Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г

60

— д 0 о($) + 6 0 ,Ц ),

(4.27)

* 4

 

0 0,($)

 

 

« - і 0 Д ) + а 0 о(*).^

 

Решение этой системы дифференциальных уравнений

будем искать

в предположении следующих начальных условий:

 

W

'.

(4.28)

0,(0)

= 0 .

 

Эти начальные условия соответствуют предположению, что в момент начала эксплуатации ( z = 0) средство исправно.

Выполнив в правой и левой частях системы (4.27) преобразо­ вание Лапласа, получим:

Й 1„(2)-

г / (0 )= -д 1 о(52)+

61,(2), '

(4.29)

 

 

 

Й1,(Й)-

0,(0) —

bLjSL) + fli.0(2),

 

 

0

—Q7

 

 

 

w

 

 

 

где

i.„ (2 )= [

0,(z) e

0 2 .

 

0

Подставив в данную систему значения начальных условий из

(4.28) и решив ее относительно LQ(Si)

, найдем

£2+6

(4.30)

10(й) =

й(й + а + 6)

Оригинал функции 0О( н а х о д и т с я

путем обратного преобра­

зования Лапласа:

 

М -ЗІ)

где 1„(2) вычисляется по формуле (4 .30).

Применив теорему вычетов для перехода в выражении (4.31)

к оригиналу и учтя равенство (4 .2 2 ),

получим

 

-(<*+$>$

(4.32)

а е

+ Ь

*і ($) =

а+Ь

Поскольку


61

а= тI

где Т и 15 - математические ожидания соответственно времени наработки средства на один отказ и времени ремонта средства, уравнение (4,32) может быть записано в виде

 

 

Г + Ѳ е

 

(4.33)

 

Т + 1

 

 

Качественная

зависимость

кг{%)

от

£

изображена на рис.4 .2 .

В пределе, когда

, согласно

(4.33)

имеем

 

к (со) = = У

(4.34)

 

Л

' Г + ¥

 

 

Отсюда следует, что при оо вероятность того, что рассматри­ ваемое средство исправно, стремится к стационарному значению, не зависящему от состояния средства в начале эксплуатации. Та­

ким образом, величина

может

 

 

рассматриваться как вероятность то­

 

 

го, что в произвольно взятый момент

 

 

времени

)= средство находится в ис­

 

 

правном (работоспособном) состоянии.

 

 

При этом считается, что момент вре­

 

 

мени ^

может

с

равной

вероятностью

 

 

возникнуть в пределах всего времени

 

 

z эксплуатации средства.

Р и с.4 .2 .

Зависимость ко­

Из выражения

(4.34)

следует:

эффициента готовности

1 ) при Т »

Ѳ

вероятность того,

средства

от времени

что в произвольно взятый момент вре­

 

 

мени средство

исправно,

близка к единице, т .е .

основную часть

времени эксплуатации средство находится в исправном состоянии;

2)

при Г =

Ѳ

средство с равной

вероятностью может находить­

ся как в исправном, так и в неисправном состоянии;

3)

при Г «

15

вероятность

того,

что средство в произвольно

взятый

момент

исправно, очень

мала,

т .е . основную часть време­

ни эксплуатации средство находится в ремонте.

Следовательно, для повышения готовности средств непрерыв­


г

62

ного использования необходимо увеличивать их надежность и все­ мерно снижать время ремонта.

Рассмотренная вш е методика определения коэффициента готов­ ности предполагает,что нам известны показатели надежности и ре­ монтопригодности средства в целом. Однако коэффициент готовно­ сти средства может быть вычислен и при условии, когда известны показатели надежности и ремонтопригодности лишь отдельных со­ ставляющих его устройств. Остановимся на этом вопросе подроб­ нее.

Случай независимой работы устройств. Структурная схема на­ дежности нерезервированного средства представляет собой после­ довательное соединение N устройств, работающих независимо друг от друга (на время ремонта включается только отказавшее устрой­

ство). Пусть математические

ожидания времени наработки Т* на

один отказ

и времени

Ѳ*

ремонта

L-го устройства равны соот­

ветственно

TL и \

( I =

I ,

 

2 ,

3 , . . . , N ). Требуется

вычислить

коэффициент готовности средства для стационарного (£

-*■ оо) ре­

жима его эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероятность

того,

что

в произвольно

взятый момент времени

і -е устройство

исправно,

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

К;

Іе о )

 

Т:

 

 

(4.35)

 

 

 

 

= =-*-=-

 

 

 

 

 

 

 

4>г

 

I

- ѲА

 

 

 

Тогда для независимых

условий

работы устройств коэффициент го­

товности средства

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кJpo) =

П н- .(°°)= П —

+ 9

(4.36)

 

 

 

г

 

іч

і'г

 

іч т

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

Из данного выражения следует, что коэффициент готовности сред­ ства равен произведению коэффициентов готовности составляющих его устройств в случае независимой их работы.

Случай зависимой работы устройств. Пусть средство по-преж­ нему состоит из N устройств, время наработки на один отказ лю­ бого из которых распределено по экспоненциальному закону

 

Ш( Т ) = ± е ~Ъ ,

(4.37)

где I = I ,

2, 3, . . . , N .

 

В момент

выхода из строя любого из устройств средство вы­

ключается на

время ремонта. Интенсивности отказов устройств в


63

выключенном состоянии средства равны нулю. Как только неисправ­ ное устройство будет отремонтировано, средство немедленно вклю­ чается. Требуется вычислить коэффициент готовности средства для стационарного режима его эксплуатации.

Математическое ожидание времени наработки средства на один отказ при условии (4.37)

 

 

 

М Ш ' -

(4.38)

 

 

 

 

 

Математическое ожидание времени ремонта средства

 

 

 

 

ѳ

= Д

а ,

,

(4.39)

 

 

 

 

w

L

 

 

где

- математическое

ожидание

времени ремонта L-го

устрой­

 

ства;

 

 

 

 

 

 

 

Ql - вероятность отказа

в работе средства по причине выхо­

 

да

из строя

L-го

устройства.

 

 

Величина

QL равна

вероятности

совместного выполнения систе­

мы неравенств

 

 

 

 

 

 

 

г* г.

п>г.

 

 

ѵ , *

Г .

 

(4.40)

 

 

с *

т:

 

 

 

 

Т* > Т*

У

 

 

 

N

I

 

где L = 1 ,

2, 3,

. . . , А/.

 

 

 

Данная

система

неравенств выполняется с

вероятностью

(4.41)

Qi “ (Г Д ( » s W dx

о Hs*‘>i*

Подставив в данное выражение значение wL(TL) , определяемое по формуле (4. 37), и выполнив интегрирование, получим

f i i = r-і~ Т

(4.42)

I I f -

 

n*l

 

где і = 1 , 2, 3, . . . , уѴ.


64

Подставив в выражение (4.39) данное значение QL, получим

(4.43)

Наконец, подставив в (4.34) значения Г и Ф , определяемые выражениями (4.38) и (4 .4 3 ), получим

(4.44)

В частном случае, когда все устройства средства являются однотипными, т .е .

где L = I , 2, 3, . . . , N , Tt и Ѳ( - математические ожидания вре­ мени безотказной работы и времени ремонта одного устройства,пра­ вая часть равенства (4.44) приводится к весьма простому виду:

Из последнего выражения следует, что коэффициент готовности

средства при фиксированных значениях Т-и и

с ростом N умень­

шается.

 

Готовность резервированных средств непрерывного использования

Пусть резервированное средство непрерывного использования состоит из г основных и m резервных устройств, каждое из ко­ торых предназначено для выполнения одних и тех же функций. Ин­ тенсивности отказов основного (работающего) и находящегося в резерве устройств равны соответственно п и / ? . Любое отказав­ шее устройство ремонтируется одним специалистом (бригадой).про­ изводительность которого равна Ь . Число специалистов (бригад), обеспечивающих ремонт отказавших устройств, лежит в пределах

65

О « п « т + 1 .

(4.45)

Как только число к отказавших устройств достигнет к = т+1, средство выключается на время приведения его в работоспособное состояние.

Требуется вычислить коэффициент готовности рассматриваемо­ го средства для стационарного ( ^ — °°)режима его эксплуатации.

В целях упрощения решения поставленной задачи будем пола­ гать следующее:

-в начальный момент времени все устройства (основные и резервные) исправны;

-продолжительности исправного состояния и времени ремонта устройств распределены по экспоненциальному закону;

-

условия работы и ремонта устройств являются независимыми;

-

интенсивности отказов устройств средства в выключенном

состоянии равны нулю.

При этих условиях сформулированная выше задача может быть решена методами теории массового обслуживания. В нашем случае весь процесс ремонта средства можно рассматривать как ситуацию массового обслуживания с ожиданием.

Если в произвольно взятый момент времени число неисправных устройств равно ң , то будем говорить, что средство (а следова­ тельно, и система массового обслуживания) находится в состоянии

к, а вероятность этого события будем обозначать через UK. Поскольку в выключенном состоянии интенсивности отказов в

работе устройств равны нулю (по условию задачи), область воз­ можных состояний системы обслуживания определяется неравенством

О « к « т + 1.

(4.46)

Параметр потока требований (отказавших устройств)

га + {т-к) h при 0 « к ^ т \

(4.47)

Опри к = т+1 .

Моменты времени выдачи специалистами (бригадами) отремон­ тированных устройств представляют собой поток ординарных собы­ тий. Параметр іП такого потока равен среднему числу устройств, отремонтированных в единицу времени. Очевидно, что величина па­ раметра Ä в существенной мере зависит от того, в каком из со­ стояний находится система. Следовательно, параметр потока об­ служивания (потока отремонтированных устройств)