рикатов,изделий; 3) разрабатывают единичные расценки на устройство каждого конструктивного слоя для всех принятых вариантов; 4) со ставляют частные сметы на строительство дорожной одежды по приня тым вариантам; 5) выбирают оптимальный вариант дорожной одежды, который имеет минимальную сметную себестоимость.
При экономическом сравнении вариантов дорожной одежды экс плуатационные затраты на данном этапе не учитывают, поскольку они одинаковы по всем вариантам ввиду равнопрочности конструкций и од нотипности покрытий. Такие расчеты выполняют в настоящее время в проектных дорожных организациях, но методика этих расчетов не обеспечивает проектирования наиболее экономичных дорожных одежд. Поэтому возможен дальнейший технико-экономический расчет на сле дующем этапе.
// этап. Можно скорректировать на основе технико-экономических соображений значения расчетного модуля одежды Ер и модуля грунта земляного полотна Е0 и повторным проектированием комплексной конструкции одежда плюс земляное полотно выбрать наиболее дешевый вариант [16—18].
Требуемый модуль упругости дорожной одежды обычно рассчиты вают по составу и интенсивности движения на перспективу 5, 10, ино гда 15 лет в зависимости от конструкции и возможностей стадийного усиления. В ряде случаев может оказаться экономически эффективным устраивать, одежду большей либо меньшей прочности, чем £ т р , если это оправдано экономическими соображениями.В первом случае одеж да будет служить в течение срока большего, чем расчетный, во втором в течение меньшего срока. Однако во всех случаях должна быть обес печена максимальная экономическая эффективность капиталовло жений.
Экономический эффект от принятой конструкции одежды зависит от начальных затрат на ее устройство, последующих затрат на перевоз ки автомобильным транспортом и затрат на эксплуатацию дороги. Наибольший экономический эффект будет обеспечен в том случае, если суммарная величина этих затрат (приведенные затраты) за опре деленный промежуток времени будет минимальной.
Этот эффект существенно зависит от прочности дорожной одежды. Чем больше прочность, тем больше при прочих равных условиях сто имость одежды и тем меньше эксплуатационные расходы.
Можно подобрать такое значение £ т р , при котором обеспечивается минимум приведенных затрат на строительство и эксплуатацию до роги. Эта прочность обеспечивает наибольший экономический эффект в народном хозяйстве от строительства одежды.
Метод ХАДИ основан на определении требуемой прочности с учетом указанного эффекта [18]. Такой подход к расчету и конструированию
дорожных одежд является наиболее рациональным. |
|
Величина приведенных затрат 3 Н р определяется за время Т с |
срока |
службы одежды по формуле |
|
Т |
|
3 П Р - / С + | Э С , |
(IV.19) |