Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для контроля уровня воды в котле служат водоуказательные стекла с водомерными колонками. На водо­ мерной колонке или рамке водоуказателыюго стекла ус­ танавливают металлическую стрелку или наносят крас­ ную черту, показывающую нормальный уровень воды в котле. Рабочий уровень воды в котле может отклонить­ ся на 15 мм вверх или вниз от этой черты, т. е. граница колебаний находится в пределах 30 мм.

Чаще всего на водоуказательных колонках применя­ ются плоские ребристые стекла системы «Клингер», уро­ вень воды через них хорошо просматривается и при раз­ рыве они не дают осколков. Водоуказательные стекла (приборы) должны быть хорошо освещены, а для того чтобы колебания уровня воды в котле хорошо просмат­ ривались, их необходимо регулярно очищать от пыли и копоти.

Обнаруженные на кранах или водоуказательных стеклах, трубах и штуцерах неисправности устраняются немедленно, перед этим обязательно должно быть сни­ жено давление пара или охлажден котел. При этом уро­ вень воды должен доходить до нижнего пробного крана. Несоблюдение этих условий может привести к ожогам лица, рук и тела работающего. Снимать пробные краны для очистки не рекомендуется, так как при этом нару­ шается плотность соединений и требуется дополнитель­ ная их пришабровка. В исключительных случаях, когда вода или пар не проходят в местах соединения крана со штуцером или штуцера с котлом, краны следует сни­ мать для очистки. По окончании очистки крана переднее его отверстие следует закрыть пробкой, так как при про­ верке уровня воды в котле во время работы кочегар мо­ жет получить ожоги. Открывать и закрывать пробные краны, когда котел находится под парами, следуетплавно, без рывков. При этом кочегар должен находиться сбоку, чтобы выходящая из крана струя пара или воды не могла вызвать ожоги.

Контроль за давлением пара осуществляется кочега­ ром по манометру, установленному на фронтоне котла. Как и водомерная колонка, манометр должен быть хо­ рошо освещен, а деление на его циферблате, красная черта или стрелка (марка), на которой разрешается держать пар, хорошо видны. Манометр .должен иметь сифон (одну-две петли) на трубке, соединяющей его с

206

котлом. Для сообщения манометра с атмосферой при проверке показаний и установке контрольного маномет­ ра на трубке, отходящей от котла, служит трехходовой кран..

Краны, установленные на котлах и соединенные труб­ ками с манометрами, должны быть всегда открыты, за­ крывать их следует только в случае замены манометров или ремонта трубок. За исправностью манометров сле­ дит вахтенный механик. По правилам технической эк­ сплуатации все манометры (как и другие контрольно­ измерительные приборы на судовой силовой установке) ежегодно проверяются и пломбируются в контрольно­ измерительной лаборатории и на них выдается паспорт.

Повышение давления пара в котле сверх установлен­ ной нормы, как правило, приводит к взрыву.. Чтобы пре­ дотвратить аварию, каждый котел должен иметь не ме­ нее двух пружинных предохранительных клапанов оди­ наковой конструкции и размера. Для паровых котлов с рабочим давлением пара 4,0 МПа (40 кгс/см2) и более рекомендуется применять предохранительные клапаны импульсного действия.

В целях предупреждения взрыва надо строго следить за показаниями приборов и работой предохранительных клапанов. Для эффективной работы предохранительные клапаны регулируют на следующие давления:

давление открывания клапана

Роткр <

1 >05/Зраб Д Л Я Рраб < 1,0

МПа,

Роткр ^

1,03рраб Для р раб > 1 , 0

МПа;

максимально допустимое давление при действии пре­ дохранительного клапана

Рмакс ^ 1 >ІРраб-

Согласно Правилам Регистра конструкция клапанов

.должна обеспечивать возможность их ручного подрыва при помощи специального привода. Управление приво­ дом одного клапана должно находиться в котельном по­ мещении, второго — на верхней палубе или в другом до­ ступном месте вне котельного отделения.

Во время эксплуатации котлов механикам иногда приходится определять суммарную площадь свободного прохода предохранительных клапанов. Такой расчет сле­ дует производить по следующим формулам:

207


для насыщенного пара

F — k

Р + 1 ’

для перегретого пара

ѴХ

Р + 1 У ѵн

где F — суммарная площадь свободного прохода клапана, мм2; Q — расчетная паропроизводительность, кг/ч;

р— рабочее давление, МПа;

Ѵп— удельный объем перегретого пара при соответствующем рабочем давлении и температуре, м3/кг;

Ѵп —удельный объем насыщенного пара при соответствующем давлении, м3/кг;

k — коэффициент, зависящий от высоты подъема тарелки кла­

пана. Для клапанов с малой высотой подъема

А = 0,0075; для полноподъемных клапанов =0,015.

Диаметр прохода предохранительных клапанов Реги­ стром определен в пределах от 32 до 100 мм.

Авария котла возникает и при упускании из него во­ ды, поэтому надо систематически следить за уровнем воды в котле. Если уровень воды опущен за нижнюю грань рамки водоуказателыюго стекла, следует прове­ рить наличие воды в котле, открыв нижний пробный кран. Выходящая из него вода с паром свидетельствует о том, что над верхней точкой (кромкой металла) огне­ вой части имеется еще вода, слой которой равен при­ мерно 40 мм. В этом случае котел следует немедленно подпитать водой. Подпитывание котла ©одой, находяще­ гося под парами, производится равномерно.

При подпитывании котлов необходимо помнить об опасности гидравлических ударов, так как питательные головки котлов, их трубопроводы и арматура в процессе работы находятся под давлением, которое превышает допустимое на 0,6-1-0,15 МПа (0,6-М,5 кгс/см2). Гидрав­ лические удары внутри питательных трубопроводов и внешние удары по трубопроводам и арматуре могут выз­ вать их разрывы, что приводит к тяжелым ожогам об­ служивающего персонала. Следовательно, для преду­ преждения гидравлических ударов необходимо сделать

208

равномерной подачу питательной воды, отрегулировать клапаны, систематически выпускать воздух, скапливаю­ щийся в расширительных клапанах питательных насосов и воздушных колпаках фильтров, через воздушные кра­ ны. Во избежание несчастных случаев все ремонтные ра­ боты должны выполняться после снижения давления па­ ра в котлах до нуля и отключения трубопроводов от действующих насосов.

При подаче воды в котел инжектором вахтенному сле­ дует соблюдать особую осторожность, так как горячая вода, выходящая из вестового отверстия, может вызвать ожоги. Чтобы избежать запаривания и не допустить раз­ рыва корпуса инжектора, пуск его осуществляют плав­ ным поворотом ручки в рабочее положение. Резкое включение может вызвать разрыв корпуса или конусов, что также приведет к ожогам работающего.

Если из нижнего крана выходит сухой пар, вода в котле упущена и он находится в аварийном состоянии. В этом случае необходимо немедленно принять следую­

щие меры: прекратить

горение

топлива, для чего пере­

крыть доступ воздуха

в топку

(выключить вентилятор,

закрыть поддувало);

прекратить питание котла водой

(отключить питательную магистраль от насосов), пода­ чу пара на технологические нужды; постепенно стравить пар через предохранительный клапан и остудить котел.

Для облегчения работы кочегаров современные суда оборудуют специальными устройствами (свистками, звонками и световыми сигналами), предупреждающими о повышении и понижении уровня воды в котлах против нормального, но эти приборы устанавливаются как до­ полнительные и не исключают обязательного наблюде­ ния-за уровнем воды в котле по водоуказатёльиым стек­ лам и паропробным кранам.

Безопасное обслуживание топок котлов зависит пре­ жде всего от режима их работы, выполнения обслужи­ вающим персоналом требований техники безопасности, вида топлива (жидкое — мазут, твердое — каменный уголь), качества его подготовки й способа подачи в топ­ ку в необходимых количествах, правильного его распы­ ления, а также от количества воздуха, подаваемого в топку.

Обеспечение безопасной работы на котле зависит от правильной его растопки. Правила требуют, чтобы до

14-224.

209

 



начала растопки была осмотрена топливная магистраль и ее арматура, подтянуты все соединения. Особое вни­ мание следует обращать на соединение форсунок с топ­ ливопроводом, так как они подвергаются наиболее час­ той разборке. Если система мазутного отопления в те­ чение некоторого времени бездействовала и подверга­ лась разборке для ремонта и замены отдельных узлов, то перед растопкой котла она должна быть опробована на рабочее давление разогретым топливом с последую­ щим устранением всех выявленных дефектов.

Через воздушные щели или форсуночное отверстие производят осмотр топки и, убедившись, что в ней нет мазута, приступают к подготовке и розжигу котла. Пе­ ред розжигом топку и газовый тракт продувают сжатым воздухом от скопившихся газов, так как при неплотно закрытом или неисправном мазутном вентиле на фор­ сунке мазут будет попадать в топку, образуя взрыво­ опасную смесь газа. При внесении факела в топку без предварительного ее продувания может произойти взрыв, в результате которого может быть сорван топочный фронтон или его детали, что приведет к несчастному случаю.

После продувки топки на форсунку подают топливо и подносят к ней факел, укрепленный на металлическом пруте длиной не менее 1 м. При воспламенении струи топлива факел из топки убирают. Если топливо не вос­ пламенилось, надо немедленно закрыть вентиль на фор­ сунке и устранить причины, вызвавшие неудовлетвори­ тельную ее работу, затем повторить'зажигание. Вахтен­ ный кочегар при розжиге форсунки должен подносить факел на вытянутой руке, находясь сбоку от топки, что­ бы защитить себя от пламени, если оно по каким-либо причинам перекинется•из топки в котельное отделение. После розжига котла факел должен находиться в спе­ циальном металлическом стаканчике, сделанном из тру­ бы, и храниться в непосредственной близости от котла.

В момент регулирования подачи топлива в котел ко­ чегар также должен находиться сбоку от него, так как неточное регулирование парового и мазутного вентилей при перемене режима горения иногда прерывает пламя, получаются хлопки, силой которых могут быть сорваны детали фронтонов. В процессе горения хлопки наблюда­ ются также и в том случае, если на форсунку подается

210

загрязненное или недостаточно подогретое и плохо пере­ мешанное топливо.

Топки водотрубных котлов должны быть оборудованы самозакрывающимися дверцами, которые при повыше­ нии давления внутри топки и разрыве водогрейных тру­ бок автоматически закрываются. При этом исключается выход пара и газов в котельное помещение, а следова­ тельно, улучшаются условия труда обслуживающего персонала.

Во время работы котла ремонт арматуры (перебивка сальников), кроме замены водомерных стекол, запреща­ ется, так как это может привести к авариям и травмам. Опасно также заменять прокладки на фланцевых соеди­ нениях, если паропроводы находятся под давлением.

Во избежание ожогов рук вахтенной службе необхо­ димо следить за тем, чтобы маховики всех вентилей и ручки на кранах и задвижках, установленные на паро­ вых трубопроводах, а также на форсунках, включая вен­ тиль на мазутной трубе, были оплетены асбестовым шнуром, шпагатом или каким-либо другим прочным теп­ лоизолирующим материалом.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОВЫХ МАШИН

Правильная и безопасная эксплуатация паровых ма­ шин зависит от того, как обслуживающий персонал зна­ ет и выполняет инструкции при пуске, маневрах и оста­ новке машины.

Правилами техники безопасности и технической эк­ сплуатации судовых паровых машин установлен четкий порядок действия обслуживающего персонала при пуске. Пускать машину в ход разрешается только после про­ грева и, убедившись в том, что на движущихся частях ее нет посторонних предметов. Перед пуском следует проверить исправность клапанов продувания и их от­ крытие, исправность ограждений, контрольно-измери­ тельных приборов. Необходимо также убедиться, что около машины нет людей, и предупредить кочегара, что машина пускается в действие, после этого дать ответ по телеграфу: «Готово».

Получив команду дать ход, следует поставить кулисы в положение, обеспечивающее требуемый ход машин (передний, задний), и постепенно открывать машинный-

14*

211


аппарат. Одновременно следует еще раз объявить: «Отойди от машины, пускаю в ход»!

При работе паровой машины на пробных оборотах производят продувание цилиндров, для чего открывают клапаны. Если при пуске машины в цилиндрах слышны удары воды, необходимо прикрыть стопорный клапан.

-После удаления воды из цилиндра клапан медленно от­ крывают.

Пуск машины должен производиться, как правило, пусковым устройством, пользоваться клапанами доба­ вочного пара разрешается только в исключительных слу­ чаях, например когда машина трогается из положения, невыгодного для пуска штатным устройством. Надо знать, что пуск клапанами добавочного пара может при­ вести к повышению установленного давления в цилиндре

среднего и особенно низкого давления и серьезным по­ следствиям.

Нельзя изменять направление движения машины, а также резко стопорить на полном ходу в любом направ­ лении движения поршней, так как резкое изменение ско­ рости хода машины вызывает повышение напряжения в ее деталях, а это приводит к их поломкам, крупным ава­ риям и травмам обслуживающего персонала. .

По окончании маневров одновременно с увеличением числа оборотов машины следует сообщить в котельное отделение об установлении ходового режима для согласованнности работы котельной установки и машины.

Несогласованность в работе может привести к резко­ му понижению мощности машины из-за нехватки пара или к перенапряжению котлов и созданию аварийной обстановки на судне. Об остановке машины также необ­ ходимо сообщать в котельное отделение, поскольку сни­ жение числа оборотов машины или ее остановка приво­ дит к резкому повышению давления пара в котлах а своевременное предупреждение позволит изменить ре­ жим их работы и предупредить возможную аварию

В процессе работы паровой машины необходимо вни­ мательно следить за показаниями контрольно-измери­ тельных приборов, за остаточным давлением и темпера­ турой конденсата, охлаждающей (циркуляционной) во­ ды, подогревом питательной воды и пара, за давлением

пара в котлах, главном паропроводе, цилиндрах и реси­ верах машины. ^

212

Появление сильных стуков в золотниковых крышках и цилиндрах машины при подходе поршней в крайние положения свидетельствует о поломке поршневых колец или попадании металлических предметов между порш­ нем и крышкой цилиндра. В этих случаях следует немед­ ленно остановить машину, вскрыть цилиндр и удалить попавший в него предмет.

Важная роль в безопасной эксплуатации паровой си­ ловой установки отводится уходу за сальниками и смаз­ кой подшипников, а также содержанию предохранитель­ ных клапанов, измерительных приборов и арматуры. Во время работы машины правилами запрещается обжи­ мать сальниковые втулки поршневых и золотниковых штоков и выбирать слабину в системе движения.

Утечку пара (работы по набивке сальников и поджатию салы-шц) следует устранять только во время сто­ янки судна, когда машина охлаждена, а в цилиндрах и золотниковых коробках отсутствует пар. Невыполнение этих требований приводит к ожогу рук и лица работаю­ щего. В процессе эксплуатации паровой силовой уста­ новки предохранительные, клапаны цилиндров, золотни­ ковых коробок, ресиверов, конденсатора и других уст­ ройств регулируют на давление в соответствии с инструк­ цией по эксплуатации.

Гла ва VIII

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ АММИАЧНЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Аммиачная холодильная установка работает при вы­ соком давлении и на вредном для организма человека хладагенте, поэтому нарущение правил техники безопас­ ности может привести к очень тяжелым последствиям как для обслуживающего персонала, так и для всего су­ дового экипажа.

Концентрация аммиака в воздухе от 16 до 26,8% яв­ ляется взрывоопасной, а при нагревании этой смеси до

213