Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/03

/ 0 *

}ns

10B

101

10s

10*

 

Число проходов

трехосных

айтомоБипш

 

Рис. 1.14. График Инженерного корпуса

Толщину отдельных слоев можно определять с учетом нижних

слоев.

 

 

 

 

 

Как видим, метод недостаточно современен, так как жесткость

отдельных слоев фактически не

учитывается.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.8

 

 

 

 

Количество

прохо­

 

Тип автомобиля

Нагрузка

на ось, Т

дов,

равноценных

 

по

воздействию

 

 

 

 

на дорогу

Одиночная

ось

До

2,3

 

9,6

 

Одиночные

колеса

2,3 - -4,5

 

6,25

 

Одиночная

ось

До

4,5

 

2,95

 

Спаренные

колеса

4 , 5 - -9,0

 

2,64

 

Оси тандем

 

9— 13,6

 

2,37

 

 

До

4,5

 

4,05

 

Одиночные

колеса

4,5 - -9,0

 

2,73

 

Оси тандем

 

4 , 5 - -6,75

 

1,93

 

Спаренные

колеса

6,75- -9,0

 

1,13

 

 

 

9 - -22,7

 

1,03

 

М е т о д А с ф а л ь т о в о г о

и н с т и т у т а

(США) обосно­

вывается экспериментами AASHO и более ранними опытами Асфаль­

тового института. В этом методе, как и в предыдущем,

рассчитывают

общую толщину дорожной одежды с некоторыми поправками для

слоев, обработанных

вяжущими материалами.

Последовательные

этапы расчета следующие:

1) среднесуточное

движение приводят к расчетному с нагрузкой

31


на

ось 8,2 Т для наиболее нагруженной

полосы. Движение относят

к

одной полосе:

 

 

 

 

 

Число полос

 

2

4

^ 6

 

Движение на

полосе, %

5)

45

40

на

Увеличение движения за 20 лет учитывается обычно умножением

коэффициент

1,4;

 

 

 

 

2) по графику

на рис. 1.15 для данного CBR

грунта

земляного

полотна определяют толщину Н дорожной одежды при условии, что вся она состоит только из обработанных органическими вяжущими материалов. Если предполагается применение необработанных слоев основания, то для верхнего слоя основания применяют коэффициент 2, а для нижнего — 2,7. В этом случае покрытие рекомендуют устраивать из материала, обработанного органическими вяжущими горячим способом. Толщину покрытия Яд определяют по точке пересечения наклонных прямых, соответствующих заданному движению, с кри­ вой А . Общую приведенную толщину покрытия вместе с верхним слоем основания йв определяют по точке пересечения с кривой В.

Так, для движения через 20 лет 5000 авт./сутки при CBR = 3 ве­ личина Я получается 38 см. При пересечении с кривой А получается

На = 17 см. Пересечение

диагонали

с

кривой В

дает /гв = 28 см.

Верхний слой

основания

в .0

=F 2

в — Лд).

В нашем примере

/tB . о = 22 см. Нижний слой основания /гн.0 = 2,7

— /гв ) = 2,7 х

X (38—28) =

27 см. Таким

образом

принимается конструкция:

асфальтобетон — 17 см; щебень — 22 см; гравелистый песок —27 см.

о,- Величина CBR

Рис. 1.15. График Асфальтового института

(на наклонных

прямых — движение на

20-й год по двум

направлениям)

 

32


 

Авторы

считают,

что

графиком

можно

пользо­

ваться

и

при

стадийном

усилении

одежды.

Если

рассчитывать

не на 20, а,

скажем, на восемь лет, то

Н

получится

не 17 см, а

меньше,

и усиление потре­

буется

уже через

восемь

лет. Авторы полагают, что

их

метод

содержит

эле­

менты теории,

 

хотя по су­

ществу

он

чисто

эмпири­

ческий.

 

 

 

 

 

 

 

М е т о д Ц е н т р а л ь ­

н о й

л а б о р а т о р и и

п у т е й

 

с о о б щ е н и я

Ф р а н ц и и

аналогичен

описанному выше, но имеет

и некоторые

особенности,

касающиеся

коэффициен­

тов

перехода

для различ­

ных слоев

исходя

из

их

упругих

свойств.

Приве­

денную толщину

конструк­

ции определяют

по графи­

ку

(рис. 1.16)

в

зависимо­

сти от CBR

грунта

земля­

Суммарноеприбеденное движение за срок

ного

полотна

при

разном

 

службы, аВтомо5ил9й

суммарном за срок службы

 

Рис. 1.16.

Приведенная толщина дорожной

количестве расчетных авто­

мобилей

с

нагрузкой на

одежды (к

щебню) при разных CBR грунта и

движении расчетных автомобилей с нагрузкой

ось в

13 Т.,

 

Заштрихован­

 

13 Т на ось

ные

на

графике

полосы

 

 

представляют

собой

переход

от легкого движения к тяжелому; рим­

ские цифры показывают номера зон.

Рекомендуемые конструктивные слои приведены в табл. 1.9 и 1.10. В табл. I . M даны коэффициенты для приведения толщин различных слоев дорожной одежды к слою щебня. Они получены из выражения

 

El

(1.12)

 

5000

 

где Et — модуль упругости данного слоя, кГ/см2;

5000 модуль

упругости щебня,

кГ/см2.

 

Последовательность

расчета такова:

 

1. Определяют суммарное движение расчетных автомобилей (на­ грузка 13 Т на ось) на период 20 лет. Коэффициенты приведения к рас-

2 Зак. 149

33


я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зоны

 

 

 

Слои дорожной

одежды

 

I

 

II

ш

IV

 

V

VI

VII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая толщина слоя, см

 

Битумоминеральные

смеси на

 

 

 

 

 

 

 

 

основании из гравия, укреп­

10

 

10

15

 

15

15

ленного

цементом

 

 

 

 

 

Битумоминеральные смеси на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слое

основания

I

типа

20

 

17,5

а

25

 

22,5

20

Р

( £ > 3 5 0 0

 

кГ/см2)

 

 

I I

 

 

То же ,

 

при

основании

15

 

12,5

20

 

17,5

15

• —

типа ( £ > 5 0 0 0

кГ/сж 2 )

 

 

 

 

Цементированный

гравий

 

20

 

20

20

 

20

20

Слой

основания I

или 11 ти­

20

 

 

0

20

 

20

15

 

па

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.10

Модуль упругости основа-,

 

 

Толщина

черного слоя,

см, для случая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния,

кГ/смг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

нижнего

 

слоя

основания

 

 

 

 

 

 

 

< 1500

 

 

I

См. для зоны I I

 

См. для зоны V I

От

1500 до 2500

|

 

То же

 

 

 

То

же

 

 

 

 

 

 

 

Для

однослойного

основания

 

 

 

 

От

2500 до 3500

 

 

 

 

20

 

 

 

25

 

 

»

3500

» 5000

 

 

 

 

15

 

 

 

20

 

 

 

 

>5000

 

 

 

 

 

12,5

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.11

Слои дорожной

одежды

 

Коэффициент

 

Слои дорожной одежды

Коэффициент

 

приведения

 

приведения

Асфальтобетон •

 

 

 

 

 

Песок,

укрепленный

 

 

Плотные

битумомине­

 

2,0

 

"цементом

 

 

 

1-1,2

ральные

смеси

 

 

 

 

 

 

Щебень

кГ/см*)

 

 

 

 

Гравий,

укрепленный

 

1,5

 

( £ > 3 5 0 0

 

 

1,0

 

цементом

 

 

 

 

 

 

 

 

Гравий ( £ > 1500

 

кГсм?)

0,75

Основной

шлак

 

 

1—1,2

 

Песок ( £ > 7 0 0

кГ/сж 2 )

0,50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.12

Нагрузка

на ось, Т

 

Коэффициент приве­

Нагрузка

на ось, Г

Коэффициент

приве­

 

 

дения

 

 

дения

 

 

 

1

 

 

 

 

0,0007

 

 

 

9

 

 

0,09

 

 

2

 

 

 

 

0,0015"

 

 

10

 

 

0,16

 

 

3

 

 

 

 

0,0028

 

 

11

 

 

0,18-

 

 

 

4

 

 

 

 

0,0045

 

 

12

 

 

0,55

 

 

 

5

 

 

 

 

0,0080

 

 

13

 

 

1,0

 

 

 

6

 

 

 

 

0,0135

 

 

14

 

 

1,85

 

 

 

7

 

 

 

 

0,0250

 

 

15

 

 

3,3

 

 

 

8

 

 

 

 

0,0500

 

 

16

 

 

6,5

 

34


четному автомобилю даны в табл. 1.12, которые определены по фор­ муле

/ Г = = 1 0 0 , 2 5 5 ( С - 1 3 ) )

( 1 Л З )

где С — нагрузка на заднюю ось двухосных автомобилей и 0,57 от нагрузки на мост трехосных автомобилей.

Величина коэффициента F несколько отличается для тяжелых автомобилей от коэффициента МАДИ; это объясняется тем, что в СССР

наибольшая нагрузка на ось для дорог общего пользования принята, как и во многих других странах, не 13 Т, а 10 Т.

2. Определяют CBR грунта земляного полотна.

3.По графику на рис. 1.16 находят толщину, приведенную к ще­ беночному слою.

4.По табл. 1.10 и 1.11 выбирают толщину покрытия и верхнего

слоя

основания

с учетом зоны, определяемой по графику рис. 1.16.

5.

Пользуясь

табл. 1.11 эквивалентных толщин, выбирается не­

сколько вариантов конструкции, которые сопоставляют по их стои­ мости.

В 1971 г. вместо указанного метода предложен каталог типовых конструкций [19] дорожных одежд, полученных по опытным данным. В основу каталога положены свойства грунта, но уже не в виде коэф­ фициента CBR или модуля упругости, а в виде показателя Su зави­ сящего от рода грунта, его влажности, наличия дренажа и воздейст­

вия

мороза. Все возможные

грунты земляного полотна разделяются

на

четыре типа: S u S2, Ss,

S4 .

Ожидаемое движение на дороге (в двух направлениях) обозначают через Tt грузовых автомобилей в сутки с грузоподъемностью выше 5 т на день ввода дороги в эксплуатацию. Предполагают, что коли­ чество таких автомобилей составляет 10% от всего движения и число их по годам увеличивается на 7%.

Конкретно: Тг = 6000—15 000 автомобилей в сутки, Т2 = 3000— 6000, Т3 = 750—3000, Т 4 = 200—750. Понятие о сроке службы умышленно отсутствует как ненадежное. Всего в каталоге девять ти­ пов покрытий и оснований. Для каждого дана конструкция дорожной одежды для разных комбинаций St и Т г (16 вариантов).

Для 7\ и Т2, иногда Т3 в качестве верхнего слоя рекомендуют ' асфальтобетон, для остальных — поверхностную обработку. Верхний слой основания — щебень и гравий, укрепленные гранулированным шлаком, битумом или цементом. Нижний слой основания — щебень или гравий, а также песок, укрепленные гранулированным шлаком, битумом или цементом, щебень или гравий, не обработанные вяжу­ щими.

Наибольшая толщина асфальтобетона 14 см; верхнего слоя основания 30 см, а вся толщина одежды 58—84 см.

Сопоставлять этот метод выбора одежд с расчетами по другим методам ненадежно, так как в основу его положены очень условные характеристики грунтов и вида движения.

2*

35