Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
балласт. Если под корпусом судна работают несколько водолазов, то применяют длинные беседки. На высоко бортном судне для спуска и подъема водолаза пользу ются спусковой водолазной беседкой. Она может быть изготовлена на любом судне и должна состоять из до щатого настила с брусками, к которым прикреплен бал ласт из четырех тросовых подвесок, соединенных со спу скным шкентелем. Одетый в снаряжение водолаз стано вится на беседку, вместе с которой его выносят стрелой или шлюпбалкой за борт и медленно опускают в воду с помощью ручной лебедки.
При работе на грунте водолаза погружают в воду по' спусковому концу, изготовленному из пенькового троса окружностью 50—70 мм. Верхний конец надежно за крепляют на палубе судна (водолазного бота, катера или буксира-спасателя), а к концу, спускаемому в воду, крепят балласт весом 30—50 кг. К балласту спускового конца крепят ходовой проводник, по которому водолаз идет к месту предстоящей работы. Если предполагается неоднократный спуск в одном и том же месте, то спуско вой конец крепят вблизи рабочего места.
При съемке и постановке гребных винтов во избежа ние несчастных случаев и повреждения резьбы вала сни маемый винт должен быть остроплен, а натяжная гайка приотдана и оставлена на валу до сдвига с конуса вала. При постановке винта необходимо очень внимательно следить за чистотой шланга и сигнального конца. Ис пользуемые для работы тяжелые ключи должны быть помещены на концах.
Работы под корпусом судна с грунта правилами разрешаются только в том случае, если расстояние меж ду килем и грунтом составляет не менее 1 м с учетом качки судна от волнения. При выполнении таких работ
во избежание запутывания |
сигнального |
конца и |
шланга с якорной цепью |
должны быть |
приняты |
меры против разворачивания судна ветром или те чением.
Работы по очистке кингстонов или корпуса судна от водорослей и ракушек, а также по ремонту забортных устройств должны выполняться с беседок либо с подкильных трапов.
Подкильными концами разрешается пользоваться только при непродолжительных осмотрах подводных
335
устройств или кратковременных работах под корпусом судна.
При работе под килем на большой глубине обеспечи вающий водолаз должен внимательно следить за сиг нальным концом, не допуская излишней слабины и его натяжения, чтобы предупредить падение водолаза или внезапным рывком не сорвать его с подкилы-юго конца, беседки или трапа.
При наличии в корпусе судна пробоин, через кото рые в большом количестве поступает вода, спускать во долаза запрещено во избежание затягивания его в про боину. В этом случае следует затопить полностью отсек или завести пластырь на пробоину и только после этого спустить водолаза для осмотра и заделки пробоины.
Водолаз, работающий у поврежденного листа под корпусом судна, должен внимательно следить за тем, чтобы не повредить водолазное снаряжение об острые кромки пробоины. Во время работы у борта аварийного судна, когда существует угроза его затопления или опрокидывания, водолазный бот или судио-спасатель необходимо ставить на якорь, а с кормы на аварийное судно заводить растительный швартовый конец таким образом, чтобы можно было, подняв водолаза, отойти от аварийного судна.
При осмотре сидящего на мели судна водолаз дол жен соблюдать осторожность, не заходить под корпус судна в тесных местах, следить, чтобы шланг и сигналь ный конец не попали под корпус и не были зажаты. Ес ли судно под влиянием волнения раскачивается и бьется о грунт, его необходимо притопить.
При выполнении аварийных работ в подводной части судна часто применяют дуговую сварку и резку метал лов. Водолазы-сварщики и водолазы-резчики работают в гораздо более трудных условиях, чем надводные свар щики и резчики. Пониженная видимость, течение, высо кая электропроводность воды (особенно морской), не удобство и неустойчивое положение тела при работе в сильной степени затрудняют работу водолаза, поэтому при сварке под водой необходимо выполнять особые правила по технике безопасности.
К сварке или резке металла под водой допускаются только водолазы, получившие специальную подготовку. Они должны хорошо знать устройство и правила техни
336
ческой эксплуатации оборудования, применяемого при сварке, и иметь документ на право выполнения этих ра бот. К выполнению подводной электрической сварки и резки допускаются водолазы только в исправном сна ряжении (водолазная рубаха или гидрокомбинезон, изолирующие водолаза от воздействия внешней среды). Необходимо твердо помнить, что в случае соприкосно вения незащищенной части тела с неизолированным участком электросварочной цепи водолаз будет поражен электрическим током. Наличие влаги на кожном покро ве в условиях подводных работ представляет опасность даже при напряжении 24В, поэтому браться рукой за неизолированные части, находящиеся под напряжением, опасно. Для электросварки металла под водой использу ется только постоянный ток.
С водолазом-сварщиком (резчиком) налаживается непрерывная телефонная связь. Если телефон неиспра вен, выполнять подводную электродуговую сварку или резку опасно. Для безопасной смены электродов под во дой в сварочную цепь вводят однополюсный рубильник, который включают и выключают только по команде во долаза. При попадании воды в водолазную рубаху, во долаз должен дать команду о выключении тока и выхо дить наверх.
При электродной резке металла обратный полюс (за земление) должен быть закреплен надежно и как можно ближе к месту сварки или резки. Чтобы избежать про жога водолазного снаряжения, особенно шлема, водолаз должен держать электрододержатель электродом от се бя. Менять электроды под водой следует только после выключения тока. Для защиты глаз от излучений свароч ной дуги при работе под водой к иллюминатору водо лазного шлема прикрепляются специальные светофильт ры, закрывающие не менее 65% его смотровой пло щади.
При резке металла под водой электрокислородным и бензинокислородным способами должны выполняться те же правила техники безопасности, что и при работе с кислородом и бензином. Перед спуском в воду необ ходимо проверить исправность всего оборудования (баллоны, редукторы, запорные вентили, шланги, пульт управления и т. д.), пламя резака. Если газосварщик опускается под воду с зажженным резаком, пламя
337
должно быть направлено в сторону от водолаза и опу скающихся за ним шлангов, чтобы не прожечь водолаз ный костюм или шланг, подводящий воздух для дыха ния. Не следует класть резак на грунт во избежание за сорения мундштуков песком или илом, что вызывает по гасание пламени или обратный удар.
При замене гребного винта под водой не всегда удает ся сдвинуть винт со ступицы вала клиновым, тяговым или гидравлическим способами, поэтому прибегают к взрыву.
Во избежание несчастных случаев при взрывных ра ботах необходимо соблюдать установленную правилами по технике безопасности последовательность всех опера ций. Для снятия гребных винтов силой взрыва применя ются заряды, представляющие собой продолговатые мешочки из тонкой резины или водонепроницаемой тка ни. В мешочки насыпают порошкообразный тротил или аммонит и вставляют электродетоиатор, соединенный проводом с индуктором, установленным на палубе суд на. При установке зарядов на ступицу винта следует проверить, не подключены ли электропровода к индук тору. Подключение проводов производится после выпол нения подготовительных работ и только после того, как водолаза поднимут на борт судна или буксира-спасате ля. При подготовке взрывных работ взрывник уклады вает заряды в кормовую часть шлюпки так, чтобы они не сместились при перевозке: одновременная перевозка других грузов запрещается. В шлюпке может находить ся не более 20 зарядов общей массой до 40 кг. Особую
осторожность необходимо |
соблюдать |
при обращении |
с капсюлями-детонаторами. |
Хранить |
их надо в сухом |
помещении и отдельно от |
взрывчатых |
веществ, обере |
гать от удара, падения, запрещается носить их в карма нах, разряжать. К месту работ капсюли-детонаторы сле дует доставлять в сумках или деревянных ящиках, обитых внутри войлоком. Исправлять непригодные кап сюли-детонаторы не разрешается. В необходимых слу чаях их нужно уничтожить (взорвать или потопить).
Находясь в шлюпке, взрывник подает водолазу за ряды и быстро отводит шлюпку в сторону. Во избежание несчастных случаев на шлюпке, груженной зарядами, запрещается разводить огонь и курить, исправлять изо ляцию снарядов боевиков, проверять плавучесть заря-
338
дов погружением их в воду, проверять электродетонаторы, изготовлять или переделывать заряды.
Водолаз, спускаясь к месту работы с зарядом, дол жен следить за тем, чтобы не зацепить проводами какие-либо предметы, не прижать заряд шлангом или сигнальным концом и не нарушить положение детона тора. С зарядом разрешается спускаться по спусковому или подкильному концу, закрепленному у места уклад ки заряда или вблизи него. Подавать заряды водолазу по сигнальному или какому-либо другому концу запре щается. Заряды, ие имеющие электродетонаторов или детонирующего шнура, разрешается подавать на пень ковом конце.
При спуске водолаза с зарядом необходимо вытрав ливать провода таким образом, чтобы они не могли пе репутаться со шлангом или сигнальным концом. Пода вать водолазу в руки одновременно более одного заряда запрещается. Если нужно передать водолазу несколько малых зарядов (общей массой до 20 кг), их укладывают в корзину с гнездами и подают ее со шлюпки. Водолаз должен укладывать заряды в местах, указанных ему руководителем работ или взрывником. Установив заряд,
. водолаз привязывает провода (со слабиной) к какимлибо выступающим предметам, находящимся поблизос ти, и отходит. При этом следует соблюдать осторож ность, чтобы не зацепить за провода или за детонирую щий шнур и не нарушить положения заряда. После подъема водолаза взрывник осматривает его и убежда ется в том, что провода или сам заряд не вынесены на верх. Перед взрывом водолазный бот или шлюпка отхо дит на безопасное расстояние, которое заранее устанав ливает руководитель работ или взрывник. За 15 мин до взрыва на водолазном боте или шлюпке поднимают со ответствующий флаг, извещающий о том, что водолазы вышли из воды.
Взрывать заряды разрешается только взрывнику. После взрыва провода должны быть отсоединены от ис точника тока, выбраны из воды и намотаны на вьюшку. Если взрыва не последовало, спуск водолаза для осмот
ра |
зарядов |
и дальнейших работ разрешается через |
|
5 |
мин после |
отключения проводов от источников тока |
|
с помощью |
электродетонаторов |
мгновенного коротко |
|
замедленного действия и через |
15 мин при применении |
339
электродетонаторов замедленного действия. Невзорвавшиеся заряды надо поднимать в той же последователь ности и соблюдать при этом те же предосторожности, что и при их опускании и установке. Водолаз должен выносить заряды на руке; поднимать их на концах или проводах запрещается.
При приближении грозы, тумана, обильного снего пада или дождя и темноты взрывные работы должны быть прекращены. Если в шлюпке осталось несколько зарядов, ее отводят не менее чем на 60 м от водолазного бота и ставят на бакштов. Личный состав переходит
снее на водолазный бот или буксир-спасатель.
Взависимости от глубины опускания одному водола зу разрешается делать следующее количество спусков:
Глубина, м |
Количество опускании |
|
6 |
|
8 |
6— 12 |
|
6 |
12—20 |
|
3 |
20 |
|
1 |
Общая продолжительность |
пребывания водолаза |
под водой за рабочий день при подводных взрывных ра ботах не должна превышать 2,5 ч.
МАЛЯРНЫЕ РАБОТЫ
Безопасность труда при малярных работах может быть обеспечена только в том случае, когда работающий имеет четкое представление о качестве лакокрасочных материалов и их влиянии на организм человека, знает о наиболее безопасных способах подготовки поверхнос ти под окраску.
Сложность малярных работ да судах обусловлена тем, что в основном их приходится выполнять в узких, труднодоступных, плохо вентилируемых местах и поме щениях судна.
Для создания нормальных условий труда в стеснен ных помещениях необходимо пользоваться переносным вентилятором с пневмоприводом, который не только удаляет вредные газы, но и подает свежий воздух через привод.
Особую сложность представляет на судне окраска
340
цистерн, коффердамов, района второго дна и т. д. Поми мо того что туда трудно проникнуть и подвести шланги от переносной вентиляции для подачи свежего воздуха или удаления паров растворителей, выделяющихся при окраске, в таких помещениях приходится работать в не удобном положении.
Все это обязывает администрацию судна строго со блюдать режим труда работающих. Необходимо регу лярно, через 45—48 мин работы, устраивать перерывы на отдых на свежем воздухе в течение 12— 15 мин.
Кроме того, пары почти всех летучих растворителей ядовиты. При длительном действии этих паров на чело века или при наличии их в помещении, где производятся малярные работы, в концентрациях, значительно пре вышающих допустимую норму, возможно отравление работающих. Пары многих растворителей, например метилового спирта, тетрахлорэтана, тетрахлорэтилена и другие, постепенно накапливаются в организме чело века, что может привести к заболеванию.
В зависимости от состава растворители могут вы звать удушье, некоторые из них обладают наркотиче ским или возбуждающим действием. Имеется группа растворителей (этилацетат, перхлорэтилен, метиловый эфир, дихлорбензол и т. п.), которые вызывают кожные заболевания, а также функциональное расстройство об мена веществ. В табл. 12 приведена характеристика не которых лакокрасочных материалов. Как видно из табл. 12 большинство пигментов и наполнителей отно сятся к вредным и ядовитым соединениям, поэтому при пересыпании пигментов, изготовлении из них грунтов, красок должны приниматься меры предосторожности, в первую очередь для защиты глаз и органов ды хания.
Необходимо помнить, что частицы пигментов могут попасть в организм при курении или еде, поэтому следу ет строго соблюдать правила личной гигиены.
Все поступающие на судно краски, эмали, лаки, грунты, шпаклевки, растворители, разбавители, отвер дители и т. п. должны иметь сертификаты или паспорта с обязательным указанием химического состава. В мес тах хранения на каждой бочке, бидоне, банке, должна быть бирка или наклейка с наименованием или обозна чением.
341
|
|
|
|
Таблица 12 |
|
|
|
|
Максимально |
Пигмент нлн наполнитель |
Ядовитость |
допустимая кон |
||
центрация |
||||
|
|
|
|
в воздухе, мг/л |
Белила литопонные |
Слабо ядовиты |
, |
||
» |
свинцовые |
Очень ядовиты |
0,00001 |
|
» |
сурьмянистые |
Ядовиты |
0,0005 |
|
» |
титановые |
Практически безвредны |
0,0015 |
|
» |
цинковые |
Вредны |
0,005 |
|
Барит |
|
|
Ядовит |
— |
Бланфикс |
|
» |
— |
|
Пудра |
алюминиевая |
Вредна |
— |
|
Зелень изумрудная |
Ядовита |
— |
||
» |
свинцовая |
Очень ядовита |
0,00001 |
|
» |
цинковая |
Слабо ядовита |
— |
|
» |
швейнфуртская |
Очень ядовита |
— |
|
Кадмиевая желтая |
' s* ховита |
0,0001—0,001 |
||
» |
красная |
» |
0,0001—0,001 |
|
Киноварь искусственная |
Практически безвредна |
— |
||
» |
натуральная |
Очень ядовита |
0,00001 |
|
Кобальтовая зелень |
Вредна |
— |
||
» |
|
синяя |
» |
_ |
» |
фиолетовая |
|
___ |
|
Крон свинцовый желтый |
Ядовит |
0,00001 |
||
» |
» |
красный |
» |
0,00001 |
Крон свинцовый оранже- |
Ядовит |
0,00001 |
||
вый |
|
|
» |
|
Крон цинковый |
0,00001 |
|||
Медянка |
|
Очень ядовита |
0,00001 |
|
Окись хрома |
|
Ядовита |
0,00001 |
|
Охра |
|
состав вре- |
Практически безвредна |
— |
Светящийся |
Ядовит |
— |
||
менного действия |
Очень ядовит |
|
||
То же постоянного дей- |
— |
|||
ствия |
|
|
То же |
|
Сурик железный |
— |
|||
Сурик свинцовый |
Вреден |
0,00001 |
||
Тальк |
|
|
— |
|
Ультрамарин |
|
Практически безвреден |
|
Одним из основных источников загрязнения воздуха в кладовых является тара от использованных лаков, эмалей, растворителей и красок, которая обычно хра нится незакрытой или плохо закрытой, Хранение опо рожненной тары и лакокрасочных материалов в одной кладовой недопустимо, так как может привести к обра зованию взрывоопасной смеси, поэтому кладовые для
342