Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

можно осуществить с помощью одного буксирного судна с ошвартовкой борт о борт. В этом случае разворачи­ вать буксир всегда выгоднее в сторону буксируемого су­ дна, так как циркуляция в эту сторону меньше, чем в обратную.

Подвод к доку крупнотоннажного судна, если глав­ ная машина действует, следует выполнять с помощью двух буксирных судов: одним с носа, другим с кормы. Длина буксиров должна соответствовать пространству для маневрирования, имеющемуся на акватории плаву­ чего дока, обычно она не превышает 60—80 м. Если ма­ шина на судне не работает, следует иметь три сильных буксирных судна— один с носа, второй -с кормы, тре­ тий у борта около середины судна для обеспечения луч­ шей управляемости на крутых поворотах и разворачи­ вания судна в гавани. Чтобы развернуть большое судно на месте, третье буксирное судно упирают носом в борт около носа или кормы.

При буксировке следует иметь в виду, что на аква­ тории дока нельзя буксировать судно с большой ско­ ростью, так как при подходе к доку будет очень труд­ но погасить инерцию.

Согласно существующим правилам ответственность за безопасную перестановку судна с помощью буксир­ ных судов не снимается с капитана буксируемого суд­ на и в том случае, если оно не может почему-либо ра­ ботать своей машиной или рулем, или на нем не могут быть использованы якоря и швартовные средства. В соответствии с состоянием своего судна капитан обязан организовать безопасную перестановку при помощи бу­ ксирных судов. До ввода судна в док капитан обязан предупредить весь личный состав, что распоряжения докмейстера, касающиеся проведения доковых операций, должны выполняться беспрекословно.

При подходе судна к доку команда расставляется по местам, как при ошвартовке; приготавливаются и со­ ответственно разносятся носовые, средние и кормовые кранцы, бросательные концы, проверяется исправность брашпилей и швартовных лебедок.

Отдача якорей вблизи дока и перед входом в него строго запрещена, так как все плавучие доки устанав­ ливаются на мертвых якорях, цепи которых тянутся на большие расстояния с обоих концов дока и по одному

350


с каждого борта. У больших плавучих доков бывает по восемь и более якорей, а поэтому опасность зацепить за какую-либо цепь дока якорем судна чрезвычайно вели­ ка. Капитан подводит судно к доку до тех пор, пока не будут поданы на док концы. С этого момента капитан выполняет все указания докмейстера. Отдавать букси­ ры без указания докмейстера не разрешается. Если бук­ сирное судно имеет возможность войти с буксируемым судном в док и свободно выйти из него, то, пока судно не будет доведено до места, отдавать буксир нельзя. Подача швартовых концов значительно облегчается, ес­ ли они принимаются на док с помощью доковых шлюпок или катерами. При выбирании швартовых концов бра­ шпилем или шпилем дока надо проявлять осторожность, чтобы трос не оборвался и судно не навалилось на док. При вводе судна в док буксирами оно переходит в рас­ поряжение и под ответственность начальника дока с мо­ мента подачи на судно кормовых швартовых и буксир­ ных концов.

Постановка судна состоит из трех этапов: ввода суд­ на в док, установки его килем на осевой линии кильбло­ ков и подъема дока.

Для установки судна на ось кильблоков чаще всего применяются стеклини с отвесом. Для этого поперек дока, в тех местах, где должны располагаться нос и корма, протягиваются два стеклиня с прикрепленны­ ми к ним отвесами с таким расчетом, чтобы острия гру­ зов этих отвесов приходились на среднюю линию киль­ блоков, которая указывается отвесами.

Штурманы (один на баке, другой на полуюте) наб­ людают, когда форштевень и ахтерштевень передвигае­ мого судна будут приведены точно по вескам. Когда судно будет приведено на ось кильблоков, докмейстер дает команду на подъем дока.

При подъеме дока необходимо следить за положени­ ем судна до тех пор, пока оно. не сядет полностью (по всей опорной линии) на кильблоки, так как иногда под действием ветра, неравномерного натяжения швартовых концов или каких-либо иных причин диаметральная пло­ скость судна может сойти с оси кильблоков.

Подъем дока вместе с судном — наиболее ответственный момент докования. В процессе опускания судна и подъема дока следует установить наблюдение за кре­

351

нометром на ходовом мостике судна и на доке; в случае появления крена надо немедленно сообщить об этом докмейстеру.

Суда большого водоизмещения иногда ставят на клетки без бортовых упоров. В Зтом случае необходи­ мо установить по нескольку клеток с обоих бортов. На­ иболее надежное раскрепление судов в доке достигает­ ся путем подпирания бортов судна деревянными распо­ рами диаметром не менее 250 мм. Так, для судов типа СРТ и РТМ и небольших буксиров длиной 45—55 м устанавливают по шесть распор и по две клетки с каж­ дого борта; для рыболовных траулеров длиной 60— 70 м — по семь распор с каждого борта и по три клетки с каждой стороны. Упоры ставят после того, как судно

коснется днищем кильблоков

или

будет опущено

на 0,3—0,5 м, чтобы волна

от проходящих мимо

судов не могла сбить судно с

места

и вызвать его

крен.

 

 

На судах, имеющих крен в начальной стадии подъ­ ема, приходится ставить упоры сразу же после уста­ новки их на кильблок, или после того, как днище кос­ нется килевой дорожки. При постановке небольших су­ дов распоры ставят с обоих бортов в один ряд так, что­

бы упоры одного борта стояли точно против

упоров

другого

борта. Доки

современной постройки

имеют

штатные

распоры,

которые выдвигаются из

башни

дока механическими приводами. К помощи распор

прибегают и

при доковапии крупнотоннажных су­

дов.

 

Групповая

постановка небольших судов, имеющих

различные осадки, дифферент, длину, ширину и остой­ чивость, является весьма сложной операцией, поэтому выполнять ее следует по заранее разработанному пла­ ну. Необходимо помнить, что при такой постановке сле­ дует находить варианты наилучшего расположения су­ дов в доке, учитывая их длину, доковый вес и равномер­ ную нагрузку на стапель-палубу.

По окончании раскрепления судна и зачистки отсе­ ков дока приступают к установке всех ограждений и тра­ пов, необходимых для безопасного передвижения людей. Трапы и сходни устанавливают в местах, указанных до­ ковой администрацией, подают и убирают подъемными средствами дока или докуемого судна. Главный трап-

352


сходня должен иметь два прохода шириной не менее 1 м каждый по обе стороны среднего поручня и ограж­ дения с боков высотой не менее 1 м. Допускается уста­ новка отдельных трапов-сходней при ширине каждого из них не менее 1 м с разграниченным направлением движения по ним. Основные брусья трапов и сходней для повышения прочности обиваются металлическими по­ лосами и укладываются концами на маты или подкладки. Подвешивание или раскрепление трапов' и сходней на месте их установки производится стальными тросами достаточной прочности.

После расстановки всех ограждений и трапов до на­ чала каких-либо работ док очищается и промывается от ила, грязи и льда. Все водостоки и сборные колодцы очищаются и приводятся в исправное состояние. Поме­ щения кингстонов и клинкетов дока закрываются и на­ ходятся под надзором. Гребные винты и рули судна заклиниваются во избежание произвольного поворота двигателей.

Пар в систему парового отопления судна подают от берегового котла. Если в плавучих доках имеется само­ стоятельная система парового отопления, то подача па­ ра производится от этой системы. К судну, стоящему в доке, подводится также электроэнергия для освещения помещений и производства ремонтных работ. Прокладка временных трубопроводов, шлангов и электрических ка­

белей с берега

или с дока на судно допускается толь­

ко по боковым выносам трапов или сходен

(вне проход­

ной их части),

причем все трубопроводы

или шланги,

а также арматура предварительно испытываются гидра­ влически на пробное давление, результаты испытания оформляются соответствующим актом.

Временные силовые и осветительные электрические сети подвешивают на высоте не ниже 2,5 м от днища дока или настилов, сходен, трапов на прочных стойках с изоляторами. Перед подачей электроэнергии на судно

корпус

его необходимо заземлить. При

стоянке судна

в доке

нельзя пользоваться судовым

радиотелефоном

и телеграфом, а также включать вибраторы эхолотов, так как рабочие могут быть поражены высоким напря­ жением. Излучающая цепь (антенна) должна быть сое­ динена с громоотводом металлической планкой.

353


СТОЯЙЙА СУДЙА ß ПЛАВУЧЕМ д о к е

После постановки судна в док составляют перечень необходимых ремонтных работ (доковый акт) и уста­ навливают порядок их выполнения, учитывающий пос­ ледовательность операций и исключающий возможность скопления работающих в какой-либо одной части судна.

По окончании докования старший помощник капита­ на представляет докмейстеру схему расположения и за­ полнения водой всех танков судна. Капитан должен предупредить вахтенных помощников и механиков о том, что перемещение грузов и балласта на судне, выгрузка и погрузка груза, перекачка и приемка воды, водяного балласта, неравномерный расход топлива при работе судовых двигателей, а также заполнение водой отсеков могут производиться только с разрешения начальника дока. Всякие изменения по грузам должны быть изве­ стны администрации судна и дока. Если на судне име­ ется жидкое топливо, то на корпусе в районе цистерн, где оно хранится, делается краской надпись «Огнеопас­ но — топливо».

Если в доке необходимо произвести спуск якорей, то старший помощник капитана и боцман должны пред­ варительно проверить состояние якорного устройства. Особое внимание следует обратить на тормоза и, толь­ ко убедившись в их исправности, можно приступить к спуску якорей. Эта работа выполняется в присутствии старшего помощника и докмейстера. Для приемки яко­ рей на стапель-палубе дока устраиваются надежные стеллажи из досок. Чтобы якоря не упали на палубу дока во время спуска, их следует поддерживать на проч­ ных стальных концах до тех пор, пока не будет опробо­ ван в действии брашпиль. Если брашпиль не работает, то спуск якорей производится доковыми кранами. Спуск якорных цепей в кучу не разрешается, их надо растя­ нуть по настланным стеллажам, укладывая рядами. Пе­ ред спуском якорей и цепей необходимо поставить на­ блюдающего, чтобы он мог предупредить проходящих внизу людей.

Для правильной и безопасной организации труда ремонтных рабочих, а также команд, обслуживающих док и судно, устанавливаются определенные места для проходов и подъема на топ-палубу и судно.

354

Вход посторонних лиц в пульт управления дока за­ прещен, так как случайное включение каких-либо ме­ ханизмов может вызвать аварию. Во время прохожде­ ния по топ-палубе дока личному составу судна необхо­ димо соблюдать осторожность, так как на этой палубе происходит движение грузового крана, находятся раз­ личные электропровода, шланги, расположены тамбуры, шпили, люки и прочие устройства. Судовой команде не разрешается производить подключение к электросети,

паропроводу, водопроводу без ведома администрации дока.

В период стоянки судна в доке пожарная опасность судна не уменьшается, так как тушить пожар водой трудно, а система паротушения не работает, поэтому следует установить связь с пожарной командой судоре­ монтного завода, а на судне держать огнетушители и весь противопожарный инструмент в исправном и гото­ вом к действию состоянии. Необходимо провести спе­ циальный инструктаж всего судоэкипажа, отметив осо­

бенности противопожарной охраны во время стоянки судна в доке.

В помещениях судна, где будут проводиться работы, связанные с газовой резкой, электросваркой, должны иметься огнетушители, а также наполненные водой вед­ ра и песок. К опасным в пожарном отношении участкам работ следует подтянуть шланги от пожарной магист­ рали дока для немедленной подачи воды. Следует помнить, что стоящее в доке судно не должно иметь на борту взрывчатых и опасных грузов, а также легко­

воспламеняющихся материалов (бензина, керосина и др.).

Курить на ремонтируемом в доке судне разрешается только в специально отведенных для этого местах. Ме­ ста для курения оборудуются в соответствии с требова­ ниями пожарной охраны.

Особое внимание доковая и судовая администрация должна обращать на создание безопасных условий

работы судоэкипажа на период ремонтных работ в доке.

Перед началом ремонтных работ на судне старший помощник капитана совместно с докмейстером обязаны удостовериться в надежности и безопасности трапа, ве­ дущего на борт судна. При назначении людей на наруж­

355


ные работы по ремонту корпуса судна необходимо убе­ диться, в надежности крепления лесов и подмостей.

При замене обшивки корпуса судна или установке бортовых килей производить какую-либо другую работу по одной вертикали опасно, так как при случайном па­ дении листов металла могут быть травмированы люди, находящиеся в нижней части судна,- Чтобы этого избе­ жать, все ремонтные работы, выполняемые судовой командой в доке, должны производиться только с ведо­ ма докмейстера.

Экипажу судна следует иметь в виду, что в период

длительной

стоянки

в доке (с отключением хозяйствен­

но-бытовых

систем)

проживать

па

судне

запреща­

ется.

 

 

 

 

 

Правилами также не допускается сбрасывать на ста­

пель-палубу

дока доски, брусья,

инструмент,

мусор и

т. п. Их следует переправлять краном

в специальных

ящиках на берег,

 

 

 

 

ВЫВОД СУДНА ИЗ ДОКА

По окончании ремонта судна в доке и в период под­ готовки дока к затоплению старший помощник, стар­ ший механик и строитель с мастерами-исполнителями доковых работ обязаны осмотреть судно и убедиться в том, что все ремонтные работы полностью закончены, грузы размещены правильно, балластные отсеки запол­ нены так же, как при вводе судна в док. До начала по­ гружения дока старший помощник должен проверить, поставлены ли на место спускные пробки балластных отсеков, закрыты ли бортовые иллюминаторы, располо­ женные на палубе, горловины и другие отверстия, а стар­ ший механик — обжатие дейдвудного сальника и за­ крытие кингстонов. Невыполнение этих требований при спуске судна на воду может привести к серьезным ава­ риям.

В практике известны случаи, когда из-за переме­ щения грузов при доковом ремонте и оставления за­ бортных отверстий открытыми суда теряли остойчивость и опрокидывались сразу же после всплытия с клеток или при выводе из дока, поэтому перед спуском на воду капитан судна вручает докмейстеру подписанную им справку о готовности судна к спуску на воду.

356