Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полученная

величина

общего .резерва

критического пути

д д д

)=0 свидетельствует

о

том, что

сроки

выполнения каж-

0

2

 

 

дой

 

из

работ

заданы пра-

 

 

 

 

вильно

и весь

комплекс

 

 

 

 

работ

может быть выпол­

 

 

 

 

нен

в

срок.

 

 

 

 

 

 

 

Используя данные

гра­

 

 

 

 

фы 7

т а б л .II .I,

определим

 

 

 

 

суммарную дисперсию

сред-*

 

 

 

 

ней продолжительности

ра­

 

 

 

 

бот критического пути

по

Р и с .II.6 .

Сетевой график

формуле

 

 

 

 

а результате

подсчета получим

 

о ;

 

=

і,о ч час .

 

 

 

 

 

 

^нр

 

 

 

P{t)

Определим вероятность выполнения всех работ в заданный срок

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

s

^

0 ;

 

 

 

 

 

при

s

«

(11.53)

 

 

 

 

 

0 ,

где

P0(s) - функция Лапласа,

а

 

 

 

 

 

 

 

 

S -

* ~ Ъ * , )

 

 

 

В нашем случае при t = T{L

) получим P(t) = 0 ,5 .

 

Определим полные резервы

остальных путей по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.54)

где

I = 1 ,2 ,4 ,5 .

 

 

 

ДT{L,) = 7 час, Д7Цр= 6 час,

 

В результате расчета получим:

ДГ(Д4; = 3 час,

ДТ(Д5)= 5 час,

Д Г Ц >

I

час.

 

Используя сетевой график, данные

графы 7 т а б л .II .I и задан­

ное

время выполнения всех работ

t

=

14 час,

определим:

 

- самый ранний из возможных сроков начала каждой работы

Тр ß ,j ) по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ps 'L

 

?

( 11. 55)


225

где г, s -

индексы всех максимальных по продолжительности работ,

предшествующих работе

t i • ;

 

-

самый поздний из

возможных сроков начала каждой р а б о т

TnH(L,J) по

формуле

 

 

 

 

Tn J 4 ) =

( П *5&)

где T„{j ) -

самый поздний срок наступления события,

завершающе­

го работу

ti'j ;

 

 

-

самый ранний из

возможных сроков окончания каждой работы

TopU,j) по формуле

 

 

 

 

 

 

(11.57)

-

самый поздний из

возможных сроков окончания каждой работы

Tg n{L,j) по формуле

 

 

(11.58)

ТпЧ>-

Результаты расчета указанных величин в часах (отсчитывая от начального события, момент начала которого принят равным ну­ лю) представлены в 8, 9, 10 и П -й графах т а б л .II .I .

Проанализируем полученные результаты.

1. Путь, составленный из работ tgf , t)3 , t , t^5 , является

критическим. Работы этого пути требуют наибольшего внимания ру­ ководителя работ.

2. Работы t03 , t02, tm , t 3S, tzs не лежат за критическом пути и за счет этих работ возможен маневр силами и средствами. Одна­

ко следует помнить, что путь, составленный из работ £

,

и

t^5 , имеет наименьший резерв времени и поэтому маневр

силами

 

и средствами за счет этих работ должен производиться с большой осторожностью.

3 . Заданный срок выполнения всех работ может быть выполнен с вероятностью, большей чем P(t) = 0 ,5 , при условии, если боль­ шинство работ критического пути будут выполняться аа время,мень­ шее среднего.

Рассмотрим, какие действия могут быть предприняты руководи­ телем работ для увеличения вероятности P it) .

Определим сначала среднеквадратическое отклонение среднего времени выполнения работ критического пути:


226

б

= -Jб2 =

час.

Lnp

L*p

 

Используя формулу (11 .53), определим,

насколько увеличит­

ся P ( t ) при сокращении среднего времени выполнения всех работ

критического пути на 1,3

часа, на 2,6 часа и на

3,9

часа. В ре­

зультате расчета получим

соответственно P (t) = 0

,8 ,

0,95

и 0,99 .

Таким образом, сократив среднюю продолжительность

работ

критического пути на 2,6 - 3,9 часа, руководитель работ может рассчитывать на выполнение всех работ в заданный срок с доста­ точно высокой вероятностью. При атом следует помнить, что при

сокращении времени работ критического пути на

время, большее

1,3 часа, путь, состоящий из работ tD3 ,

и

(с м .р и с .ІІ.6 ),

становится критическим со всеми вытекающими из этого последст­ виями.

Обратившись в графам 3, 4 и 5 т а б л .II .I, нетрудно заметить, что из всех работ критического пути наибольшие возможности со­ кращения среднего времени их выполнения заключены в работах tl3 и , поэтому планированию, организации и проведению этих работ должно быть уделено наибольшее внимание. При этом осо­ бое внимание должно быть уделено и работе tD3 , хотя она и не . лежит на критическом пути.

Таким образом,

применение

сетевого метода планирования

регламентных работ

позволяет:

 

 

-

наглядно представить взаимную связь всех

работ;

-

дать четкое

определение

факту выполнения

каждой работы;

-обоснованно определить время, необходимое на выполнение всех работ;

-выделить работы, являющиеся наиболее важными, и при не­ обходимости обоснованно решить вопрос о перерасцределении сил

исредств;

-рассчитать вероятность того, что заданные работы будут выполнены в срок;

-на основании результатов анализа сетевого графика со­ ставить обоснованный план-задание с четкой постановкой задачи каждому исполнителю.

§ I I . 5. ОБОСНОВАНИЕ ШТАТНОГО СОСТАВА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ

Все перечисленные в § I I . 4 достоинства сетевого графика сказываются в основном в период планирования заданного ком­


227

плекса работ. Однако сетевой график недостаточно нагляден для определения тех работ, которые должны выполняться в каждый дан­ ный момент времени. В силу этого он неудобен в качестве формы построения руководящего документа (технологического графика), определяющего практическую деятельность выполняющих данный ком­ плекс работ исполнителей. В этом случае более удобной формой является линейная диаграмма, позволяющая также произвести об­ основанный расчет необходимого штатного состава.

Рассмотрим методику построения линейной диаграммы по имею­ щемуся сетевому графику. В качестве примера возьмем сетевой график, изложенный н а р и с .ІІ .6 .

По горизонтальной оси откладывается равномерная шкала вре­ мени. Каждая работа изображается полоской, параллельной этой оси. Длина полоски равна продолжительности выполнения работы, а ее начало и конец соответствуют начальному и конечному собы­ тиям работы.

Полоски располагаются одна над другой в порядке возрастания

индекса

J

окончания работы (CL ,Cj). Для работ, входящих в

одно

и то же

событие Cj , полоски располагаются

в порядке возраста­

ния индекса

L начального события работы.

 

 

Моменту наступления начального события комплекса работ со­

поставляют на временной оси значение t = 0.

Полоску работы

( £t-,

Cj ) откладывают так, чтобы ее начало

лежало на одной вертика­

ли с самым правым концом всех полосок

работ ( Сн , Cj) , заканчи­

вающихся в событии CL. Таким образом,

начало'полосы соответст­

вует наиболее раннему возможному сроку наступления события На р и с .II .7 изображена линейная диаграмма, построенная на

основании сетевого графика,

изображенного на р и с .II .6 . По этой

диаграмме

можно определить

критическое

время, критический путь,

а танже резервы времени всех работ.

 

 

Критическое время, очевидно, равно

абсциссе самого правого

конца всех полосок линейной диаграммы.

В нашем случае

критиче­

ское время

Г (5) = 14.

 

 

 

 

пр

 

 

следующим

Критический путь по линейной диаграмме находится

образом. Рассмотрим полоску, правый конец которой заканчивает­ ся в критическое время. В нашем случае - это полоска ( Сч ,С5). Далее выберем работы, правые концы которых расположены на уров­ не левых концов выбранных ранее работ. На р и с .II .7 - это работа (C j.C ^). Поступая далее аналогичным образом, придем к работам, начинающимся в событии С0 . Выделенная последовательность ра­


228

бот и образует критический путь. На р и с .II .7 эти работы заштри­

хованы.

Свободный резерв времени работы ( CL,Cj) на линейной диа­ грамме определяется наибольшей длиной отрезка, на который мож­ но сдвинуть вправо полоску работы, не сдвигая ни одной из по­ лосок работ, выходящих из события С:.

 

 

 

 

 

С%Ш7ЛС,

 

 

 

CjC3E3Cs с'с'

іс;

 

 

 

.. Цк

J

 

 

 

 

 

С ///Ш 5Ш Ш С ,,

 

 

4 L - L .и с,

 

 

 

І К

 

С, Ѵ/77Л//ЩС2

 

 

 

 

 

У

 

1

 

 

 

 

 

_ _ з__ I

 

 

 

 

 

У/6УЛСІ

 

 

 

 

 

 

 

2

4

6

8

10

12

14

16 t

Р и с .II.7 . Линейная диаграмма и диаграмма занятости личного состава для сетевого

графика, изображенного на р и с .ІІ.б

На р и с .II .7 свободный резерв, например, для работы (С3,С5) равен 5, а для работы ІС0,С3) равен I . Сдвиг работы ІСд,С3) на большую величину требует сдвига работы С С3,С^).

Рассмотрим, как по линейной диаграмме может быть определе­ но наиболее позднее допустимое время наступления события. Сдви­ нем вправо до вертикали критического пути работы, правым кон­ цом которых служит конечное событие. Далее, переходя к следую­