Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
знаками, которые называют в совокупности средствами навигационного оборудования. Средства навигационно го оборудования порта делятся по месту и способу уста новки на береговые (маяки, огни, створы и пр.) и пла вучие (плавучие маяки, вехи, буи и пр.).
М а я к и — сооружения в виде сплошных башен, обес печивающие видимость на значительном расстоянии за счет светотехнического устройства. Служат для опреде ления места расположения судна, приближающегося
к берегу, |
или ограждения судов от опасностей. |
Ог н и |
— устройства, устанавливаемые, в частности, |
на оконечностях молов и волноломов для указания по ложения и ширины входа в порт в ночное время.
C i в о р ы — это два или несколько маяков, знаков или огней, служащих для указания определенного на
правления судового хода (рис. |
5). |
предостерегатель |
Ве х и — неосвещаемые плавучие |
||
ные знаки (рис. 6). |
|
судоводителей об |
Б уи — знаки, предупреждающие |
||
опасностях в светлое и темное |
время |
суток. Портовые |
буи устанавливаются на подходах к портам, фарвате рах, рейдах и т. д. (рис. 7). Подходный канал ограж
дается буями и вехами |
(см. |
рис. 4). |
ПРИЧАЛЬНЫЙ |
ФРОНТ И ТЕРРИТОРИЯ ПОРТА |
|
П р и ч а л ь н ы й |
ф р о н т — это гидротехниче |
ское сооружение, предназначенное для надежной стоян ки судов во время их обслуживания в порту. Участок причального фронта, обслуживающий одно судно задан ной длины, называется причалом.
Способы начертания причального фронта выбирают главным образом в зависимости от естественных усло вий побережья. В практике портостроения используется следующее расположение причальных линий (рис. 8):
фронтальное, при котором причалы располагаются вдоль берега по прямой или ломаной линии по перимет ру бассейнов или сооружений, ограничивающих аквато рию порта (Клайпедский, Владивостокский, Находка); пирсовое, при котором причалы размещены по -пери метру выдвинутых в акваторию под прямым или острым углом выступов, называемых пирсами (Калининград
ский, Мурманский),
32
Некоторые порты имеют смешанную форму причаль ного фронта, например в Рижском морском рыбном пор ту имеются пирсы, а также врезанный в сушу бассейн.
Каждая форма причальной линии имеет свои досто инства и недостатки. При фронтальном расположении причалов упрощается строительство причальных соору-
Рис. 8. Формы причальной линии:
а — ф ронтальное располож ение |
вдоль |
ны х или лом аны х участков |
берега; |
тальное располож ение в бассейнах; г, располож ение.
прям олиней
б, в — фрон
д— пирсовое
жений, прокладка коммуникаций, размещение тыловых складов; более простая форма акватории облегчает ма неврирование судов и уменьшает возможность скопле ния льда, однако при фронтальном расположении при чалов растянут причальный фронт, что не позволяет компактно расположить районы порта и затрудняет ру ководство перегрузочными работами; усложняется на чертание железнодорожных подъездных путей.
Пирсы разделяются на широкие и узкие. Для пере грузки грузов рыбной промышленности (готовая рыбная продукция, тара и т. д.) обычно используются широкие пирсы, на которых можно разместить железнодорожные
2 Зак. 626 |
33 |
пути, а также склады, например пирс Калининградско го морского рыбного порта имеет ширину 300 м, Риж ского— 100 м. Узкие пирсы используются в качестве специализированных причалов. В Вентспилском торго вом порту, граничащем с рыбным, имеются узкие пирсы (25 м), служащие для бункеровки судов топливом. Вы ступающие на акваторию широкие пирсы с бассейнами между ними представляют собой рациональную схему, пригодную в большинстве случаев для компоновки пор тов. Однако пирсовая система также имеет свои недо статки. Так, при пирсовом расположении причалов за труднено использование торцевых частей пирсов в ка честве причалов; строительство причалов сложнее, чем при фронтальном расположении; затруднено создание значительных площадей территории непосредственно у причального фронта. Перечисленные недостатки пирсовой системы менее существенны, чем их преиму щества.
Т е р р и т о р и я п о р т а — это поверхность суши, вхо дящая в установленные границы порта. Она должна возвышаться над уровнем воды на величину, гаранти рующую незатопляемость причалов и обеспечивающую удобство производства операций по обслуживанию су дов. В соответствии с НТП морских рыбных портов причалы должны возвышаться над средним многолет ним уровнем воды не менее чем на 2 м.
Территория порта делится на следующие зоны: опе рационная, тыловая грузовых районов, территория об щепортовых объектов, нережимная.
Операционная зона включает основные технические элементы, непосредственно участвующие в перегрузоч ном процессе: причальные фронты, портальные краны, склады, железнодорожные пути на причалах.
Тыловая территория в основном находится вне зоны, в которой совершается перегрузочный процесс. Она включает административно-конторские и бытовые поме щения, столовые, инвентарные и материальные склады, мастерские и др.
Территория общепортовых объектов фактически пе реплетается с тыловой территорией грузовых районов. Однако одной из современных тенденций компоновки порта является выделение участков территории для раз мещения общепортовых объектов, к которым можно
34
отнести портнадзор, лоцманскую службу, электрорадионавигационную камеру, контору портофлота, общепор товые объекты, энергохозяйство и др.
Нережимная территория отводится для размещения тех общепортовых объектов, нахождение которых на территории с контрольно-пропускным режимом недопу стимо или весьма неудобно. Основной объект нережим ной территории — здание портоуправления. В том же здании^ могут блокироваться управления других пред приятий рыбной промышленности. Например, в здании, расположенном на нережимной территории Калинин градского морского рыбного порта, кроме управления порта находятся управление базы тралового флота и ба зы рефрижераторного (транспортного) флота.
Ширина той или иной зоны определяется НТП мор ских рыбных портов.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ И КОМПОНОВКЕ ПОРТА
План порта представляет собой взаимно увя занное расположение всех его частей, которые должны быть соразмерны и скомпонованы в одно рациональное целое в соответствии с их производственным назначе нием. Составные элементы плана порта, называемого
при проектировании генеральным планом, можно свести в три группы:
акватория порта; причальный фронт;
территория порта с соответствующим оборудова нием.
На генеральный план порта должны быть нанесены все элементы указанных групп (оградительные соору жения, причалы, перегрузочное оборудование причалов, подъездные железнодорожные пути и автодороги, скла ды, здания различного производственного, администра тивного и бытового назначения и пр.).
Основными показателями генерального плана порта являются:
коэффициент использования территории (отношение площади, занятой зданиями, сооружениями и открыты
ми складскими площадками, к общей площади терри тории порта);
2* 35
коэффициент использования береговой линии (отно шение общей длины причального фронта к протяжен ности естественной береговой линии в пределах границ порта);
удельная площадь акватории, т. е. площадь, отнесен ная к 100 м причального фронта.
Форма плана порта зависит от местных топографи ческих, геологических, гидрологических, а также исто рических факторов, поэтому каждый порт требует ин дивидуального решения и стандартной формы плана быть не может. Можно лишь указать общие принципы размещения и компоновки порта, которыми руководст вуются при проектировании:
план порта должен обеспечивать безопасный и удоб ный вход в порт при любой волне и ветре, удобное ма неврирование судов при подходе к причалам;
необходимо составить план таким образом, чтобы
кпричалам и складам подходили железнодорожные пути
иавтопроезды;
расположение подъездных железнодорожных и авто мобильных путей к порту, а также в порту должно обеспечивать быструю доставку грузов непосредственно на причал или к складам;
в порту или в непосредственной близости от него должны быть размещены все необходимые устройства, обеспечивающие комплексное обслуживание флота (су доремонтные предприятия, бункеровочные базы и пр.
необходимо предусмотреть специализацию причалов; при наличии в одном пункте портов различного на значения (рыбных, торговых, речных) необходимо согла совать их расположение и отвести каждому из них наи более благоприятный для решения соответствующих за
дач участок акватории и территории; причалы для бункеровки топливом, ремонта, газации
отстоя должны быть вынесены в периферийные райо ны порта;
компоновка порта должна обеспечивать минимум ка питальных затрат на строительство и годовых эксплуа тационных расходов порта;
должно быть предусмотрено возможное дальнейшее развитие порта.
Минимально необходимой производственной специа лизацией порта является технологическое районирова
36
ние, которое не следует отождествлять с организацион ной структурой. Под районированием подразумевается разделение причального фронта, а вместе с ним и основ ной территории порта на участки (районы), специали зированные по определенным видам портовых операций. Например, причалы разгрузки мороженой рыбной про дукции, погрузки бочек, бункеровки топливом, газационные и пр.
Рис. 9. Схема расположения основных элементов транзитно-перева лочного морского рыбного порта:
1— холодильник; |
2— склады |
охлаж денной рыбной продукции; 3— скла |
ды генеральны х |
грузов; |
4 — соединительные галереи; 5 — открытые |
склады ; 6 — портальны е краны ; 7 — ж елезнодорож ны е погрузочно-раз грузочны е фронты ; I —V I — причалы .
Состав и размещение основных элементов террито рии порта, его районирование во многом зависят от на значения морского рыбного порта и объема проводимых им работ и услуг.
Транзитно-перевалочный порт состоит из ряда спе циализированных причалов по переработке определен ного вида груза и оказанию других услуг флоту. Спе циализация причала предопределяет расположение тех или иных элементов порта в районе данного причала. На рис. 9 показано расположение основных объектов транзитно-перевалочного порта.
Транзитно-перевалочные порты должны иметь зна чительные складские емкости, которые располагают в две линии (прикордонные и тыловые). Наличие склад ских емкостей позволяет смягчить несогласованность прибытия в порт подвижного состава сухопутного транс порта и судов, так как в отсутствие того или иного груз может быть принят на склад. Прикордонные и тыловые
37
склады могут соединяться крытыми галереями, служа щими для движения безрельсового транспорта. Рыбные грузы, поступающие на холодильники и охлаждаемые склады, при необходимости дорабатывают, переупако вывают, сортируют и т. д.
На причале III выгружаются рыбные грузы, не тре бующие охлаждения. Причалы IV и V служат для от правки на промысел грузов снабжения (тара, соль, про мысловое вооружение и т. д.). Вдоль причального фрон та располагают прикордонные подкрановые и железно дорожные пути. В тыловой части складов также про кладываются железнодорожные линии.
Таким образом, транзитно-перевалочный порт со стоит из ряда специализированных причалов по пере грузке мороженой, охлажденной, соленой рыбной про дукции и грузов промыслового снабжения, а также при чалов для оказания других услуг судам (газационные, ремонтные и т. д.).
В рыбопромышленном порту, план которого изобра жен на рис. 10, имеются, кроме того районы, где рас положены рыбообрабатывающие предприятия. Такие порты помимо транспортных функций выполняют рабо ты по передаче сырья с судов рыбообрабатывающим предприятиям, расположенным в тыловой части их тер ритории.
Выгружаемые рыбные грузы передаются на механи зированные приемные линии, которые доставляют ры бу непосредственно в приемные цехи. Иногда прием ные цехи располагаются непосредственно у кордона (см. рис. 10, пирс № 1).
Разгрузка судов с готовой рыбной продукцией прово дится на отдельных специализированных причалах (см. рис. 10, пирс № 2), оборудованных портальными крана ми. В тыловой части порта располагаются предприятия, вырабатывающие и ремонтирующие ящичную и бочко вую тару для нужд промысла и предприятий, располо женных на территории порта и промысла.
Таким образом, рыбопромышленный порт состоит обычно из двух грузовых районов (участков):
района перегрузки рыбных грузов, прибывающих нава лом. Назначение района — разгрузка судов прибрежного рыболовства и передача груза рыбообрабатывающим предприятиям;
38
Пирс №2 |
Рис. 10. Схема |
расположения |
элементов рыбопромыш |
|||||
|
ленного морского порта: |
|
|
|
|
|||
|
сооружения: |
I — приемные |
цехи; |
I I — |
посольные цехи; |
I I I — |
||
|
уборочные цехи; |
I V |
— холодильники; |
V — консервные |
заводы; |
|||
|
V I — утилизационные |
заводы; V I I |
— жиро-витаминный |
завод; |
||||
|
V I I I — тарные |
заводы; I X |
— ремонтные |
предприятия; X |
— пло |
щадки для |
соли; |
X I |
— механизированные соляные причалы; |
||||||
X I I — |
емкости горючего; X I I I |
— склады; |
X I V |
— административ |
|||||
ные |
здания; |
X V — жестянобаночные фабрики; |
X V |
— коптильно |
|||||
кулинарные |
заводы, |
|
1 — стеллинги; |
2 — портальные |
краны; |
||||
средства механизации: |
|||||||||
3 — железнодорожные |
краны; |
4 — транспортеры; |
5 — траншей |
||||||
ные |
транспортеры; |
6 — приемные линии; |
7 — уборочные |
линии. |