Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
опорожненной тары должны иметь вытяжную венти ляцию.
Данные о пределах взрываемости некоторых веществ приведены в табл. 13.
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
Вещество |
|
Нижниіі предел |
Верхний предел |
|
взрываемости, % |
взрываемости, % |
|
А ц етон ................................. |
' |
2,9 |
13,0 |
Б е н зи н ................................. |
|
1,0 |
6.0 |
Бензол ................................. |
|
1,5 |
9,5 |
Водород ................................ |
|
4,1 |
75,0 |
Д ихлорэтан........................ |
|
6,2 |
15,0 |
Метиловый спирт . . . . |
|
6,0 |
36,5 |
Окись углерода.................. |
. |
9,8 |
25,0 |
Этиловый спирт . . . . |
3,5 |
18,0 |
|
1 |
|
|
|
Для безопасности работ в малярных кладовых необ ходимо при вскрытии тары с огнеопасными материалами (растворителями, лаками, эмалями) применять только взрывобезопасные инструменты (рычажные ключи).
При отсутствии надлежащих противопожарных мер на судне могут возникать пожары, вызванные самовос пламенением некоторых лакокрасочных материалов. Ис следования показали, что олифы, масляные лаки, неко торые натуральные масла при попадании на ветошь, ткань, войлок, вату начинают быстро окисляться кисло родом воздуха. Это окисление сопровождается сильным разогреванием материала, который может воспламе ниться. Во избежание пожара необходимо всю ветошь, применявшуюся для уборки разлитой олифы, лаков, масел собирать в металлические ящики с плотно закры
вающимися крышками и уничтожать |
путем |
сжигания |
в отведенных для этой цели местах. |
|
|
Приступая к подготовке под окраску поверхности |
||
палубных надстроек, мачт, колонн и |
других |
конструк |
ций, расположенных на высоте, следует убедиться в на дежности применяемых лесов, подмостей, подвесок и в исправности индивидуальных защитных средств.
Подготовка поверхности к окраске заключается
вочистке окалины, ржавчины и старой краски, а также
вее обезжиривании.
343
Очистку поверхности необходимо производить сталь ными щетками с пневмоприводом, при этом работающих надо обеспечивать очками и эффективной вентиляцией.
На практике иногда применяют химический и терми ческий способы очистки. При травлении старой краски щелочами надо надевать защитные перчатки и предо хранительные очки, так как можно получить ожоги ко жи и глаз.
При термическом способе очистки пользуются паяль ными лампами. Работу с паяльной лампой надо произ водить в рукавицах. Выжигание краски в закрытых по мещениях правилами запрещается.
Обезжиривание является одной из наиболее опасных операций при подготовительных работах, так как в ка честве растворителя при обезжиривании используют екипидар, уайт-спирит. Чтобы устранить возможность попадания растворителей на кожу, обезжиривание сле дует выполнять при помощи кисти, иногда с подачей на нее растворителя под давлением.
Обезжиривание поверхностей путем нанесения рас творителя из пульверизатора не рекомендуется, так как при этом происходит сильное загрязнение воздуха пара ми растворителя. Нельзя применять в качестве раство рителя при обезжиривании бензол и растворители, со держащие его в качестве одного из компонентов.
Правильный выбор способа окраски является одним из основных звеньев в цепи мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
При работах с красками, содержащими вредные ве щества, надо применять все меры защиты открытых уча стков кожи и органов дыхания. Помещения, где произ водятся работы, необходимо усиленно вентилировать, а при необходимости пользоваться масками-респирато рами или работать в шланговом противогазе.
Окраска судовых конструкций может осуществлять ся как при помощи валиковых кистей, так и пульвериза торами различных типов. При использовании валиковых кистей степень вредности окрасочных работ почти такая же, как и при окраске обычной кистью.
При окраске помещений огнеопасными красками электрооборудование и осветительные установки должны быть отключены. Освещение должно производиться фо нарями во взрывобезопасном исполнении. Во время
344
окраски нельзя пользоваться открытым огнем и курить. Перед курением необходимо тщательно вымыть руки. После работы со свинцовыми красками руки и другие открытые части тела надо мыть теплой водой с мылом и (в случае необходимости) безвредными растворите лями.
При нанесении красок с помощью пульверизатора необходимо в первую очередь защищать работающих от возможного действия паров растворителя.
Для обеспечения безопасности работы все краско пульты и другие пневматические аппараты для окраски надо испытывать один раз в год гидравлическим давле нием не ниже 1,0 МПа (10 кгс/см2). Результаты испыта ния оформляются актом. При нагнетании краски нельзя допускать давление в системе выше 1,0 МПа ('10 кгс/см2) . В случае обнаружения неисправности резервуара (вмя тины, неплотности швов) аппаратом работать нельзя. Для предотвращения повышения давления в пульвери заторе на всех аппаратах устанавливаются манометры и предохранительные клапаны.
Во время выполнения малярных работ во внутренних помещениях с применением нитрокрасок, искусственной олифы и других красителей, содержащих ядовитые ком поненты, необходимо держать двери и иллюминаторы открытыми, причем оставлять их открытыми без наблю дения правилами запрещается.
Запрещается также вселять людей в свежеокрашен ные помещения ранее чем через 48 ч после окончания работ.. В течение указанного времени помещение следует тщательно проветривать.
Гла в а XIV
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДОКОВАНИИ СУДОВ И РЕМОНТЕ ИХ В ДОКЕ
ПОДГОТОВКА СУДНА К ДОКОВАНИЮ
В соответствии с правилами техники безопасности и технической эксплуатации судоподъемных средств перед постановкой судна в док капитан обязан подготовить и представить судоремонтному предприятию следующие чертежи: теоретический и мидель-шпангоута судна, кон
22—224 |
345 |
структивный, доковый с расположением балластных ци стерн и забортной арматуры, отверстий лагов, эхолотов, бортовых килей, спускных пробок. Если в док ставится аварийное судно, то кроме перечисленных документов представляются данные осмотра подводной части корпу са водолазами и эскизы с указанием повреждений.
Капитан обязан также подготовить и предъявить докмейстеру справку о водоизмещении судна в момент ввода в док и отсутствии крена; если крен существует, сообщить, по какой причине его невозможно устранить. Необходимо также предъявить докмейстеру схему рас положения балластных цистерн с указанием их вмести мости, наличия и размещения топлива, балласта и дру гих грузов к моменту ввода судна в док.
Перед постановкой судна в док надо очистить, про ветрить и просушить трюмы, отсеки, помещения, в кото рых предполагается производить доковый ремонт, а так же хорошо пропарить и вычистить все цистерны, где на ходились горюче-смазочные материалы. Топливные отсе ки особенно хорошо промываются теплой водой во время качки. После очистки топливных отсеков необходимо сделать анализ воздуха и составить акт, подтвеждающий, что в них можно производить газопламенные рабо ты. Акт должен быть предъявлен докмейстеру.
Если на судне имеется постоянный балласт, который по условиям ремонта будет мешать, необходимо его вы грузить. Перед постановкой в док судов, обладающих ма лой поперечной остойчивостью, надо спустить на воду или берег все шлюпки и катера, снять нештатные пред меты с надстроек и верхней палубы, опустить грузовые стрелы и раскрепить их на палубе, закрепить и разнайто вить все тяжелые предметы, которые могут сдвинуться с места, если судно получит крен. Необходимо также плотно задраить все иллюминаторы и прочие отверстия, сообщающиеся с забортным пространством судна, а также палубные люки, горловины, так как при неожи данном крене через эти отверстия в помещения судна может попасть забортная вода. Если линия гребного валопровода на судне имеет длину свыше 6 м, ее обяза тельно разъединяют во избежание излома или изгиба при деформации, когда судно будет стоять на кильбло ках в доке. Освобождается также балластная система (танки междудонного пространства), за исключением
346
носовых отсеков, которые заполняют водой для умень шения дифферента. Механизмы эхолотов поднимаются и должны находиться в нерабочем положении.
Для правильной постановки судна в док большое значение имеет выравнивание крена до нуля, так как при наличии крена судну гораздо труднее входить в док. Кроме того, судно может навалиться на башни дока и повредить не только их, нон корпус и вызвать несчастные случаи. Крен судна особенно опасен, если док стоит на ограниченной глубине. В этом случае судно иногда не возможно поставить в док, так как изменение осадки одного борта в зависимости от угла крена и ширины судна на обычных транспортных судах сравнительно ве лико. Например, на транспортном судне, имеющем пло ское днище, при ширине 17 м и крене всего 3° измене ние осадки одного борта (в сторону увеличения) будет равно 0,45 м.
Для установки судна на ровный киль дифферент его должен быть минимальным. Если носовое углубле ние равно кормовому, то судно будет иметь осадку на ровный киль, в противном случае разность углублений в воде носа и кормы обычно измеряют по бортовым от меткам от точки грузовой ватерлинии. Выравнивание дифферента производят при помощи балластных цис терн или снятием груза с отдельных частей палубы и надстроек. Ставить судно с большим дифферентом труд но, так как это создает повышенное местное давление на килевую дорожку, что может вызвать аварию. При наличии дифферента на корму судно садится на клет ки сначала кормовой частью киля; при этом кормовые клетки будут испытывать перегрузку. При дальнейшей посадке судно уклоняется в сторону. Чтобы избежать ненормальной постановки судна на килевую дорожку, форштевень подтаскивают доковыми шпилями к центро вочному отвесу и затем снова приступают к подъему. Выполнять эту операцию следует медленно, чтобы от трения киля об опоры не разрушились кильблоки.
Ликвидировать дифферент иногда не удается. Нап ример BMPT, РТМ типа «Тропик», танкеры и производст венные рефрижераторы, у которых машинное отделение и технологическое оборудование расположено в кормо вой части корпуса, не могут быть установлены без диф ферента. Чтобы избежать разрушения или опрокидыза-
22*
347
ния кильблоков при постановке судна с большим диф ферентом в док, необходимо придать соответствующий дифферент также и доку, пользуясь для этого балласти ровкой. Если глубина на котловане не позволяет при дать доку соответствующий дифферент, то для предот вращения разрушения кильблоков следует перед поста новкой судна произвести соответствующую подготовку — усилить прочность опор и раскрепить их на стапель-па лубе. Для этого под оконечность судна с наибольшей осадкой набирают сплошной массив из деревянных брусьев, а остальные кильблоки раскрепляют деревян ными распорками.
Полная разгрузка судна значительно ухудшает его маневренные качества. Большая парусность разгружен ного судна усложняет постановку его в док, поэтому время для докования необходимо выбирать с учетом погоды. Особое внимание следует обращать на напра вление и силу ветра. Если ветер дует в борт, то условия для входа в док значительно ухудшаются. Согласно правилам техники безопасности и технической эксплуа тации судоподъемных средств ввод судов в док и вы вод из дока могут производиться в том случае, если си
ла |
ветра |
(приходящего |
в борт |
судна) не превышает |
4 |
баллов, |
а при ветре других направлений — 5 баллов. |
||
|
О времени постановки |
судна |
в док необходимо заб |
лаговременно сообщить начальнику плавсредств, кото рый с помощью буксиров будет осуществлять подвод судна к доку.
Капитаны буксирных судов должны знать способы подачи сигналов во время буксировки, так как на бук сируемом судне часто отсутствует пар, электроэнергия и подача сигналов производится карманным свистком и другими способами.
Перед постановкой судна в док капитан обязан оз накомить судоэкипаж с правилами внутреннего распо рядка при стоянке судна в доке, с правилами пожарной безопасности, санитарного надзора и техники безопас ности; с порядком подготовки к вводу в док и выво ду из него, а также с правилами пользования доковым оборудованием и энергетическими устройствами; с ус ловиями докования судна, расположением санитарно
бытовых помещений, пожарных колодцев, краноз и шлангов.
348
ДОКОВАПИЕ И ОСМОТР СУДНА
Как только док притоплен на соответствующую глу бину, докмейстер дает указание капитанам судна и бук сиров на вывод судна в акваторию и подвод его к до ку. Если при обычной перестановке судна в порту пли на заводе принятие мер предосторожности является не пременным условием, то ввод судна в док требует еще
более серьезного |
отношения. |
На судне, находящемся |
в эксплуатации, |
условия для |
перестановки несколько |
лучше, чем на судне, подготовленном к докованню. Находящееся в эксплуатации судно часто при пере
становках в порту имеет полностью или частично заг руженные трюмы, а следовательно, его остойчивость никакого беспокойства не вызывает. Если судно не заг ружено, то оно имеет меньшую остойчивость, а следова тельно, буксировать его значительно труднее, поэтому капитаны, производящие буксировку судна в док, дол жны обладать большим опытом. Для быстрой отдачи буксирного троса у кнехтов должен неотлучно находить ся опытный матрос, который по первому сигналу капи тана обязан быстро сбросить с них трос, оставив пару шлагов, чтобы буксир полностью не вытравился за борт.
Необходимо иметь в виду, что опасный крен на бук сирных судах чаще всего происходит на крутых поворо тах при наличии течения, когда судно разворачивается н подходит к доку. В это время наблюдение за буксир ными судами должно быть усилено как с мостика (ка питаном) так и с бака и юта штурманами, чтобы в нуж ный момент можно было немедленно принять необходи мые меры. Правильная расстановка буксирных судов решает успех безаварийного выполнения перетяжки суд на к плавучему доку. В некоторых случаях она не от личается от расстановки при обычной буксировке судна в порту, как например, при перестановке судна от одно го причала к другому.
Суда типа СРТ, СРТР, РТМ и другие могут входить в плавучий док своим ходом, без помощи буксирных су дов. Но если на таком судне машина не работает, то пе рестановка должна осуществляться с помощью двух не больших буксирных катеров: одного с носа, второго с кормы. При благоприятных метеорологических услови ях и отсутствии течения подвод небольшого судна к доку
349