Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Е'

 

 

 

 

 

 

 

По

графику

(см.

рис. 11.11),

р- — 0,23; следовательно,

Е' — 10 ООО X

X

0,23 = 2300 кГ/см2.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Определяем эквивалентный модуль упругости на поверхности третьего

слоя

 

 

 

Е'

=

2300

h2

=

10

 

 

 

 

 

 

 

=0,29; —

= 0,28.

 

 

 

 

 

 

 

Е2

 

8000

D

 

35,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е"

 

 

 

Е" =

 

 

 

 

По

графику

на рис. 11.11 = - = 0,22;

следовательно,

8000 • 0,22 —

=

1760

кГ/см2.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что общая

толщина

дорожной

одежды из условий

морозоустой­

чивости не должна быть менее 55 см, распределяем оставшуюся

толщину

слоев

одежды 55 — 15 = 40 см на верхний слой основания h3 =

25 см и нижний

слой

(предварительно)

Л4 =

15

см.

 

 

основания

возьмем

подобранную

 

В качестве материала

для верхнего слоя

смесь из известнякового щебня 3-го класса, обработанную цементом? Расчетный

модуль упругости такого материала равен 6000

кГ/см2.

 

 

 

Вычислим

эквивалентный

модуль

упругости

Е" на поверхности третьего

конструктивного

слоя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е"

1760

А3

=

25

= 0 , 7 .

 

 

 

 

 

 

 

— =

 

 

- =0,29;

 

 

 

 

 

 

 

 

Е3

6000

D

35,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£"'

 

 

 

 

Е'" = 6000 • 0,12 =

По графику

(см. рис. 11.11) £— =

0,12; следовательно,

= 720 кГ/см2.

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

В качестве материала для четвертого конструктивного слоя возьмем средне-

зернистый песок с модулем упругости

1200

кГ/см2.

 

 

 

Определим

 

необходимую толщину

четвертого

конструктивного

слоя.

 

 

 

 

Е'"

720

'

£ г р

=

375

= 0,31.

 

 

 

 

 

 

 

— =

 

 

=0,60;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ 4

1200

 

£ 4

1200

 

 

 

 

По

графику

(см. рис. I I . l l ) g - =

0,95;

следовательно,

толщина

четвертого

слоя должна быть

равна

ft4

=

35,6 • 0,95 =

34

см.

 

34 = 74 см > 55 см.

Общая толщина дорожной одежды Н — 5 +

10 + 25 +

Запроектированную дорожную одежду необходимо проверить на растягиваю­

щие напряжения при изгибе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим

по табл.

I I I . 11 или графику (см. рис. I I I . 5 )

растягивающие на­

пряжения на нижней поверхности первого

конструктивного

слоя.

 

При

Ев

 

15 000

 

и

Лх

5.

 

 

 

 

 

 

=

"~тгг~ = 6,5

- — =

— — ==0,14 растягивающее напряжение

 

Ен

 

2300

 

 

D

35,6

 

 

 

 

 

 

при изгибе равно 4

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустимое растягивающее напряжение для верхнего

слоя асфальтобетона

по табл.

I I I . 12 составляет

15 кГ/см2,

что превышает напряжения, которые воз­

никают под нагрузкой. Определим растягивающие напряжения на нижней по­ верхности второго конструктивного слоя.

Эквивалентная

толщина

верхних

слоев

 

 

 

 

I

 

f

15 000

 

 

Л а

= 1

0 + 5 1

/

1^осТ = 1 5 ' 4 ™ -

При ^

= 1 ™

= 6 , 8

и

^

=

^ i

= o . 4 3

Еи

1760

 

 

D

 

35,6

229


растягивающее

напряжение по

табл. I I I . 11 или графику (см.

рис. I I I . 5 )

со­

ставляет 6,5 кГ/см2, что также

меньше допустимого

напряжения

для асфальто­

бетона нижнего

слоя, равного

7,5 кГ/см2

по табл.

I I I . 12.

 

 

Определим

величину растягивающих

напряжений, которые

возникают

на

нижней поверхности третьего конструктивного слоя (щебень, обработанный

цементом). Эквивалентная толщина

трех верхних

слоев

 

 

 

 

з.

f

15 ООО

-,

Г\2

ООО

 

 

 

ft8 = 25 + 5 1 /

 

+ 10 I /

 

= 4 4 с ж .

 

При

 

 

У

6 000

У

6 000

 

 

Ев

6000

 

ft,

 

44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

= ^ f = 8 ' 3

"

Т = 3 5 7 б = 1 ' 2 4

растягивающее

напряжение

по

табл.

I I I . 1 1

или

графику на рис. I I I . 5 равно

3

кГ/см2,

что также меньше, чем допустимое для щебня, обработанного цементом

по

табл.

III . 12

(3,5

кГ/см2).

 

 

 

 

 

 

Если вместо укрепленного щебня брать слой щебня без вяжущего, то общий

модуль

.Еобщ должен

быть

уменьшен по табл. I I I . 4 примерно на 20%. Отсюда

видно,насколько эффективно применять слои, обладающие сопротивлением из­ гибу, вместо дискретных. Окончательное решение принимают по результатам

сравнения

вариантов.

 

 

 

 

 

 

П р и м е р

3

 

Задание.

Требуется запроектировать

дорожную одежду с облегченным усо­

вершенствованным

покрытием

под нагрузку Н-10 (Q = 9,5 Т, р — 5,5

кГ/см2,

D = 33 см). Состав

движения

дан в табл.

I I I . 19.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

III . 19

Тип транспортных средств

Легковые автомобили Автобусы Грузовые

 

Перспективная интенсивность

 

движения на одну

полосу,

Нагрузка

авт./сутки

 

на ось, Т

фактическая

приведенная

 

 

к нагрузке Н-10

 

 

 

'600

 

75

6

500

 

8

350

 

140

6

1000

 

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2850

 

365

 

 

Грунт — супесчаный,

£ Г р =

450 кГ/см2.

 

По морозоустойчивости толщина

дорожной

одежды не лимитирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

При интенсивности

движения

365 автомобилей

Н-10 в сутки или

эквивалентных им 120 автомобилях

Н-30 требуемый модуль

упругости

дорож­

ной одежды с

усовершенствованным

облегченным

покрытием по

графику

на

рис. Ш . З , б равен

1800

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 см (Et

=

=

Выбираем

для

покрытия холодный

асфальтобетон

толщиной

8000 кГ/см2

на

нижнем

слое из горячего асфальтобетона

толщиной

4,5 см;

Е2

= 8000

кГ/см2).

 

 

модуль

упругости

Е" на поверхности

третьего

 

Определяем эквивалентный

конструктивного слоя, так как верхние два слоя,

имеющие одинаковые

модули

упругости,

в расчете можно объединить:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ т р

1800

fti

 

+

ft2

3 +

4,5

/

 

 

 

 

 

 

 

=

= 0,225;

 

2

=

=0,23 .

 

 

 

 

 

 

 

Е2

8000

 

D

 

33

 

 

 

 

 

230



По графику на рис. 11.11 = 0,176, следовательно, Е" = 8000 • 0,175

1400 кПсм2.

2

Результаты расчета последовательно записываем в табл. 111.20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

III . 20

№ кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толщина

Модуль

упру­

Общий

(экви­

Материал конструктивного

 

слоя

 

валентный)

структив­

 

 

слоя, см

 

гости

мате­

модуль

упру­

ного

слоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

риала

гости,

кГ/смг

 

 

1

Холодный асфальтобетон

 

 

А1 =

3

 

£ 1 = = 8 0 0 0

£ т р

=

1800

 

 

2

Асфальтобетон

 

 

 

 

 

Л2

=

4,5

 

£ 2

= 8000

 

 

 

 

 

3

Щебень 3-го класса (I ва­

 

А3

=

41

 

£ 3

= 3000

£ " =

1400

 

 

 

риант)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Щебень, обработанный

биту­

 

Л4

= 20

 

£ 4

= 5000

 

 

 

 

 

 

мом ( I I

вариант)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грунт

супесчаный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ г

р = 450

 

 

 

 

 

Д л я основания в первом варианте рассмотрим целесообразность

применения

щебня из камня 3-го классса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слой щебня не обладает способностью

работать на изгиб, но толщина

этого

слоя

по предварительным подсчетам

 

з н а ч и т е л ь н а ^ ^ >

 

1 j . В связи

с этим, со­

гласно пояснениям, данным к табл.

I I I . 4

(см. § I I I . 3 ) ,

с

учетом значительного

веса данного слоя вместе с вышележащими

слоями поправку в величину

модуля

упругости можно не вводить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

'

 

 

 

 

 

 

450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1

1400

 

 

 

 

-гр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 0,47;

 

 

3000 =

 

0,15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

 

 

 

 

 

А»

1,25,

следовательно,

толщина

слоя

щебня

графику (см. рис. 11.11) -=j =

А3

=

1,25

- 33 =

41 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если щебень 3-го класса обработать вязким битумом в установке, то модуль

упругости

его будет равен 5000 кГ/см2

и такой

щебень будет в состоянии

сопро­

тивляться

растягивающим усилиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим

необходимую

толщину

щебня, обработанного вяжущим:

 

 

 

 

 

 

 

1400

 

 

 

 

EL

 

 

450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5000

= 0,28;

 

 

 

5000 =

0,09.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е3

 

Е3

 

 

 

 

 

 

 

 

По графику

 

 

h.

0,78 и,

следовательно, А3 =

0,78-33 =

 

 

(см. рис. 11.11) — =

=

26 см против 41 см при необработанном

щебне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легко проверить, что напряжение на

растяжение

при изгибе

такого

слоя

при

соотношении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е гр

5000-1,5

=

16,7

и

 

 

1,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

450

 

 

 

 

 

 

D

 

 

 

 

 

 

 

составит 4,5 кГ/см2

(см. рис. I I I . 5 ) ,

что ниже

допустимого,

равного 12

кГ]см2

(см.

табл.

I I I . 12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор того или другого решения должен основываться на экономическом

сопоставлении

вариантов

устройства

38 см необработанного

щебня или 20 см

щебня, обработанного 5%

битума.

 

Обрабатывать щебень

цементом

нецелесооб­

разно, так как при верхем слое 7,5 см неизбежны усадочные трещины.

 

 

231


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е р 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запроектирована

дорожная

одежда под движение автомобилей с нагрузкой

на ось 10 Т (Н-Р): асфальтобетон толщиной hx =

10 см (Ег =

10 ООО

кГ/см2);

щебень известняковый

из горных пород 2-го класса,

устроенный

по

принципу

заклинки,

А2 =

22

см

( £ 2 = 4000

кГ/см2);

песок

гравелистый h3

=

30 см

3

= 1300 кГ/см2);

 

модуль

упругости

грунта

земляного

плотна

£ г р =

=

240 кГ/см2.

Требуется

определить, какому

движению

эта одежда

соответст­

вует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ н

=

£ г

р

240

= 0,185;

h

 

30

= 0,92.

 

 

 

 

 

 

 

 

— i - =

 

— =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ев

 

 

Е3

 

1300

 

D

32,6

 

 

 

 

 

 

 

По номограмме

на рис. П . 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•^общ

 

Е"

 

 

 

 

 

 

 

 

кПсм2

 

 

 

 

 

 

— —

= —- = 0,45

и

£ " =

1300-0,45 = 585

 

 

 

 

 

 

 

£ в

 

Е3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(предварительно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хотя слой песка и не способен оказывать сопротивление растяжению при из­

гибе, но, учитывая

значительную

его толщину

вместе с вышележащими

слоями,

поправку

по табл.

I I I . 4 можно

не

вводить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

н

=

£ "

 

585

= 0,145;

/г,

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

1

=

 

=

= 0,68.

 

 

 

 

 

 

 

 

£ в

 

£ 2

 

4000

 

 

D

32,6

 

 

 

 

 

 

По

номограмме

(см. рис. II-11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еобщ

=

Е'

 

 

и

£ = 4000-0,39= 1560

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

— —

— =0,39

 

 

 

 

 

 

 

£ в

 

Е2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С поправкой на отсутствие сопротивления

изгибу

(см. табл.

III . 4) при

£в

 

Е,

4000

 

 

 

 

h2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1280 кГ см2.

=

=

= 6,85

и —

= 0,68 получим £ ' =

1560 • 0,82 =

£ н

.

£ "

585

 

 

 

 

Z>

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

£ н

=

1280

 

Ах

=

10

=

0,31.

По

номограмме

(рис.

I I . 11)

 

= 0,128;

 

£ в

 

10 000

 

 

 

D

 

32,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£общ

=

£общ

= 0,20

и

£ 0 б щ = 10 000-0,20 = 2000

кГ/см2.

 

 

 

 

 

- —

- —

 

 

 

 

 

Ев

 

 

Е1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий модуль упругости £0 бщ> согласно графику (см. рис. III.За), соответ­ ствует движению 300 автомобилей в сутки с нагрузкой на ось в 10 Г (Н-Р).

§ III.13. Сопоставление результатов расчета различными методами

На основании анализа описанных выше способов проектирования нежестких дорожных покрытий в прилагаемой табл. III.21 дается со­ поставление результатов расчета различными методами для частных случаев суммарного движения за срок службы по одной полосе 107, 106 и 105 расчетных автомобилей с нагрузкой на ось 10 Т. Для методов, применяемых во Франции (расчетная нагрузка 13 Г на ось) и в США (расчетная нагрузка 8,2 Т на ось), сделано соответствующее приве­ дение к нагрузке 10 Г на ось.

232