Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
можно осуществить с помощью одного буксирного судна с ошвартовкой борт о борт. В этом случае разворачи вать буксир всегда выгоднее в сторону буксируемого су дна, так как циркуляция в эту сторону меньше, чем в обратную.
Подвод к доку крупнотоннажного судна, если глав ная машина действует, следует выполнять с помощью двух буксирных судов: одним с носа, другим с кормы. Длина буксиров должна соответствовать пространству для маневрирования, имеющемуся на акватории плаву чего дока, обычно она не превышает 60—80 м. Если ма шина на судне не работает, следует иметь три сильных буксирных судна— один с носа, второй -с кормы, тре тий у борта около середины судна для обеспечения луч шей управляемости на крутых поворотах и разворачи вания судна в гавани. Чтобы развернуть большое судно на месте, третье буксирное судно упирают носом в борт около носа или кормы.
При буксировке следует иметь в виду, что на аква тории дока нельзя буксировать судно с большой ско ростью, так как при подходе к доку будет очень труд но погасить инерцию.
Согласно существующим правилам ответственность за безопасную перестановку судна с помощью буксир ных судов не снимается с капитана буксируемого суд на и в том случае, если оно не может почему-либо ра ботать своей машиной или рулем, или на нем не могут быть использованы якоря и швартовные средства. В соответствии с состоянием своего судна капитан обязан организовать безопасную перестановку при помощи бу ксирных судов. До ввода судна в док капитан обязан предупредить весь личный состав, что распоряжения докмейстера, касающиеся проведения доковых операций, должны выполняться беспрекословно.
При подходе судна к доку команда расставляется по местам, как при ошвартовке; приготавливаются и со ответственно разносятся носовые, средние и кормовые кранцы, бросательные концы, проверяется исправность брашпилей и швартовных лебедок.
Отдача якорей вблизи дока и перед входом в него строго запрещена, так как все плавучие доки устанав ливаются на мертвых якорях, цепи которых тянутся на большие расстояния с обоих концов дока и по одному
350
с каждого борта. У больших плавучих доков бывает по восемь и более якорей, а поэтому опасность зацепить за какую-либо цепь дока якорем судна чрезвычайно вели ка. Капитан подводит судно к доку до тех пор, пока не будут поданы на док концы. С этого момента капитан выполняет все указания докмейстера. Отдавать букси ры без указания докмейстера не разрешается. Если бук сирное судно имеет возможность войти с буксируемым судном в док и свободно выйти из него, то, пока судно не будет доведено до места, отдавать буксир нельзя. Подача швартовых концов значительно облегчается, ес ли они принимаются на док с помощью доковых шлюпок или катерами. При выбирании швартовых концов бра шпилем или шпилем дока надо проявлять осторожность, чтобы трос не оборвался и судно не навалилось на док. При вводе судна в док буксирами оно переходит в рас поряжение и под ответственность начальника дока с мо мента подачи на судно кормовых швартовых и буксир ных концов.
Постановка судна состоит из трех этапов: ввода суд на в док, установки его килем на осевой линии кильбло ков и подъема дока.
Для установки судна на ось кильблоков чаще всего применяются стеклини с отвесом. Для этого поперек дока, в тех местах, где должны располагаться нос и корма, протягиваются два стеклиня с прикрепленны ми к ним отвесами с таким расчетом, чтобы острия гру зов этих отвесов приходились на среднюю линию киль блоков, которая указывается отвесами.
Штурманы (один на баке, другой на полуюте) наб людают, когда форштевень и ахтерштевень передвигае мого судна будут приведены точно по вескам. Когда судно будет приведено на ось кильблоков, докмейстер дает команду на подъем дока.
При подъеме дока необходимо следить за положени ем судна до тех пор, пока оно. не сядет полностью (по всей опорной линии) на кильблоки, так как иногда под действием ветра, неравномерного натяжения швартовых концов или каких-либо иных причин диаметральная пло скость судна может сойти с оси кильблоков.
Подъем дока вместе с судном — наиболее ответственный момент докования. В процессе опускания судна и подъема дока следует установить наблюдение за кре
351
нометром на ходовом мостике судна и на доке; в случае появления крена надо немедленно сообщить об этом докмейстеру.
Суда большого водоизмещения иногда ставят на клетки без бортовых упоров. В Зтом случае необходи мо установить по нескольку клеток с обоих бортов. На иболее надежное раскрепление судов в доке достигает ся путем подпирания бортов судна деревянными распо рами диаметром не менее 250 мм. Так, для судов типа СРТ и РТМ и небольших буксиров длиной 45—55 м устанавливают по шесть распор и по две клетки с каж дого борта; для рыболовных траулеров длиной 60— 70 м — по семь распор с каждого борта и по три клетки с каждой стороны. Упоры ставят после того, как судно
коснется днищем кильблоков |
или |
будет опущено |
на 0,3—0,5 м, чтобы волна |
от проходящих мимо |
|
судов не могла сбить судно с |
места |
и вызвать его |
крен. |
|
|
На судах, имеющих крен в начальной стадии подъ ема, приходится ставить упоры сразу же после уста новки их на кильблок, или после того, как днище кос нется килевой дорожки. При постановке небольших су дов распоры ставят с обоих бортов в один ряд так, что
бы упоры одного борта стояли точно против |
упоров |
||
другого |
борта. Доки |
современной постройки |
имеют |
штатные |
распоры, |
которые выдвигаются из |
башни |
дока механическими приводами. К помощи распор
прибегают и |
при доковапии крупнотоннажных су |
дов. |
|
Групповая |
постановка небольших судов, имеющих |
различные осадки, дифферент, длину, ширину и остой чивость, является весьма сложной операцией, поэтому выполнять ее следует по заранее разработанному пла ну. Необходимо помнить, что при такой постановке сле дует находить варианты наилучшего расположения су дов в доке, учитывая их длину, доковый вес и равномер ную нагрузку на стапель-палубу.
По окончании раскрепления судна и зачистки отсе ков дока приступают к установке всех ограждений и тра пов, необходимых для безопасного передвижения людей. Трапы и сходни устанавливают в местах, указанных до ковой администрацией, подают и убирают подъемными средствами дока или докуемого судна. Главный трап-
352
сходня должен иметь два прохода шириной не менее 1 м каждый по обе стороны среднего поручня и ограж дения с боков высотой не менее 1 м. Допускается уста новка отдельных трапов-сходней при ширине каждого из них не менее 1 м с разграниченным направлением движения по ним. Основные брусья трапов и сходней для повышения прочности обиваются металлическими по лосами и укладываются концами на маты или подкладки. Подвешивание или раскрепление трапов' и сходней на месте их установки производится стальными тросами достаточной прочности.
После расстановки всех ограждений и трапов до на чала каких-либо работ док очищается и промывается от ила, грязи и льда. Все водостоки и сборные колодцы очищаются и приводятся в исправное состояние. Поме щения кингстонов и клинкетов дока закрываются и на ходятся под надзором. Гребные винты и рули судна заклиниваются во избежание произвольного поворота двигателей.
Пар в систему парового отопления судна подают от берегового котла. Если в плавучих доках имеется само стоятельная система парового отопления, то подача па ра производится от этой системы. К судну, стоящему в доке, подводится также электроэнергия для освещения помещений и производства ремонтных работ. Прокладка временных трубопроводов, шлангов и электрических ка
белей с берега |
или с дока на судно допускается толь |
|
ко по боковым выносам трапов или сходен |
(вне проход |
|
ной их части), |
причем все трубопроводы |
или шланги, |
а также арматура предварительно испытываются гидра влически на пробное давление, результаты испытания оформляются соответствующим актом.
Временные силовые и осветительные электрические сети подвешивают на высоте не ниже 2,5 м от днища дока или настилов, сходен, трапов на прочных стойках с изоляторами. Перед подачей электроэнергии на судно
корпус |
его необходимо заземлить. При |
стоянке судна |
в доке |
нельзя пользоваться судовым |
радиотелефоном |
и телеграфом, а также включать вибраторы эхолотов, так как рабочие могут быть поражены высоким напря жением. Излучающая цепь (антенна) должна быть сое динена с громоотводом металлической планкой.
353
СТОЯЙЙА СУДЙА ß ПЛАВУЧЕМ д о к е
После постановки судна в док составляют перечень необходимых ремонтных работ (доковый акт) и уста навливают порядок их выполнения, учитывающий пос ледовательность операций и исключающий возможность скопления работающих в какой-либо одной части судна.
По окончании докования старший помощник капита на представляет докмейстеру схему расположения и за полнения водой всех танков судна. Капитан должен предупредить вахтенных помощников и механиков о том, что перемещение грузов и балласта на судне, выгрузка и погрузка груза, перекачка и приемка воды, водяного балласта, неравномерный расход топлива при работе судовых двигателей, а также заполнение водой отсеков могут производиться только с разрешения начальника дока. Всякие изменения по грузам должны быть изве стны администрации судна и дока. Если на судне име ется жидкое топливо, то на корпусе в районе цистерн, где оно хранится, делается краской надпись «Огнеопас но — топливо».
Если в доке необходимо произвести спуск якорей, то старший помощник капитана и боцман должны пред варительно проверить состояние якорного устройства. Особое внимание следует обратить на тормоза и, толь ко убедившись в их исправности, можно приступить к спуску якорей. Эта работа выполняется в присутствии старшего помощника и докмейстера. Для приемки яко рей на стапель-палубе дока устраиваются надежные стеллажи из досок. Чтобы якоря не упали на палубу дока во время спуска, их следует поддерживать на проч ных стальных концах до тех пор, пока не будет опробо ван в действии брашпиль. Если брашпиль не работает, то спуск якорей производится доковыми кранами. Спуск якорных цепей в кучу не разрешается, их надо растя нуть по настланным стеллажам, укладывая рядами. Пе ред спуском якорей и цепей необходимо поставить на блюдающего, чтобы он мог предупредить проходящих внизу людей.
Для правильной и безопасной организации труда ремонтных рабочих, а также команд, обслуживающих док и судно, устанавливаются определенные места для проходов и подъема на топ-палубу и судно.
354
Вход посторонних лиц в пульт управления дока за прещен, так как случайное включение каких-либо ме ханизмов может вызвать аварию. Во время прохожде ния по топ-палубе дока личному составу судна необхо димо соблюдать осторожность, так как на этой палубе происходит движение грузового крана, находятся раз личные электропровода, шланги, расположены тамбуры, шпили, люки и прочие устройства. Судовой команде не разрешается производить подключение к электросети,
паропроводу, водопроводу без ведома администрации дока.
В период стоянки судна в доке пожарная опасность судна не уменьшается, так как тушить пожар водой трудно, а система паротушения не работает, поэтому следует установить связь с пожарной командой судоре монтного завода, а на судне держать огнетушители и весь противопожарный инструмент в исправном и гото вом к действию состоянии. Необходимо провести спе циальный инструктаж всего судоэкипажа, отметив осо
бенности противопожарной охраны во время стоянки судна в доке.
В помещениях судна, где будут проводиться работы, связанные с газовой резкой, электросваркой, должны иметься огнетушители, а также наполненные водой вед ра и песок. К опасным в пожарном отношении участкам работ следует подтянуть шланги от пожарной магист рали дока для немедленной подачи воды. Следует помнить, что стоящее в доке судно не должно иметь на борту взрывчатых и опасных грузов, а также легко
воспламеняющихся материалов (бензина, керосина и др.).
Курить на ремонтируемом в доке судне разрешается только в специально отведенных для этого местах. Ме ста для курения оборудуются в соответствии с требова ниями пожарной охраны.
Особое внимание доковая и судовая администрация должна обращать на создание безопасных условий
работы судоэкипажа на период ремонтных работ в доке.
Перед началом ремонтных работ на судне старший помощник капитана совместно с докмейстером обязаны удостовериться в надежности и безопасности трапа, ве дущего на борт судна. При назначении людей на наруж
355
ные работы по ремонту корпуса судна необходимо убе диться, в надежности крепления лесов и подмостей.
При замене обшивки корпуса судна или установке бортовых килей производить какую-либо другую работу по одной вертикали опасно, так как при случайном па дении листов металла могут быть травмированы люди, находящиеся в нижней части судна,- Чтобы этого избе жать, все ремонтные работы, выполняемые судовой командой в доке, должны производиться только с ведо ма докмейстера.
Экипажу судна следует иметь в виду, что в период
длительной |
стоянки |
в доке (с отключением хозяйствен |
|||
но-бытовых |
систем) |
проживать |
па |
судне |
запреща |
ется. |
|
|
|
|
|
Правилами также не допускается сбрасывать на ста |
|||||
пель-палубу |
дока доски, брусья, |
инструмент, |
мусор и |
||
т. п. Их следует переправлять краном |
в специальных |
||||
ящиках на берег, |
|
|
|
|
ВЫВОД СУДНА ИЗ ДОКА
По окончании ремонта судна в доке и в период под готовки дока к затоплению старший помощник, стар ший механик и строитель с мастерами-исполнителями доковых работ обязаны осмотреть судно и убедиться в том, что все ремонтные работы полностью закончены, грузы размещены правильно, балластные отсеки запол нены так же, как при вводе судна в док. До начала по гружения дока старший помощник должен проверить, поставлены ли на место спускные пробки балластных отсеков, закрыты ли бортовые иллюминаторы, располо женные на палубе, горловины и другие отверстия, а стар ший механик — обжатие дейдвудного сальника и за крытие кингстонов. Невыполнение этих требований при спуске судна на воду может привести к серьезным ава риям.
В практике известны случаи, когда из-за переме щения грузов при доковом ремонте и оставления за бортных отверстий открытыми суда теряли остойчивость и опрокидывались сразу же после всплытия с клеток или при выводе из дока, поэтому перед спуском на воду капитан судна вручает докмейстеру подписанную им справку о готовности судна к спуску на воду.
356