Файл: Кропивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела учеб. для проф.-техн. училищ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 10
как среднее арифметическое замеров в нескольких местах про веряемой поверхности. Такую рамку нетрудно изготовить из листового металла или тонкого картона.
При подсчете количества пятен пришабренных отверстий или вкладышей подшипников удобно пользоваться целлулоидным
а) ч
—ef/A
40
Рис. 256. Контроль качества шабрения: а — провероч ная рамка; б — прием контроля; в — шаблон-сетка
шаблоном (рис. 256, в), вогнутым по радиусу вкладыша. На шаблон наносится сетка с квадратами 25X25 мм, пользуясь ко торой легко определить частоту расположения пятен краски. Удовлетворительным можно считать шабрение, когда 75% кле ток шаблона-сетки имеет среднее число пятен, отвечающее тех ническим условиям (табл. 20).
§ 85. Механизация процесса шабрения
Ручное шабрение, один из наиболее трудоемких процессов слесарной обработки, можно заменить более производительными способами: механической обработкой поверхностей, примене нием специальных шабровочных станков и головок, использо ванием механизированных шаберов электрического и пневма тического действия и др.
Замена ручного шабрения механической обработкой. Часто оказывается возможным заменить шабрение шлифованием,
341
Т а б л и ц а |
20. Требуемая точность шабрения поверхностей в зависимости |
||
|
|
от их |
назначения |
Количество |
|
|
|
пятен |
|
|
|
в квадрате |
Характер |
пришабриваемых поверхностей |
|
25x25 мм |
|||
при |
проверке |
|
|
на |
краску |
|
|
(не |
менее) |
|
|
Рабочие поверхности контрольных эталонов для проверки
30плит, линеек, поверочных приспособлений, измерительных приборов
25 |
Рабочие |
поверхности поверочных |
линеек |
1-го |
класса |
точно |
|
сти длиной до 1500 мм; плиты поверочные 0 и 1-го классов |
|||||||
|
|||||||
|
Линейки поверочные 1-го класса |
точности |
длиной |
свыше |
|||
|
1500 мм; |
линейки поверочные 2-го |
класса |
точности |
длиной |
20до 1500 мм; плиты поверочные 2-го класса точности; ответст венные поверхности скольжения прецизионных станков
Линейки поверочные 2-го класса |
точности |
длиной |
свыше |
1500 мм; плоскости направляющих |
подвижных |
деталей |
стан |
15ков, передвигающихся по плоскости неподвижных деталей (например, каретки станков, суппорты, направляющие шлифо вальных и других станков)
Плиты поверочные 3-го класса точности; плоскости сколь жения неподвижных деталей станков, по которым переме
12щаются подвижные детали (направляющие станин станков, направляющие рукавов радиально-сверлильных станков и пр.); вкладыши подшипников для валов диаметром до 120 мм
Плоскости скольжения сопряженных деталей, относительное перемещение которых требуется лишь при наладке машины,
10а не во время ее работы (направляющие задних бабок токар ных станков, направляющие неподвижных люнетов и т. д.), вкладыши валов диаметром свыше 120 мм
8-10 |
Плоскости сопряжения неподвижных деталей, где исключено |
относительное перемещение (неподвижные стойки станков, |
кронштейны)
чистовым строганием, фрезерованием, тонким растачиванием, притиркой и другими отделочными процессами механической обработки.
Шлифование вместо шабрения позволяет в 5—10 раз повы сить производительность труда. Шлифованием удается заменить ручное шабрение на таких крупных деталях, как станины стан
ков, корпуса турбин и пр. В этих случаях работа |
ведется либо |
на специальных шлифовальных станках, либо на |
универсаль |
ных строгальных, фрезерных и других станках, |
снабженных |
342 |
|
съемными шлифовальными головками. Применение самодвижу щихся шлифовальных головок позволяет механизировать мало производительные и тяжелые приемы ручного шабрения и со кратить более чем в 3—3,5 раза время обработки направляю щих станин.
В ряде случаев оказывается возможным заменить ручное шабрение шлифованием при помощи угловых пневматических шлифовальных машинок или ручных сверлильных машинок
Рис. 257. Пере движные электри ческие шабровоч ные головки с гиб ким валом: а — на плите; б — на пе
реносной стойке
пневматического действия, на шпиндель которых устанавливают чашечный шлифовальный круг.
При обработке направляющих крупных чугунных станин трудоемкое ручное шабрение на некоторых заводах успешно заменяют тонким (финишным) строганием широкими резцами; производительность труда при этом возрастает в 40—50 раз. После такого строгания необходимо лишь декоративное шабре ние— наведение «мороза». Эффективным оказывается и замена шабрения крупных деталей тонким фрезерованием.
В ряде случаев объем шабровочных работ по подгонке чу гунных и бронзовых втулок в одноосных отверстиях значительно уменьшается благодаря применению специальных разверток. Еще более эффективной оказывается замена шабрения протя гиванием и прошиванием.
343
В отдельных случаях ручное шабрение успешно заменяют механизированной притиркой поверхностей пастами.
Механизированное шабрение. Наиболее простым методом механизации ручного шабрения является применение специаль ных передвижных установок, состоящих из электродвигателей с редукторами, гибких валиков и шабровочных головок. Общий вид такой установки показан на рис. 257,а. От электродвига теля мощностью 0,25—0,6 кВт через редуктор 2 посредством гибкого вала 3 вращательное движение передается механизму шабровочной головки 4, который преобразует его в возвратнопоступательное движение шабера 5. Электродвигатель / и ре дуктор 2 установлены на одной плите и по мере необходимости могут быть перенесены с одного места на другое. Аналогичная шабровочная головка с электродвигателем, установленным на специальной переносной стойке, приведена на рис. 257,6.
Существует много различных конструкций шабровочных го ловок, но все они основаны на одном принципе преобразования вращательного движения гибкого вала в возвратно-поступатель ное движение шабера при помощи специального механизма, заключенного внутри головки. Из подобных механизмов приме няются: кривошипные механизмы; конические передачи' с кри вошипными механизмами; -механизмы, состоящие из эксцен трика и кулисы; рычажно-шатунные механизмы и др. Наиболее просты и чаще других используются кривошипные механизмы или устройства с небольшой конической передачей и криво шипным механизмом. Недостатком таких головок является не возможность регулирования величины хода шабера. Этого не достатка лишены головки с кулисными механизмами, допускаю щими регулирование величины хода шабера.
§ 86. Брак при шабрении и его предупреждение
Наиболее характерными видами брака при шабрении являются: неравномерное расположение пятен, образование ри сок, глубоких впадин, наличие заусенцев и шероховатостей при шабриваемой поверхности, неточность шабрения, полное покры тие поверхности краской и др. Эти, а также другие виды брака шаброванной поверхности получаются в результате невнима тельности или неумения вести процесс шабрения. Так, например, неравномерное расположение пятен на пришабриваемой поверх ности получается в тех случаях, когда слесарь шабрит поверх ность длинными штрихами или сильно' нажимает на щабер. Предупредить этот вид брака очень легко: следует соблюдать осторожность при шабрении, не делать длинных рабочих ходов (при черновом шабрении — не более 10—15 мм, а при чистовом 5—10 мм).
Образование рисок, заусенцев и шероховатостей в процессе шабрения происходит вследствие плохой заправки шабера и не-
344
правильных его движений при работе. Предупредить эти де фекты шабрения можно путем правильной заточки и заправки шабера. Нельзя работать тупым шабером; необходимо тща тельно проверять состояние режущей кромки: на ней не должно быть заусенцев и царапин.
Предотвращение образования впадин на пришабриваемой поверхности достигается уменьшением нажима на шабер и тщательной подготовкой поверхности.
Неточность отшабренной поверхности получается вследствие применения неточного поверочного инструмента и неправильного пользования им. Нужно своевременно проверять точность плит и линеек, содержать в чистоте их рабочие поверхности, а также поверхности обрабатываемых деталей, правильно пользоваться инструментом в процессе работы, не нажимать сильно на ин струмент при проверке на краску.
Полное покрытие пришабриваемой поверхности краской по лучается при слишком толстом слое краски, нанесенной на по верочный инструмент. Оно устраняется нанесением на повероч ную плиту или линейку тонкого и равномерного слоя краски.
|
|
|
Глава X I I |
|
|
|
|
|
|
|
ПРИТИРКА И ДОВОДКА |
|
|
|
|||||
|
§ 87. Общие сведения о притирке |
|
|
||||||
П р и т и р к а — операция отделочной |
и |
весьма |
точной |
обра |
|||||
ботки поверхности, |
осуществляемая посредством |
тонких |
абра |
||||||
зивных порошков и паст с целью |
получения плотных, герметич |
||||||||
ных |
(непроницаемых) |
разъемных |
и подвижных |
соединений. |
|||||
В |
машиностроении |
притирке |
подвергаются |
уплотнителыгые |
|||||
поверхности арматуры, |
пробки и корпуса |
кранов, клапаны и |
|||||||
седла двигателей и т. п. Особенно широко распространена |
при |
||||||||
тирка в инструментальном производстве! |
|
|
|
|
|||||
Существует два |
технологических |
способа |
осуществления |
||||||
притирки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первый способ |
состоит в том, что сопрягаемые |
детали |
при |
||||||
тирают одну по другой. Между |
притираемыми |
деталями |
поме |
щаются абразивные порошки или различные пасты. Таким спо
собом притираются, |
например, клапаны |
к седлам, |
пробки |
||
к корпусам кранов и др. |
|
|
|
||
Второй способ состоит в притирке каждой из двух сопрягае |
|||||
мых деталей |
по специальной |
третьей детали — притиру. Так |
|||
притираются |
детали |
топливной |
аппаратуры, |
крышки и |
фланцы |
в плотных соединениях, рабочие поверхности шаблонов, плиток, калибров и пр.
Разновидностью притирки является д о в о д к а , применяемая для получения не только требуемых формы и чистоты поверх ности, но и заданных размеров детали с весьма высокой точ
ностью, |
s |
Сущность процесса притирки заключается в механическом, |
|
точнее — химико-механическом |
удалении с обрабатываемых по |
верхностей частиц притирочными (абразивными) материалами. Поверхность под притирку должна быть тщательно обрабо тана по одному из методов, обеспечивающих точность обра ботки не ниже 2-го класса по ОСТ. К таким методам относятся чистовое шлифование, развертывание, протягивание, тонкое то
чение, тонкое фрезерование, шабрение и др.
Припуск на притирку не должен быть более 0,01—0,02 мм; большие припуски значительно удлиняют процесс притирки. Точность притирки от 0,001 до 0,002 мм, при доводке она дости-
346
гает десятых долей микрона; шероховатость поверхности при притирке находится в пределах 10—14-го классов чистоты.
Притирка может выполняться вручную и механизированным способом. Чтобы произвести притирку поверхности вручную, на притирочную плиту наносят тонким равномерным слоем сме шанный с маслом абразивный порошок; затем деталь кладут притираемой поверхностью на плиту и круговыми движениями перемещают ее по всей плите до получения матового или глян цевого (блестящего) вида поверхности.
Ручная притирка, как и шабрение, представляет собой тя желую и малопроизводительную операцию; поэтому ее, как правило, заменяют механизированной притиркой на специаль ных станках, либо выполняют с помощью механизированных переносных машин.,
§ 88. Притиры и абразивно-притирочные материалы
П р и т и р о м называется инструмент, которым производят притирку деталей. В зависимости от формы и размеров обраба тываемых поверхностей притиры можно разбить на несколько групп: плоские — в виде дисков, плит и брусков (рис. 258, а—в); цилиндрические — для притирки и доводки наружных и внутрен них цилиндрических поверхностей (рис. 258,г); притиры для
конических поверхностей |
(рис. 258, е и ж) и специальные при |
||||
тиры (рис. 258, з). Притиры могут |
быть |
подвижными |
и непод |
||
вижными. |
|
|
|
|
|
П о д в и ж н ы е п р и т и р ы во |
время |
притирки |
или |
доводки |
|
деталей перемещаются, |
а деталь |
либо |
остается |
неподвижной, |
либо перемещается относительно притира. К подвижным при тирам относятся диски, цилиндры, конусы, а также вращаю щиеся притиры с горизонтальной или вертикальной осью вра щения.
Н е п о д в и ж н ы е п р и т и р ы во время работы остаются неподвижными, а притираемая деталь перемещается. К числу таких притиров относятся плиты, бруски и др.
Материал притиров должен быть мягче материала обраба тываемой детали. Это необходимо для того, чтобы зерна абра зивного порошка вдавливались в поверхность притира. При тиры изготовляют из серого чугуна-, мягкой стали, меди, бронзы, свинца, твердых пород дерева и др.
Для предварительной притирки, |
когда снимается большой |
слой металла, следует пользоваться |
притирами из более мяг |
ких материалов, например из меди или сурьмы, которые удер живают крупный абразив лучше, чем, например, серый чугун. Такие притиры снабжают канавками глубиной 1—2 мм, распо ложенными на расстоянии 10—15 мм одна от другой (рис. 258, а, б, е). В канавках собирается притирочный материал. На прити рах для окончательной притирки канавок не делают. Для
347
окончательной притирки или доводки, когда снимается неоольшой слой металла, нужно применять чугунные притиры, так как чугун удерживает только самые мелкие абразивы, что и тре буется при тонкой притирке. Притиры из свинца и дерева при-
I)
Притир
д) Притир
|
|
|
Деталь |
Ж) |
) |
Деталь |
Притир |
|
|||
|
1 |
/ , |
/ |
Л |
|
ЧршА)—• |
|
щ |
|
|
|
г 3 *
!
3) Деталь
Притир
Рис. 258. |
Виды притиров: а — вращающийся диск |
(притир), уста |
||||
новленный на |
простом доводочном |
станке; б, в — притиры в виде |
||||
плит и брусков; г |
— притиры (разрезные втулки) для наружных (/) |
|||||
и внутренних |
(2) |
цилиндрических |
поверхностей; |
д |
— притир (чу |
|
гунный |
или |
стеклянный) в форме |
напильника; |
е, |
ж — притиры |
|
для |
конических поверхностей; з — специальный притир |
меняют лишь для наведения блеска, после того как детали уже приданы окончательные размеры.
А б р а з и в н о - п р и т и р о ч н ы е |
м а т е р и а л ы |
подразде |
||
ляются на две группы: твердые и мягкие. |
|
|||
К твердым |
материалам |
относятся |
наждачные, корундовые, |
|
карборундовые |
и им подобные порошки, твердость |
которых |
||
выше твердости закаленной |
стали. |
|
|
348