Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где F — нормальная сила, с которой звуковая волна действует на поверхность, Н;

S — площадь поверхности, на которую падает звуковая вол­ на, м2.

Интенсивность звука определяют по количеству зву­ ковой энергии, протекающей за 1 с через отверстие пло­ щадью 1 м2, перпендикулярное направлению распрост­ ранения звука. За единицу измерения интенсивности звука принят 1 Вт/м2 [Дж/(м2-с)]. Интенсивность звука

где Р — поток звуковой энергии, равный 1 Вт (1 Дж/с); S — площадь, мг.

Порог минимальной слышимости при частоте 2000 Гц соответствует звуковому давлению, равному 2 -ІО-5 Па, интенсивность 10-12 Вт/м2. Порог болевого ощущения соответствует максимально воспринимаемым звукам, давление которых равно 2-10® Па, а интенсивность ІО2 Вт/м2.

На практике измеряют не абсолютное значение зву­ кового давления и интенсивности звука, а их уровень, что позволяет дать оценку слухового ощущения, возни­ кающего под воздействием звуковых колебаний. Уро­ вень звукового давления и интенсивность звука ß изме­ ряют в логарифмических единицах — белах (Б или дБ). При частоте 1000 Гц изменению силы звука на 1 Б соот­ ветствует увеличение его интенсивности в 10 раз, а зву­

кового давления в Y 10 раз.

 

ß= 10 lg

,

 

*0

где I — интенсивность силы звука;

/0 — сила звука на пороге слышимости.

Весь диапазон звукового давления при частоте коле­ баний 1000 Гц от порога слышимости до порога болево­ го ощущения условно разделен на 13 Б, или 130 дБ (рис. 1).

Принято считать, что общий уровень шума (в дБ) во всем звуковом диапазоне должен быть равен его сумме

Робщ = 10lg(l0°'lß‘ + Ю°'іРг +

10°'lß’ +---10°-lßrt).

3-224

33

Рис. 2. График нормирования шума на судах.

34

На рис. 2 показаны допустимые величины уровней шума на судах. По кривой 1 определяют предельный

уровень шума, когда обслуживающий персонал нахо­ дится в шумном помещении в течение всей вахты. В тех случаях, когда суда оборудованы системой дистанцион­ ного управления, допустимые уровни шума определяют­ ся по кривой 2, но общее время нахождения людей

в шумных помещениях не должно превышать 2 ч в сут­ ки. Допускаемый уровень шума в изолированных поме­ щениях постов и пультов управления находится по кри­ вой 3

В и б р а ц и и и с о т р я с е н и я . Ощущение сотрясе­ ния возникает при соприкосновении органов тела с виб­ рирующими (колеблющимися) предметами. На судах источниками вибрации являются гребной винт, двигате­ ли внутреннего сгорания, вентиляторы, компрессоры и ряд других агрегатов и ручных инструментов (пневмо­ молотки, пневмомашинки).

Вибрация оказывает вредное влияние на организм, так как она может вызвать изменения со стороны нерв­ ной и сосудистой систем, опорно-двигательного аппара­ та, желудочно-кишечного тракта. Наиболее тяжелым последствием неблагоприятного влияния вибрации яв­ ляется вибрационная болезнь, которая вызывает спазмы кровеносных сосудов, атрофию мышц и значительные изменения в кистях рук.

Измерение сотрясений производят по логарифмиче­ ской шкале, аналогичной шкале децибелов. За единицу измерения вибрации принят пал.

Величина вибрации в пределах до 5 пал 1 лежит на пороге восприятия, 70 пал— вызывает болевое ощуще­ ние. Предел допустимых вибраций (10 пал) зависит от частоты колебаний.

В табл.

1 приведена предельно допустимая ампли­

туда колебаний различных источников вибрации.

Б о р ь б а

с ш у м а м и и в и б р а ц и е й . Главным

источником шума и вибрации на судах являются: глав­ ный двигатель, .дизель-генераторы, компрессоры, греб­ ной винт, вентиляционные установки и установки конди­ ционирования воздуха. Эти источники излучают шум

1 Пал — единица восприятия вибрации по логарифмической шка­ ле, которая совпадает со шкалой децибелов.

3*

35


 

 

 

Таблица 1

Частота вращения

Частота вибрации,

Предельно допусти­

(число ударов), об/мин

Гц

мая амплитуда

 

 

 

колебаний, мм

1200

 

20

'- 5

1800

 

30

1,0

2110

 

35

0,4

3000

 

50

0,15

3600

 

60

0,04

5000

и более

80

0,02

6000

100 и более

0,05

в виде воздушных и структурных звуков, распространя­ ющихся по судну.

Структурный шум вызывается вибрацией, передава­ емой источником на корпус судна через жесткие соеди­ нения. При определенных условиях структурный звук из­ лучается перегородками и поверхностями элементов конструкций в помещения и воспринимается как воз­ душный шум.

Под воздушным шумом понимается звук, распрост­ раняющийся по воздушной среде прямым или косвен­ ным путем от источника шума к объекту восприятия, независимо от того, имеется ли между ними звукопогло­ щающая среда или нет.

Уменьшение шума на самих источниках достигается путем снижения мощности звукового излучения машин и агрегатов, звукоизоляции помещений и ограждений машин, а также установки источников шума в отдель­ ные помещения, дистанционного управления шумными агрегатами, применения средств индивидуальной за­ щиты.

Снижение мощности звукового излучения или шума машин может быть достигнуто разными способами, на­ пример заменой возвратно-поступательного движения деталей машин вращательным, подшипников качения — подшипниками скольжения, пневматической клепки и чеканки — гидравлической клепкой и электросваркой и т. п.

Уменьшению шума способствуют минимальные до­ пуски в сочленениях деталей и максимальная тщатель­ ность балансировки вращающихся и движущихся дета­

36.


лей для уменьшения неуравновешенных инерционных сил, замена зубчатых передач на червячные, а где это возможно, изменение рабочих параметров машин и т. д.

Во многих машинах зубчатые передачи служат глав­ ным источником шума. Уровень шума таких передач возрастает с увеличением окружной скорости зубчатых колес. Шум пластмассовых зубчатых колес на любых режимах работы при прочих равных условиях ниже шу­ ма стальных зубчатых передач и не превышает 75 дБ (против 95 дБ). Следовательно, замена стальных шес­ терен пластмассовыми (капрон, текстолит и др. там, где это возможно) может значительно уменьшить общий уровень шума, излучаемого машиной.

Для уменьшения шума, излучаемого вибрирующими поверхностями (структурного шума), применяют вибро­ поглощающие покрытия (войлок, фетр с битумной про­ питкой, резину, пластмассы и мастики), которые позво­ ляют уменьшить шум примерно на 10 дБ. На некоторых машинах применяют глушители.

Воздушные звуки проникают в помещения через пе­ реборки, подволоки, палубы, двери и т. п. Простые изо­ лирующие конструкции (переборки), сделанные из лис­ товой стали толщиной 4—6 мм, глушат воздушные зву­ ки на 28—31 дБ, в диапазоне средних частот. Значитель­ ное снижение уровня шума в помещениях с помощью одинарных стенок невозможно ввиду возникновения на них собственных вибраций, а также проникновения структурных звуков. Значительное снижение уровня

шума достигается при применении

двойных стенок

(рис. 3). Такая стенка состоит

из трех

слоев с разным

акустическим сопротивлением

(например, листовая

сталь, воздух, фанера, покрытие линкрустом). Изоляци­ онная способность полой стенки в диапазоне высоких частот выше изоляционной способности одинарных сте­ нок. Глушение шума более высоких частот достигается путем заполнения промежутка между стальным листом и фанерой звукопоглощающим материалом.

Величина звукоизоляции В (в дБ) определяется раз­

ностью средних уровней звукового давления внутри по­ мещения с источником шума L \ и снаружи этого поме­ щения Ь 2

В — Lj — L 3.

37


При падении звуковой энергии на ограждающую конструкцию часть энергии отражается, другая прохо­ дит через ограждение, часть энергии переходит в тепло, часть излучается колеблющимся ограждением в обе стороны и некоторая часть превращается в структурный звук, распространяющийся внутри ограждения данного и прилегающих помещений.

 

to 1 I/

 

/

/

/ г

J

- / ч

 

 

' ) *

 

 

й

 

 

/

 

 

V г

 

 

К \

/

 

1

 

 

 

 

>t

г

 

\\

 

 

 

 

 

\ *- ' - 3

\

 

^"*‘

 

 

'

 

/

У

 

 

 

 

 

ІІЛ

 

 

_ІЁ

 

 

^'1

 

 

щ

V !

 

 

 

ч

 

 

 

 

Рис. 3. Конструкции ограждений от шума:

 

/ — стальной лист;

2 — фанера,

 

покрытая линкрустом;

3, 4 — минеральная

шерсть; 5 — твердая перфорированная древесноволокнистая плита; 6 — слой ас­ беста; 7 — упругие крепления.

Источники шума, если они расположены в рабочих помещениях, в ряде случаев могут быть отделены спе­ циальными кожухами с вибропоглощающим покры­ тием.

Структурные шумы передаются механизмами сило­ вой установки через фундаменты на конструкцию кор­ пуса и распространяются по всему судну, проникая в служебные и жилые помещения. Применение эластич­ ных прокладок при монтаже таких механизмов, как ди­ зель-генераторные агрегаты, насосы, предотвращает распространение структурных шумов. Следует также применять эластичные крепления выхлопных трубопро­ водов, передающих вибрацию двигателей с акустической частотой на стены машинной шахты и являющихся ис­ точником структурных звуков, вызываемых пульсацией выхлопных газов. Звуки передаются также с силовой установки на корпус через плохо укрепленные и вибри­

38


рующие трубопроводы. При креплении труб следует применять прокладки (свинцовые, резиновые или вой­ лочные в зависимости от рода проводимой среды).

Вентиляционные устройства и установки кондицио­ нирования воздуха являются значительным источником шума (в пределах 85—105 дБ). На судах для предот­ вращения распространения структурного шума следует устанавливать вентиляторы на эластичных прокладках, воздуховоды соединять между собой и вентиляторами с применением виброизолирующих прокладок (из рези­ ны, войлока, картона, поролона и т. п.).

Воздушные шумы можно ослабить путем применения глушителей канального типа с облицовкой звукопогло­

щающим

материалом,

обшивки

части воздуховодов,

а также

входных и

выходных

отверстий шкафчиков

и вентиляторов, применения звукопоглощающей изоля­ ции помещений вентиляторов и установок кондициони­ рования воздуха.

Канальные абсорбционные глушители следует при­ менять на приточных магистралях кондиционирования воздуха, камерно-пластинчатые глушители— в шумных вентиляционных системах.

Если шумные агрегаты по условиям эксплуатации невозможно звукоизолировать, применяется дистанцион­ ное управление из звукоизолированных кабин, распола­ гаемых с учетом обеспечения оператору хорошего обзо­ ра. Примером такой звукоизолированной кабины может служить пульт управления в машинном отделении судов типа «Тропик» или «Атлантик».

Для индивидуальной защиты органов слуха от шума существует несколько разновидностей средств. Простей­ шим из них считаются вата, вставленная в слуховой ка­

нал, кусочек губки

или

марли. Вата снижает шум до

8—

1,4 дБ в полосе частот от 100 до 600 Гц,

марля, смо­

ченная жиром, — до

18 дБ, шерстяная вата с воском —

до

30 дБ.

 

полупластинчатые

предохрани­

 

Применяются также

тельные втулки, плотно закрывающие слуховой канал, которые снижают уровень шума до 20 дБ. Кроме того, применяются наружные антифоны (противошумы), за­ крывающие ушную раковину. Они снижают шум до 30 дБ при частотах примерно 500 Гц и до 40 дБ при час­ тоте 2000 Гц.

39