Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
При возникновении аварийной ситуации вследствие различных обстоятельств и случайностей, предусмотреть которые не всегда возможно, основой обеспечения безо пасности на судне является его хорошее техническое состояние, грамотное и своевременное действие экипа жа.
По всем тревогам составляется расписание с таким расчетом, чтобы при любых условиях в море или в пор ту при необходимости можно было обеспечить не медленное функционирование всех технических средств судна.
Судовое расписание по тревогам вывешивают на видном месте. Выписки из расписания с перечнем обя занностей членов экипажа помещают в рамке над кой кой члена экипажа.
Каждого вновь прибывшего члена экипажа следует ознакомить с действующими правилами и обязанностя ми по судовым тревогам. Только после этого он может быть допущен к выполнению своих служебных обязан ностей.
В судовом расписании по п о ж а р н о й т р е в о г е кроме вахты на ходовом мостике и в машине весь эки паж распределяется по аварийным партиям. Если чис ленность экипажа не превышает 45 человек, создается одна аварийная партия, в крайнем случае— две. Ко мандиром аварийной партии назначается старший по мощник капитана или старший механик.
При пожарной тревоге используются следующие си гналы: звонки громкого боя, паровой тифон короткими гудками, судовой колокол частыми ударами. Продол жительность всех сигналов 1 мин.
Во время учебных тревог в порту внешними звуковы ми сигналами не пользуются, чтобы не ввести в заблу ждение другие суда; в таких случаях пользуются толь ко внутрисудовой сигнализацией.
При учебных пожарных тревогах вода в пожарные шланги подается по трубопроводу не позднее чем через 2 мин. В зимний период при температуре наружного воздуха ниже 0°С воду в пожарную магистраль не по дают, чтобы не разморозить систему.
Во время тревоги особое внимание обращают на вы явление скрытых путей, по которым пламя может рас пространиться во время пожара, наличие горловин, ла
168
зов в переборках и палубах, наличие и расположение противопожарных переборок и дверей.
Пожарные насосы, включая резервные, все пожар ные системы и инвентарь должны быть подготовлены к работе так, чтобы члены экипажа умело и эффективно ими пользовались. Все пожарное оборудование и пожар
ный инвентарь должны быть |
подвергнуты |
практичес |
|
кому испытанию |
попеременно |
во время |
проведения |
учебных пожарных тревог. Обнаруженные |
недостатки |
||
должны быть устранены. |
объявляется |
при угрозе |
|
Ш л ю п о ч н а я |
т р е в о г а |
гибели судна, когда пассажиры и экипаж должны его покинуть. Сигналом шлюпочной тревоги являются семь коротких и один продолжительный сигнал звонком боя.
При оставлении судна в первую очередь в спасатель ные шлюпки должны быть посажены больные, женщины
ине умеющие долго держаться на воде.
Врасписании по шлюпочной тревоге все члены эки пажа распределяются по спасательным шлюпкам, пло там или другим плавучим средствам и определяются основные обязанности и действия членов экипажа по подготовке и спуску спасательных шлюпок, плотов или других плавучих средств и постановке штормтрапов, снабжению спасательных шлюпок необходимым имуще ством, средствами радиосвязи, одеялами, продовольст вием, питьевой водой, по обеспечению порядка при по садке в них экипажа.
Общее руководство спуском спасательных шлюпок, плотов и посадкой в них людей осуществляет старший помощник капитана. Непосредственно спуском шлюпок и посадкой в них людей руководят командиры шлюпок, а спуск плотов производится лицами согласно расписа нию по шлюпочной тревоге.
Спасательные средства после спуска (сбрасывания) их на воду и посадки в' них людей должны немедленно отойти от борта аварийного судна на безопасное рас стояние и оставаться в районе аварии судна (если ава рия с судном произошла в море) до подхода спасатель ных судов. При этом моторные шлюпки обязаны обес печить отход от борта аварийного судна весельных шлю пок, шлюпок с ручным приводом, парусами, спаса тельных плотов или других спасательных плавучих средств.
169
По тревоге « Че л о в е к за б о рт о м» необходима четкая организация действий судового экипажа и твер дое знание каждым моряком своих обязанностей.
Заметив, что за борт упал человек, любой член судо вой команды обязан как можно быстрее бросить упав шему ближайший спасательный круг, лучше со светя щимся буйком и срочно доложить вахтенному штурма ну о случившемся, указав при этом, с какого борта упал человек. Вахтенный штурман немедленно стопорит ма шину, кладет руль на борт в сторону падения человека и выставляет наблюдающего за местонахождением упав шего. Одновременно всеми имеющимися средствами (гудком, сиреной, громкоговорителем или боем колоко ла) объявляется тревога «Человек за бортом», а так же описываются координаты с расчетом поворота на об ратный курс-— на линию падения человека.
По трезоге «Человек за бортом» члены экипажа по лучают от капитана указание, какая спасательная шлюп ка или катер назначается к спуску, после чего они зани мают места согласно расписанию. Капитан принимает на себя управление судном и непосредственно руково дит организацией спасения упавшего за борт человека.
При работе одного судна в открытом море капитан дает сигнал РДО на аварийной международной волне на английском языке (координаты и время падения, а также состояние погоды). Если в море находится груп па судов, он оповещает все суда о случившемся и ста вит в известность руководителя промысла.
Подготовку шлюпки к спуску и ее спуск под руко водством старшего помощника капитана осуществляет боцман с матросами, которые по расписанию занимают
вней свои места.
Вшлюпке должны находиться два спасательных круга с линями, сигнальное приспособление, медика
менты, теплое одеяло для пострадавшего и радиостан ция «шлюп», посредством которой поддерживается по стоянная связь с судном. Командир шлюпки обязан проверить наличие в ней снабжения сигнальных средств и всего спасательного снаряжения.
Во время подготовки шлюпки для спуска на воду капитан разворачивает судно к месту падения человека за борт. Для своевременной остановки судна и спуска шлюпки в наветренном направлении от упавшего необ
170
ходимо правильно рассчитать скорость движения и си лу инерции судна. Во времяі спуска шлюпки нельзя до пускать движения судна назад, так как это может за медлить и осложнить ее спуск. Работа машины задним ходом производится с особой осторожностью; необхо димо следить за тем, чтобы струя от работы винта не захлестнула плавающего на воде.
Старший механик находится в машинном отделении и руководит вахтенной службой, которая обеспечивает нормальную работу главной машины и своевременное выполнение реверсов по указанию с ходового мостика.
Второй механик в машинном отделении следит за нормальной работой вспомогательных механизмов. Тралмастер и лебедчики по указанию старшего помощника капитана подготавливают подъемные механизмы для спасения упавшего за борт. Электромеханик следит за бесперебойной работой электролебедок при спуске шлюпки на воду, в темное время суток руководит элек триками во время поиска прожекторами упавшего за борт человека, а также организует хорошее освещение палубы в месте подъема пострадавшего.
Судовой врач передает на шлюпку необходимые ме дикаменты для оказания первой помощи и два теплых одеяла, затем подготавливает в амбулатории все необ ходимое для оказания пострадавшему медицинской по мощи.
При спасении упавшего за борт судовой врач нахо дится в месте подъема пострадавшего, имея при себе средства первой помощи.
Все указанные мероприятия необходимо выполнять как можно быстрее, в то же время не допуская суетли вости и проявляя особую осторожность при спуске шлюпки. Необходимо иметь в виду, что при всех обсто ятельствах помощь упавшему за борт должна быть ока зана как можно быстрее, особенно если температура за бортной воды не превышает +5° С, так как при такой температуре примерно через 15 мин у человека в воде может наступить оцепенение.
После отваливания шлюпки от борта судно становит ся лагом к ветру, прикрывая от волны место, где нахо дится упавший. Для облегчения спасательных работ с судна выпускают минеральное масло, которое сглажи вает волнение.
171
Старший помощник капитана выставляет на верх ний мостик или иа ванты фок-мачты вахтенного матро са с сигнальным флажком, который наблюдает за че ловеком, упавшим за борт, и указывает шлюпке место его нахождения.
Подача сигналов флажком осуществляется следу ющим образом «курс шлюпки правилен» — рука с фла жком поднята вверх; «держать правее» — правая рука вытянута горизонтально; «держать левее» — рука вытя нута горизонтально.
Сложнее проводить спасательные работы в ночное время. Чтобы не выпускать упавшего за борт из вида, необходимо включить сразу несколько прожекторов, ос вещая ими местонахождение упавшего; при плохой ви димости подают сигналы в соответствии с требованием ППСС (правила предупреждения столкновения судов в море) для судна, не имеющего хода. Подмяв на борт упавшего, шлюпка подходит к судну с подветренного борта.
Во время сильного шторма, когда спуск шлюпки на воду невозможен, большую помощь при спасении упав шего за борт может оказать небольшой резиновый пло тик, сброшенный вблизи упавшего и вмещающий трех четырех человек. Если по условиям погоды плотик сбросить нельзя, необходимо спасать упавшего самим судном. Для этого после маневра «стоп машина» увели чивают ход до полного, возвращаются к месту падения человека и маневрируют так, чтобы подойти к нему с надветренной стороны. Как только судно достаточно приблизится, подаются концы вместе со спасательным кругом. Если трудно подойти к месту плавания упав шего, можно подавать обычные лини с помощью линеметных устройств. Как только человек, упавший за борт, получил линь или конец, его подтягивают к штормтрапу и, помогая ему удержаться, поднимают на палубу.
После каждой учебной тревоги собирают экипаж суд на, подробно анализируют действие групп и отдельных членов команды, разбирают допущенные ошибки и при чины, их вызвавшие. О проведении учебных тревог де лают соответствующую запись в судовом журнале.
Во время аварии аммиачной холодильной установ ки, когда хладагент в большом количестве вышел из системы, на судне объявляется а м м и а ч н а я т р е в о г а .
172
/
Узнав о случившемся, капитан принимает на себя управление судном и дает команду вахтенному помощни ку объявить химическую тревогу, сам разворачивает судно на курс, обеспечивающий сдув паров аммиака за борт. Тревога объявляется звонками аварийной сигна лизации XT три раза и по трансляции: «Химическая тревога, прорыв аммиака, личному составу укрыться». Наиболее безопасными местами укрытия могут быть бак, верхний мостик, шлюпочная палуба.
Механик и машинисты рефрижераторной установки надевают индивидуальные средства защиты, уточняют место прорыва аммиака, включают все виды вентиля ции, останавливают компрессоры и принимают меры по перекрытию запорными клапанами мест повреждения, включают орошение выходов из рефрижераторного от деления и принимают меры по его герметизации. Меха ник, разобравшись в создавшейся ситуации, докладыва ет старшему механику об объеме повреждений и по его указанию, если это необходимо, выпускает аммиак за борт по системе аварийного выпуска. Вахтенные элек трик и механик в противогазах обеспечивают работу вентиляционных установок, главного двигателя и вспо могательных механизмов, постоянно поддерживая связь с рефрижераторным отделением, при необходимости обеспечивают подачу воды в пожарную магистраль и от ключают электропитание отделения.
Старший механик судна руководит действиями лич ного состава по ликвидации прорыва аммиака и обес печивает безопасность работы людей, ликвидирующих повреждение.
Вахтенный рыбмастер в случае прорыва аммиака в рыбцехе докладывает вахтенному помощнику об аварии и обеспечивает эвакуацию личного состава.
В это время старший помощник капитана уточняет место укрытия личного состава, обеспечивает личный состав, работающий на ликвидации повреждения, за щитными средствами, приводит в готовность звенья раз ведки пожара; силами разведчиков, одетых в КИП или АСВ, организует осмотр внутренних помещений и эва куацию оставшихся там людей; после прекращения по ступления аммиака организует проветривание и осмотр помещений, при необходимости дает указание развер нуть пункт медицинской помощи.
173
Боцман выдает личному составу, работающему по устранению повреждения, и разведчикам аварийных пар тий кислородно-изолирующие приборы, контрольные концы, костюмы и действует по указанию старшего по мощника капитана.
Разведчики аварийных партий, получив соответству
ющее снаряжение, докладывают |
старшему |
помощнику |
|
капитана о готовности |
и по его |
указанию |
производят |
осмотр всех помещений |
на судне. |
Людей из загазован |
ных помещений эвакуируют в указанное место. Судовой врач по указанию старшего помощника раз
ворачивает пункт медицинской помощи либо оказывает помощь пострадавшим в амбулатории или в местах ук рытия личного состава.
Начальник радиостанции обеспечивает все виды ра диосвязи, надежную работу радиотрансляционной ус тановки. Весь незадействованный по аммиачной трево ге личный состав судна должен укрываться в указан ном вахтенным помощником месте и действует по при казанию.
РАБОТА С БАЛЛОНАМИ
У с т р о й с т в о б а л л о н о в . Баллоны служат для хранения и перевозки под определенным давлением га зообразного кислорода, ацетилена или хладагента. Ки слородный баллон представляет собой цилиндрический стальной цельнотянутый сосуд с выпуклым днищем. Верхняя полусферическая часть заканчивается горлови ной, на которую надето кольцо с резьбой. На кольцо на девается предохранительный колпак. Горловина имеет коническое отверстие с резьбой, в которое ввертывается латунный вентиль с боковым штуцером.
Наполнение баллонов кислородом и опорожнение их производятся через запорный вентиль, к штуцеру ко торого присоединяется специальная трубка. В нерабо чем состоянии на штуцер навертывается заглушка с резьбой. В нижней части баллона имеется опорный ба
шмак. Кислородные |
баллоны изготовляются по |
ГОСТ |
|
949—57 из |
стали с |
пределом прочности не |
менее |
6,5 МПа (65 |
кгс/см2) |
и относительным удлинением не |
менее 12%. Чаще всего применяются баллоны емкостью 40 л, которые при давлении 15 МПа (150 кгс/см2) вме
174