Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

255

Г Л А В А 13

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА СЕЕДСТВ СВЯЗИ

§13Л . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вобщем случае ремонт средств связи может производиться либо силами боевого расчета, либо силами специальных ремонт­ ных предприятий. В отдельных случаях ремонт средств связи мо­ жет выполняться на заводе-изготовителе.

Очевидно, что наиболее оперативным способом устранения воз­ никших в процессе эксплуатации неисправностей является ремонт силами боевого расчета. Однако при этом неизбежно возникают трудности, связанные с необходимостью оснащения каждого рас­ чета комплектом контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), ин­ струмента и приспособлений, что существенно удорожает стоимость эксплуатации. Кроме того, ремонт сложной техники требует от бое­ вого расчета специальных знаний, навыков и тренировки. Эти ка­ чества трудно обеспечить при сокращенном сроке службы. Поэтому время ремонта при такой организации велико, а качество ремонта невысоко.

Создание в части или соединении специальных ремонтных орга­ нов в значительной степени устраняет эти недостатки. Действи­ тельно, реморган достаточно снабдить лишь одним или несколькими комплектами КИА и инструмента, что снижает затраты на эксплуа­ тацию. Кроме того, специализация личного состава реморгана на выполнении ремонта уменьшает среднее время ремонта и улучшает его качество. С другой стороны, создание реморгана требует спе­ циальных штатных единиц, помещений и решения организационных проблем, что в некоторых случаях уменьшает получаемый выигрыш. Кроме того, время простоя техники в неисправном состоянии уве-

256

личивается как за счет необходимости транспортировки техники в реыорган, так и за счет возможности простоя техники в "оче­ реди" на входе в реморган.

На основе обобщения опыта в армии СМ сложилась следующая схема организации ремонта: мелкие неисправности, для устране­ ния которых не требуется сложной измерительной техники и сложного инструмента, устраняются силами боевого расчета.

Средние по сложности неисправности устраняются силами ре­ монтной группы. Очень сложные неисправности, связанные с не­ обходимостью настройки или регулировки с использованием спе­ циальной аппаратуры и стендов, устраняются в реморганах цен­ трального подчинения.

Рациональная организация ремонта требует решения многих во­ просов,среди которых вопрос о целесообразной доле отказов,уст-

Р и с .ІЗ .І. Общая модель системы ремонта средств связи

раняемых силами боевого расчета, вопрос об оптимальной мощно­ сти войсковых реморганов и ряд других.

Рассмотрим основные из них.

Очевидно, что ремонт средств связи можно рассматривать как процесс массового обслуживания и анализировать с помощью показателей, используемых в теории массового обслуживания» Для анализа общего случая можно применить модель, изображен­ ную на рис.13 .I .


257

Пусть в части или соединении эксплуатируются N однотипных средств св я зи ^ ', каждое из которых имеет постоянный параметр потока отказов (интенсивность поступления требований), раншй Л.

Некоторая доля

этих отказов

- это мелкие отказы. Они устраня­

ются силами боевого расчета.

Обозначим параметр потока мелких

отказов через и ).

 

 

 

Другая часть отказов по

своей сложности -

это средние

от­

казы, которые могут быть устранены в реморгане

среднего

зве­

на.

Обозначим

параметр потока средних по сложности отказов

через

Л .

 

 

 

 

Последняя часть отказов

- сложные отказы. Для их устране­

ния необходимо наличие специальной контрольно-измерительной ап­ паратуры и приспособлений. Поэтому ремонт этих неисправностей

может быть выполнен

только силами реморгана старшего звена.

Пусть интенсивность поступления каждого средства

в сложный

ремонт будет е, . Очевидно, что

 

 

Л + (і)+ ^ = Л ■

( ІЗ .І )

Примем, что поток отказов каждого средства является про­

стейшим. Это условие

не является принципиальным,

однако оно в

весьма большой степени упрощает анализ и конечные результаты. При возникновении неисправности в зависимости от ее слож­ ности средство поступает в соответствующий реморган, как это изображено на р и с.І З .І . После восстановления средство возвра­ щается в фазу эксплуатации. Условимся, что время восстановле­

ния силами боевого расчета

Ѳ,

распределено по экспоненциально­

му закону с параметром -0=

 

. Время восстановления в рем-

органах всех звеньев также имеет экспоненциальное рас­

пределение с параметром .

£

Очевидно, что при восстановлении средств силами боевого рас­ чета очереди не создается. Это эквивалентно неограниченной про­ пускной способности первого внутреннего кольца узла восстанов­

ления.

При восстановлении силами войскового реморгана может воз­

никать

очередь. Поэтому пропускную способность этого звена уз­

ла восстановления обозначим через

. Заметим, что величина Ьг

Здесь и далее под однотипными средствами связи необходи­ мо понимать средства, обладающие примерно одинаковыми характе­ ристиками надежности и требующие для устранения неисправностей приблизительно одинаковых временных затрат.


258

представляет собой число специалистов, способных самостоятель­ но вести ремонт средств, или число рабочих мест в рассматривае­ мо»! реморгане.

Ввиду большой мощности реморганов старших звеньев и отно­

сительно малых величия ^ будем считать,

что

очередь на входе

в ремонтный цех практически отсутствует,

т .е ,

примем условие

неограниченной пропускной способности.

 

 

Этой же моделью описывается случай восстановления сложных средств в войсковых ремонтных органах, имеющих несколько спе­ циализированных цехов, например: механический, радиоэлектрон­ ный, электротехнический, оптический и т .п . В зависимости от вида отказа средство поступает в соответствующий цех. При этом на входе в каждый цех может создаваться самостоятельная очередь.

С другой стороны, в рассматриваемую модель вписывается слу­ чай, когда при отказах, требующих малых трудозатрат для восста­ новления, средство ремонтируется, а цри более сложных отказахсписывается и заменяется из числа запасных.

Случайность моментов поступлений средств в ремонт и случай­ ная длительность ремонта приводят к положению, при котором чис­ ло средств, находящихся в данный момент в том или ином звене узла восстановления, также будет случайной величиной. Поэтому необходимо ввести понятие "состояние узла восстановления", вы­ числить вероятности нахождения узла восстановления в каждом из состояний и определить средние характеристики:

а) среднее число средств в узле восстановления п ; б) среднее количество средств в каждом звене узла восста­

новления п{ ,п2, пз ;

в)

среднее число средств в очереди т ;

г)

среднюю загрузку специалистов войскового ремонтного ор­

гана £с

;

д)

относительную долю рабочего времени боевого расчета,за­

трачиваемого на выполнение ремонта, £Sp ;

е)

коэффициент готовности каждой станции И .

Решению этой задачи посвящен следующий параграф.

§

13.2. ВЫВОД ВЫРАЖЕНИЙ ДЛЯ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

 

УЗЛА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Состояние узла восстановления будем характеризовать числом средств, находящихся в том или ином звене этого узла. Поэтому для обозначения состояния необходимо использовать тройной ин-


259

деке, причем каждое число этого индекса обозначает количество средств, находящихся в соответствующем звене узла восстановле­ ния, Например, состояние Ет соответствует наличию двух средств, ремонтируемых боевым расчетом, одного средства в войсковом ре­ монтном органе и двух средств, находящихся в ремонте в стар­ шем звене. Последними состояниями являются состояния, сумма

Рис.13 .2, Пространственный граф переходов для случая трех звеньев в системе ремонта

индексов которых равна N . Следовательно, условие полной груп­ пы событий может быть написано в виде

N N'H N'K-5

2

2

2

р =/ .

(13.2)

К=0

S=fl

r=0

KSr

 

Для облегчения процесса составления системы линейных алге­ браических уравнений, описывающих процесс функционирования узла


260

восстановления в стационарном режиме, изобразим пространствен­

ный граф переходов, каждая ось которого соответствует

одному

из звеньев узла восстановления (ри с.1 3 .2 ).

На

основе

этого

графа

и фрагмента общего графа,

изображенного на ри с .13.3, на­

пишем указанную систему в следующем виде:

 

 

 

 

~^юо+Кю+ ^oot) Рооо+

 

 

 

 

Рою+ ^001P00t~® 1

 

 

~ (tL)20fl+ J \ m +

P W 0 +

^200 Р !00+ № іЮ Р ио +

Ф й ( P w i +(ü iooPo o o

 

 

“K/+A»/+

$ооі)Рооі+®ооіРооо+$оо2РіЮ2*^іоіРт+}1оііРоіГ^’

 

 

^020+ ^ !lll + Foio)POW+ -''o/0 Р І00^У'020 Р 020+ % 0 Р П 0^ $ 0 П Р0)1

 

 

—(а)

+0

+ji

+ и

 

+ в

 

) P

+

 

 

' Htl,sr

HS r

H,S + J ,r

‘ US Г

' H S . r H

TH S r /

H S r

 

(13.3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P K+I,sr+

^ n & r

P K,S-l,r+ ^K,S*l,r Р Ң, Ы ! , Г

 

+

^ KSr P KS,I--I + tyl<S,r+1P KS,r+I ~ 0

>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• \)

P

 

 

GL)

P

 

Q

 

 

 

 

 

 

V N0Q

N 0 0

 

N 0 0 /Ѵ-/,00

»

 

 

 

 

 

 

F o /ko P o m + ^ o M O P o,n -i,o ~ P >

 

 

 

 

 

 

Ф

P

 

P

,~ 0

 

;

 

 

 

 

T DON

QON

 

^ O O N

0O,N-l

u '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим интенсивности прямых переходов на графе р и с.13.2» изображенных в виде сплошных линий. Принимая условие, что сред­ ства эксплуатируются независимо друг от друга, будем иметь:

(в) % 5 Г

Лк$г

(N+1, -K-s-r) оз

I о

U n + I - h - s - г ) А

1о

Г(/ Ѵ+/ —w—S -Z ') £

1о

При

N -r-s,

 

при

K>N~S-r ;

(13. 4)

при

N -H -f,

 

(13.5)

при S^N -H -r;

при Ossrs; N-K-S,

(13.6)

При r> N-K-s.

Очевидно, что при независимом функционировании указанных звень­ ев узла восстановления интенсивности обратных переходов, изо­ браженных пунктирными линиями, будут иметь вид: