Файл: Фудим Е.В. Пневматическая вычислительная техника. Теория устройств и элементов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ПРИЛОЖЕНИЕ
О ПАРАМЕТРАХ КАЧЕСТВА ПНЕВМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ
Качество вычислительных устройств онределяется точ ностью реализации требуемых операций, определяемой отклонением реального выхода от расчетного. Это отклоне ние объясняется различного происхождения неидеальностями.
В соответствии с классификацией неидеальностей раз личают несколько параметров качества устройств.
Обязательно присутствующие в любых реальных уст ройствах паразитные сопротивления пневматического и механического происхождения с увеличением скорости из менения входных сигналов сильнее отклоняют выход от расчетного; параметром качества, характеризующим влия ние иа погрешность скорости (частоты) изменения входов и полностью определяемым паразитными сопротивлениями реального устройства, является быстродействие. Под быст родействием будем понимать максимальную частоту (ско рость) изменения входов, при которой эта составляющая погрешности не превышает допустимую величину.
Рабочая и окружающая среда, воздействуя на материа лы, из-за неидеальности последних приводят к изменениям параметров отдельных элементов устройств, накапливаю щимся со временем (реальным или условным, например, количеством импульсов, срабатываний); параметр качест ва, учитывающий эту составляющую погрешности, назы вают надежностью. Надежность характеризуют предель ным временем, за которое составляющая погрешности не превышает допустимую величину.
Изменения параметров окружающей среды (температу ры, атмосферного давления), воздействуя на материалы и рабочий газ, отклоняют параметры элементов, чем вносят свою составляющую погрешности.
Паразитные процессы и неидеальность конструкции обусловливают постоянную составляющую погрешности, имеющую место еще до эксплуатации, при номинальных
486 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
параметрах |
окружающей среды и низкой |
частоте |
входов. |
|
|
Данное |
приложение посвящено параметрам |
качества, |
которые носят общий характер и поэтому не были рассмот рены применительно к конкретным типам устройств в соответствующих главах, а именно: быстродействию, на дежности, и связанным с определением качества вопросам измерения.
§ 18. Быстродействие устройств с подвижными телами
Ниже излагаются некоторые соображения о характере зависимости быстродействия устройств с подвижными те лами от различных параметров и о путях повышения быст родействия управляющих узлов *) таких элементов [146]. Приводимые выкладки сделаны для управляющих узлов с пренебрежимо малыми жесткостью и трением, что часто имеет место на практике. Анализ быстродействия для дру гих случаев может быть произведен по соответствующей схеме замещения управляющих узлов (см. § 3).
Быстродействие пневматических элементов с подвиж ными телами зависит от длительности перемещения под вижных тел и длительности протекания процессов в газах, в которую входит время передачи пневматических сиг налов.
Время ta перемещения тел может быть найдено из урав нения
'п |
I |
|
h = J dt^a(t)dt, |
(18.1) |
оо
где h — рабочее перемещение (путь, совершаемый жестким центром управляющего узла), a (t) — ускорение при пере мещении жесткого центра управляющего узла.
Ускорение a (t) в соответствии со вторым законом Нью тона равно:
a W - |
м |
= ~ Ж ~ » |
*) Возможные способы улучшения динамических характери стик исполнительных узлов обсуждены в § 5; линии связи не рас сматриваются.
§ 18] БЫСТРОДЕЙСТВИЕ УСТРОЙСТВ С П О Д В И Ж Н Ы М И Т Е Л А М И 487
где |
р к |
{t) — управляющее давление, создающее усилие |
р к |
(t) S3 |
посредством воздействия на чувствительные эле |
менты управляющего узла с результирующей эффективной
площадью S3, |
р к „ — величина |
управляющего |
давления, |
при которой начинается перемещение, принятая |
за уро |
||
вень отсчета |
давления рк \t), |
М — масса управляющего |
|
уела. |
|
|
|
В общем случае ускорение а меняется в процессе пере мещения тела, так как давление р к (t) даже в случае иде ального скачка давления в его источнике является функ цией времени, а постоянная времени линии, по которой
Рис. 18.1. Упрощенная схема замещения линии пере дачи управляющего сигнала от источника до входной камеры.
поступает это давление, соизмеримо с временем перемеще ния управляющего узла. Функцию рк (t) определим из упрощенной схемы замещения линии сигнала р к {t), при веденной на рис. 18.1. Она представляет собой апериоди ческое звено первого порядка, состоящее из выходного сопротивления Ru источника сигнала р к , камеры Va, за мещающей емкость канала от источника до управляющего узла, и камеры V управляющего узла, в которую поступа ет давление р к (t). Согласно уравнению апериодического звена
|
Рк (t) |
р,< + ( р к п — р„) ехр ( - г / Г ) , |
(18.3) |
||||
где Т та Ru |
(У л |
+ |
V)/kQ — постоянная |
времени, |
р к — |
||
давление |
источника |
перед сопротивлением |
Ra, Ркя — на |
||||
чальное |
давление |
в |
камере |
V. |
|
|
|
Подставляя |
значения a (t) |
и р к (t) соответственно из |
уравнений (18.2) и (18.3) в уравнение (18.1) и учитывая,
что р к н = р к о , получим |
искомую зависимость между tn и |
||
определяющими его параметрами; |
|
||
Mh |
_ £ + |
Г - ! Г а е х р ( - * п / Г ) |
(18.4) |
|
488 |
П Р И Л О Ж Е Н И Е |
Когда давление р„ (t) изменяется очень быстро (Т —> 0), выражение для tn имеет вид:
|
* |
„ « |
1 / |
2кМ |
(18.5) |
|
^ - . |
||||
|
|
|
/ |
|
|
В |
другом частном |
случае, |
при линейном |
изменении |
|
р к (t) |
во времени (р к (t) |
= |
bt), |
из уравнений (18.2) и (18.1) |
|
получаем соответственно: |
|
|
|
||
|
|
а = |
btSa/M, |
(18.6) |
При соответствующем исполнении время переключения пневматических элементов с подвижными телами может быть меньше десятой доли миллисекунды. Например, для
управляющего |
узла, |
состоящего из одной мембраны |
без |
|||||||
жесткого |
центра, при 5 Э |
= 0,2 см2, |
площади S = 0,6 |
см2, |
||||||
толщине |
мембраны б м |
= |
0,1 мм, плотности ее материала |
|||||||
р м |
= |
1,0 г/см3, |
ходе h = |
0,2 мм и управляющем давлении |
||||||
р к |
= |
0,6 |
кгс/см2 = const |
в соответствии |
с |
уравнениями |
||||
(18.2) и (18.5) ускорение а и время |
равны |
соответственно |
||||||||
2-107 |
см/сек2 и 0,045-10- 3 |
сек * ) . Полученное |
значение t„ |
дает основания полагать, что рассмотренный элемент мо
жет пропустить частоты примерно до 11 000 |
гц * * ) . |
||
Суммарное время tz, необходимое для срабатывания |
|||
элемента, состоит из времени tn |
перемещения его управ |
||
ляющего узла н времени t0, |
затрачиваемого |
на достиже |
|
ние в камере V давления |
р „ 0 , |
при котором |
начинается |
перемещение: |
|
|
(18.8) |
= |
+ |
tn, |
где tQ может быть приближенно найдено из уравнения (18.3) при подстановке р„ (t) = р„0.
Уравнения (18.7) и (18.8) позволяют определить при линейном нарастании сигнала р к (t) требование к парамет рам мембраны одномембранного элемента для обеспечения
*) |
Конечная |
скорость перемещения при этом почти п 40 раз |
|
меньше |
скорости |
звука в воздухе: v - at.n = 9 ж/сек <^с з п . |
|
**) |
Получено |
как обратная |
величина периода 2 т п = 9 - 1 0 - 6 сек, |
равного |
времени |
перемещения |
подвижных тел элемента из одного |
крайнего положения в другое и обратно.
§ 18] БЫСТРОДЕЙСТВИЕ УСТРОЙСТВ С П О Д В И Ж Н Ы М И Т Е Л А М И 489
необходимого быстродействия |
(ts ^ Ы): |
|
|
|
откуда |
после подстановки вместо М его значения |
3 £ э 6 м р м , |
||
учитывающего соотношение |
( 5 . 6 ) , получаем: |
|
|
|
|
18Лби ри < & ( [ * ] — t0)3, |
|
(18.9) |
|
где б м |
и р м — соответственно |
толщина и плотность |
мате |
|
риала |
мембраны. |
|
|
|
В соответствии с выражениями (18.4), (18.8) |
и |
(18.3) |
повышения быстродействия можно достичь уменьшением величин h, Т и отношения А = M/S3.
Уменьшение хода h достигается посредством выбора размеров соответствующих деталей и настройки с помощью ограничителей перемещения. Если h — перемещение уп равляющего узла, которое определяет расстояние между соплом и заслонкой, то его всегда полезно уменьшить до величины, равной примерно четверти внутреннего диа метра сопла * ) . При дальнейшем уменьшении h необходимо учитывать снижение максимальной проводимости узла и повышение требований к точности изготовления.
Уменьшение отношения А = M/S3 осуществляется по средством уменьшения массы М управляющего узла за счет применения в нем материалов с низкой плотностью и уменьшения толщин мембран и деталей жесткого центра.
Рассмотрим влияние жесткого центра на отношение А в одномембранных элементах. Для одномембранного управ ляющего узла с нежесткой мембраной без жесткого центра
(см. уравнение ( 5 . 6 ) )
Ам = - я - = — - д = ООмРм ( 1 8 . 1 U )
Э8
ине зависит от радиуса мембраны.
При наличии жесткого центра с радиусом г = kR
Л Д ^ , Р м + я ^ 6 ц Р ц |
_36„pM (l+C ft«) |
Л м ц _ " Т |
1 + к + к* ' 1 1 в Л 1 ) |
*) Легко показать, что, начиная с этого расстояния, дальнейшее сближение сопла и заслонки влияет на проводимость уела.