоком речных вод. Речной сток велик в период таяния снегов или сильных дождей.
Врезультате наложения действия ветров, атмосфер ного давления, стока речных вод, испарений возникают сезонные колебания, которые для внутренних морей (Балтийское, Каспийское и др.) составляют в среднем
30—40 мм.
Известны так называемые вековые колебания уров ня воды, например, уровень Каспийского моря за по следние 40 лет опустился на 2,5 м. Колебания уровня воды необходимо знать для правильного установления требуемых судоходством глубин, а также для назначе ния горизонта незатопляемых площадей портовой тер ритории.
В о л н е н и е вызывается ветром, землетрясением, приливо-отливными явлениями. Различают вынужден ные волны, развивающиеся при непрерывном воздейст вии ветра, и волны зыби, которые распространяются еще некоторое время после прекращения ветра. Наибо лее правильную форму колебательного движения имеют волны зыби. При значительной глубине моря каждая точка в толще воды при волнении описывает круговую орбиту с радиусом, убывающим с глубиной.
По характеру взаимодействия с сооружениями, берегами и между собой волны разделяются на интер ферированные, образующиеся наложением двух или не скольких волн, и разбитые, достигающие при своем дви жении мелководья, где происходит их перестройка.
Наибольшее возвышение волны в профиле называет ся гребнем или вершиной, самая низкая точка — подош вой или впадиной волны (рис. 3).
Волна характеризуется высотой h и длиной Я. Высо той волны называется расстояние по вертикали между ее гребнем и впадиной, длиной волны — расстояние меж ду соседними гребнями или впадинами. Промежуток времени, за который волна проходит путь, равный своей
25
длине, называется периодом волны и обозначается т. Скорость, с которой движется вершина волны, назы вается видимой скоростью перемещения волны. Видимая скорость с определяется по формуле
Волны в открытом океане чаще всего достигают дли ны 150—200 м, высоты 8—10 м и периода 8—10 с. В Балтийском море наибольшие волны бывают длиной 55—60 м при высоте до 4 м.
Рис. 3. Профиль волны.
При приближении к берегу элементы волны, а также ее направление изменяются. Это явление называется рефракцией.
Волнение существенно влияет на эксплуатационную деятельность морского рыбного порта. При неудачной компоновке оградительных гидротехнических сооруже ний и неправильной ориентировке входа в порт на его акватории образуется волнение, затрудняющее стоянку судов у причальной стенки и производство грузовых работ.
Т е ч е н и я образуются ветрами, приливо-отливными явлениями, разностью плотностей морской воды, волне нием и представляют собой перемещение значительных масс воды на большие расстояния. По продолжитель ности различают временные, периодические и постоян ные течения.
Временные течения вызываются действием ветра, волнениями у берегов. Приливы-отливы вызывают пе риодические течения (при приливе — в сторону берега, при отливе — наоборот). Постоянные течения (Куросио, Гольфстрим и др.) обусловлены постоянной разницей плотности воды в различных частях океана.
Скорость течения колеблется в широких пределах — от нескольких сантиметров до 2—3 м/с.
Знание течений в районе рыбного порта имеет су щественное значение для правильного расположения в
26
плане морских гидротехнических сооружений, подходных каналов, борьбы с заносимостью и т. д.
Л е д о в ы й р е ж и м характеризуется толщиной льда, его прочностью, сроками образования и вскрытия.
Для эксплуатационной деятельности рыбных портов имеет значение продолжительность ледового периода, который вынуждает прекратить работу порта или про должать ее с помощью ледоколов. Балтийское море по крывается сплошным льдом только в северной части Ботнического залива и в восточной части Рижского. На пример, в Таллинском морском рыбном порту первый лед появляется в среднем в конце января, замерзает порт с середины февраля до начала апреля. Толщина льда — 34 см. В суровые зимы период тяжелой ледовой обстановки в Рижском рыбном порту достигает 85—109 суток. К незамерзающим рыбным портам можно отнести Калининградский, Клайпедский, Мур манский.
Глава III. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПОРТА
АКВАТОРИЯ ПОРТА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕЕ ОБРАЗУЮЩИЕ
При всем разнообразии морских рыбных пор тов в них всегда можно выделить акваторию и терри торию. В общем случае к акватории порта относятся внешний и внутренний рейды, оперативные бассейны
(рис. 4).
Р е й д о м называется водная площадь порта, доста точно защищенная от волнения искусственными огра дительными сооружениями или естественными выступа ми берегов. Рейды служат для стоянки судов перед под ходом к причалам или перед выходом в море, для укры тия от непогоды, а в ряде случаев и для производства грузовых работ. Часть акватории порта, расположенная под защитой оградительных сооружений, называется внутренним рейдом. Внутренний рейд обеспечивает удобный вход и выход судов, а также их разворот и маневрирование.
27
О п е р а т и в н ы е б а с с е й н ы п о р т а (гавани, ков ши) примыкают к внутреннему рейду и в еще большей
мере защищены от волнения.
Для защиты акватории порта от волнения, заноси мое™, льда создают искусственные сооружения, так на-
Рис. 4. Схема порта:
1 — внешний |
рейд; |
2, |
10 — молы; |
3 — волнолом; |
4 — подходный |
|
канал; 5 — входные |
буи |
канала; |
в — ограждающие вехи канала; |
|||
7 — ограждающие буи канала; |
8 — головные огни; |
9 — внутренний |
||||
рейд; 11, 12, 14 — оперативные |
бассейны; 13 — пирсы; 15 — створ |
|||||
ные знаки; |
16 — причалы. |
|
|
|
зываемые молы и волноломы. Мол — это оградительное сооружение, непосредственно соединенное с берегом, волнолом — оградительное сооружение, стоящее отдель но в море, т. е. не соединяющееся с берегом. В плане волноломы и молы могут иметь прямолинейное или кри волинейное очертание с одним или несколькими перело мами оси.
Проход между головами оградительных гидротехни ческих сооружений называют входом в порт. К входу в порт предъявляется ряд требований:
28
ширина входа не должна быть меньше длины рас четного судна;
направление оси входа не должно составлять с на правлением господствующих штормовых ветров угол более 70° во избежание навала судна боковым ветром на голову оградительного сооружения;
желательно, чтобы глубины входа были естественны ми, а его заносимость минимальной.
В зависимости от расположения порта и конфигу рации береговой линии, создающей порту естественную укрытость, морские рыбные порты могут быть:
без оградительных сооружений (Калининградский, Клайпедский);
защищенными одиночными молами или волнолома ми, а также комбинациями тех и других: Вентспилский, Пионерский (СССР); Хашиное (Япония); Куксхафен (ФРГ); Кадис (Испания).
К акватории порта предъявляются следующие требо вания: защищенность от волнения и заносимости; доста точная глубина; размеры площади, обеспечивающие удобное и безопасное маневрирование судов при подхо де к причалам и выходе в море. Глубина акватории порта зависит главным образом от осадки судов, бази рующихся на данный порт. Суда флота рыбной промыш ленности имеют большой диапазон осадки. Это объяс няется, во-первых, различным назначением судов (пла вучие базы, транспортные и производственные рефриже раторы, добывающие и прочие), во-вторых, разнотип ностью судов одного и того же производственного на значения. Осадка в полном грузу плавучих баз состав ляет 5,5—8,2 м, транспортных рефрижераторов — 4,3— 7,6 м, производственных рефрижераторов — 4,37—6,7 м, добывающих 2,36—7 м.
Расчетная глубина Н на подходах к порту и аквато рии порта должна превышать осадки судов, базирую
щихся на данный порт, и может |
быть определена |
по |
|
формуле |
|
|
|
H ~ T T^-[-Zi-\-zi -\-zl -\r zit |
(2) |
||
где Тгр— расчетная осадка судна в грузу |
на |
ровный киль, м; |
|
Zt — навигационный запас глубины |
под |
килем судна, вызван |
ный тем, что дно акватории порта не представляет собой совершенно гладкую поверхность, м;
29
z 2— запас |
глубины на волну, |
вызванный тем, что при дви |
|
жении судно поднимается |
или опускается |
на волне, м; |
|
z j — запас |
глубины на увеличение осадки при |
движении, |
|
зависящей от скорости хода судна, м; |
|
||
г*— запас |
глубины на заносимость, м, |
|
Величины Zj, z2, z3, z4 определяются по рекоменда циям норм технологического проектирования морских рыбных портов (НТП). Навигационный запас глубины принимается в зависимости от длины судна и типа
грунта.
Запас глубины на волну определяется по формуле
г 2 = 0,3h — г„
где Л — расчетная высота волны, м.
При получении отрицательной величины запаса на волну она принимается равной нулю.
Запас глубины на увеличение осадки судна при дви жении обычно учитывается при определении глубины каналов или внутренних акваторий значительной протя женности и определяется по формуле
|
«г, = Ас-Ки, |
где kCK— коэффициент, |
который принимается равным при длине |
судна •— более |
165 м — 0,033; от 165 до 126 м — 0,027; |
от 125 до 86 м — 0,022; 85 м менее — 0,017. v — скорость движения судна, км/ч.
Запас глубины на заносимость определяется по ожи даемой интенсивности отклонения наносов за период между дноуглубительными работами, устанавливаемой на основании технико-экономических расчетов. Запас должен быть не менее 0,4 м, т. е. не меньше величины, при которой возможна производительная работа дно углубительных снарядов.
С учетом общего запаса согласно НТП морских рыб ных портов следует принимать следующие стандартные глубины (в м) для крупнотоннажных судов 7,25; 8,25; 9,75; 11,5; 13,0; для судов промыслового флота: 5,0; 6,5; 7,25; 8,25; для судов портового флота 5,0 и 6,5.
При недостаточных глубинах на подходах к порту искусственным путем устраиваются подходные каналы (Калининградский, Ленинградский и др.).
Для обеспечения безопасности судоходства в любое время суток подходные каналы, акватория порта, молы и волноломы требуют ограждения предупреждающими
30