Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100° С взрыв возможен при концентрации от 14,5 до 29,5%- Наиболее сильный взрыв дает смесь воздуха с 22% аммиака.

Иногда взрывоопасные смеси получаются в резуль­ тате разложения аммиака на азот и водород, который с кислородом образует гремучий газ. Условием для такого разложения является наличие в системе воздуха, а так­ же повышение температуры нагревания и давления.

Следует иметь в виду, что в условиях повышенных давлений растворимость водорода в жидком аммиаке вдвое больше, чем в азоте. Кроме того, он абсорбирует­ ся маслом. При падении давления в регулирующем вен­ тиле водород снова становится свободным и вместе с па­ рами аммиака и масла поступает в компрессор. В этих условиях возможно понижение нижнего предела взрыво­ опасной концентрации, т. е. взрыв может произойти от любого источника зажигания при сравнительно малых концентрациях.

Для обеспечения взрывобезопасности правилами по технике безопасности предусматривается применение в компрессорных отделениях электрооборудования во взрывозащищеином исполнении, предохранители и вы­ ключатели осветительной сети устанавливаются вне ма­ шинного отделения.

Чтобы не допускать вредного действия аммиака на обслуживающий персонал, в компрессорной холодиль­ ной установке устраивается механическая вентиляция, которая на случай прорыва аммиака должна обеспечить 40-кратный обмен воздуха в час. Для предотвращения проникновения газообразного аммиака в другие судовые помещения у выходов из компрессорного отделения ус­ танавливают устройства орошения и водяные завесы.

Необходимым'условием предупреждения аварий и не­ счастных случаев при эксплуатации холодильных уста­ новок является ежедневный регулярный осмотр всего холодильного оборудования, в том числе и вентиляцион­ ного устройства, а также немедленное устранение выяв­ ленных дефектов. При внутреннем осмотре цилиндров, картера компрессора, маслоотделителя и других частей машин и аппаратов холодильной установки для освеще­ ния разрешается применять только переносные лампы напряжением 12 В в герметическом исполнении или элек­ трические карманные и аккумуляторные фонари. Поль­

214

зоваться открытым пламенем и курить в компрессорном отделении опасно.

Вход посторонним лицам в помещение машинного и аппаратного отделений запрещен, снаружи на дверях этих помещений делаются предупредительные надписи «Вход посторонним воспрещен».

К самостоятельному обслуживанию холодильной ус­ тановки допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение об окон­ чании специального учебного заведения.

Персонал, допущенный к обслуживанию холодиль­ ной установки, должен хорошо знать устройство, прин­ цип работы, правила технической эксплуатации, ремон­ та, зарядки и техники безопасности холодильных уста­ новок; характеристику и свойства хладагента, режимы работы и регулировки; порядок оформления отчетной документации о работе холодильной установки.

Регистрация и техническое освидетельствование ап­ паратов (сосудов) холодильных установок должно про­ изводиться инспектором Регистра. Аппараты и агрегаты, не подлежащие регистрации в инспекции Регистра, должны быть освидетельствованы механико-судовой службой предприятия.

Прием в эксплуатацию вновь смонтированной или реконструированной холодильной установки производит­ ся с участием представителя технической инспекции профсоюза. При приеме представляются следующие до­ кументы: проект установки; акты на произведенные мон­ тажные работы; акты испытания оборудования на проч­ ность и плотность; технические паспорта всего оборудо­ вания.

Безопасная организация работы во время эксплуа­ тации холодильных агрегатов регламентируется инст­ рукциями, которые разрабатываются применительно к каждой отдельной установке и вывешиваются на рабо­ чих местах.

Перед началом работы необходимо проверить по вах­ тенному журналу причину остановки, а также состояние всего оборудования. Если компрессор был остановлен из-за неисправности, надо проверить, устранены ли при­ чины, вызвавшие ее. Кроме того, необходимо установить, нет ли посторонних предметов, мешающих пуску (раз­ личных деталей, инструмента, оставленного после ремон­

215


та, и т. п.), проверить наличие и исправность огражде­ ний. Чтобы убедиться в свободном движении-компрессо­ ра, надо провернуть маховик на один-два оборота.

В период эксплуатации холодильной установки долж­ на поддерживаться максимальная герметичность систе­ мы. Для обнаружения утечки аммиака в атмосферу ни

Рис. 43. Способ определения утечки аммиака.

в коем случае нельзя пользоваться зажженным факелом. Место его утечки определяют только специальными хи­ мическими индикаторами (рис. 43).

Бумажные индикаторы (лакмусы) высокой чувстви­ тельности для определения утечки аммиака изготовля­ ют следующим образом. В фарфоровую чашечку или кристаллизатор отвешивают 0,1 г фенолрота и добавля­ ют к нему 100 см3 спирта-ректификата (94—95%-ного) и 20 см3 чистого глицерина. Компоненты смешивают до полного растворения фенолрота. Затем берут фильтро­ вальную бумагу, нарезают полосками (10X15 см) и об­ макивают в приготовленный раствор, придерживая’пин­ цетом. Высушенные полоски бумаги складывают в пач­ ку и заворачивают в целлофан или парафинированную бумагу.

В случае пропуска аммиака через сальники компрес­ соров их нужно немедленно уплотнить, если они снова пропускают, то заменить набивку. Если хладагент про­ сачивается через фланцы, необходимо подтянуть болты в их соединениях, предварительно снизив давление в си­ стеме. Если это не помогает, нужно полностью или час­

216

тично заменить прокладки на фланцевых соединениях или сальниковую набивку запорной арматуры конденса­ торов, испарителей, предохранителей и другой аппара­ туры. Замену сальников следует производить осторожно, предварительно отсосав аммиак из поврежденного уча­

стка и отключив этот участок от остальной системы. При отсасывании аммиака из аппаратов нельзя быстро пони­ жать давление, так как это может привести к снижению механической прочности их стенок вследствие резкого понижения температуры.

Пополняя систему аммиаком, необходимо ознако­ миться с безопасными методами работы с хладагентом. Перед тем как подключить баллон к системе, надо убе­ диться, что в нем находится хладагент. Для этого нем­ ного приоткрывают вентиль и подносят к нему индика­ торную бумажку. Если в баллоне находится аммиак, бу­ мажка немедленно изменит цвет. В тех случаях, когда запорный вентиль не открывается, баллон необходимо отложить в сторону и сообщить об этом механику реф­ рижераторной установки или старшему механику судна.

Хладагент добавляют в систему во время работы компрессора (рис. 44). Для этого баллон 1 укладывают

в наклонном положении вентилем вниз, снимают колпак, осторожно отвертывают заглушку и присоединяют его к наполнительному вентилю стальной трубкой с накидной гайкой или при помощи резинового шланга, испытанно­ го на давление 2,0 МПа (20 кгс/см2) .

При зарядке прекращают питание испарителей из литейного ресивера путем закрытия вентиля. После это­ го закрывают наполнительные вентили на трубопрово-

217


де 2 и на баллоне. Хладагент из баллона перепускают в

ту часть системы, в которой имеется разрежение. Движение хладагента из баллона обнаруживается

по обмерзанию соединительной трубки или по специфи­ ческому звуку, издаваемому протекающей по трубке жидкостью. Признаками опорожнения баллона являют­ ся кратковременное образование инея на его нижней части и отпотевание наполнительной трубки.

Баллоны до и после зарядки системы обязательно следует взвешивать. Разность масс — обозначенной на бирке и фактической — позволяет контролировать сте­ пень опорожнения баллонов и учитывать действительное количество рабочего хладагента,, израсходованного на заполнение системы. Эта операция облегчается, если подставку для баллонов 3 ставить непосредственно на

весы.

Во время наполнения системы надо обращать особое внимание на уровень аммиака в линейном ресивере и на давление конденсации.

После зарядки вентили на наполнительной системе и баллоне перекрывают, баллон отсоединяют, ставят на место заглушку и колпак.

При выпуске аммиака из системы необходимо соблю­ дать все меры предосторожности с применением защит­ ных средств — противоаммиачных противогазов, резино­ вых перчаток.

, Перед началом слива аммиака давление в системе должно быть снижено до минимума. Необходимо убе­ диться, что шланг исправен, штуцерное устройство име­ ет надежное сцепление. Возле цистерны, куда сливается аммиак, выставляется вахтенный машинист в индиви­ дуальных средствах защиты, который на случай пропус­ ка хладагента обязан перекрыть вентиль -у цистерны и на судне.

При неполадках в работе холодильного оборудова­ ния или нарушениях правил технической эксплуатации давление в аппаратах может превысить допустимое. Что­ бы предотвратить аварию, аммиак из системы перепу­ скают в линейный или дренажный ресивер, а иногда и в баллоны. Если пустых аммиачных баллонов нет или не­ возможно быстро отобрать хладагент, его отводят через предохранительные клапаны, установленные на каждом аппарате по трубопроводу в атмосферу. Чтобы не зага­

218

зовывать воздух, на практике на штуцера трубопрово­ дов крепят резиновые шланги и через них стравливают аммиак за борт в воду.

На рефрижераторных судах новой постройки выпуск аммиака осуществляется через предохранительные кла­ паны по трубопроводу в шпигат, находящийся несколь­ ко ниже ватерлинии.

Во избежание заклинивания клапанов вентилей (не имеющих обратного затвора сальника при выведенном маховичке) они должны быть открыты до отказа, иначе может произойти обрыв тарелки штока и авария. Если по условиям эксплуатации запорный вентиль необходи­ мо открыть на максимальный проход, то его вначале сле­ дует открыть полностью, а затем повернуть обратно при­ мерно на Ѵв оборота маховичка.

Надо строго следить за тем, чтобы все запорные вен­ тили на . аммиачных нагнетательных магистралях были запломбированы в открытом положении, за исключени­ ем запорных вентилей у компрессора. Пломбирование запорных вентилей возлагается на рефрижераторного механика. При необходимости перекрыть систему реф­ рижераторный механик разрешает снять пломбу с откры­ того вентиля, после чего вентиль закрывается. Если име­ ются две и более нагнетательных магистралей, запорные вентили, служащие для их переключения, должны так­ же пломбироваться.

Во время работы холодильной установки необходимо следить за показаниями контрольно-измерительных при­ боров и при необходимости сразу производить соответ­ ствующее регулирование. При неправильном и несвое­ временном регулировании установки может произойти авария.

Особое внимание следует обращать на исправность манометров. Все установленные манометры должны быть запломбированы или иметь клеймо измерительной лаборатории. Проверка манометров и их опломбирова­ ние производится ежегодно, а также каждый раз после произведенного ремонта. Дополнительную проверку ра­ бочих манометров контрольным манометром производит рефрижераторный механик через шесть месяцев с за­ писью результатов в журнал.

Нельзя пользоваться манометрами, если они изго­ товлены не для аммиачной среды, а также если на них

219



отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок провер­ ки, стрелка манометра при включении не доходит до ну­ ля шкалы, если разбито стекло или имеются другие по­ вреждения, способные отразиться на правильности пока­ зания прибора.

Подобные требования по срокам проверки предъяв­ ляются к предохранительным клапанам и различным приборам автоматики. Проверка неисправности их дей­ ствия производится в соответствии с действующей произ­ водственной инструкцией.

Основной задачей регулирования холодильной уста­ новки является подача в испарительную систему такого количества аммиака, которое соответствует тепловой нагрузке испарительных аппаратов (воздухоохладите­ лей, батарей непосредственного охлаждения, испарите­ лей и др.). Для поддержания постоянного теплового ре­ жима количество хладагента, подаваемого в систему, должно быть постоянным. Иногда при одной и той же тепловой нагрузке подача хладагента увеличивается и он не успевает испариться. В этом случае повышается давление и температура кипения, что ведет к засасыва­ нию компрессором влажных паров. При увеличении по­ дачи, жидкого аммиака без снижения тепловой нагрузки уменьшается давление и температура кипения, а в ком­ прессор засасываются перегретые пары.

Важную роль в регулировании количества хладаген­ та, подаваемого в испаритель, играет терморегулирую­ щий вентиль. Он обеспечивает нормальное заполнение испарителя аммиаком в соответствии с тепловой нагруз­ кой. Принцип его работы заключается в следующем (рис. 46). Мембрана 2 снизу находится под воздействи­ ем усилия, пропорционального температуре кипения в испарителе, и усилия регулировочной пружины 3, а свер­

ху— усилия, пропорционального температуре паров ам­ миака у выхода из испарителя. Это усилие в свою оче­ редь пропорционально давлению в термобаллоне 1 (чув­

ствительный патрон), заполненном фреоном-22.

При увеличении перегрева давление в термобаллоне повысится, вследствие чего мембрана 2 прогнется вниз, клапан 6 опустится в седле 5, несколько больше откроет­

ся отверстие для прохода жидкого аммиака из конденса­ тора через фильтр 9 в терморегулирующий вентиль и

далее через дроссельную трубу в испаритель.

220