Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
г
56
эксплуатации средств автоматизированного управления и связи. Поэтому в дальнейшем будет рассматриваться такого рода система.
Пусть система массового обслуживания с ожиданием состоит из п аппаратов (бригад), предназначенных для обслуживания т требований, причем т г- п . Любой аппарат системы может одно временно обслуживать только одно требование. Если в момент по ступления очередного требования имеются свободные аппараты, то один из них немедленно приступает к обслуживанию этого требо вания, если же все аппараты заняты, то требование ждет, пока освободится один из них. Таким образом, если число требований, нуждающихся в обслуживании, превысит число обслуживающих аппа ратов, то образуется очередь.
Такая система обслуживания представляет собой физическую систему дискретного типа с конечным числом состояний, а пере ход ее из одного состояния в другое происходит скачком в мо мент, когда приходит новое требование или освобождается обслу живающий аппарат. При этом, если в системе обслуживания нахо дится н требований, будем говорить, что система находится в к -м состоянии.
Возможное число требований, находящихся в системе обслужи
вания (число состояний системы), удовлетворяет условию |
|
|
0 « |
н 4 т . |
(4.15) |
В силу несовместности |
указанных состояний, т .е . в |
силу то |
го, что система обслуживания в данный момент времени может на
ходиться только |
в одном из |
возможных состояний (4 .1 5 ), |
имеет |
|
место следующее |
равенство: |
|
|
|
|
|
|
|
(4.16) |
где ІІк(Ц) - |
вероятность |
того, что в момент времени $ |
в си |
|
стеме имеется |
ровно к требований. |
|
Условие (4.15) и соответствующее ему равенство (4.16) со ставляют условие полной группы событий.
При решении задач теории эксплуатации с позиций теории мас сового обслуживания будем полагать, что поток требований явля ется простейшим, а время обслуживания распределено по экспонен циальному закону.
В данном случае параметр ан потока требований является функ цией числа обслуживаемых требований т , числа требований н ,на-
57
холящихся в системе обслуживания, |
и параметра а потока изоли |
рованного требования, т .е . |
|
ан = |
(4.17) |
н *а) » |
где к —0, X, 2, ...,/77.
Параметр Ьк потока обслуживания системой в целом является функцией числа обслуживающих аппаратов п , числа требований н , находящихся в системе обслуживания, и интенсивности обслужива
ния |
Ь |
одного |
требования одним аппаратом, т .е . |
||
|
|
|
К = |
м ; |
(4.18) |
|
|
|
, |
||
где |
н |
—О, X, |
2, ...,/7 7 . |
|
|
|
При пуассоновском потоке |
требований |
и экспоненциальном за |
коне времени обслуживания процесс функционирования системы мас сового обслуживания является марковским случайным процессом, т .е . таким процессом, в котором вероятность любого будущего состояния системы зависит только от ее состояния в данный мо мент и не зависит от того, каким образом и когда система при шла в это состояние.
Для условий, приведенных выше, процесс функционирования си стемы массового обслуживания с ожиданием описывается следующей системой дифференциальных уравнений:
d U i t )
- Ң — = - сн W |
+ |
V |
/ |
+ |
, (4.19) |
|
где |
|
|
|
|
|
|
с |
= а + Ъ |
; |
|
|
||
н |
|
к |
к |
’ |
|
|
к |
= |
0, |
1, 2 , .. |
. , /77; |
|
ѵт+ № я °-
Втеории массового обслуживания систему уравнений (4.19) называют уравнением процесса обслуживания.
Встационарном режиме функционирования системы массового обслуживания ( fe — оо) существуют пределы:
, d W |
л " |
|
Um -лт£— |
= О |
(4.20) |
|
|
U fL |
= u« ’ |
где к = 0 ,1 ,2 ,...,/7 7 . |
|
58
Система дифференциальных уравнений (4.19) с учетом указан ных пределов (4.20) приводится к следующей системе однородных алгебраических уравнений:
- С |
к Uк -/ инЧ + ьк+І. ик+І =о |
(4.21) |
|
где
к = 0 ,1 ,2 , ... , пг,
ич ж |
* 0 • |
Готовность нерезервированных средств непрерывного использования
Боевой расчет осуществляет постоянный контроль за процес сом функционирования средства непрерывного использования.В слу
чае появления |
отказа расчет немедленно начинает ремонт |
средства. |
||||
|
|
|
После окончания ремонта |
|||
Ш) |
|
|
расчет сразу же перево |
|||
|
__л |
дит отремонтированное |
||||
|
|
средство в состояние,при |
||||
|
|
|
||||
Щ |
|
|
котором |
оно способно вы |
||
-т- |
полнять |
заданные |
функции. |
|||
|
||||||
о |
|
|
Таким образом, нере |
|||
|
|
зервированное средство |
||||
|
|
|
||||
Рис.4 .1 . |
Примерная реализация Х(2 ) |
непрерывного использова |
||||
функции |
X* (2 ) состояний средства |
ния в заданный |
момент |
|||
времени г = $ |
|
|||||
может оказаться в одном из двух состояний: исправ |
||||||
ном или неисправном. Функция состояний такого средства |
может |
|||||
быть представлена в виде последовательности прямоугольных им |
||||||
пульсов Х*(2 ), |
изображенных на р и с .4 .I, где исправному состоя |
|||||
нию поставлен |
в соответствие нуль, |
а неисправному - единица. |
||||
Следовательно, число возможных состояний средства |
н - 0; I . |
|||||
Вероятность нахождения рассматриваемого средства в состоя |
||||||
ниях 0 я |
I в момент времени г =!= (рис.4 .1) обозначим через I7fl(§) |
и£/,($) соответственно.
Вкачестве меры готовности средств непрерывного использова ния применяется коэффициент готовности.
59
Под коэффициентом готовности кД{=) понимается вероятность того, что в заданный момент времени | средство исправно, т .е .
|
|
|
- W |
, |
(4.22) |
|
|
|
|
||
где |
- |
вероятность исправного |
|
состояния средства в мо |
|
мент времени |
| . |
|
|
|
|
|
Найдем значение коэффициента готовности в предположении, |
||||
что время наработки на отказ |
Т* и время ремонта Ѳ* средства |
||||
распределены по экспоненциальному закону: |
|||||
|
|
iâ(T) |
= а е " а\ |
|
(4.23) |
|
|
|
|
|
Ф(Ѳ)= Ь е 'ье.
При указанных выше условиях процесс функционирования сред ства непрерывного использования совпадает с процессом функцио нирования системы массового обслуживания, изложенным в начале данного параграфа. Поэтому при известных значениях параметров ан и Ьн значение коэффициента готовности нг {Ц) = может быть получено путем решения системы дифференциальных уравнений
(4.19).
При экспоненциальном распределении времени наработки на один отказ параметр потока требований (отказов)
а Н |
Г а |
при |
к = 0; |
„ |
при |
(4.24) |
|
* |
I 0 |
н = I . |
При экспоненциальном распределении времени ремонта пара метр потока обслуживания (ремонта)
Г 0 при к = 0;
(4.25)
1 Ь при н =' I .
В связи с этим параметр потока потерь средством к -го со стояния определяется суммой параметров потока требований и по тока потерь:
|
|
а +Ь = |
а |
при |
к - |
0; |
|
|
|
Ь |
|
к = |
(4.26) |
||
|
|
Л |
к |
при |
I . |
||
|
|
|
|
||||
|
Подставив в |
систему дифференциальных уравнений значения ак, |
|||||
і и |
с , для |
к = |
0 и н = |
I получим: |