Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
1
. кими, резко отличающимися от предупредительных сиг налов.
Для предотвращения самопроизвольных действий ма шин, механизмов и устройств под влиянием тех или иных факторов (сотрясений, качки) устанавливаются стопорные устройства.
При подготовке рабочих мест администрация судна должна следить за надежностью работы тормозных ус тройств всего судового оборудования. На тех механиз мах, где устанавливаются дублирующие тормозные уст ройства, каждое из них должно рассчитываться на пол ное тормозное усилие. Необходимо, чтобы тормозное уст ройство обеспечивало быстрое торможение, гарантиру ющее безопасность работающих и оборудования.
Следует также следить за исправностью фиксаторов различных устройств. Конструкция их должна исклю чать возможность самоотдачи под влиянием случайных факторов.
Отдельные элементы ручного привода (например, не снятые съемные рукоятки) при включении механическо го привода могут неожиданно прийти в движение и на нести тяжелую травму находящимся вблизи людям, по этому рукоятки ручного привода должны быть самоот ключающимися либо необходимо устанавливать соответ ствующие блокирующие устройства, не допускающие включения механического привода при навешенной ру коятке.
Если вблизи рабочих мест имеются нагретые поверх ности температурой выше 40° С, применяется теплоизо ляция, экранирование и герметизация.
Экранирование горячих элементов или удаление их за пределы рабочих зон и мест пребывания работаю щих осуществляется в тех случаях, когда нельзя тепло изолировать данную поверхность (электроспирали на гревательных приборов). Экраны должны устанавли ваться на таком расстоянии от горячих элементов, чтобы они не нагрёвались сами.
При организации рабочих мест иногда приходится осуществлять дополнительные мероприятия, связанные с особенностью работ, например санитарно-гигиеничес кие и эстетические, противопожарные, спасательно-про филактические, мероприятия при работе на высоте, в штормовых условиях и др.
143
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЭКИПАЖА ПО СУДНУ
Поступающий на судно член экипажа должен быть ознакомлен с особенностями конструкции судна, судо вых устройств, правилами поведения человека при пере ходе по палубам, коридорам, трапам, в стесненных и опасных местах. Администрация судна обязана строго следить за соблюдением правил безопасного передвиже ния людей.
В целях безопасности членов судовой команды пра вилами не разрешается бегать по проходам и трапам, прыгать и шагать через несколько ступеней, съезжать на поручнях, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди, проходящие по трапам, должны дер жаться за поручни. При передвижении по вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опо ры на три точки. Нельзя ходить в нерабочей обуви в пи щеблоке и других служебных помещениях, а также спус каться по трапам в трюмы, шахты и танки.
При движении по трапу не допускается скопление людей, причем уступается дорога комсоставу по стар шинству или идущему сверху.
Над действующими трапами и проходами нельзя производить никаких работ, если проведение их необхо димо, то на период работ проход нужно перекрыть. Вход на судно и сход с него на берег или на стоящее рядом судно разрешается только по трапам и сходням.
Нельзя размещать на верхней палубе и проходах гру зы, мешающие безопасному выполнению работ с оруди ями лова, промысловыми механизмами и затрудняющие выполнение других видов работ и передвижение людей по судну.
Особое внимание при обучении членов экипажа дол жно быть уделено умению обращаться с металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежание травм рук и ног, особенно во время качки судна, следует открывать двери двумя руками, одновременно отдавая обе задрай ки. Переступать порог нужно тогда, когда под влиянием крена дверь легко пойдет в сторону накренившегося бор та. Необходимо также постоянно следить за исправностью задраек, резиновых прокладок дверей, люков и наличием на них стопорных устройств достаточной прочности.
144
Правилами техники безопасности запрещается хо дить по бортовым решеткам, планширю и сидеть на нем независимо от состояния погоды.
К временным переходам предъявляются такие же требования, как и к постоянным проходам.
В тех случаях, когда необходим проход по грузу, ну жно следить за тем, чтобы концы досок были располо жены на одном уровне и скреплены друг с другом без уступов. При наклонных сходах (более 10ч) на настиле на одинаковом расстоянии (300—350 мм) друг от дру га набиваются опорные планки. Гибкие леера натягива ются так, чтобы провес по всей длине леера не пре вышал 10 см, расстояние, между стойками — не более 150 см.
Если палуба судна с обоих бортов завалена рыбой, вахтенный штурман обязан установить леера, обе спечивающие безопасный проход людей, и одно временно следить за тем, чтобы не оставались откры тыми без надобности неогражденные люки трюмов и горловины.
Вахтенная служба следит за тем, чтобы палуба и трапы не были скользкими. Для этого систематически производится скалывание льда, уборка слизи и жира, накапливающихся при обработке рыбы. Околка льда производится группой матросов (не более четырех че ловек) под непосредственным руководством вахтенного помощника капитана.
Контроль за исправным состоянием проходов, трапов, сходней, палуб, а также дверей и ограждений должен осуществляться повседневно. Обнаруженные неисправ ности немедленно устраняются. При невозможности ре монта на промысле до прихода судна в порт поврежден ных ограждений они заменяются временными, выпол ненными по тем же конструктивным требованиям, что и постоянные.
Командный состав судна обязан следить за тем, что бы все помещения в темное время суток и не освещенные естественным светом, а также проходы, коридоры, шах ты, трюмы, бытовые и служебные помещения были по стоянно обеспечены искусственным светом от стацио нарной энергетической установки. Отсутствие освеще ния в перечисленных местах может стать причиной не счастного случая.
10-224 |
145 |
РАБОТА С ЯКОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ
Одним из основных и ответственных устройств на судне является якорное устройство. От его состояния и обслуживания во многих случаях зависит сохранность судна, груза и безопасность людей, поэтому админист рация судна обязана следить за техническим состоянием якорного устройства, в частности за действием вертлю гов и стопоров, и соблюдением правил техники безопас ности при его эксплуатации.
Подъем и отдачу якоря следует производить только по распоряжению вахтенного помощника капитана.
При постановке судна на якорь или при подъеме яко ря в районе брашпиля должны находиться только лица, имеющие допуск к обслуживанию якорного устройства.
Перед началом работы на брашпиле необходимо тща тельно подготовить и опробовать его на холостом ходу. При этом перед вводом в действие брашпиля с паро вым приводом открывают краники для спуска воды (конденсата) из паропровода и цилиндров, после чего слегка открывают вентиль пара для прогрева цилинд ров и провертывают брашпиль на малых оборотах. Все движущиеся части брашпиля должны быть ограждены.
Перед отдачей якоря необходимо освободить цепь (ленточный стопор на брашпиле должен быть закреп лен, муфта сцепления брашпиля — разъединена) и от дать палубный стопор. Если механический брашпиль (шпиль) имеет ручной привод, надо снять его рукоятку, так как во время работы она может травмировать рабо тающих. Следует также перед отдачей якоря разнести буйреп шлагами (или вытравить его за борт), а буек (томбуй) подготовить к безопасной отдаче (на планши ре, киповой планке) и проследить за тем, чтобы при от даче якоря на воде не было шлюпок, плотиков и т. п.
При отдаче якоря матросу следует стоять у стопора брашпиля сбоку, не наклоняясь к нему близко (рис. 29), опасно находиться на линии движения якорной цепи и у клюзов.
Чтобы якорь «забрал» с первой покладки на грунт, отдача его независимо от вида движения судна (задним, передним ходом и т. п.) должна производиться на на правлениях укладки якорной цепи на грунте. Там, где глубина не превышает 50 м, отдача якоря производится
146
отжимом ленточного стопора. Отдача якоря на глуби нах, превышающих 50 м, мбжет вызвать динамические нагрузки на якорную цепь. В этих случаях якорь при от даче нужно стравливать при помощи брашпиля и отда вать с тормоза в тот момент, когда до грунта остается не более 30 м.
Рис. 29. Безопасное место нахождения матроса у брашпиля.
При работе с якорным устройством необходимо со блюдать следующие меры предосторожности: при стопо рении стравливаемой якорной цепи следить, чтобы на барабане брашпиля не оказалось соединительной ско бы, что может повлечь разрыв якорной цепи; если при подъеме якоря произойдет заедание якорной цепи, за жатую в брашпиле цепь надо освобождать ходом бра шпиля, руками освобождать цепь опасно; освобождать якорь от запутанного троса или якорной цепи необходи мо с палубы судна баграми; все работы с якорной цепью должны производиться только при помощи специальных
10* |
147 ' |
крючков; при подъеме буйка из воды необходимо под нимать его багром, стоя за фальшбортом (леерным ог раждением) .
Правилами по технике безопасности запрещается: разобщать муфту сцепления брашпиля, не убедившись в надежности крепления ленточного стопора; во время отдачи (подъема) якоря находиться на линии движения якорной цепи; становиться ногой на набитую (натяну тую) якорную цепь; работать брашпилем, когда очи щается якорь; после подъема оставлять якорь закре пленным только на ленточных стопорах; якорную цепь необходимо крепить стопорами.
На судах, перевозящих нефтепродукты I класса, для предупреждения искрообразования от трения и ударов цепей о стопоры (к внутренней стороне стопоров, как правило, приклепывают асбестовые листы), звездочки брашпиля, губы клюзов и т. п? следует обильно орошать
водой.
Правилами не допускается нахождение людей в цеп ном ящике в момент отдачи якорей. Все работы с якор ной цепью как в цепном ящике, так и на палубе следу ет выполнять только при помощи специальных крючьев. При стоянке судна у причала, в доке, а также на ходу якорные цепи должны быть взяты на стопоры.
ШВАРТОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Каждое судно вынуждено швартоваться к причалу или к борту другого судна или само принимает к борту суда в открытом море. Анализ производственного трав матизма показывает, что до 8% всех несчастных случаев на судах происходит при швартовных операциях. Для пре дупреждения несчастных случаев при швартовке необ ходимо четкое знание правильных приемов работы и строгое выполнение правил техники безопасности, ко торые сводятся к следующему.
Перед началом швартовных операций все грузовые стрелы и другие выступающие за борт предметы и уст ройства должны быть завалены на палубу и раскреп лены; места у швартовных устройств освобождаются от завалов.
Ответственность за безопасное проведение швартов ки возлагается на капитана или его старшего помощни
148
ка, которые расставляют матросов в безопасные |
места |
и удаляют всех посторонних лиц из опасной |
зоны |
(рис. 30).
Во время выборки тросов у швартовных механизмов должны находиться только лица, занятые этой работой, знающие, как безопасно выполнять швартовные опе рации.
Опасная
зона
Опасная
зона
Рис. 30. Опасные зоны на судах во время швартовных операций.
Для обеспечения безопасности старший помощник капитана обязан лично осмотреть тросы, стопорные це пи, скобы и другие приспособления и убедиться в том, что они имеют соответствующие сертификаты, исправны и надежны в работе, осмотр необходимо производить
149
после отхода судна от причала. Если у стальных швар товых тросов обнаружены лопнувшие проволоки в коли честве 10% от их общего числа на длине троса, равной восьми диаметрам, тросы заменяются новыми.
При подготовке к швартовным операциям необходи мо задраить иллюминаторы, которые находятся на уровне причалов или корпуса швартуемого судна, трос вытрав ливают из бухт и разносят по палубе. После этого надо подготовить кранцы и аккуратно их уложить в доста точном количестве. В темное время суток места, где про водятся швартовные операции, должны быть хорошо
освещены.
При швартовке судов подача бросательного конца производится только после привязывания к швартовому тросу и окрика: «Берегись!».
Несмотря на то что в настоящее время способ пере дачи швартовых концов при помощи обыкновенных вы бросок широко распространен, он в основном пригоден только для работы в условиях спокойного моря, незначи тельного ветра и у причалов. При свежем ветре и волне нии следует применять линеметные устройства, предназ наченные для передачи линя на берег или на другое суд но при авариях.
Линеметные устройства находятся в местах, откуда подаются проводники, причем в каждой точке должны находиться два дублирующих друг друга устройства (на случай выхода из строя одного из устройств или об рыва линя при выборе проводника). Кроме того, в мес тах подачи проводников рекомендуется иметь еще по две выброски. При помощи лпнеметного устройства удоб но передавать проводники первых подаваемых шварто вых по одному на нос и корму швартующегося судна. Следующие концы лучше подавать при помощи обык новенных выбросок, так как расстояние между судами уже значительно уменьшится.
Заводить швартовый трос с помощью шлюпок разре шается только в тех случаях, когда сила ветра незначи- . тельна и только на акватории порта. При этом ходовой конец крепится к шлюпке таким образом, чтобы в слу чае необходимости его можно было быстро отдать. Если в кормовой части шлюпки уложен вытравливаемый трос, то во избежание несчастного случая находиться там нельзя.
150
После подтягивания судна к причалу или к швартуе мому судну швартовые концы с турачек шпилей или брашпилей переносят на кнехты, предварительно нало жив на них стопор. Швартовый трос заводится на кнехт шлагами в виде восьмерки (рис. 31) и удерживается на
Рис. 31. Правильные приемы наложения шлагов.
нем силой трения. Для надежного удержания судна на до набросить пять-шесть шлагов троса. В месте пере сечения на верхнюю часть шлагов (между тумбами) на трос накладываются схватки.
Для проводки швартовых тросов в фальшборте име ются отверстия с установленными в них швартовыми клюзами.
Правилами техники безопасности при швартовных операциях запрещается: протаскивать швартовые концы через клюзовые отверстия без применения специальных крючьев; перегибаться через фальшборт или держать ру ки на планшире фальшборта; подавать на берег шварто вые тросы с колышками (трос должен быть очищен от колышек заранее); подбирать швартовый трос до осво
151