Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
района перевалки затаренной готовой рыбной продук ции, прибывающей с промысла. Назначение района — разгрузка судов и отправка рыбной продукции в глубь страны, а также снабжение судов в очередной рейс.
В практике эксплуатации рыбных портов осуще ствляется специализация причалов не только по родам грузов, но и по типам обслуживаемых судов. В Мурман ском, Клайпедском, Вентспилском и других портах имеются отдельные группы причалов для базирования мелкотоннажного флота. При этом отпадает необходи мость в создании излишних глубин в районах или на участках, обслуживающих мелкосидящий флот, и появ ляется возможность оборудовать эти участки специали зированной перегрузочной техникой. Находит применение в рыбной промышленности и специализация целых пор тов по типам базирующихся на них судов. Она выра жается главным образом в изъятии мелкотоннажного флота из транзитно-перевалочных портов и сосредоточе нии его в отдельных портах и базах. Например, Пионер ский рыбный порт обслуживает средние рыболовные
траулеры (СРТ), траулеры с рефрижераторной установ |
||
кой (СРТР), Лиепайский — СРТ и средние рыболовные |
||
траулеры типа «Маяк» (СРТМ). В Азовско-Черномор |
||
ском бассейне намечается базирование на Ильичевский |
||
рыбный порт наиболее |
крупного |
производственного |
и приемо-транспортного флота, на Керченский — в основ |
||
ном добывающего флота |
с заходом |
среднетоннажных |
рефрижераторов, на Севастопольский |
пб’рт — крупного |
добывающего флота, а также средне- |
и крупнотоннаж |
ных рефрижераторов. |
|
Г л а в а IV. ОБОРУДОВАНИЕ МОРСКИХ РЫБНЫХ ПОРТОВ
СКЛАДЫ
При прохождении грузов рыбной промышлен ности через порт наиболее выгодно передавать их непо средственно с одного вида транспорта на другой (суд но— вагон, вагон — судно и т. д.). Однако по ряду при
40
чин грузы требуют временного хранения, например при некотором несоответствии времени прихода судов и по дачи железнодорожных вагонов. В ряде случаев рыбная продукция, прибывшая с промысла, требует сортировки, дополнительной упаковки, маркировки и т. д. На тер ритории рыбных портов концентрируются грузы, пред назначенные для снабжения судов в очередной рейс (тара, соль, промысловое вооружение и т. д.). В рыбо промышленных портах, где осуществляется и переработ ка рыбы, возникает необходимость временного хранения
готовой продукции, поэтому порт должен |
располагать |
определенным количеством складов. |
|
По способу хранения грузов склады делят на откры |
|
тые и крытые. |
|
О т к р ы т ы е с к л а д ы представляют |
собой благо |
устроенные участки портовой территории, предназначен ные для хранения бочек, соли, угля, сепарации, трало вых досок и пр.
К р ы т ы е с к л а д ы бывают общего назначения (обслуживающие разные виды грузов) и специализиро ванные (предназначенные для хранения определенного вида груза).
Конструктивно склады могут быть выполнены одно-, двух-, и трехпролетными с рампой или без рампы, одно этажными и многоэтажными. Ширина пролетов склад ских помещений принимается в соответствии с нормами строительного проектирования для одноэтажных скла
дов |
18 и 24 м; для трех и |
четырехэтажных |
скла |
дов |
6 и 9 м. |
|
|
|
Высота одноэтажных складов, перерабатывающих |
||
грузы напольным транспортом, |
должна быть не |
менее |
6 м, перерабатывающих грузы с применением подвесного транспорта — с учетом максимальной высоты складиро вания грузов, характеристики крана и грузозахватного устройства. Полезная высота первого этажа многоэтаж ных складов должна приниматься не менее 6 м, а осталь ных этажей — не менее 4,5 м.
На рис. 11 показан поперечный разрез одноэтажного трехпролетного склада с рампой, представляющей собой высокую платформу, которая примыкает обычно к стене склада с тыловой стороны и предназначается для удоб ной погрузки-разгрузки вагонов.
41
Рис. 11. Одноэтажный склад из сборных железобетонных конструк ций:
1 — балка перекры тия; 2 — подстропильная балка; 3 — парапетны е |
пли |
ты; 4 — колонна; 5 — блоки рампы ; 6 — щ ебеночная подготовка; |
7 — |
фундамент. |
|
Рис. 12. Четырехэтажный склад из сборного железобетона.
Многоэтажные склады оборудуются грузовыми терра сами и балконами для обслуживания портальными кра нами и представляют собой более сложные сооружения, чем одноэтажные склады (рис. 12).
По признаку расположения по отношению к причаль ному фронту различают склады первой линии (прикордонные) и склады второй линии (тыловые).
Распространенным видом специализированных скла дов в рыбных портах являются холодильники, которые по назначению можно разделить на следующие группы:
холодильники временного хранения мороженой рыб ной продукции (двое-шесть суток), принятой из судов,
42
когда не представляется возможным выгружать ее непо средственно в вагоны;
охлаждаемые склады для полуфабриката и готовой
продукции (средней и слабосоленой |
сельди, пресервов |
в трех — пятикилограммовых банках); |
|
холодильники, в которых хранят |
мороженую рыбу |
для консервного производства и производства других видов рыбной продукции из морской рыбы;
холодильники для-приемки, заморозки, уборки, хра нения и отгрузки рыбы, добытой в близлежащем море и внутренних водоемах.
Портовые холодильники необходимо располагать по возможности ближе к линии кордона для сокращения времени нахождения мороженой рыбной продукции на воздухе.
Рис. 13. Схема расположения четырехэтажного холодильника у кордона.
Холодильники могут быть одноэтажными и много этажными.
В Калининградском рыбном порту успешно эксплуа тируются одноэтажные холодильники со складом кар тонной тары на чердачном перекрытии. Вместе с тем при существующей технологии перегрузки мороженой рыбной продукции целесообразно строительство много этажных холодильников, расположенных у кордона с та ким расчетом, чтобы портальные краны могли подавать рыбную продукцию из судна непосредственно на балко ны холодильника (рис. 13).
43
Холодильники большой емкости имеются в Калинин градском, Клайпедском, Рижском, Находке и других рыбных портах.
Склады характеризуются емкостью и площадью. Емкость склада Еск представляет собой количество
груза, которое может одновременно храниться на складе
^ |
С пр a ^XpfeH |
|
/дч |
Еск ~ |
т |
[ |
г ' |
где Gnp — грузооборот причала в год, т;
а — коэффициент складирования, представляющий собой отно шение грузооборота склада к грузообороту причала;
7хр — средний срок хранения грузов на складе, сутки;
kn— коэффициент неравномерности грузооборота;
Тн — продолжительность навигационного периода, сутки.
h P зависит |
от |
количества груза, |
прошедшего через |
|||
склад за определенный период |
п |
GCK, числа |
тонно-су- |
|||
S |
||||||
|
|
|
|
i=1 |
|
|
ток хранения его за этот же период |
|
|
||||
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
2 |
GCKi(XPi2 |
|
|
|
|
|
|
2 Gcki |
|
|
|
n |
|
|
t=i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t=i |
= С СкЛ р > + G ckA P, + • • • + ° с к „ * х р |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Например, |
за |
месяц |
через |
холодильник |
прошло |
10 000 т рыбной продукции, в том числе 5000 т хранилось 14 суток, 3000 т 10 суток, 2000 — пять суток. Следова тельно, общее число тонно-суток хранения составит:
П
2 Сск^ Хрг = 500014 + 3000 • 10 + 2000 • 5 = 110 000 (тонно-суток) i=i
110000
СР = Т о ООО = и (су ток)-
Емкость склада может быть установлена также пу тем построения интегральных кривых поступления и от правления грузов по отдельным месяцам (рис. 14). На таком графике по оси абсцисс откладывается время, а по
44