Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
100° С взрыв возможен при концентрации от 14,5 до 29,5%- Наиболее сильный взрыв дает смесь воздуха с 22% аммиака.
Иногда взрывоопасные смеси получаются в резуль тате разложения аммиака на азот и водород, который с кислородом образует гремучий газ. Условием для такого разложения является наличие в системе воздуха, а так же повышение температуры нагревания и давления.
Следует иметь в виду, что в условиях повышенных давлений растворимость водорода в жидком аммиаке вдвое больше, чем в азоте. Кроме того, он абсорбирует ся маслом. При падении давления в регулирующем вен тиле водород снова становится свободным и вместе с па рами аммиака и масла поступает в компрессор. В этих условиях возможно понижение нижнего предела взрыво опасной концентрации, т. е. взрыв может произойти от любого источника зажигания при сравнительно малых концентрациях.
Для обеспечения взрывобезопасности правилами по технике безопасности предусматривается применение в компрессорных отделениях электрооборудования во взрывозащищеином исполнении, предохранители и вы ключатели осветительной сети устанавливаются вне ма шинного отделения.
Чтобы не допускать вредного действия аммиака на обслуживающий персонал, в компрессорной холодиль ной установке устраивается механическая вентиляция, которая на случай прорыва аммиака должна обеспечить 40-кратный обмен воздуха в час. Для предотвращения проникновения газообразного аммиака в другие судовые помещения у выходов из компрессорного отделения ус танавливают устройства орошения и водяные завесы.
Необходимым'условием предупреждения аварий и не счастных случаев при эксплуатации холодильных уста новок является ежедневный регулярный осмотр всего холодильного оборудования, в том числе и вентиляцион ного устройства, а также немедленное устранение выяв ленных дефектов. При внутреннем осмотре цилиндров, картера компрессора, маслоотделителя и других частей машин и аппаратов холодильной установки для освеще ния разрешается применять только переносные лампы напряжением 12 В в герметическом исполнении или элек трические карманные и аккумуляторные фонари. Поль
214
зоваться открытым пламенем и курить в компрессорном отделении опасно.
Вход посторонним лицам в помещение машинного и аппаратного отделений запрещен, снаружи на дверях этих помещений делаются предупредительные надписи «Вход посторонним воспрещен».
К самостоятельному обслуживанию холодильной ус тановки допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение об окон чании специального учебного заведения.
Персонал, допущенный к обслуживанию холодиль ной установки, должен хорошо знать устройство, прин цип работы, правила технической эксплуатации, ремон та, зарядки и техники безопасности холодильных уста новок; характеристику и свойства хладагента, режимы работы и регулировки; порядок оформления отчетной документации о работе холодильной установки.
Регистрация и техническое освидетельствование ап паратов (сосудов) холодильных установок должно про изводиться инспектором Регистра. Аппараты и агрегаты, не подлежащие регистрации в инспекции Регистра, должны быть освидетельствованы механико-судовой службой предприятия.
Прием в эксплуатацию вновь смонтированной или реконструированной холодильной установки производит ся с участием представителя технической инспекции профсоюза. При приеме представляются следующие до кументы: проект установки; акты на произведенные мон тажные работы; акты испытания оборудования на проч ность и плотность; технические паспорта всего оборудо вания.
Безопасная организация работы во время эксплуа тации холодильных агрегатов регламентируется инст рукциями, которые разрабатываются применительно к каждой отдельной установке и вывешиваются на рабо чих местах.
Перед началом работы необходимо проверить по вах тенному журналу причину остановки, а также состояние всего оборудования. Если компрессор был остановлен из-за неисправности, надо проверить, устранены ли при чины, вызвавшие ее. Кроме того, необходимо установить, нет ли посторонних предметов, мешающих пуску (раз личных деталей, инструмента, оставленного после ремон
215
та, и т. п.), проверить наличие и исправность огражде ний. Чтобы убедиться в свободном движении-компрессо ра, надо провернуть маховик на один-два оборота.
В период эксплуатации холодильной установки долж на поддерживаться максимальная герметичность систе мы. Для обнаружения утечки аммиака в атмосферу ни
Рис. 43. Способ определения утечки аммиака.
в коем случае нельзя пользоваться зажженным факелом. Место его утечки определяют только специальными хи мическими индикаторами (рис. 43).
Бумажные индикаторы (лакмусы) высокой чувстви тельности для определения утечки аммиака изготовля ют следующим образом. В фарфоровую чашечку или кристаллизатор отвешивают 0,1 г фенолрота и добавля ют к нему 100 см3 спирта-ректификата (94—95%-ного) и 20 см3 чистого глицерина. Компоненты смешивают до полного растворения фенолрота. Затем берут фильтро вальную бумагу, нарезают полосками (10X15 см) и об макивают в приготовленный раствор, придерживая’пин цетом. Высушенные полоски бумаги складывают в пач ку и заворачивают в целлофан или парафинированную бумагу.
В случае пропуска аммиака через сальники компрес соров их нужно немедленно уплотнить, если они снова пропускают, то заменить набивку. Если хладагент про сачивается через фланцы, необходимо подтянуть болты в их соединениях, предварительно снизив давление в си стеме. Если это не помогает, нужно полностью или час
216
тично заменить прокладки на фланцевых соединениях или сальниковую набивку запорной арматуры конденса торов, испарителей, предохранителей и другой аппара туры. Замену сальников следует производить осторожно, предварительно отсосав аммиак из поврежденного уча
стка и отключив этот участок от остальной системы. При отсасывании аммиака из аппаратов нельзя быстро пони жать давление, так как это может привести к снижению механической прочности их стенок вследствие резкого понижения температуры.
Пополняя систему аммиаком, необходимо ознако миться с безопасными методами работы с хладагентом. Перед тем как подключить баллон к системе, надо убе диться, что в нем находится хладагент. Для этого нем ного приоткрывают вентиль и подносят к нему индика торную бумажку. Если в баллоне находится аммиак, бу мажка немедленно изменит цвет. В тех случаях, когда запорный вентиль не открывается, баллон необходимо отложить в сторону и сообщить об этом механику реф рижераторной установки или старшему механику судна.
Хладагент добавляют в систему во время работы компрессора (рис. 44). Для этого баллон 1 укладывают
в наклонном положении вентилем вниз, снимают колпак, осторожно отвертывают заглушку и присоединяют его к наполнительному вентилю стальной трубкой с накидной гайкой или при помощи резинового шланга, испытанно го на давление 2,0 МПа (20 кгс/см2) .
При зарядке прекращают питание испарителей из литейного ресивера путем закрытия вентиля. После это го закрывают наполнительные вентили на трубопрово-
217
де 2 и на баллоне. Хладагент из баллона перепускают в
ту часть системы, в которой имеется разрежение. Движение хладагента из баллона обнаруживается
по обмерзанию соединительной трубки или по специфи ческому звуку, издаваемому протекающей по трубке жидкостью. Признаками опорожнения баллона являют ся кратковременное образование инея на его нижней части и отпотевание наполнительной трубки.
Баллоны до и после зарядки системы обязательно следует взвешивать. Разность масс — обозначенной на бирке и фактической — позволяет контролировать сте пень опорожнения баллонов и учитывать действительное количество рабочего хладагента,, израсходованного на заполнение системы. Эта операция облегчается, если подставку для баллонов 3 ставить непосредственно на
весы.
Во время наполнения системы надо обращать особое внимание на уровень аммиака в линейном ресивере и на давление конденсации.
После зарядки вентили на наполнительной системе и баллоне перекрывают, баллон отсоединяют, ставят на место заглушку и колпак.
При выпуске аммиака из системы необходимо соблю дать все меры предосторожности с применением защит ных средств — противоаммиачных противогазов, резино вых перчаток.
, Перед началом слива аммиака давление в системе должно быть снижено до минимума. Необходимо убе диться, что шланг исправен, штуцерное устройство име ет надежное сцепление. Возле цистерны, куда сливается аммиак, выставляется вахтенный машинист в индиви дуальных средствах защиты, который на случай пропус ка хладагента обязан перекрыть вентиль -у цистерны и на судне.
При неполадках в работе холодильного оборудова ния или нарушениях правил технической эксплуатации давление в аппаратах может превысить допустимое. Что бы предотвратить аварию, аммиак из системы перепу скают в линейный или дренажный ресивер, а иногда и в баллоны. Если пустых аммиачных баллонов нет или не возможно быстро отобрать хладагент, его отводят через предохранительные клапаны, установленные на каждом аппарате по трубопроводу в атмосферу. Чтобы не зага
218
зовывать воздух, на практике на штуцера трубопрово дов крепят резиновые шланги и через них стравливают аммиак за борт в воду.
На рефрижераторных судах новой постройки выпуск аммиака осуществляется через предохранительные кла паны по трубопроводу в шпигат, находящийся несколь ко ниже ватерлинии.
Во избежание заклинивания клапанов вентилей (не имеющих обратного затвора сальника при выведенном маховичке) они должны быть открыты до отказа, иначе может произойти обрыв тарелки штока и авария. Если по условиям эксплуатации запорный вентиль необходи мо открыть на максимальный проход, то его вначале сле дует открыть полностью, а затем повернуть обратно при мерно на Ѵв оборота маховичка.
Надо строго следить за тем, чтобы все запорные вен тили на . аммиачных нагнетательных магистралях были запломбированы в открытом положении, за исключени ем запорных вентилей у компрессора. Пломбирование запорных вентилей возлагается на рефрижераторного механика. При необходимости перекрыть систему реф рижераторный механик разрешает снять пломбу с откры того вентиля, после чего вентиль закрывается. Если име ются две и более нагнетательных магистралей, запорные вентили, служащие для их переключения, должны так же пломбироваться.
Во время работы холодильной установки необходимо следить за показаниями контрольно-измерительных при боров и при необходимости сразу производить соответ ствующее регулирование. При неправильном и несвое временном регулировании установки может произойти авария.
Особое внимание следует обращать на исправность манометров. Все установленные манометры должны быть запломбированы или иметь клеймо измерительной лаборатории. Проверка манометров и их опломбирова ние производится ежегодно, а также каждый раз после произведенного ремонта. Дополнительную проверку ра бочих манометров контрольным манометром производит рефрижераторный механик через шесть месяцев с за писью результатов в журнал.
Нельзя пользоваться манометрами, если они изго товлены не для аммиачной среды, а также если на них
219
отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок провер ки, стрелка манометра при включении не доходит до ну ля шкалы, если разбито стекло или имеются другие по вреждения, способные отразиться на правильности пока зания прибора.
Подобные требования по срокам проверки предъяв ляются к предохранительным клапанам и различным приборам автоматики. Проверка неисправности их дей ствия производится в соответствии с действующей произ водственной инструкцией.
Основной задачей регулирования холодильной уста новки является подача в испарительную систему такого количества аммиака, которое соответствует тепловой нагрузке испарительных аппаратов (воздухоохладите лей, батарей непосредственного охлаждения, испарите лей и др.). Для поддержания постоянного теплового ре жима количество хладагента, подаваемого в систему, должно быть постоянным. Иногда при одной и той же тепловой нагрузке подача хладагента увеличивается и он не успевает испариться. В этом случае повышается давление и температура кипения, что ведет к засасыва нию компрессором влажных паров. При увеличении по дачи, жидкого аммиака без снижения тепловой нагрузки уменьшается давление и температура кипения, а в ком прессор засасываются перегретые пары.
Важную роль в регулировании количества хладаген та, подаваемого в испаритель, играет терморегулирую щий вентиль. Он обеспечивает нормальное заполнение испарителя аммиаком в соответствии с тепловой нагруз кой. Принцип его работы заключается в следующем (рис. 46). Мембрана 2 снизу находится под воздействи ем усилия, пропорционального температуре кипения в испарителе, и усилия регулировочной пружины 3, а свер
ху— усилия, пропорционального температуре паров ам миака у выхода из испарителя. Это усилие в свою оче редь пропорционально давлению в термобаллоне 1 (чув
ствительный патрон), заполненном фреоном-22.
При увеличении перегрева давление в термобаллоне повысится, вследствие чего мембрана 2 прогнется вниз, клапан 6 опустится в седле 5, несколько больше откроет
ся отверстие для прохода жидкого аммиака из конденса тора через фильтр 9 в терморегулирующий вентиль и
далее через дроссельную трубу в испаритель.
220