Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
Е' |
|
|
|
|
|
|
|
По |
графику |
(см. |
рис. 11.11), |
р- — 0,23; следовательно, |
Е' — 10 ООО X |
||||||
X |
0,23 = 2300 кГ/см2. |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
Определяем эквивалентный модуль упругости на поверхности третьего |
слоя |
||||||||||
|
|
|
Е' |
= |
2300 |
h2 |
= |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
— |
=0,29; — |
= 0,28. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
Е2 |
|
8000 |
D |
|
35,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е" |
|
|
|
Е" = |
|
|
|
|
По |
графику |
на рис. 11.11 = - = 0,22; |
следовательно, |
8000 • 0,22 — |
|||||||
= |
1760 |
кГ/см2. |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитывая, что общая |
толщина |
дорожной |
одежды из условий |
морозоустой |
|||||||
чивости не должна быть менее 55 см, распределяем оставшуюся |
толщину |
слоев |
||||||||||
одежды 55 — 15 = 40 см на верхний слой основания h3 = |
25 см и нижний |
слой |
||||||||||
(предварительно) |
Л4 = |
15 |
см. |
|
|
основания |
возьмем |
подобранную |
||||
|
В качестве материала |
для верхнего слоя |
смесь из известнякового щебня 3-го класса, обработанную цементом? Расчетный
модуль упругости такого материала равен 6000 |
кГ/см2. |
|
|
|
||||||||||
Вычислим |
эквивалентный |
модуль |
упругости |
Е" на поверхности третьего |
||||||||||
конструктивного |
слоя: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Е" |
1760 |
А3 |
= |
25 |
= 0 , 7 . |
|
|
|
||
|
|
|
|
— = |
|
|
- =0,29; |
— |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Е3 |
6000 |
D |
35,6 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
£"' |
|
|
|
|
Е'" = 6000 • 0,12 = |
||
По графику |
(см. рис. 11.11) £— = |
0,12; следовательно, |
||||||||||||
= 720 кГ/см2. |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В качестве материала для четвертого конструктивного слоя возьмем средне- |
||||||||||||||
зернистый песок с модулем упругости |
1200 |
кГ/см2. |
|
|
|
|||||||||
Определим |
|
необходимую толщину |
четвертого |
конструктивного |
слоя. |
|||||||||
|
|
|
|
Е'" |
720 |
' |
£ г р |
= |
375 |
= 0,31. |
|
|
|
|
|
|
|
|
— = |
|
|
=0,60; |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
£ 4 |
1200 |
|
£ 4 |
1200 |
|
|
|
|
||
По |
графику |
(см. рис. I I . l l ) g - = |
0,95; |
следовательно, |
толщина |
четвертого |
||||||||
слоя должна быть |
равна |
ft4 |
= |
35,6 • 0,95 = |
34 |
см. |
|
34 = 74 см > 55 см. |
||||||
Общая толщина дорожной одежды Н — 5 + |
10 + 25 + |
|||||||||||||
Запроектированную дорожную одежду необходимо проверить на растягиваю |
||||||||||||||
щие напряжения при изгибе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Определим |
по табл. |
I I I . 11 или графику (см. рис. I I I . 5 ) |
растягивающие на |
|||||||||||
пряжения на нижней поверхности первого |
конструктивного |
слоя. |
|
|||||||||||
При |
Ев |
|
15 000 |
|
и |
Лх |
5. |
|
|
|
|
|
|
|
— = |
"~тгг~ = 6,5 |
- — = |
— — ==0,14 растягивающее напряжение |
|||||||||||
|
Ен |
|
2300 |
|
|
D |
35,6 |
|
|
|
|
|
|
|
при изгибе равно 4 |
кГ/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Допустимое растягивающее напряжение для верхнего |
слоя асфальтобетона |
|||||||||||||
по табл. |
I I I . 12 составляет |
15 кГ/см2, |
что превышает напряжения, которые воз |
никают под нагрузкой. Определим растягивающие напряжения на нижней по верхности второго конструктивного слоя.
Эквивалентная |
толщина |
верхних |
слоев |
||||
|
|
|
|
I |
|
f |
15 000 |
|
|
Л а |
= 1 |
0 + 5 1 |
/ |
1^осТ = 1 5 ' 4 ™ - |
|
При ^ |
= 1 ™ |
= 6 , 8 |
и |
^ |
= |
^ i |
= o . 4 3 |
Еи |
1760 |
|
|
D |
|
35,6 |
229
растягивающее |
напряжение по |
табл. I I I . 11 или графику (см. |
рис. I I I . 5 ) |
со |
||
ставляет 6,5 кГ/см2, что также |
меньше допустимого |
напряжения |
для асфальто |
|||
бетона нижнего |
слоя, равного |
7,5 кГ/см2 |
по табл. |
I I I . 12. |
|
|
Определим |
величину растягивающих |
напряжений, которые |
возникают |
на |
нижней поверхности третьего конструктивного слоя (щебень, обработанный
цементом). Эквивалентная толщина |
трех верхних |
слоев |
||||||||
|
|
|
|
з. |
f |
15 ООО |
-, |
Г\2 |
ООО |
|
|
|
|
ft8 = 25 + 5 1 / |
|
+ 10 I / |
|
= 4 4 с ж . |
|||
|
При |
|
|
У |
6 000 |
У |
6 000 |
|||
|
|
Ев |
6000 |
|
ft, |
|
44 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
^ |
= ^ f = 8 ' 3 |
" |
Т = 3 5 7 б = 1 ' 2 4 |
||||
растягивающее |
напряжение |
по |
табл. |
I I I . 1 1 |
или |
графику на рис. I I I . 5 равно |
||||
3 |
кГ/см2, |
что также меньше, чем допустимое для щебня, обработанного цементом |
||||||||
по |
табл. |
III . 12 |
(3,5 |
кГ/см2). |
|
|
|
|
|
|
|
Если вместо укрепленного щебня брать слой щебня без вяжущего, то общий |
|||||||||
модуль |
.Еобщ должен |
быть |
уменьшен по табл. I I I . 4 примерно на 20%. Отсюда |
видно,насколько эффективно применять слои, обладающие сопротивлением из гибу, вместо дискретных. Окончательное решение принимают по результатам
сравнения |
вариантов. |
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е р |
3 |
|
Задание. |
Требуется запроектировать |
дорожную одежду с облегченным усо |
|||
вершенствованным |
покрытием |
под нагрузку Н-10 (Q = 9,5 Т, р — 5,5 |
кГ/см2, |
||
D = 33 см). Состав |
движения |
дан в табл. |
I I I . 19. |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
III . 19 |
Тип транспортных средств
Легковые автомобили Автобусы Грузовые
|
Перспективная интенсивность |
||
|
движения на одну |
полосу, |
|
Нагрузка |
авт./сутки |
|
|
на ось, Т |
фактическая |
приведенная |
|
|
|||
|
к нагрузке Н-10 |
||
|
|
||
|
'600 |
|
75 |
6 |
500 |
|
|
8 |
350 |
|
140 |
6 |
1000 |
|
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2850 |
|
365 |
|
|
|
Грунт — супесчаный, |
£ Г р = |
450 кГ/см2. |
|
По морозоустойчивости толщина |
|||||||||||
дорожной |
одежды не лимитирована. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Решение. |
При интенсивности |
движения |
365 автомобилей |
Н-10 в сутки или |
|||||||||||
эквивалентных им 120 автомобилях |
Н-30 требуемый модуль |
упругости |
дорож |
|||||||||||||
ной одежды с |
усовершенствованным |
облегченным |
покрытием по |
графику |
на |
|||||||||||
рис. Ш . З , б равен |
1800 |
кГ/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 см (Et |
= |
||||
= |
Выбираем |
для |
покрытия холодный |
асфальтобетон |
толщиной |
|||||||||||
8000 кГ/см2 |
на |
нижнем |
слое из горячего асфальтобетона |
толщиной |
4,5 см; |
|||||||||||
Е2 |
= 8000 |
кГ/см2). |
|
|
модуль |
упругости |
Е" на поверхности |
третьего |
||||||||
|
Определяем эквивалентный |
|||||||||||||||
конструктивного слоя, так как верхние два слоя, |
имеющие одинаковые |
модули |
||||||||||||||
упругости, |
в расчете можно объединить: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
£ т р |
1800 |
fti |
|
+ |
ft2 |
3 + |
4,5 |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
= |
= 0,225; |
|
2 |
= |
=0,23 . |
|
|
|
|
|||
|
|
|
Е2 |
8000 |
|
D |
|
33 |
|
|
|
|
|
230
По графику на рис. 11.11 = 0,176, следовательно, Е" = 8000 • 0,175
1400 кПсм2. |
2 |
Результаты расчета последовательно записываем в табл. 111.20.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
III . 20 |
|||
№ кон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Толщина |
Модуль |
упру |
Общий |
(экви |
|||||||
Материал конструктивного |
|
слоя |
|
валентный) |
|||||||||||||||||
структив |
|
|
слоя, см |
|
гости |
мате |
модуль |
упру |
|||||||||||||
ного |
слоя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
риала |
гости, |
кГ/смг |
|||||||
|
|
1 |
Холодный асфальтобетон |
|
|
А1 = |
3 |
|
£ 1 = = 8 0 0 0 |
£ т р |
= |
1800 |
|||||||||
|
|
2 |
Асфальтобетон |
|
|
|
|
|
Л2 |
= |
4,5 |
|
£ 2 |
= 8000 |
|
|
|
||||
|
|
3 |
Щебень 3-го класса (I ва |
|
А3 |
= |
41 |
|
£ 3 |
= 3000 |
£ " = |
1400 |
|||||||||
|
|
|
риант) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Щебень, обработанный |
биту |
|
Л4 |
= 20 |
|
£ 4 |
= 5000 |
|
|
|
||||||||
|
|
|
мом ( I I |
вариант) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Грунт |
супесчаный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ г |
р = 450 |
|
|
|
|||
|
|
Д л я основания в первом варианте рассмотрим целесообразность |
применения |
||||||||||||||||||
щебня из камня 3-го классса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Слой щебня не обладает способностью |
работать на изгиб, но толщина |
этого |
|||||||||||||||||
слоя |
по предварительным подсчетам |
|
з н а ч и т е л ь н а ^ ^ > |
|
1 j . В связи |
с этим, со |
|||||||||||||||
гласно пояснениям, данным к табл. |
I I I . 4 |
(см. § I I I . 3 ) , |
с |
учетом значительного |
|||||||||||||||||
веса данного слоя вместе с вышележащими |
слоями поправку в величину |
модуля |
|||||||||||||||||||
упругости можно не вводить. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Тогда |
|
|
|
|
' |
|
|
|
|
|
|
450 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§1 |
1400 |
|
|
|
|
-гр |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
= 0,47; |
|
|
3000 = |
|
0,15. |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
3000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
По |
|
|
|
|
|
А» |
1,25, |
следовательно, |
толщина |
слоя |
щебня |
||||||||||
графику (см. рис. 11.11) -=j = |
|||||||||||||||||||||
А3 |
= |
1,25 |
- 33 = |
41 см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если щебень 3-го класса обработать вязким битумом в установке, то модуль |
|||||||||||||||||||
упругости |
его будет равен 5000 кГ/см2 |
и такой |
щебень будет в состоянии |
сопро |
|||||||||||||||||
тивляться |
растягивающим усилиям. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Определим |
необходимую |
толщину |
щебня, обработанного вяжущим: |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
1400 |
|
|
|
|
EL |
|
|
450 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5000 |
= 0,28; |
|
|
|
5000 = |
0,09. |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Е3 |
|
Е3 |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
По графику |
|
|
h. |
0,78 и, |
следовательно, А3 = |
0,78-33 = |
|||||||||||||
|
|
(см. рис. 11.11) — = |
|||||||||||||||||||
= |
26 см против 41 см при необработанном |
щебне. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
Легко проверить, что напряжение на |
растяжение |
при изгибе |
такого |
слоя |
|||||||||||||||
при |
соотношении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Е гр |
5000-1,5 |
= |
16,7 |
и |
|
|
1,1 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
450 |
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
составит 4,5 кГ/см2 |
(см. рис. I I I . 5 ) , |
что ниже |
допустимого, |
равного 12 |
кГ]см2 |
||||||||||||||||
(см. |
табл. |
I I I . 12). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Выбор того или другого решения должен основываться на экономическом |
|||||||||||||||||||
сопоставлении |
вариантов |
устройства |
38 см необработанного |
щебня или 20 см |
|||||||||||||||||
щебня, обработанного 5% |
битума. |
|
Обрабатывать щебень |
цементом |
нецелесооб |
||||||||||||||||
разно, так как при верхем слое 7,5 см неизбежны усадочные трещины. |
|
|
231
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е р 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Запроектирована |
дорожная |
одежда под движение автомобилей с нагрузкой |
||||||||||||||||||
на ось 10 Т (Н-Р): асфальтобетон толщиной hx = |
10 см (Ег = |
10 ООО |
кГ/см2); |
||||||||||||||||||
щебень известняковый |
из горных пород 2-го класса, |
устроенный |
по |
принципу |
|||||||||||||||||
заклинки, |
А2 = |
22 |
см |
( £ 2 = 4000 |
кГ/см2); |
песок |
гравелистый h3 |
= |
30 см |
||||||||||||
(Е3 |
= 1300 кГ/см2); |
|
модуль |
упругости |
грунта |
земляного |
плотна |
£ г р = |
|||||||||||||
= |
240 кГ/см2. |
Требуется |
определить, какому |
движению |
эта одежда |
соответст |
|||||||||||||||
вует. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ н |
= |
£ г |
р |
240 |
= 0,185; |
h |
|
30 |
= 0,92. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
— |
— i - = |
|
— = |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
Ев |
|
|
Е3 |
|
1300 |
|
D |
32,6 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
По номограмме |
на рис. П . 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
•^общ |
|
Е" |
|
|
|
|
|
|
|
|
кПсм2 |
|
|
|
||||
|
|
|
— — |
= —- = 0,45 |
и |
£ " = |
1300-0,45 = 585 |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
£ в |
|
Е3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(предварительно). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Хотя слой песка и не способен оказывать сопротивление растяжению при из |
||||||||||||||||||||
гибе, но, учитывая |
значительную |
его толщину |
вместе с вышележащими |
слоями, |
|||||||||||||||||
поправку |
по табл. |
I I I . 4 можно |
не |
вводить. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ |
н |
= |
£ " |
|
585 |
= 0,145; |
/г, |
22 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
г |
1 |
— = |
|
— |
= |
= 0,68. |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
£ в |
|
£ 2 |
|
4000 |
|
|
D |
32,6 |
|
|
|
|
|
|
|||
По |
номограмме |
(см. рис. II-11) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
Еобщ |
= |
Е' |
|
|
и |
£ = 4000-0,39= 1560 |
кГ/см2. |
|
|
|
||||||||
|
|
|
— — |
— =0,39 |
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
£ в |
|
Е2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
С поправкой на отсутствие сопротивления |
изгибу |
(см. табл. |
III . 4) при |
|||||||||||||||||
£в |
|
Е, |
4000 |
|
|
|
|
h2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1280 кГ см2. |
|||
— |
= |
— |
= |
= 6,85 |
и — |
= 0,68 получим £ ' = |
1560 • 0,82 = |
||||||||||||||
£ н |
. |
£ " |
585 |
|
|
|
|
Z> |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
£ н |
= |
1280 |
„ |
|
Ах |
= |
10 |
= |
0,31. |
По |
номограмме |
(рис. |
I I . 11) |
||||||||
— |
|
= 0,128; |
— |
|
|||||||||||||||||
£ в |
|
10 000 |
|
|
|
D |
|
32,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
£общ |
= |
£общ |
= 0,20 |
и |
£ 0 б щ = 10 000-0,20 = 2000 |
кГ/см2. |
|
|
||||||||||
|
|
|
- — |
- — |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
Ев |
|
|
Е1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий модуль упругости £0 бщ> согласно графику (см. рис. III.За), соответ ствует движению 300 автомобилей в сутки с нагрузкой на ось в 10 Г (Н-Р).
§ III.13. Сопоставление результатов расчета различными методами
На основании анализа описанных выше способов проектирования нежестких дорожных покрытий в прилагаемой табл. III.21 дается со поставление результатов расчета различными методами для частных случаев суммарного движения за срок службы по одной полосе 107, 106 и 105 расчетных автомобилей с нагрузкой на ось 10 Т. Для методов, применяемых во Франции (расчетная нагрузка 13 Г на ось) и в США (расчетная нагрузка 8,2 Т на ось), сделано соответствующее приве дение к нагрузке 10 Г на ось.
232