Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

. кими, резко отличающимися от предупредительных сиг­ налов.

Для предотвращения самопроизвольных действий ма­ шин, механизмов и устройств под влиянием тех или иных факторов (сотрясений, качки) устанавливаются стопорные устройства.

При подготовке рабочих мест администрация судна должна следить за надежностью работы тормозных ус­ тройств всего судового оборудования. На тех механиз­ мах, где устанавливаются дублирующие тормозные уст­ ройства, каждое из них должно рассчитываться на пол­ ное тормозное усилие. Необходимо, чтобы тормозное уст­ ройство обеспечивало быстрое торможение, гарантиру­ ющее безопасность работающих и оборудования.

Следует также следить за исправностью фиксаторов различных устройств. Конструкция их должна исклю­ чать возможность самоотдачи под влиянием случайных факторов.

Отдельные элементы ручного привода (например, не­ снятые съемные рукоятки) при включении механическо­ го привода могут неожиданно прийти в движение и на­ нести тяжелую травму находящимся вблизи людям, по­ этому рукоятки ручного привода должны быть самоот­ ключающимися либо необходимо устанавливать соответ­ ствующие блокирующие устройства, не допускающие включения механического привода при навешенной ру­ коятке.

Если вблизи рабочих мест имеются нагретые поверх­ ности температурой выше 40° С, применяется теплоизо­ ляция, экранирование и герметизация.

Экранирование горячих элементов или удаление их за пределы рабочих зон и мест пребывания работаю­ щих осуществляется в тех случаях, когда нельзя тепло­ изолировать данную поверхность (электроспирали на­ гревательных приборов). Экраны должны устанавли­ ваться на таком расстоянии от горячих элементов, чтобы они не нагрёвались сами.

При организации рабочих мест иногда приходится осуществлять дополнительные мероприятия, связанные с особенностью работ, например санитарно-гигиеничес­ кие и эстетические, противопожарные, спасательно-про­ филактические, мероприятия при работе на высоте, в штормовых условиях и др.

143

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЭКИПАЖА ПО СУДНУ

Поступающий на судно член экипажа должен быть ознакомлен с особенностями конструкции судна, судо­ вых устройств, правилами поведения человека при пере­ ходе по палубам, коридорам, трапам, в стесненных и опасных местах. Администрация судна обязана строго следить за соблюдением правил безопасного передвиже­ ния людей.

В целях безопасности членов судовой команды пра­ вилами не разрешается бегать по проходам и трапам, прыгать и шагать через несколько ступеней, съезжать на поручнях, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди, проходящие по трапам, должны дер­ жаться за поручни. При передвижении по вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опо­ ры на три точки. Нельзя ходить в нерабочей обуви в пи­ щеблоке и других служебных помещениях, а также спус­ каться по трапам в трюмы, шахты и танки.

При движении по трапу не допускается скопление людей, причем уступается дорога комсоставу по стар­ шинству или идущему сверху.

Над действующими трапами и проходами нельзя производить никаких работ, если проведение их необхо­ димо, то на период работ проход нужно перекрыть. Вход на судно и сход с него на берег или на стоящее рядом судно разрешается только по трапам и сходням.

Нельзя размещать на верхней палубе и проходах гру­ зы, мешающие безопасному выполнению работ с оруди­ ями лова, промысловыми механизмами и затрудняющие выполнение других видов работ и передвижение людей по судну.

Особое внимание при обучении членов экипажа дол­ жно быть уделено умению обращаться с металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежание травм рук и ног, особенно во время качки судна, следует открывать двери двумя руками, одновременно отдавая обе задрай­ ки. Переступать порог нужно тогда, когда под влиянием крена дверь легко пойдет в сторону накренившегося бор­ та. Необходимо также постоянно следить за исправностью задраек, резиновых прокладок дверей, люков и наличием на них стопорных устройств достаточной прочности.

144


Правилами техники безопасности запрещается хо­ дить по бортовым решеткам, планширю и сидеть на нем независимо от состояния погоды.

К временным переходам предъявляются такие же требования, как и к постоянным проходам.

В тех случаях, когда необходим проход по грузу, ну­ жно следить за тем, чтобы концы досок были располо­ жены на одном уровне и скреплены друг с другом без уступов. При наклонных сходах (более 10ч) на настиле на одинаковом расстоянии (300—350 мм) друг от дру­ га набиваются опорные планки. Гибкие леера натягива­ ются так, чтобы провес по всей длине леера не пре­ вышал 10 см, расстояние, между стойками — не более 150 см.

Если палуба судна с обоих бортов завалена рыбой, вахтенный штурман обязан установить леера, обе­ спечивающие безопасный проход людей, и одно­ временно следить за тем, чтобы не оставались откры­ тыми без надобности неогражденные люки трюмов и горловины.

Вахтенная служба следит за тем, чтобы палуба и трапы не были скользкими. Для этого систематически производится скалывание льда, уборка слизи и жира, накапливающихся при обработке рыбы. Околка льда производится группой матросов (не более четырех че­ ловек) под непосредственным руководством вахтенного помощника капитана.

Контроль за исправным состоянием проходов, трапов, сходней, палуб, а также дверей и ограждений должен осуществляться повседневно. Обнаруженные неисправ­ ности немедленно устраняются. При невозможности ре­ монта на промысле до прихода судна в порт поврежден­ ных ограждений они заменяются временными, выпол­ ненными по тем же конструктивным требованиям, что и постоянные.

Командный состав судна обязан следить за тем, что­ бы все помещения в темное время суток и не освещенные естественным светом, а также проходы, коридоры, шах­ ты, трюмы, бытовые и служебные помещения были по­ стоянно обеспечены искусственным светом от стацио­ нарной энергетической установки. Отсутствие освеще­ ния в перечисленных местах может стать причиной не­ счастного случая.

10-224

145

РАБОТА С ЯКОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Одним из основных и ответственных устройств на судне является якорное устройство. От его состояния и обслуживания во многих случаях зависит сохранность судна, груза и безопасность людей, поэтому админист­ рация судна обязана следить за техническим состоянием якорного устройства, в частности за действием вертлю­ гов и стопоров, и соблюдением правил техники безопас­ ности при его эксплуатации.

Подъем и отдачу якоря следует производить только по распоряжению вахтенного помощника капитана.

При постановке судна на якорь или при подъеме яко­ ря в районе брашпиля должны находиться только лица, имеющие допуск к обслуживанию якорного устройства.

Перед началом работы на брашпиле необходимо тща­ тельно подготовить и опробовать его на холостом ходу. При этом перед вводом в действие брашпиля с паро­ вым приводом открывают краники для спуска воды (конденсата) из паропровода и цилиндров, после чего слегка открывают вентиль пара для прогрева цилинд­ ров и провертывают брашпиль на малых оборотах. Все движущиеся части брашпиля должны быть ограждены.

Перед отдачей якоря необходимо освободить цепь (ленточный стопор на брашпиле должен быть закреп­ лен, муфта сцепления брашпиля — разъединена) и от­ дать палубный стопор. Если механический брашпиль (шпиль) имеет ручной привод, надо снять его рукоятку, так как во время работы она может травмировать рабо­ тающих. Следует также перед отдачей якоря разнести буйреп шлагами (или вытравить его за борт), а буек (томбуй) подготовить к безопасной отдаче (на планши­ ре, киповой планке) и проследить за тем, чтобы при от­ даче якоря на воде не было шлюпок, плотиков и т. п.

При отдаче якоря матросу следует стоять у стопора брашпиля сбоку, не наклоняясь к нему близко (рис. 29), опасно находиться на линии движения якорной цепи и у клюзов.

Чтобы якорь «забрал» с первой покладки на грунт, отдача его независимо от вида движения судна (задним, передним ходом и т. п.) должна производиться на на­ правлениях укладки якорной цепи на грунте. Там, где глубина не превышает 50 м, отдача якоря производится

146


отжимом ленточного стопора. Отдача якоря на глуби­ нах, превышающих 50 м, мбжет вызвать динамические нагрузки на якорную цепь. В этих случаях якорь при от­ даче нужно стравливать при помощи брашпиля и отда­ вать с тормоза в тот момент, когда до грунта остается не более 30 м.

Рис. 29. Безопасное место нахождения матроса у брашпиля.

При работе с якорным устройством необходимо со­ блюдать следующие меры предосторожности: при стопо­ рении стравливаемой якорной цепи следить, чтобы на барабане брашпиля не оказалось соединительной ско­ бы, что может повлечь разрыв якорной цепи; если при подъеме якоря произойдет заедание якорной цепи, за­ жатую в брашпиле цепь надо освобождать ходом бра­ шпиля, руками освобождать цепь опасно; освобождать якорь от запутанного троса или якорной цепи необходи­ мо с палубы судна баграми; все работы с якорной цепью должны производиться только при помощи специальных

10*

147 '

крючков; при подъеме буйка из воды необходимо под­ нимать его багром, стоя за фальшбортом (леерным ог­ раждением) .

Правилами по технике безопасности запрещается: разобщать муфту сцепления брашпиля, не убедившись в надежности крепления ленточного стопора; во время отдачи (подъема) якоря находиться на линии движения якорной цепи; становиться ногой на набитую (натяну­ тую) якорную цепь; работать брашпилем, когда очи­ щается якорь; после подъема оставлять якорь закре­ пленным только на ленточных стопорах; якорную цепь необходимо крепить стопорами.

На судах, перевозящих нефтепродукты I класса, для предупреждения искрообразования от трения и ударов цепей о стопоры (к внутренней стороне стопоров, как правило, приклепывают асбестовые листы), звездочки брашпиля, губы клюзов и т. п? следует обильно орошать

водой.

Правилами не допускается нахождение людей в цеп­ ном ящике в момент отдачи якорей. Все работы с якор­ ной цепью как в цепном ящике, так и на палубе следу­ ет выполнять только при помощи специальных крючьев. При стоянке судна у причала, в доке, а также на ходу якорные цепи должны быть взяты на стопоры.

ШВАРТОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Каждое судно вынуждено швартоваться к причалу или к борту другого судна или само принимает к борту суда в открытом море. Анализ производственного трав­ матизма показывает, что до 8% всех несчастных случаев на судах происходит при швартовных операциях. Для пре­ дупреждения несчастных случаев при швартовке необ­ ходимо четкое знание правильных приемов работы и строгое выполнение правил техники безопасности, ко­ торые сводятся к следующему.

Перед началом швартовных операций все грузовые стрелы и другие выступающие за борт предметы и уст­ ройства должны быть завалены на палубу и раскреп­ лены; места у швартовных устройств освобождаются от завалов.

Ответственность за безопасное проведение швартов­ ки возлагается на капитана или его старшего помощни­

148


ка, которые расставляют матросов в безопасные

места

и удаляют всех посторонних лиц из опасной

зоны

(рис. 30).

Во время выборки тросов у швартовных механизмов должны находиться только лица, занятые этой работой, знающие, как безопасно выполнять швартовные опе­ рации.

Опасная

зона

Опасная

зона

Рис. 30. Опасные зоны на судах во время швартовных операций.

Для обеспечения безопасности старший помощник капитана обязан лично осмотреть тросы, стопорные це­ пи, скобы и другие приспособления и убедиться в том, что они имеют соответствующие сертификаты, исправны и надежны в работе, осмотр необходимо производить

149


после отхода судна от причала. Если у стальных швар­ товых тросов обнаружены лопнувшие проволоки в коли­ честве 10% от их общего числа на длине троса, равной восьми диаметрам, тросы заменяются новыми.

При подготовке к швартовным операциям необходи­ мо задраить иллюминаторы, которые находятся на уровне причалов или корпуса швартуемого судна, трос вытрав­ ливают из бухт и разносят по палубе. После этого надо подготовить кранцы и аккуратно их уложить в доста­ точном количестве. В темное время суток места, где про­ водятся швартовные операции, должны быть хорошо

освещены.

При швартовке судов подача бросательного конца производится только после привязывания к швартовому тросу и окрика: «Берегись!».

Несмотря на то что в настоящее время способ пере­ дачи швартовых концов при помощи обыкновенных вы­ бросок широко распространен, он в основном пригоден только для работы в условиях спокойного моря, незначи­ тельного ветра и у причалов. При свежем ветре и волне­ нии следует применять линеметные устройства, предназ­ наченные для передачи линя на берег или на другое суд­ но при авариях.

Линеметные устройства находятся в местах, откуда подаются проводники, причем в каждой точке должны находиться два дублирующих друг друга устройства (на случай выхода из строя одного из устройств или об­ рыва линя при выборе проводника). Кроме того, в мес­ тах подачи проводников рекомендуется иметь еще по две выброски. При помощи лпнеметного устройства удоб­ но передавать проводники первых подаваемых шварто­ вых по одному на нос и корму швартующегося судна. Следующие концы лучше подавать при помощи обык­ новенных выбросок, так как расстояние между судами уже значительно уменьшится.

Заводить швартовый трос с помощью шлюпок разре­ шается только в тех случаях, когда сила ветра незначи- . тельна и только на акватории порта. При этом ходовой конец крепится к шлюпке таким образом, чтобы в слу­ чае необходимости его можно было быстро отдать. Если в кормовой части шлюпки уложен вытравливаемый трос, то во избежание несчастного случая находиться там нельзя.

150

После подтягивания судна к причалу или к швартуе­ мому судну швартовые концы с турачек шпилей или брашпилей переносят на кнехты, предварительно нало­ жив на них стопор. Швартовый трос заводится на кнехт шлагами в виде восьмерки (рис. 31) и удерживается на

Рис. 31. Правильные приемы наложения шлагов.

нем силой трения. Для надежного удержания судна на­ до набросить пять-шесть шлагов троса. В месте пере­ сечения на верхнюю часть шлагов (между тумбами) на трос накладываются схватки.

Для проводки швартовых тросов в фальшборте име­ ются отверстия с установленными в них швартовыми клюзами.

Правилами техники безопасности при швартовных операциях запрещается: протаскивать швартовые концы через клюзовые отверстия без применения специальных крючьев; перегибаться через фальшборт или держать ру­ ки на планшире фальшборта; подавать на берег шварто­ вые тросы с колышками (трос должен быть очищен от колышек заранее); подбирать швартовый трос до осво­

151