Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

циальной корзине с ручками для переноски. Переливать кислоту из бутыли в какой-либо другой сосуд следует при помощи сифона и приспособления, обеспечивающего возможность установки и надежного закрепления в нем бутыли с кислотой, а также ее необходимый наклон.

Если кислота или электролит пролилась на палубу в аккумуляторной, необходимо срочно убрать ее чистой тряпкой, смоченной щелочью (5%-ным раствором соды).

Глава VI

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОБЩЕСУДОВЫХ РАБОТ

При выполнении общесудовых работ необходимо стремиться к созданию условий для наиболее высокой производительности труда и полного исключения опас­ ных ситуаций, которые приводят к несчастным случаям. К общесудовым работам относятся: организация рабо­ чих мест, обеспечение безопасности передвижения людей по судну, работы с якорным, шлюпочным, швартовным устройствами, на высоте и за бортом, газация судна и т. п.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Организация любого трудового процесса на судах должна предусматривать необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих. Правильно организовать рабочие места и провести расстановку ра­ бочей силы, а также обеспечить всех работающих спец­ одеждой и необходимыми индивидуальными защитными средствами — одна из главных обязанностей админист­ рации судна. К основным мероприятиям по организации рабочих мест относятся: обеспечение безопасного досту­ па к рабочему месту, а в случае эвакуации — к спаса­ тельным средствам; обеспечение правильной передачи команд и распоряжений; оптимальная для данных усло­ вий компоновка рабочего места; устройство необходи­ мых ограждений, защитных устройств, надписей, обеспе­ чение работающих соответствующим инструментом, при­ способлениями и такелажем; осуществление специаль­ ных мероприятий в зависимости от специфики работ.

136

Рабочим местом обычно называют производственную площадь, специально оборудованную для выполнения определенных операций или исполнения служебных обя­ занностей членами экипажа.

В условиях судна рабочие места могут быть постоян­ ными и временными. Определенную площадку судна, ос­ нащенную соответствующим оборудованием, аппарату­ рой, инструментом и приспособлениями, устройствами, обеспечивающими безопасность труда, называют посто­ янным рабочим местом. Постоянное рабочее место по своему устройству и размерам должно полностью соот­ ветствовать характеру работ.

Временным рабочим местом называют место, необхо­ димое для производства работ, управления и контроля за работой устройств, используемое периодически. Тре­ бования, предъявляемые к организации рабочих мест, заключаются в следующем. Рабочие места должны быть расположены так, чтобы находящиеся на них люди не подвергались опасности. Над всей площадью постоянно­ го рабочего места не должно быть никаких конструкций, расположенных на высоте менее 2 м, а также предметов, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе. Монтировать оборудование непосредственно над рабо­ чим местом разрешается только на высоте более 2 м и при наличии надежных разделительных настилов.

С каждого

рабочего

места на судне

должна быть

предусмотрена

возможность быстрой эвакуации людей

к местам нахождения спасательных средств.

Все рабочие места, где по роду работ может быть

скользко, должны

иметь

рифленую или

ячеистую по­

верхность.

 

 

 

 

При организации работ необходимо обеспечить рабо­

тающим удобную

позу,

причем наклон тела человека

вперед не должен

превышать 15°, чтобы избежать воз­

можного падения. Нельзя допускать длительного поло­ жения человека в согнутом состоянии. Наименьшая уто­ мляемость достигается при чередовании позы «сидя» или «стоя» и при возможности свободного выбора позы. Осо­ бое внимание следует обращать на рабочую позу рыбо­ обработчиков: они должны иметь удобные сиденья, при этом необходимо предусмотреть достаточное простран­ ство (высотой не менее 70 см, шириной 54 см, глубиной 45 см) для удобного размещения ног (рис. 27).

137


Общая вы сот а

у

дь/сота

з* Ё-*

Q О

Й

: 2 о

«

IЩ яСи

^

. СГою

~л

: ю о

о,

‘ СОо

^

I с ц \ о

S

138

Площадки, расположенные на открытых палубах, в рыбцехах, продолжительность работ на которых превы­ шает 1 ч, и в холодное время года покрывают материа­ лом с низким коэффициентом теплопроводности (дере­ вянные решетки, маты).

Рациональная планировка рабочего места предпола­ гает прежде всего установление удобных и безопасных зон для выполнения трудовых операций и соответствую­ щее размещение всего необходимого для работы обору­ дования.

Важная роль в организации рабочих мест отводится обеспечению работающих исправным инструментом и приспособлениями.

К каждому инструменту предъявляются следующие общие требования. Рабочая часть инструмента должна быть правильно обработана и не иметь.дефектов; ру­ коятки изготавливаются из материалов с низким коэф­ фициентом теплопроводности и прочно насаживаются; использование неисправного инструмента не допус­ кается.

Инструменты должны храниться вблизи рабочего мес­ та в специальных ящиках или сумках. Ни в коем случае нельзя складывать инструменты, особенно режущие, на­ валом: во-первых, разыскивая нужный инструмент, ра­ ботающий может поранить руку; во-вторых, подбирать инструменты, сложенные в беспорядке, труднее и доль­ ше и, кроме того, при таком хранении режущие кромки инструментов затупляются. Все это снижает производи­ тельность труда.

Неисправность инструмента — одна из причин трав­ матизма. Так, надломанная или треснутая ручка молот­ ка может при ударе обломиться, что приведет к отрыву ударной части молотка. К молоткам предъявляются сле­ дующие требования. Необходимо, чтобы поверхность бойка была несколько выпуклой, несбитой и иедеформированной, без трещин и заусенцев. Ручки молотков реко­ мендуется изготовлять только из твердых и вязких пород дерева — дуба, клена, березы, кизила. Важно, чтобы направление волокон древесины шло только по длине ручек, так как при косом и особенно поперечном направ­ лении волокон неизбежна их поломка при ударах.

Все ударные инструменты (зубила, оправки, просеч­ ки и т. п.) не должны иметь разбитых головок, длина их

139



не менее 150 мм. Гаечные ключи должны соответство­ вать размерам гаек. Если ключ будет захватывать ган­ ку слишком свободно, он сомнет ее грани, произойдет срыв ключа и от резкого движения руки работающий мо­ жет получить травму.

К месту работы мелкий инструмент переносят в спе­ циальных ящиках или сумках. В трюмы, а также и к дру­ гим рабочим местам, расположенным внизу или на высо­ те, тяжелый инструмент подается с помощью шкентеля. При переносе механизированного инструмента его от­ ключают от питающей сети (при этом не разрешается держать его за рабочую часть).

Весь электроинструмент напряжением свыше 30 В до включения в сеть надежно заземляется.

Приспособления, применяемые при работе, как и средства малой механизации, не должны иметь острых ребер и углов, должны быть удобными и не требовать применения больших физических усилий, вращающиеся части закрываются кожухом. Если масса механизма пре­ вышает 16 кг, на нем предусматривается устройство для строповки и перемещения к месту работы с помощью грузоподъемных средств. Устройства для строповки рас­ полагаются так, чтобы исключалось самопроизвольное перемещение механизма на стропах в процессе его подъ­ ема и транспортировки.

Приспособления устанавливаются на палубе или стеллажах так, чтобы при качке судна, толчках или вибрации они не опрокидывались. Все тяжелые приспособления надежно крепятся в положении попоходному в предусмотренных для этого на судне мес­ тах.

Рабочие места нельзя' размещать в опасных зонах. Опасная зона — это пространство, в котором постоянно или периодически действуют или возникают факторы, опасные для жизни и здоровья человека.

Опасная зона может быть резко ограниченной, на­ пример зона между набегающей ветвью приводного ре­ мня или шкивом; зона между сходящимися венцами зуб­ чатых колес или между валами сететрясной машины (рис. 28), зона распространения взрывной волны или опасных излучений; зона вокруг открытых токоведущих частей высокого напряжения.

140

Во многих случаях опасная зона может изменяться в пространстве, например, при перемещении грузов кра­ ном (стрелой) при работе на открытой палубе низко­ бортного судна во время шторма и т. п.

Все опасные зоны должны быть выделены специаль­ ными ограждениями, обозначены предупредительными знаками, надписями или снабжены блокировочными, сигнализационными устройствами.

Рис. 28. Опасные зоны машин:

а — между консервной банкой н закаточным механизмом; б — между набегаю­ щей ветвью приводного ремня нлн транспортера и шкивом; в — между шестер­ нями редуктора; г — между сходящимися ролами сетевыборочной машины.

Администрация судна, организуя работу в опасных зонах, обязана проверить наличие необходимых огра­ дительных и защитных устройств, знаков и надписей. При отсутствии или неисправности постоянных огражде­ ний устанавливаются временные ограждения. Согласно правилам техники безопасности ограждения устанавли­ ваются на все открытые проемы в палубах, на рабочих местах, площадках, проходах, расположенных на высо­ те. Кроме того, ограждаются все движущиеся части обо­ рудования, а также тросы, расположенные в проходах и вблизи рабочих мест, места возможного прорыва горя­ чей воды, пара, ядовитого газа и разброса твердых частиц.

141


Ограждения проемов и площадок, расположенных на высоте, устраиваются таким образом, чтобы исключить возможность падения работающих через них или между

ними. Высота ограждения должна

составлять . 900 мм.

Все остальные ограждения, кроме

ограждения

трапов,

обычно имеют высоту 1000 мм и

выполняются

двумя

промежуточными релингами через 330 мм. Расстояние

между стойками ограждения не

должно превышать

1500 мм.

расположенные на

Все площадки и рабочие места,

высоте 500 мм, ограждаются. Иногда ограждения рабо­ чих площадок следует делать с закраинами (с зашив­ кой нижней части ограждения) высотой 100—150 мм. В необходимых случаях устраивают съемные ограж­ дения.

Для предотвращения опасных ситуаций, способных вызвать поломку оборудования или аварию, а также привести к несчастным случаям, устанавливают защит­ ные приборы (блокирующие устройства, снимающие вы­ сокое напряжение при вскрытии судовой радиоаппарату­ ры, устройства, препятствующие открытию дверей в главном распределительном щите и др.). К приборам, предотвращающим опасные ситуации, относятся огра­ ничители тягового усилия грузовых или траловых лебе­ док, автоматическое устройство для отключения насоса, перекачивающего топливо к форсункам при предельно допустимом понижении уровня воды в котлах и т. п.

Большое значение для правильной организации рабо­ чего места имеют устройства, сигнализирующие об опас­ ных ситуациях. Все сигнализирующие приборы разделя­ ются на две группы: аварийные, требующие принятия немедленных мер, срабатывающие на предельных пара­ метрах, и предупредительные, позволяющие принять не­ обходимые меры по данному сигналу в течение опре­ деленного промежутка времени после получения сиг­ нала.

Аварийные сигналы желательно связывать с защит­ ными блокировками, автоматически отключающими обо­ рудование при опасной ситуации, или включающимися системами, устраняющими аварии. Все звуковые сигна­ лы должны хорошо различаться на фоне общего шума установки. Сигналы о необходимости принятия сроч­ ных мер должны быть звуко-световыми и очень чет-

142