Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

района перевалки затаренной готовой рыбной продук­ ции, прибывающей с промысла. Назначение района — разгрузка судов и отправка рыбной продукции в глубь страны, а также снабжение судов в очередной рейс.

В практике эксплуатации рыбных портов осуще­ ствляется специализация причалов не только по родам грузов, но и по типам обслуживаемых судов. В Мурман­ ском, Клайпедском, Вентспилском и других портах имеются отдельные группы причалов для базирования мелкотоннажного флота. При этом отпадает необходи­ мость в создании излишних глубин в районах или на участках, обслуживающих мелкосидящий флот, и появ­ ляется возможность оборудовать эти участки специали­ зированной перегрузочной техникой. Находит применение в рыбной промышленности и специализация целых пор­ тов по типам базирующихся на них судов. Она выра­ жается главным образом в изъятии мелкотоннажного флота из транзитно-перевалочных портов и сосредоточе­ нии его в отдельных портах и базах. Например, Пионер­ ский рыбный порт обслуживает средние рыболовные

траулеры (СРТ), траулеры с рефрижераторной установ­

кой (СРТР), Лиепайский — СРТ и средние рыболовные

траулеры типа «Маяк» (СРТМ). В Азовско-Черномор­

ском бассейне намечается базирование на Ильичевский

рыбный порт наиболее

крупного

производственного

и приемо-транспортного флота, на Керченский — в основ­

ном добывающего флота

с заходом

среднетоннажных

рефрижераторов, на Севастопольский

пб’рт — крупного

добывающего флота, а также средне-

и крупнотоннаж­

ных рефрижераторов.

 

Г л а в а IV. ОБОРУДОВАНИЕ МОРСКИХ РЫБНЫХ ПОРТОВ

СКЛАДЫ

При прохождении грузов рыбной промышлен­ ности через порт наиболее выгодно передавать их непо­ средственно с одного вида транспорта на другой (суд­ но— вагон, вагон — судно и т. д.). Однако по ряду при­

40


чин грузы требуют временного хранения, например при некотором несоответствии времени прихода судов и по­ дачи железнодорожных вагонов. В ряде случаев рыбная продукция, прибывшая с промысла, требует сортировки, дополнительной упаковки, маркировки и т. д. На тер­ ритории рыбных портов концентрируются грузы, пред­ назначенные для снабжения судов в очередной рейс (тара, соль, промысловое вооружение и т. д.). В рыбо­ промышленных портах, где осуществляется и переработ­ ка рыбы, возникает необходимость временного хранения

готовой продукции, поэтому порт должен

располагать

определенным количеством складов.

 

По способу хранения грузов склады делят на откры­

тые и крытые.

 

О т к р ы т ы е с к л а д ы представляют

собой благо­

устроенные участки портовой территории, предназначен­ ные для хранения бочек, соли, угля, сепарации, трало­ вых досок и пр.

К р ы т ы е с к л а д ы бывают общего назначения (обслуживающие разные виды грузов) и специализиро­ ванные (предназначенные для хранения определенного вида груза).

Конструктивно склады могут быть выполнены одно-, двух-, и трехпролетными с рампой или без рампы, одно­ этажными и многоэтажными. Ширина пролетов склад­ ских помещений принимается в соответствии с нормами строительного проектирования для одноэтажных скла­

дов

18 и 24 м; для трех и

четырехэтажных

скла­

дов

6 и 9 м.

 

 

 

Высота одноэтажных складов, перерабатывающих

грузы напольным транспортом,

должна быть не

менее

6 м, перерабатывающих грузы с применением подвесного транспорта — с учетом максимальной высоты складиро­ вания грузов, характеристики крана и грузозахватного устройства. Полезная высота первого этажа многоэтаж­ ных складов должна приниматься не менее 6 м, а осталь­ ных этажей — не менее 4,5 м.

На рис. 11 показан поперечный разрез одноэтажного трехпролетного склада с рампой, представляющей собой высокую платформу, которая примыкает обычно к стене склада с тыловой стороны и предназначается для удоб­ ной погрузки-разгрузки вагонов.

41


Рис. 11. Одноэтажный склад из сборных железобетонных конструк­ ций:

1 — балка перекры тия; 2 — подстропильная балка; 3 — парапетны е

пли ­

ты; 4 — колонна; 5 — блоки рампы ; 6 — щ ебеночная подготовка;

7 —

фундамент.

 

Рис. 12. Четырехэтажный склад из сборного железобетона.

Многоэтажные склады оборудуются грузовыми терра­ сами и балконами для обслуживания портальными кра­ нами и представляют собой более сложные сооружения, чем одноэтажные склады (рис. 12).

По признаку расположения по отношению к причаль­ ному фронту различают склады первой линии (прикордонные) и склады второй линии (тыловые).

Распространенным видом специализированных скла­ дов в рыбных портах являются холодильники, которые по назначению можно разделить на следующие группы:

холодильники временного хранения мороженой рыб­ ной продукции (двое-шесть суток), принятой из судов,

42

когда не представляется возможным выгружать ее непо­ средственно в вагоны;

охлаждаемые склады для полуфабриката и готовой

продукции (средней и слабосоленой

сельди, пресервов

в трех — пятикилограммовых банках);

 

холодильники, в которых хранят

мороженую рыбу

для консервного производства и производства других видов рыбной продукции из морской рыбы;

холодильники для-приемки, заморозки, уборки, хра­ нения и отгрузки рыбы, добытой в близлежащем море и внутренних водоемах.

Портовые холодильники необходимо располагать по возможности ближе к линии кордона для сокращения времени нахождения мороженой рыбной продукции на воздухе.

Рис. 13. Схема расположения четырехэтажного холодильника у кордона.

Холодильники могут быть одноэтажными и много­ этажными.

В Калининградском рыбном порту успешно эксплуа­ тируются одноэтажные холодильники со складом кар­ тонной тары на чердачном перекрытии. Вместе с тем при существующей технологии перегрузки мороженой рыбной продукции целесообразно строительство много­ этажных холодильников, расположенных у кордона с та­ ким расчетом, чтобы портальные краны могли подавать рыбную продукцию из судна непосредственно на балко­ ны холодильника (рис. 13).

43


Холодильники большой емкости имеются в Калинин­ градском, Клайпедском, Рижском, Находке и других рыбных портах.

Склады характеризуются емкостью и площадью. Емкость склада Еск представляет собой количество

груза, которое может одновременно храниться на складе

^

С пр a ^XpfeH

 

/дч

Еск ~

т

[

г '

где Gnp — грузооборот причала в год, т;

а — коэффициент складирования, представляющий собой отно­ шение грузооборота склада к грузообороту причала;

7хр — средний срок хранения грузов на складе, сутки;

kn— коэффициент неравномерности грузооборота;

Тн — продолжительность навигационного периода, сутки.

h P зависит

от

количества груза,

прошедшего через

склад за определенный период

п

GCK, числа

тонно-су-

S

 

 

 

 

i=1

 

 

ток хранения его за этот же период

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

2

GCKi(XPi2

 

 

 

 

 

2 Gcki

 

 

n

 

 

t=i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t=i

= С СкЛ р > + G ckA P, + • • • + ° с к „ * х р

 

 

 

 

 

 

Например,

за

месяц

через

холодильник

прошло

10 000 т рыбной продукции, в том числе 5000 т хранилось 14 суток, 3000 т 10 суток, 2000 — пять суток. Следова­ тельно, общее число тонно-суток хранения составит:

П

2 Сск^ Хрг = 500014 + 3000 • 10 + 2000 • 5 = 110 000 (тонно-суток) i=i

110000

СР = Т о ООО = и (су ток)-

Емкость склада может быть установлена также пу­ тем построения интегральных кривых поступления и от­ правления грузов по отдельным месяцам (рис. 14). На таком графике по оси абсцисс откладывается время, а по

44