Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

площади, занимаемой рельсовым путем по сравнению с аналогич­ ными глагольными тележками.

Недостатком тележек ПТ-1 и ПТ-2 является более тяжелая и сложная, а следовательно, и более дорогая конструкция тележки. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их вес: вес порталь­

ной тележки ПТ-1 составляет 13,5 т, а вес велосипедной тележки того же назначения — 5,3 т, т. е. в 2,5 раза меньше. Поэтому пор­ тальные тележки следует применять лишь там, где невозможно или нецелесообразно применение велосипедных.

Особый вид тележек, несущих на себе сварочную аппаратуру, представляют катучие балки для самоходных сварочных автоматов типа АБС или его последующих моделей (А-874 и др.). Они анало­ гичны кран-балкам, от которых отличаются тем, что вместо крано­ вой тележки по ним перемещается сварочный автомат.

Типовые катучие балки ИЭС им. Е. О. Патона (рис. 55) предна­ значены для автоматической сварки прямолинейных швов листовых секций, балок, колонн, элементов металлоконструкций, а также

8 4-858

225


сосудов и других подобных изделий. При наличии в автосварочной установке соответствующего вращателя, манипулятора или ролико­ вого стенда вполне возможна и сварка круговых швов. Пролет бал­ ки и длина рельсового пути на ней выбираются в зависимости от длины свариваемых изделий и швов. В модели Т-7 этот пролет не превышает 10 м. На балке 1 закреплен рельсовый путь для свароч­ ного автомата 3, а также легкий монорельс 4 для подвески гирлян­ ды проводов, питающих сварочную аппаратуру. Катучая балка перемещается по рельсам, установленным на колоннаде, высота ко­ торой определяется габаритами свариваемых изделий и установ­ ленного под балкой вспомогательного оборудования. Перемещение балки по колоннаде осуществляется вручную — с помощью штур­ валов, закрепленных на приводном валу 2,— либо электроприводом кранового типа. В большинстве случаев целесообразнее ручной привод, так как он позволяет более точно установить катучую бал­ ку над свариваемым швом; тем более, что усилие для ее передвиже­ ния с помощью штурвалов (маховичков) очень мало.

Существенными преимуществами катучих балок перед другими тележками (ВТ, ГТ и ПТ) являются, во-первых, их предельная простота и невысокая стоимость, во-вторых, возможность обслужи­ вания весьма большой площади цеха, оснащенной всевозможными стеллажами, сборочно-сварочными стендами, кантователями, мани­ пуляторами и т. д.

Применение катучих балок целесообразно в универсальных ав­ тосварочных установках для единичного и мелкосерийного произ­ водства с разнообразной номенклатурой сварной продукции.

Недостатком катучих балок является сравнительно малый диа­ пазон регулирования уровня сварки, ограниченный возможностями подъемного механизма сварочного автомата: для АБС он равен всего лишь 200 мм, для автомата более поздней модели А-874 — 400 мм. Вторым недостатком катучих балок является наличие подкрановой колоннады, перегораживающей площадь цеха и затрудняющей транспортные операции.

Можно создать катучие порталы того же пролета, имеющие ана­ логичное назначение, но передвигающиеся не по колоннаде, а по наземным рельсам, что, конечно, является их существенным пре­ имуществом перед катучими балками. Однако это преимущество достигается ценой существенного усложнения конструкции и по­ вышения ее стоимости.

Все типовые механические устройства, несущие на себе свароч­ ную аппаратуру — тележки, катучие балки и порталы — приме­ няются главным образом в универсальных автосварочных установ­ ках III класса для сварки громоздких изделий сравнительно круп­ ного габарита и притом разнообразной номенклатуры. Наиболее

226


целесообразно их применение в цехах мелкосерийного и единично­ го производства. В серийном производстве малогабаритных изделий (особенно одного типоразмера) целесообразнее использовать само­ ходные сварочные автоматы или тракторы, движущиеся по стацио­ нарным путям, вмонтированным в несущую конструкцию специа­ лизированной установки или станка IV класса.

С Б О РО Ч Н О Е ОБОРУДОВАНИЕ

Сборочные устройства, выполненные в виде различных стендов, кондукторов и отдельных приспособлений, в большинстве случаев специализированы для изделий какого-либо одного типа или типо­ размера. Лишь очень немногие из сборочных кондукторов и стен­ дов могут быть отнесены к категории универсальных, например, электромагнитные стенды-плиты для сборки и сварки листовых кон­ струкций.

Тем не менее даже специализированные сборочные стенды могут быть смонтированы из универсальных, унифицированных узлов и приспособлений, в частности из элементов УСПС — универсаль­ ных сборных приспособлений для сборки под сварку. Из всех сбо­ рочных устройств и приспособлений, за редким исключением, можно назвать универсальными лишь отдельные узлы и приспособления, например комплекты УСПС, из которых можно компоновать все­ возможные сборочные устройства как универсальные, так и специа­ лизированные.

Универсальные приспособления УСПС. Особенности технологи­ ческой подготовки производства с применением УСПС заключают­ ся в том, что вместо специальных приспособлений для каждого изде­ лия и каждой операции достаточно иметь универсальный набор стандартных, взаимозаменяемых деталей и узлов сборных приспо­ соблений. Из них можно монтировать специальные приспособления, устройства и стенды для выполнения конкретных сборочных опе­ раций.

При смене вида продукции или изменении технологического процесса приспособление разбирают на составляющие его элементы, которые затем используют при компоновке других приспособлений. Срок службы УСПС достигает 10—15 лет. Длительность монтажа сборочных стендов и приспособлений в 50 раз меньше по сравнению с длительностью изготовления специальной новой оснастки.

Комплекты УСПС состоят из набора отдельных деталей и нераз­ борных узлов. При эксплуатации УСПС, кроме стандартных дета­ лей, могут применяться и специальные детали, не предусмотренные в комплекте.

8 *

227


Весь комплект УСПС можно условно разделить на шесть групп

деталей:

 

1. Б а з о в ы е д е т а л н, служащие основанием,

на котором

размещаются составляющие элементы приспособлений.

К деталям

этой группы относятся прямоугольные и круглые плиты, а также угольники. Все базовые детали снабжены Т-образными пазами для

крепления элементов приспособлений.

 

 

2. О п о р н ы е д е т а л и , служащие для

создания

каркаса

приспособления: прокладки, опоры, угольники,

призмы,

планки

и др. Все опорные детали имеют пазы для установки и крепления элементов приспособления.

3. П р и ж и м н ы е

д е т а л и ,

служащие

для

закрепления

свариваемых деталей в приспособлении, например

прихваты,

план­

ки, прижимы и др.

 

 

 

 

 

4. К р е п е ж н ы е

д е т а л и

для соединения

между

собой

всех элементов приспособления, а также для крепления собирае­ мых деталей: болты, шпильки, винты, гайки, шайбы и т. д.

5.

Р а з н ы е д е т

а л и ,

не предусмотренные в других груп­

пах (рукоятки, вилки,

эксцентрики и проч.).

6.

Н е р а з б о р н ы е

у з л ы различного назначения, на­

пример, центровые бабки, подвижные призмы, самоцентрирующие патроны, пневмоцилиндры и проч.

В качестве примера ниже приведена техническая характеристи­ ка комплектов УСПС, разработанных вЦНИИТмаш. Этим инсти­

тутом разработаны малогабаритные (УСПСЬ1) и

среднегабарит­

ные (УСПСс) комплекты

универсально-сборных

приспособлений

и деталей для заводов

тяжелого и среднего

машиностроения

с единичным и мелкосерийным производством.

Применение УСПС на заводе НКМЗ им. В. И. Ленина (в г. Кра­ маторске) по данным НИИПТмаш позволило получить экономиче­ ский эффект 32 тыс. руб. в год. На Таганрогском заводе электротер­ мического оборудования условная годовая экономия от примене­ ния УСПС составила 25 тыс. руб. в год при сроке окупаемости шесть месяцев.

Техническая характеристика комплектов УСПС ЦНИИТмаш

Габаритные размеры

соби­

УСПСМ

УСПСс

 

 

раемых

металлоконструк­

 

 

ций, мм\

. . .

 

 

минимальные .

1 0 0 Х 1 0 0 Х 50

1 0 0 0 Х 6 0 0 Х 500

максимальные .

. . .

1 0 00 Х 6 0 0 Х 500

5000 X 12 00 Х 1000

Количество элементов в ком­

3400

2700

плекте,

шт...........................

Производительность

комп­

 

 

лекта (максимальное

коли-

 

 

228


чество компоновок, собирае-

2000

650

мых в год), шт/год

болтов,

Размер крепежных

М12

М16, М24

мм .........................

 

Вес комплекта, кг

♦ . . •

1800

11 000

Если по технологическому процессу производства сборка выде­ лена в отдельную операцию и выполняется независимо от последую­ щих операций сварки и транспорта, т. е. не связана с ними, то к сборочным устройствам не предъявляется никаких особых требо­ ваний и ограничений, кроме общих — качества сборки, произво­ дительности, стоимости, трудоемкости и проч. Поэтому сборочные устройства, не связанные с общей системой комплексной механи­ зации цеха и запроектированные независимо от способа и условий сварки собираемого изделия, как правило, получаются по своей компоновке и конструкции наиболее простыми из всех возможных вариантов. В них обычно сборка производится на электроприхват­ ках для возможности дальнейшего транспорта собранного изделия на следующие позиции, в частности, на позицию сварки. В таком сборочном кондукторе линии будущих швов могут пересекаться любыми прижимными устройствами. Механизм поворота в этих сборочных устройствах требуется лишь в той мере, в какой это необходимо по условиям сборки изделия, а не сварки. Все эти обстоятельства существенно облегчают задачу конструирования обычного, автономного сборочного кондуктора и позволяют резко упростить его конструкцию по сравнению, например, со сборочно­ сварочными кондукторами-кантователями, в которых производится не только'сборка, но и сварка изделия.

Однако, если рассматривать вопросы механизации сборочных работ в свете задач комплексной механизации производства в целом, то возникает ряд дополнительных требований и ограничений, на­ кладываемых на конструкцию сборочного устройства и в общем случае осложняющих задачу проектирования этих устройств, осо­ бенно если речь идет о совмещении нескольких сборочно-свароч­ ных операций.

К таким дополнительным условиям и ограничениям при различ­ ных случаях сварки можно отнести следующие требования: в слу­ чае совмещения операций сборки и сварки в одном кондукторе необходимо предусмотреть возможность сквозного прохода свароч­ ного автомата над швами, в связи с чем прижимы не должны пере­ секать линии будущих автосварных швов; для возможности автома­ тической сварки в кондукторе всех швов в нижнем, горизонтальном положении должны быть предусмотрены соответствующие механиз­ мы наклона кондуктора вместе с изделием; для снижения трудоем­ кости сборочных операций следуетпредусмотретьвозможность сборки

229