Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
защиты дыхательных органов от попадания в них воды.
Для обеспечения надежном работы коллективных и индивидуальных спасательных средств в соответствии с правилами старшин помощник капитана обязан каждые шесть месяцев лично проверять условия их хранения и пригодность. Особенно тщательно надо проводить такую проверку перед отходом судна на промысел. В это время производится подгонка индивидуальных спасательных средств всеми членами экипажа. В случае обнаружения неисправностей спасательные средства заменяют новыми или пригодными к применению. Осмотр и пригодность этих средств старший помощник обязан проводить и при учебных тревогах.
Командному составу необходимо следить за тем, что бы индивидуальные спасательные средства были подог наны их владельцами и использовались в строгом соот ветствии с инструкцией. Во время учебных тревог помощ ники капитана обязаны проверять выполнение требуе мых команд, правильность спуска шлюпок и плотиков на воду, порядок посадки в них и использование индивиду альных спасательных средств членами судового эки пажа.
ПЕРЕСАДКА ЛЮДЕЙ В ОТКРЫТОМ МОРЕ
В практике работы судов в открытом море членам экипажа приходится часто переходить, с одного судна на другое для оформления документов на передаваемый груз, при передаче членов команды с одного судна на другое и т. п. Установлено, что за одни сутки на рыбо ловных судах в Атлантическом океане производится до 600 пересадок людей с судна на судно.
Методы пересадки людей в открытом море до насто ящего времени остаются примитивными и сопряжены с опасностью для жизни. Анализ производственного трав матизма по Зап-адному бассейну показывает, что 9% всех травм на судах происходит при пересадке людей в открытом море. За безопасную пересадку людей несет ответственность капитан, а осуществляется она под наб людением старшего помощника капитана, который уста навливает время, количество и очередность подъема лю дей на борт плавбазы или пересадки их с плавбазы на промысловые суда.
160
Места на палубах судов, с которых производится пе ресадка людей, должны быть свободны от груза и по сторонних предметов. На судах типа PP, СРТ, СРТР на борт, противоположный швартовке, обязательно выво дится грузовая стрела, а горловины трюмов закрыва ются люпинами. Перед началом спуска или подъема лю дей на промысловые суда старший помощник капитана плавбазы лично проверяет исправность грузоподъем ных устройств, ставит опытного лебедчика.
Следует учитывать, что на суда, пришвартованные друг к другу в открытом море, действуют различные си лы, причем их величина и направление непрерывно из меняются. Оба судна испытывают килевую и бортовую качку, причем период этой качки даже у совершенно однотипных судов различен, так как он зависит от их загрузки, взаиморасположения, направления зыби и т. п. Кроме того, суда совершают поступательное движение относительно друг друга, причем проходимый ими путь зависит от слабины швартовых концов, величины и пе риода зыби, силы ветра и т. п.
В таких сложных условиях делаются попытки соз дать устройство, обеспечивающее безопасный переход людей с судна на судно. В настоящее время такое ус тройство установлено только на РПБ «Восток». На ры бопромысловых судах все попытки сконструировать та кое устройство не увенчались успехом, поэтому пересад ку людей в настоящее время осуществляют с помощью грузовых стрел, что недопустимо по условиям безопас ности.
Иногда в открытом море приходится пересаживать людей между маломерными однотипными судами. В ви де исключения в светлое время суток при волнении мо ря не свыше 3 баллов допускается пересадка людей с судна на судно при помощи шлюпок и плотиков. Такая пересадка осуществляется только с разрешения руко водителя промысла и под руководством капитанов. При ем и высадку людей в шлюпки или плотики следует производить только с подветренной стороны борта и с погашенной инерцией судна. Плотик для пересадки лю дей изготавливается из 16—20 круглых резиновых про мысловых буев в чехлах и с оплетками, которые прочно крепятся между собой сизальскими или льняными под борами. Он должен иметь два рабочих конца длиной
11— 224 |
161 |
по 10 м и бросательный конец длиной 30 м. На таких плотиках разрашается пересадка не более двух чело век, снабженных спасательными жилетами и индивиду альными страховыми концами. Рекомендуется также пользоваться спасательными надувными плотами типа ПСН-6 или ПСН-10, предназначенными для этих целей. Судно должно подходить к плотику умеренным ходом, так как существует возможность навала судна на пло тик и его опрокидывание. При подходе судна к плоти ку на носу должен находиться впередсмотрящий, кото рый докладывает капитану о месте нахождения плоти ка. Маневрами в машинном отделении руководит стар ший механик. Для подъема и спуска людей с судна на плотик и обратно допускается применение шторм трапов.
Перед каждым использованием штормтрапа его нуж но осмотреть. Штормтрап должен удовлетворять следу ющим требованиям. Балясины должны иметь тол щину не менее 25 мм, ширину не менее 114 мм, длину 480 мм. Самая верхняя и каждая пятая балясины дол жны иметь длину не менее 1100 мм, т. е. должны высту пать за габариты трапа на 310 мм с каждой стороны от тетив. Ширина и толщина этих балясин должны быть одинаковыми. Балясины изготавливаются из древесины твердой породы. Нельзя пользоваться штормтрапом, если не хватает балясин, перебиты пряди троса, трап не достигает уровня воды или причала, а балясины закреп ленного трапа не параллельны палубе. Балясины обыч но располагаются параллельно друг другу на расстоя нии 305—380 мм.
На верхней удлиненной балясине выжигают или вы резают товарный знак завода-изготовителя и норму на грузки; дату испытания наносят масляной краской. Штормтрап испытывают не реже одного раза в год пу тем подвешивания груза массой 75 кг на каждую третью балясину; по результатам испытания составляют акт. Правилами запрещено крепить штормтрап на борту за балясины. Спуск и подъем по штормтрапу допускается только по одному, при этом держаться нужно за сред ний трос или тетивы, а не за балясины; запрещается при подъеме или спуске держать что-либо в руках.
Спуск и подъем людей по штормтрапу страхуют ин дивидуальным концом. У места установки штормтрапа
162
должны находиться четыре матроса для страховки и оказания помощи. Переход из шлюпки или плотика на штормтрап при зыби производится в момент наивысше го положения плавсредств у борта, переходить в про межуточном или нижнем положении нельзя. При подъ еме и спуске по штормтрапу следует держаться ру ками за его трос, а не за балясины, ноги ставить на ба лясины до середины ступни так, чтобы нога не могла соскользнуть. При волнении моря свыше 3 баллов спуск на воду шлюпок, плотиков, а также швартовка маломер ных промысловых и приемно-транспортных судов друг к другу и переход людей с одного судна на другое в от крытом море (рейде), за исключением аварийных случа ев, правилами по технике безопасности запрещены.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ШТОРМОВУЮ ПОГОДУ
Во время перехода к районам промысла или в про цессе лова рыбы суда часто попадают в шторм. Для обеспечения безопасности мореплавания и выполнения производственных заданий в открытом море капитаны судов должны заранее разработать мероприятия по под готовке судна и судовой команды к штормовым усло виям.
В соответствии с правилами техники безопасности, если волнение превысит предельно допустимые значе ния (табл. 8), то добыча и обработка рыбы и морского зверя прекращаются.
На приемно-транспортных и обрабатывающих ба зах все работы по приемке рыбопродукции прекраща ются при качке с креном свыше 10 град и волнении мо ря 5 баллов. С момента превышения установленной для данного типа судна предельной балльности моря и пре кращения работы судно находится в штормовых усло виях.
При усилении ветра до штормового и приближении шторма капитан обязан заблаговременно принять меры по подготовке судна к штормовым условиям. Вся судо вая команда извещается о надвигающемся шторме по трансляции или оповещается через вахтенную службу и предупреждается о строгом выполнении правил и ин струкций по технике безопасности в штормовую по году."
11* |
163 |
Таблица 8
|
Мощность |
|
Тип судна |
главного |
Орудие лова |
двигателя, |
||
|
э. л. с. |
|
Плавбазы и БМРТ |
1301—5000 |
Трал кормовой |
|||
РТ, РТМ |
|
Свыше 500 |
То же |
бортового |
|
РМС, РТ, СРТ |
До 500 |
Трал |
|||
Траулеры |
|
До 700 |
траления |
сети, |
|
|
Дрифтерные |
||||
Сейнеры |
|
До 300 |
ярусы |
|
|
|
Дрифтерные |
|
|||
МРТ |
|
20—80 |
и ставные сети |
||
|
Ловушка |
с |
элек |
||
СРТМ |
|
300—700 |
тросветом |
не |
|
|
Кошельковый |
||||
Китобойные суда |
1150 и более |
вод |
|
|
|
Гарпун |
|
|
|||
Зверобойные |
суда |
801—1150 |
» |
|
|
800 и менее |
Огнестрельное |
||||
Тунцеловные |
суда |
80—300 |
оружие |
|
|
Ярусы |
|
|
|||
и боты |
|
От 20 |
Трал |
|
|
Промысловые суда |
|
|
|||
и боты |
|
и выше 4000 |
|
|
|
Крен судна, град |
Допустимые значения вол нения, баллы |
12 |
7 |
12 |
6 |
12 |
5 |
12 |
6 |
8 |
3 |
8 |
3 |
10 |
4 |
10 |
7 |
10 |
6 |
8 |
4 |
10 |
3 |
10 |
4 |
Орудия лова надо заранее поднять на борт, убрать и надежно закрепить, не дожидаясь, когда ветер и вол нение достигнут максимальной силы. Улов должен быть убран в трюм до наступления шторма. Если ветер уси ливается очень быстро, то сети не вытряхивают, а вмес те с уловом убирают в трюм или оставляют на воде — в этом случае их можно использовать как плавучий якорь. Промысловую оснастку (траловые доски и т. п.) и промысловое оборудование необходимо закрепить, а запасные орудия лова заблаговременно убрать в промы словый трюм.
Капитан судна должен организовать четкую радио связь с соседними судами и ближайшим портом. Прове ряют готовность спасательных средств и наличие на штатных местах аварийно-спасательного имущества, обеспечивается возможность прохода ко всем устройст вам, за которыми осуществляется наблюдение (мери-
164
тельные и воздушные трубы, приводы клинкетных две рей, рулевое устройство и др.).
При подготовке судна к шторму особое место отво дится проверке надежности штатного леерного ограж дения и дополнительного штормового леерного огражде ния, которое устанавливается с момента выхода судна из порта и снимается только при швартовке судов для выполнения погрузочно-разгрузочных операций. При приближении шторма в местах прохода людей на высо те 1,2 м от палубы натягиваются штормовые леера.
Проверяется надежность (а при необходимости уста навливаются дополнительные) крепления палубных гру зов, состояние снастей стоячего такелажа, исправность рулевого и якорного устройства, спасательных средств (ботов, плотиков, шлюпок и т. п.). Все грузовые стрелы укладывают в походное положение и надежно закреп ляют. От мачт оттягивают топенант-тали. Дефлекторные головки вентиляционных систем на палубах разворачи вают так, чтобы в них не попадала забортная вода, или надевают на них брезентовые чехлы. Иллюминаторы подшкиперных и других помещений наглухо задраивают
изаглушают штормовыми крышками.
Впериод подготовки судна к шторму все водонепро ницаемые двери в коридорах жилых помещений плотно задраивают и открывают только по разрешению вахтен ного помощника капитана в случаях крайней необходи мости. Закрывая и открывая водонепроницаемые двери, следует проявлять осторожность, так как под влиянием крена дверь легко пойдет в сторону накренившегося борта и может причинить травму. Открытые металличе ские водонепроницаемые двери закрепляются прочными крючками с петлями без излишней слабины в обуш
ках.
Все шпигаты очищают, а пробки и крышки измери тельных, воздушных трубок тщательно заворачивают. Грузовые люки должны быть герметично закрыты и во время шторма находиться под особым наблюдением старшего помощника капитана.
Во время шторма некоторые суда принимают на па лубу много воды, поэтому рекомендуется применять дополнительное крепление трюмных брезентов.
Старший механик должен лично убедиться в готов ности аварийно-спасательных механизмов и двигателей,
а также вместе с электромехаником проверить исправ ность освещения в коридорах, служебных помещениях. Особое внимание следует обращать на освещение па лубы и на работу сигнальных огней.
На вахту во время шторма назначаются опытные вахтенные помощники, рулевые, механики и мотористы. Курс и скорость хода нужно выбирать так, чтобы судно хорошо отыгрывалось на волне, не черпало воду, а уда ры волн о борт судна были наименьшими.
Во время шторма члены судового экипажа, свобод ные от вахты, отдыхают или выполняют работы, необхо димые в штормовых условиях, например, через каждый час замеряют уровень воды в льялах трюмов и танках междудонного пространства.
Переход людей по палубе из носовых и кормовых помещений в среднюю надстройку и обратно осущест вляется с разрешения вахтенного помощника, причем в исключительных случаях и группами, в каждой из ко торых должно быть не менее двух человек. Разрешение на переход по палубе нужно получить по телефону или посредством световой или звуковой сигнализации. Пре жде чем разрешить переход людей по верхней палубе, вахтенный помощник капитана обязан создать безопас ные условия, например, изменить курс судна, сбавить скорость и осветить палубу. Переходя по палубе, нуж но держаться за натянутый леер (в отдельных случаях вахтенный помощник обязан потребовать, чтобы матро
сы надели |
спасательные |
нагрудники или |
жилеты). |
В темное |
время суток |
в сильный шторм |
переходы |
людей по палубе правилами техники безопасности за прещены.
Очень часто в штормовую погоду людям приходится выходить на верхнюю палубу для закрепления грузов, судовых и промысловых устройств в местах, не ограж денных от волны. В этих случаях каждый работающий должен быть привязан страховым концом за предохра нительный пояс и одет в спасательный жилет. Эти ра боты должны производиться под наблюдением вахтен ного помощника капитана.
При плавании в северных широтах в условиях низ кой температуры судно может значительно обледенеть и потерять остойчивость, поэтому с самого начала об леденения следует вести с ним активную борьбу: скалы
166
вать лед ломами, пешнями, топорами и другими инст рументами с применением горячей воды или посыпать палубу тонким слоем соли. Вести эти работы следует осторожно, предварительно застраховав людей концом. Для уменьшения попадания воды на палубу и снижения интенсивности обледенения рекомендуется выбирать со ответствующие курс и скорость судна.
Если в штормовую погоду судну необходимо совер шить какой-либо маневр, то до начала его вахтенный по мощник капитана обязан известить об этом личный со став и в случае необходимости удалить всех людей с па лубы в безопасное место.
Во время шторма все камбузные котлы, баки для ки пятка заполняются. Камбузные плиты должны иметь ис правные ограждения, а все столы, шкафы должны иметь буртики, которые предотвращают падение посуды от бортовой и килевой качки; во время сильной качки шкафы должны быть закрыты. Судовая мебель в жи лых помещениях, в кают-компаниях закрепляется поштормовому. Навесное технологическое оборудование стопорится специальными приспособлениями.
Во время перехода к району промысла или при воз вращении в порт, а также в процессе выборки сетей или трала в свежую погоду приходится выполнять ряд ра бот на палубе. Правилами техники безопасности эти ра боты разрешается производить только в защищенных местах и обязательно в спасательных жилетах или наг рудниках; скорость судна при этом уменьшается. Если выборку орудий лова производят, когда судно испыты вает значительную качку, необходимо установить штор мовой леер или сетку со стороны нерабочего борта, а по окончании работы леера натягивают с обеих сторон.
ДЕЙСТВИЯ СУДОВОЙ КОМАНДЫ ПО ТРЕВОГАМ
Одно из важнейших условий обеспечения безопасно
сти на судне — систематическое проведение |
учений в |
|||
условиях, максимально |
приближенных |
к |
реальным, |
|
с разбором действий |
членов |
экипажа |
и немедленным |
|
устранением всех выявленных |
недостатков. |
|
Учебные тревоги должны регулярно проводиться при подготовке судна к рейсу, в период перехода на промы сел и на промысле в любое время суток.
167