Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ключ ключом или трубой. Если условия работы не поз­ воляют полностью надеть ключ на гайку, нельзя пытать­ ся отвинчивать ее путем косого надевания ключа на гайку или подкладывания в его зев металлических пла­ стин. Такой метод отворачивания может привести к смятию граней гайки или зева ключа, срыву инструмен­ та с гайки и травмам рук.

Во время отсоединения трубопроводов от двигателей на них должны быть поставлены металлические фланце­ образные заглушки или деревянные пробки, с тем что­ бы в машинное отделение не попало топливо, смазка, сажа и вода.

Не допускается перемещение механизмов и двигате­ лей в горизонтальном направлении подъемным краном или другим способом без канифас-блока, это может вызвать перекосы в направлении подъемного крана, что приведет к его аварии.

Съем с двигателя и паровых машин цилиндровых крышек и установку их на место в судовых условиях производят кран-балкой с подвижными блоками, а на крупнотоннажных судах — тельфером. На судах неболь­ шого тоннажа подобные операции выполняют при по­ мощи грузовых талей.

На все крышки, снимаемые с места в вертикальном направлении, после отдачи и съема гаек в специальные отверстия на фланцах следует ввернуть рымы. За эти рымы укрепляется строп таким образом, чтобы середи­ на его находилась на подъемном крюке, а крышка сни­ малась с места и транспортировалась без перекосов.

Страгивать крышки с места и приподнимать их на высоту шпилей ломиками не рекомендуется, так как при этом конец ломика часто срывается, резко прижимает­ ся крышкой, а другой конец вырывается из рук рабоче­ го и наносит травму.

Особую, осторожность следует соблюдать при съеме крышек со шпилек и обратной их установке. Внимание ремонтников в это время сосредоточивается на под­ гонке отверстий крышек под шпильки. В этот момент могут быть сорваны шпильки и нанесены травмы рабо­ тающим.

Из практики известно, что большинство крышек отор­ вать натяжением подъемного механизма невозможно. Для их отдачи следует забивать клинья между фланца­

197

ми крышки цилиндра или снимать отжимными болтами. В целях безопасности во время съема или постановки цилиндровых крышек машин, холодильников, водоподо­ гревателей и других механизмов, смонтированных в го­ ризонтальном .положении, необходимо перед началом работы установить специальную скобу (если она отсут­ ствует), за которую крепится строп. Демонтаж и мон­ таж таких крышек должен производиться двумя мото­ ристами: один отжимает крышку при съеме или направ­ ляет на шпильки при постановке на место, второй — регулирует натяжение стропа талью. Правилами запре­ щено снимать крышки массой выше 30 кг вручную, а также поднимать их по наклонным доскам, так как это

приводит к травмам.

Переворачивать цилиндровые крышки при ремонте (смена клапанов, протирка, выщелачивание водяного пространства) разрешается только талями, подвешенны­ ми'над площадкой, где они ремонтируются. Для съема и установки на место цилиндровых крышек наклонных паровых машин изготовляются специальные блоки с ка­ ретками, крюком и боковые натяжные устройства.

При демонтаже или монтаже тяжелых деталей с по­ мощью грузоподъемного механизма нельзя освобождать строп, если деталь надежно не закреплена на месте ее установки или на месте укладки для ремонта. При сня­ тии крышек и установке их на место работающий дол­ жен находиться сбоку, чтобы при их движении избежать удара.

Снимать и устанавливать крышки с помощью дом­ кратов или рычагов не рекомендуется, так как перена­ пряжение работающих при выполнении этих операций может вызвать различные болезни (грыжи, поясничные радикулиты и др.), а также увечья в случаях срыва крышек.

При механической очистке накипи в водяном прост­ ранстве блока цилиндров или при выщелачивании водя­ ного пространства цилиндровых крышек следует соблю­ дать необходимые меры предосторожности, чтобы пылью от твердой накипи не повредить глаза или рас­ твором кислоты не обжечь руки. Выполнять эти работы необходимо в рукавицах и защитных очках.

Отдавать шатун от коленчатого вала или поршня

'следует только тогда, когда на донышко поршня уста­

198


новлена скоба или рым и за них зацеплен крюк талей, причем строповая (подъемная) цепь должна быть натя­ нута. Несоблюдение этого правила приводит к опуска­ нию поршней в картер и нанесению травм работающим.

Поворачивать коленчатый вал при подъеме и опус­ кании поршней следует только с помощью валоповорот­ лого механизма. Снятые с места валы укладывают на козлы, клетки и другие прочные устройства, не загро­ мождающие рабочее место. Работы по установке под­ шипников нельзя производить под вывешенными на стропах валами, так как случайный обрыв стропа или отдача тормоза подъемного механизма приведет к паде­ нию вала, что может вызвать несчастный случай.

При демонтаже и монтаже шатунов, штоков, крейц­ копф и поперечен паровых машин следует оборудовать надежные подмостки. В противном случае работающий вынужден будет тянуться к механизмам с инструментом: и деталями (подшипники, болты и т. п.), может потерять, равновесие, упасть и получить травму.

При съеме шатуна у горизонтальных и наклонных: машин обычно отдают одну головку от вала или крейц­ копфа (поперечины) и устанавливают ее на подставке. Чтобы при отдаче второй головки шатун не упал и не нанес травм работающим, его вывешивают стропом на тали и постепенно опускают на вторую подставку.

У вертикальных паровых машин во время отсоедине­ ния головки шатуна от крейцкопфа его необходимо кре­ пить при помощи стропа и тали, причем строп закрепля­ ют под головкой шатуна. При отдаче шатунной головки от вала шатун поднимают талями, а чтобы он не ударил работающего в момент выхода из рамы в вертикальное положение и не задел раму машины, под головку под­ кладывают доску и регулируют его постепенный выход из рамы. Работающий в это время должен находиться сбоку. ѵ .

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Обязательным условием безопасной эксплуатации двигателей является хорошее знание их конструкции и соблюдение правил, изложенных в инструкциях по тех­ нике безопасности, поэтому к обслуживанию силовой ус­ тановки допускаются лица, хорошо знающие ее устрой­

199


ство. Старший механик обязан организовать с вновь по­ ступившими на судно механиками или мотористами изу­ чение-по чертежам и схемам всех устройств обслужи­ ваемых двигателей, ознакомить их с возможными опас­ ными ситуациями.

Подготавливая двигатель к пуску, моторист обязан проверить наличие ограждений движущихся частей, а также исправность предохранительных клапанов карте­ ра и цилиндров двигателя, их регулировку. Только пос­ ле этого проворачивают коленчатый вал на два-три обо­ рота и, убедившись в исправности, производят его за­ пуск. Опасно резко увеличивать частоту вращения вала, так как двигатель может пойти вразнос. Даже непродол­ жительная работа двигателя на критических оборотах может привести к поломке коленчатого вала, поэтому при изменении частоты вращения вала необходимо как можно быстрее проходить критические числа оборотов, которые для каждого двигателя известны. В случае по­ ломки деталей, угрожающей аварией двигателя, надо его немедленно остановить и срочно сообщить о случившем­ ся вахтенному помощнику капитана и старшему меха­ нику.

Правилами по технике безопасности запрещено про­ верять нагрев подшипников коленчатого вала и нижних частей цилиндровых втулок на ощупь во время враще­ ния коленчатого вала, так как это может привести к не­ счастному случаю. Безопасно эту операцию можно вы­ полнить только при полной остановке двигателя и уста­ новке стопорного устройства на линии гребного вала.

Определять температуру охлаждающей воды двига­ теля на ощупь также не разрешается, так как это мо­ жет привести к ожогу рук. Обычно ее измеряют термо­ метрами, установленными при выходе у каждого ци­ линдра.

Из-за плохой работы форсунок отдельных цилиндров создаются неравномерные нагрузки на коленчатый вал, блок цилиндров, раму и другие детали, что обычно при­ водит к их поломкам. Кроме того, регулирование во время работы двигателя форсунок, впускных, выпускных

ипусковых клапанов приводит к быстрому ослаблению гаек на штоках (шпинделях) клапанов, поломкам порш­ ней и крышек цилиндров, а это может вызвать аварию

инесчастные случаи.

200

Рис. 42. Стопорное устройство ли­ нии вала:
1 — маховик двигателя; 2 — обойма;
3 — стопор; 4 — стопорящий болт; 5 — пружина; 6 — ось стопора; 7 — упор.

При замерах давления в цилиндрах в момент откры­ вания индикаторных кранов работающий должен стоять сбоку, чтобы 'выходящие из кранов газы на него не по­ падали, иначе можно получить ожоги. Во избежание ожогов рук открывать краны нужно только в рукавицах.

Иногда при вынуж­ денных остановках дви­ гателя необходимо произ­ вести осмотр или ремонт картера. Прежде чем при­ ступить к осмотру, необ­ ходимо открыть индика­ торные краны рабочих цилиндров, закрыть вен-

.тили сжатого воздуха на двигателе и трубопрово­ де, подающем топливо к двигателю. Чтобы греб­ ной вал не проворачивал­ ся, как это часто бывает при сильном волнении в открытом море, его необ­ ходимо стопорить. На су­ дах типа СРТ эту опера­ цию осуществляют с по­ мощью стопора (рис. 42), а на судах большого тон­ нажа — валоповоротиым механизмом.

На пусковую ручку и пост управления двигате­ лями в ходовой рубке вы­

вешивается табличка «Пуск запрещен! Ведутся рабо­ ты». Эту табличку могут снять только вахтенный помощ­ ник или механик после того, как лично убедятся в том, что ремонтные работы закончены, люковые крышки кар­ тера закрыты и двигатель готов к пуску.

При наличии трещин или свищей и цилиндровых втулках или их крышках двигатель к работе не допус­ кается, так как попадание воды из полости охлаждения в цилиндр может вызвать при пуске двигателя гид­ равлический удар, который приведет к разрушению ци­ линдра, блока или крышки цилиндра двигателя и трав­

201


мированию работающих. Для предотвращения попада­ ния воды в цилиндры трещины на крышках часто зава­ ривают автогенной или электрической сваркой, хотя этого делать не рекомендуется, так как крышки цилинд­ ров двигателей работают с большими температурными напряжениями и переменными нагрузками, колеблющи­ мися от 0 до 6,0 МПа (60 кгс/см2), что приводит к обра­ зованию новых трещин рядом со сварным швом.

Нельзя допускать к работе двигатель, если обнару­ жены пропуски вспышек, хотя бы в одном цилиндре. Как известно, пропуски вспышек выключают цилиндр из ра­ боты и в то же время происходит накапливание в нем топлива, поступающего через форсунки. При наличии нерабочего цилиндра нагрузка на коленчатый вал ста­ новится неравномерной и иногда превышает расчетную, что может привести к его поломке. Накопившееся в ци­ линдре топливо при вспышке создает повышенное дав­ ление, которое может разорвать цилиндр, в результате чего произойдет авария. Кроме того, попадая вместе с продувочным воздухом в газовыхлопной трубопровод и сгорая в нем, оно может вызвать пожар. При обнаруже­ нии пропусков вспышек в цилиндре следует остановить двигатель, выявить причины неисправности, устранить их и только после этого пускать его в работу.

Вахтенная служба должна тщательно следить за правильной регулировкой предохранительных клапанов, установленных на цилиндровых крышках. Из-за недоста­ точной затяжки пружин предохранительные клапаны могут пропускать газы в машинное отделение, что при­ водит к большой загазованности помещения и ухудше­ нию условий труда обслуживающего персонала. Сильно затянутые пружины не дают клапанам подняться, когда давление при вспышке превысит допустимое, в результа­ те чего может произойти взрыв.

Взрывы газов и паров масла в картерах часто при­ водят к тяжелым травмам. Причиной взрывов является прогорание поршневых колец или неправильное распо­ ложение их по окружности, в результате чего газы из цилиндров проникают в картер. Накопившиеся в карте­ ре пары воспламеняются при разогревании какой-либо движущейся детали или от прорыва газов из рабочего цилиндра. К взрыву может привести также неправильная установка и неисправность предохранительных клапа­

202

.

нов, установленных на крышках или стенках картеров. Предупредить взрыв в картере можно путем удаления образующейся взрывчатой смеси, непрерывного автома­ тического контроля за состоянием деталей, подвержен­ ных нагреванию, ввода внутрь картера инертных газов, правильной регулировкой предохранительных клапанов. За последние годы на двигателях большой мощности стали применять вентилирование картеров путем забора из них воздуха.

Во избежание несчастных случаев при взрыве газов в картере машинной команде при замене поршневых колец необходимо следить за тем, чтобы их замки рас­ полагались с разгонами на 90— 120° по окружности поршня. Это исключает возможность попадания газов из цилиндра в картер.

В правилах по технике безопасности в машинно-ко­ тельных отделениях судов отмечается, что компрессоры, трубопроводы и баллоны сжатого воздуха всегда долж­ ны быть доступны для наружного осмотра. Сжатый воз­ дух для заполнения баллонов должен быть охлажден до 40° С. Подача неохлажденного воздуха может при­ вести к взрыву газов, скапливающихся в воздушном трубопроводе и баллонах. Трубопровод сжатого воздуха от компрессора к баллонам и от баллонов к пусковым клапанам должен быть герметичным, без пропусков в соединениях и арматуре.

Баллоны со сжатым воздухом должны иметь предох­ ранительные клапаны, предотвращающие разрыв стенок при повышении давления сверх установленной величи­ ны. Если давление в баллоне превысит установленное значение на 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), предохранительный клапан стравливает сжатый воздух.

При ремонте и осмотре баллонов для хранения сжа­ того воздуха запрещается пользоваться каким-либо дру­ гим освещением, кроме электрического напряжением не выше 12 В, так как освещение открытым пламенем мо­ жет вызвать взрыв.

Для предупреждения гидравлических ударов, кото­ рые при указанном выше давлении и наличии воды поч­ ти всегда приводят к разрыву трубопроводов, вентили сжатого воздуха на баллонах и трубопроводах, а также вентили или клинкетные задвижки на масляной и водя­ ной системах необходимо открывать плавно, без рывков

203


ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОВЫХ КОТЛОВ

Оздоровление условий и безопасность труда кочега­ ров во многом зависят от степени совершенства котель­ ной установки, уровня механизации и автоматизацииподачн топлива, воды и т. п., а также от соблюдения ма­ шинной командой правил п норм технической эксплуата­ ции и техники безопасности.

Судовые паровые котлы работают под давлением, поэтому в них заключена большая потенциальная сила взрыва. При разрыве стенок котла из него вырывается пар большой разрушительной силы, который может мгновенно заполнить все помещения машинно-котельно­ го отделения. Взрывы судовых котлов, как правило, со­ провождаются пожарами и могут привести к гибели судна, поэтому к обслуживанию судовых котельных ус­ тановок разрешается допускать только лиц, имеющих знания в объеме установленного техминимума, сдавших экзамен квалификационной комиссии, и получивших удостоверение кочегара.

Учитывая, что котлы являются установками с повы­ шенной опасностью, к ним предъявляются особые тре­ бования. Каждый паровой котел, главный паропровод и арматуру, установленную на них, подвергают периоди­ ческому осмотру и гидравлическому испытанию в соот­ ветствии с Правилами и требованиями Регистра. Дан­ ные о результатах освидетельствования и испытания котла инспектор Регистра записывает в шнуровую кот­ ловую книгу, в которой систематизируются все матери­ алы о техническом состоянии котла и предложения по устранению обнаруженных дефектов, а также указыва­ ется дата следующего осмотра.

Внутренний плановый осмотр паровых котлов, нахо­ дящихся в эксплуатации, производится не реже одного раза в четыре года, а гидравлические испытания — один раз в восемь лет, причем перед гидравлическим испыта­ нием обязательно проводится внутренний осмотр.

Внеочередное техническое освидетельствование и ис­ пытание котла производится в следующих случаях: если котел до пуска в работу бездействовал более одного го­ да; когда котел был демонтирован и вновь установлен; если заменена хотя бы часть листа или применена свар­ ка частей котла, находящихся под рабочим давлением,

204

или производилось выправление выпучим, вмятин основ­ ных его элементов (жаровых труб, внутренних листов топок, барабанов); если переклепано 25% общего коли­ чества заклепок в каком-либо шве или заменено более 15% числа связей любой стенки; после смены камеры, экрана, пароперегревателя, экономайзера или одновре­ менной смены более 50% общего количества экранных и кипятильных труб.

Причины, по которым произведено внеочередное ос­ видетельствование, также записывают в паспорт котла.

При внутреннем осмотре обращают внимание на вы­ явление возможных дефектов: трещин и надрывов на внутренней и наружных поверхностях стенок элементов котла, особенно в местах расположения отверстий, свар­ ных швов, отбортовки днищ и других элементов, выпу­ чим и отдулин у обогреваемых элементов, коррозии (преимущественно в области поступления питательной воды или в местах со слабой циркуляцией); трещин в заклепочных швах (от межкристаллитной коррозии), на­ рушающих плотность; кольцевых трещин в завальцоваиных концах труб и в вальцованных соединениях и т. п.

Испытание парового котла (пароперегревателя, эко­ номайзера) при техническом освидетельствовании про­ изводится пробным давлением, равным 1,25 р рав, но не менее рраб+0>1 МПа (1 к г с іс м 2).

Под пробным давлением котел должен находиться в течение 5 мин, после чего давление постепенно снижают до рабочего, которое поддерживается в течение всего времени, необходимого для осмотра. Котел признается выдержавшим гидравлическое испытание, если нет при­ знаков разрыва, не видно течи и остаточных деформа­ ций.

При появлении «слезок» и потения в сварных швах котел считается не выдержавшим испытания, результа­ ты которого заносят в котловую книгу, зарегистрирован­ ную инспекцией Регистра.

За правильностью обслуживания котельной установ­ ки следит старший механик судна. Систематический кон­ троль за соблюдением правил техники безопасности в котельном отделении осуществляет третий механик, ко­ торому вменено в обязанность заносить в вахтенный журнал все замечания и указания по технике безопасно­ сти и предъявлять их старшему механику.

205