Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

261

V)

н\)

при

0 с « < /Ѵ-5-г ,

(13.7)

=■

при H>N~S-r ;

KST

.0

 

 

'Sfl

при 0 < s < 6 2 ,

 

 

 

Ь2F

при

N - H - r,

(13.8)

 

0

при

s ^ N - s - r

І

 

 

rij)

при

0

,

(13.9)

1 і . = <

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь мы использовали выдвинутое ранее условие неограниченной способности первого и последнего звена узла восстановления.

Решение системы уравнений (13.3) совместно с условием пол­ ной группы событий (13.2) может быть выполнено различными мате­ матическими методами. Наиболее просто находится решение при ис­ пользовании формализованной методики решения марковских систем массового обслуживания [27]. При этом необходимо вначале убе­ диться, что условие задачи позволяет применить формализованный метод.

Известно, что формализованный метод может быть применен к

262

тем задачам, у которых дам каждого прямоугольника графа пере­ ходов произведение интенсивностей переходов, совпадающих с на­ правлением движения часовой стрелки, равно произведению интен­ сивностей переходов, совпадающих с направлением движения про­ тив часовой стрелки. Рассматривая граф переходов, нетрудно убе­ диться, что для любого прямоугольника графа это условие всегда выполняется. Следовательно, применение формализованной методи­

ки дает точное решение

системы уравнений (1 3 .2 ).

 

Согласно основному правилу формализованного метода вероят­

ность любого состояния

Р е

о ц р е д е д я е т с я через

вероятность со -

стояния, принятого за

исходное Р

, в виде произведения значе­

ния вероятности Р

на дробь, числитель которой представляет

xyz

 

 

 

 

 

совпадающих

собой произведение всех интенсивностей переходов,

по направлению с движением от точки, вероятность

которой при­

нята за исходную

) , до

точки,

вероятность

которой необхо-

димо определить (£

) .

Знаменатель дроби равен

произведению ин­

тенсивностей переходов, совпадающих по направлению с обратным движением от точки, вероятность которой определяется, до точки, вероятность которой принята за исходную. Очевидно, что для со­ кращения записи необходимо выбирать кратчайший путь между указаннши точками.

На основании этого правила запишем выражение для вероятно­

сти Р

. За исходную вероятность примем р

.

Тогда,

следуя

указанному правилу, будем иметь

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

= р

п

^

п

^ Ц

п

xsl ?

 

 

(13.10)

 

 

Н$Г

°°0 ы

 

 

&

Нц/о

1-1

Фязі

 

 

 

Величина вероятности Р

 

вычисляется из

нормирующего уело-

 

 

 

 

 

 

иии

выражение

(1 3 .1 0 ),

 

вия (1 3 .2 ). Подставив в него

получим

 

 

TЫI mШЛИЛТ -! '5Г -н1

«■'.•и)

п*

пs

JА ^ . n

гГ

 

Ste k S (

-j

 

(1 3 .I I)

 

-

24

^2 2

ПМ

^

 

ПI I

^ --------П I I

- т ;

.

 

 

Рооо=

 

s * °

г =°

і’І

ѵ і00

r l

F-HjO

и

 

Y k s I _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В выражениях (13 .10),

(1 3 .I I)

и последующих предполагается,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

^ІОО

І І

 

о

 

 

 

 

о

£

 

 

(13.12)

 

П

 

^

 

П - ^ = / ;

 

П

^KSl = /.

 

І--І

ѴІО0

 

 

</'=» V'Hjo

1=1 Ф«

 

 

 


263

Подставив в равенство

(13.10)

величину Р

,

выраженную

формулой (1 3 .I I ) ,

будем иметь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к [і).

$

А .

/• t

 

 

 

 

 

PI

l0 °

PI

 

Пn S

 

 

p

 

_

t*1

^ 00 <н

^ V° tv 1T^5i

(13.13)

/(ST

л/

w-и

w-w-s

 

 

 

 

 

 

 

2 2

2 n ^ n ^ n - ^ i

 

 

 

K=0

s-°

r-°

1=1 Чоо ;='

M*;« w

9,*S£

 

Подставив в последнее выражение значения интенсивностей пере­

ходов

из равенств (13.4) - (1 3 .9 ), после несложных преобразо­

ваний

получим

 

 

 

 

о Л Ѵ П

№1-1)

 

 

 

 

 

_____' L-1________

 

 

 

РК$Г=-

 

4)'<jas фг«! f S

 

(13.14)

 

N N-H-s „ Z ' / p " П

( / Ѵ + / - І )

 

 

 

N

 

 

 

 

«?0Io

Io

~\)>Ѵ *!г!я

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

0 «

b2 ,

 

(13.15)

 

 

 

 

 

при

s ^

i 2 .

 

 

 

 

*24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В частном

случае,

когда ремонт производится

только

силами

войскового ремонтного органа, т .е .

когда ио = 0 и

^ = 0,

граф

А

 

Рг

 

 

Рг

 

 

 

 

£I

Л.

“2

J

 

-ж-/

 

 

Рис.13 .4 .

Линейный граф переходов

 

 

переходов является линейным (ри с.13 .4), а выражение для вероят­ ности s -го состояния принимает вид

s А.

 

п -jr

 

L=1 Г-L

(13.16)

 

Р5

p.t

S - 0 W


264

Аналогично для рассматриваемого частного случая выражение (13.14) преобразуется к хорошо известному виду [26]

ГS

ТІГ5-П (N4-L)

 

Р Р

і*і_________

(13.17)

N AS

s

2

п(л/+/-і)

 

s= a Р "

М

 

Вычислим средние характеристики процесса ремонта. Очевид­ но, что среднее число средств, находящихся в ремонте (системе восстановления), может быть вычислено по формуле

Н. Ы-к N'H-S

 

 

 

/ 7 = 2 1

 

2

 

(к+5+л)Р

.

 

(13.18)

 

 

 

 

к=оs

г-о

 

 

 

*sr

 

 

 

Подставив в нее выражение для вероятностей

 

состояния Р

, бу­

дем иметь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

lif j\

 

ЕЛ

K*stf

 

 

 

М

N-H

N-K-S

 

^

 

\)

к

ju

s , I* I

I c

Л (А/+/-І)

 

я = 2

2

2

(н+s+r)-w

^

 

(J)

 

w!

n! S

^*i

 

 

 

(13.19)

K-S

 

Li)

 

 

H*SV

 

 

Н=0

S=0

Г - 0

 

 

I

I g

(N+l-l)

 

 

 

 

2 2 2

 

jUT(|>

П

 

 

 

 

K=0

S=0

Г - 0

 

K\ r\fl

L-t

'

 

Для рассматриваемого частного случая (ремонт только в реморгане части) выражение (13.19) преобразуется к виду

 

S{? n(N+1-L)

п = 2 і N

(13.20)

ä

S cf П (/V+/~i)

и

Среднее число средств, находящихся в первом звене системы восстановления, вычисляется по формуле

 

/V N-K N-K-S

НР„

 

пг

2 1

1

(13.21)

I

Н = П <ігЛ

Г»=Л


265

Наконец, среднее число средств в третьем звене системы восста­ новления будет

 

N Ы-ң N -K -S

 

 

/ 7 = 2 2 2

ГР

(13.22)

«

НаПЧаПГ>-П

HSr

 

Из выражений (13.21) и

(13.22) следует,

что

 

/? =п\+п+п. .

(13.23)

Знание величин п ,nt , п2 и пз позволяет определить частный коэффициент готовности каждого средства за счет ремонта. Так как в стационарном режиме эксплуатации средств связи отношение среднего времени пребывания средств в реморгане ко всему време­ ни эксплуатации равно отношению среднего числа средств в систе­ ме восстановления к общему числу эксплуатируемых средств /V , то частный коэффициент простоя средств на ремонте равен

 

-

Среднее число средств в реморгане

(13.24)

п

-------------------- ------------- ----- ------- *

Общее число обслуживаемых средств

 

Следовательно,

частный коэффициент готовности будет

 

lIS -25>

Выражение (13.24) для частного коэффициента простоя на ре­ монте может быть представлено в виде

 

 

К

+

На .

(13.26)

 

 

п

N N

N

 

Слагаемые

выражения (13

.26)

имеют смысл частных коэффициентов

простоя по

трем звеньям

системы восстановления.

Их для удобст­

ва анализа можно назвать частными коэффициентами простоя на ре­

монте

в первом, втором и третьем

звене и обозначать нп) , нпг и

К

соответственно, т .е .

л,

 

 

 

(13.27)

 

" п і =

« -

 

 

В свою очередь, время пребывания средств в неисправном сосостоянии при их восстановлении во втором или третьем звене


266

системы восстановления складывается из времени транспортиров­ ки в реморган и обратно % , времени ожидания ремонта и времени восстановления. Так как указанные интервалы времени не перекрываются, то можно частный коэффициент простоя на ре­ монте во вторсжі звене представить в виде следующей суммы более

мелких

(парциальных) коэффициентов простоя:

 

 

нпг

Лп2т/о + Лл 2 ож+ Л пгра>?»

(13.30)

 

 

где к

парциальный коэффициент простоя средства при транс­

П2 Тр

второе звено

системы восстановления,

 

портировке во

 

 

Н ,

=

21тог

 

(13.31)

 

 

 

 

 

 

п п р

1

+ 2 іё

 

 

 

 

л

трг

 

 

пгож - парциальный коэффициент простоя средства за счет ожидания ремонта (простоя в очереди). Величина это­ го коэффициента может быть вычислена по формуле

_

П20

(13.32)

н.п20ж

N

где л20 - среднее число средств,

находящихся в очереди, создаю­

щейся на входе во второе звено системы восстановления.

Последний коэффициент нпг

в формуле (13.30)

представ­

ляет собой парциальный коэффициент по восстановлению во втором звене. Очевидно, что независимо от закона распределения време­

ни восстановления он может быть

определен из

выражения

 

/

 

н.трем

J _ , J _

(13.33)

 

* і1

 

Аналогично для частного коэффициента простоя на ремонте в третьем звене необходимо учитывать лишь два парциальных коэффи­ циента простоя: при транспортировке

 

 

гг Тр 3

(13.34)

"3"

і

+ 2€

 

грз

 

и при восстановлении

S

±

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

(13.35)

пзрем

J_ , 1

 

щф