в) возрастание модуля с глубиной (когда интенсивность уменьше ния относительных деформаций превосходит интенсивность умень шения напряжений с глубиной).
Последняя закономерность является весьма характерной для грун товых слоев при их нелинейной деформируемости и возрастании плотности по глубине.
Ни расчетная схема метода Союздорнии, ни другие расчетные схе мы современных методов расчета не могут этого обнаружить, потому что они заранее предполагают наличие обязательного соответствия между уменьшением напряжений и уменьшением модуля упругости или деформаций с глубиной ( это положение кладется в основу расчет ных формул).
Многочисленные расчеты, произведенные нами по уравнениям (IV.28) и (IV.29), свидетельствуют о том, что в нелинейно-деформируе
мом слое |
убывание сжатия |
слоя и относительных деформаций %z по |
толщине происходит весьма |
интенсивно (более интенсивно, |
чем в од |
нородных |
линейно-упругих |
слоях). Это обстоятельство было |
незави |
симо от наших исследований установлено в работе К. Грубана, хотя метод решения задачи и исходные предпосылки были различными [2].
Теоретические и экспериментальные исследования напряженнодеформированного состояния грунтового слоя, выполненные с боль шим приближением к реальным условиям, позволили установить до полнительно к имеющимся новые закономерности возможного .распре деления модулей упругости или модулей деформации по глубине слоя в процессе воздействия временной нагрузки, а именно — возрастание их с глубиной.
Применительно к нежестким дорожным одеждам О. Ф. Никитиным под руководством Я. А. Калужского были выполнены теоретическоэкспериментальные исследования напряженно-деформированного со стояния в лабораторных условиях и на моделях дорожных одежд. Эти исследования охватывали как обычные конструкции, у которых расчетные модули слоев убывали с глубиной, так и конструкции, в ко торые вводились более жесткие прослойки, образуя «скачок» (перепад) в изменении модулей по глубине [13].
Внутри слоев или на границе между ними измеряли вертикальные напряжения и перемещения. Характерной особенностью изменения их по глубине являлось, как правило, более интенсивное уменьшение
абсолютных и |
относительных |
вертикальных |
осадок |
по |
сравнению |
с уменьшением |
вертикальных |
напряжений |
на тех |
же |
глубинах |
(рис. IV. 19). |
|
|
|
|
|
Ввиду того что в реальных слоях материалов происходит интенсив ное убывание относительных деформаций и соответственно относитель ное повышение модулей в нижележащих слоях дорожных одежд, сле дует рассмотреть и такие расчетные схемы и конструкции дорожных одежд, у которых плавного убывания или возрастания модулей с глу биной не будет [7].
На практике существует большое число конструкций, у которых общепринятое изменение жесткости по глубине не имеет места в дей ствительности. В качестве примера можно привести реконструируемые