Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
где F — нормальная сила, с которой звуковая волна действует на поверхность, Н;
S — площадь поверхности, на которую падает звуковая вол на, м2.
Интенсивность звука определяют по количеству зву ковой энергии, протекающей за 1 с через отверстие пло щадью 1 м2, перпендикулярное направлению распрост ранения звука. За единицу измерения интенсивности звука принят 1 Вт/м2 [Дж/(м2-с)]. Интенсивность звука
где Р — поток звуковой энергии, равный 1 Вт (1 Дж/с); S — площадь, мг.
Порог минимальной слышимости при частоте 2000 Гц соответствует звуковому давлению, равному 2 -ІО-5 Па, интенсивность 10-12 Вт/м2. Порог болевого ощущения соответствует максимально воспринимаемым звукам, давление которых равно 2-10® Па, а интенсивность ІО2 Вт/м2.
На практике измеряют не абсолютное значение зву кового давления и интенсивности звука, а их уровень, что позволяет дать оценку слухового ощущения, возни кающего под воздействием звуковых колебаний. Уро вень звукового давления и интенсивность звука ß изме ряют в логарифмических единицах — белах (Б или дБ). При частоте 1000 Гц изменению силы звука на 1 Б соот ветствует увеличение его интенсивности в 10 раз, а зву
кового давления в Y 10 раз. |
|
ß= 10 lg |
, |
|
*0 |
где I — интенсивность силы звука;
/0 — сила звука на пороге слышимости.
Весь диапазон звукового давления при частоте коле баний 1000 Гц от порога слышимости до порога болево го ощущения условно разделен на 13 Б, или 130 дБ (рис. 1).
Принято считать, что общий уровень шума (в дБ) во всем звуковом диапазоне должен быть равен его сумме
Робщ = 10lg(l0°'lß‘ + Ю°'іРг + |
10°'lß’ +---10°-lßrt). |
3-224 |
33 |
Рис. 2. График нормирования шума на судах.
34
На рис. 2 показаны допустимые величины уровней шума на судах. По кривой 1 определяют предельный
уровень шума, когда обслуживающий персонал нахо дится в шумном помещении в течение всей вахты. В тех случаях, когда суда оборудованы системой дистанцион ного управления, допустимые уровни шума определяют ся по кривой 2, но общее время нахождения людей
в шумных помещениях не должно превышать 2 ч в сут ки. Допускаемый уровень шума в изолированных поме щениях постов и пультов управления находится по кри вой 3
В и б р а ц и и и с о т р я с е н и я . Ощущение сотрясе ния возникает при соприкосновении органов тела с виб рирующими (колеблющимися) предметами. На судах источниками вибрации являются гребной винт, двигате ли внутреннего сгорания, вентиляторы, компрессоры и ряд других агрегатов и ручных инструментов (пневмо молотки, пневмомашинки).
Вибрация оказывает вредное влияние на организм, так как она может вызвать изменения со стороны нерв ной и сосудистой систем, опорно-двигательного аппара та, желудочно-кишечного тракта. Наиболее тяжелым последствием неблагоприятного влияния вибрации яв ляется вибрационная болезнь, которая вызывает спазмы кровеносных сосудов, атрофию мышц и значительные изменения в кистях рук.
Измерение сотрясений производят по логарифмиче ской шкале, аналогичной шкале децибелов. За единицу измерения вибрации принят пал.
Величина вибрации в пределах до 5 пал 1 лежит на пороге восприятия, 70 пал— вызывает болевое ощуще ние. Предел допустимых вибраций (10 пал) зависит от частоты колебаний.
В табл. |
1 приведена предельно допустимая ампли |
туда колебаний различных источников вибрации. |
|
Б о р ь б а |
с ш у м а м и и в и б р а ц и е й . Главным |
источником шума и вибрации на судах являются: глав ный двигатель, .дизель-генераторы, компрессоры, греб ной винт, вентиляционные установки и установки конди ционирования воздуха. Эти источники излучают шум
1 Пал — единица восприятия вибрации по логарифмической шка ле, которая совпадает со шкалой децибелов.
3* |
35 |
|
|
|
Таблица 1 |
Частота вращения |
Частота вибрации, |
Предельно допусти |
|
(число ударов), об/мин |
Гц |
мая амплитуда |
|
|
|
|
колебаний, мм |
1200 |
|
20 |
'- 5 |
1800 |
|
30 |
1,0 |
2110 |
|
35 |
0,4 |
3000 |
|
50 |
0,15 |
3600 |
|
60 |
0,04 |
5000 |
и более |
80 |
0,02 |
6000 |
100 и более |
0,05 |
в виде воздушных и структурных звуков, распространя ющихся по судну.
Структурный шум вызывается вибрацией, передава емой источником на корпус судна через жесткие соеди нения. При определенных условиях структурный звук из лучается перегородками и поверхностями элементов конструкций в помещения и воспринимается как воз душный шум.
Под воздушным шумом понимается звук, распрост раняющийся по воздушной среде прямым или косвен ным путем от источника шума к объекту восприятия, независимо от того, имеется ли между ними звукопогло щающая среда или нет.
Уменьшение шума на самих источниках достигается путем снижения мощности звукового излучения машин и агрегатов, звукоизоляции помещений и ограждений машин, а также установки источников шума в отдель ные помещения, дистанционного управления шумными агрегатами, применения средств индивидуальной за щиты.
Снижение мощности звукового излучения или шума машин может быть достигнуто разными способами, на пример заменой возвратно-поступательного движения деталей машин вращательным, подшипников качения — подшипниками скольжения, пневматической клепки и чеканки — гидравлической клепкой и электросваркой и т. п.
Уменьшению шума способствуют минимальные до пуски в сочленениях деталей и максимальная тщатель ность балансировки вращающихся и движущихся дета
36.
лей для уменьшения неуравновешенных инерционных сил, замена зубчатых передач на червячные, а где это возможно, изменение рабочих параметров машин и т. д.
Во многих машинах зубчатые передачи служат глав ным источником шума. Уровень шума таких передач возрастает с увеличением окружной скорости зубчатых колес. Шум пластмассовых зубчатых колес на любых режимах работы при прочих равных условиях ниже шу ма стальных зубчатых передач и не превышает 75 дБ (против 95 дБ). Следовательно, замена стальных шес терен пластмассовыми (капрон, текстолит и др. там, где это возможно) может значительно уменьшить общий уровень шума, излучаемого машиной.
Для уменьшения шума, излучаемого вибрирующими поверхностями (структурного шума), применяют вибро поглощающие покрытия (войлок, фетр с битумной про питкой, резину, пластмассы и мастики), которые позво ляют уменьшить шум примерно на 10 дБ. На некоторых машинах применяют глушители.
Воздушные звуки проникают в помещения через пе реборки, подволоки, палубы, двери и т. п. Простые изо лирующие конструкции (переборки), сделанные из лис товой стали толщиной 4—6 мм, глушат воздушные зву ки на 28—31 дБ, в диапазоне средних частот. Значитель ное снижение уровня шума в помещениях с помощью одинарных стенок невозможно ввиду возникновения на них собственных вибраций, а также проникновения структурных звуков. Значительное снижение уровня
шума достигается при применении |
двойных стенок |
|
(рис. 3). Такая стенка состоит |
из трех |
слоев с разным |
акустическим сопротивлением |
(например, листовая |
сталь, воздух, фанера, покрытие линкрустом). Изоляци онная способность полой стенки в диапазоне высоких частот выше изоляционной способности одинарных сте нок. Глушение шума более высоких частот достигается путем заполнения промежутка между стальным листом и фанерой звукопоглощающим материалом.
Величина звукоизоляции В (в дБ) определяется раз
ностью средних уровней звукового давления внутри по мещения с источником шума L \ и снаружи этого поме щения Ь 2
В — Lj — L 3.
37
При падении звуковой энергии на ограждающую конструкцию часть энергии отражается, другая прохо дит через ограждение, часть энергии переходит в тепло, часть излучается колеблющимся ограждением в обе стороны и некоторая часть превращается в структурный звук, распространяющийся внутри ограждения данного и прилегающих помещений.
|
to 1 I/ |
|
/ |
/ |
||
/ г |
J |
- 'Г / ч |
||||
|
||||||
|
' ) * |
|
|
й |
|
|
|
/ |
|
|
V г |
|
|
|
К \ |
/ |
|
1 |
|
|
|
|
|
>t |
г |
||
|
\\ |
|
|
|||
|
|
|
\ *- ' - 3 |
\ |
||
|
^"*‘ |
|
|
' |
|
|
/ |
У |
|
|
|
|
|
|
ІІЛ |
|
|
_ІЁ |
|
|
|
^'1 |
|
|
щ |
V ! |
|
|
|
|
ч |
|||
|
|
|
|
|||
Рис. 3. Конструкции ограждений от шума: |
|
|||||
/ — стальной лист; |
2 — фанера, |
|
покрытая линкрустом; |
3, 4 — минеральная |
шерсть; 5 — твердая перфорированная древесноволокнистая плита; 6 — слой ас беста; 7 — упругие крепления.
Источники шума, если они расположены в рабочих помещениях, в ряде случаев могут быть отделены спе циальными кожухами с вибропоглощающим покры тием.
Структурные шумы передаются механизмами сило вой установки через фундаменты на конструкцию кор пуса и распространяются по всему судну, проникая в служебные и жилые помещения. Применение эластич ных прокладок при монтаже таких механизмов, как ди зель-генераторные агрегаты, насосы, предотвращает распространение структурных шумов. Следует также применять эластичные крепления выхлопных трубопро водов, передающих вибрацию двигателей с акустической частотой на стены машинной шахты и являющихся ис точником структурных звуков, вызываемых пульсацией выхлопных газов. Звуки передаются также с силовой установки на корпус через плохо укрепленные и вибри
38
рующие трубопроводы. При креплении труб следует применять прокладки (свинцовые, резиновые или вой лочные в зависимости от рода проводимой среды).
Вентиляционные устройства и установки кондицио нирования воздуха являются значительным источником шума (в пределах 85—105 дБ). На судах для предот вращения распространения структурного шума следует устанавливать вентиляторы на эластичных прокладках, воздуховоды соединять между собой и вентиляторами с применением виброизолирующих прокладок (из рези ны, войлока, картона, поролона и т. п.).
Воздушные шумы можно ослабить путем применения глушителей канального типа с облицовкой звукопогло
щающим |
материалом, |
обшивки |
части воздуховодов, |
а также |
входных и |
выходных |
отверстий шкафчиков |
и вентиляторов, применения звукопоглощающей изоля ции помещений вентиляторов и установок кондициони рования воздуха.
Канальные абсорбционные глушители следует при менять на приточных магистралях кондиционирования воздуха, камерно-пластинчатые глушители— в шумных вентиляционных системах.
Если шумные агрегаты по условиям эксплуатации невозможно звукоизолировать, применяется дистанцион ное управление из звукоизолированных кабин, распола гаемых с учетом обеспечения оператору хорошего обзо ра. Примером такой звукоизолированной кабины может служить пульт управления в машинном отделении судов типа «Тропик» или «Атлантик».
Для индивидуальной защиты органов слуха от шума существует несколько разновидностей средств. Простей шим из них считаются вата, вставленная в слуховой ка
нал, кусочек губки |
или |
марли. Вата снижает шум до |
||
8— |
1,4 дБ в полосе частот от 100 до 600 Гц, |
марля, смо |
||
ченная жиром, — до |
18 дБ, шерстяная вата с воском — |
|||
до |
30 дБ. |
|
полупластинчатые |
предохрани |
|
Применяются также |
тельные втулки, плотно закрывающие слуховой канал, которые снижают уровень шума до 20 дБ. Кроме того, применяются наружные антифоны (противошумы), за крывающие ушную раковину. Они снижают шум до 30 дБ при частотах примерно 500 Гц и до 40 дБ при час тоте 2000 Гц.
39