Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водства. Ведь в сущности он является показателем роста произво­ дительности труда в результате механизации его. Поэтому методы правильного определения коэффициента П имеют первостепенное значение.

Наиболее точный метод заключается в прямом сопоставлении фактических или нормированных трудоемкостей каждой произ­ водственной операции до и после ее механизации. Этот метод не

О

20

40

60

80 0„, / .

О

'20

40

60

80 0 „J.

 

 

а

 

 

 

 

6.

 

 

Рис. 4.

Графики

зависимости

уровня

механизации

от

степени

 

 

 

охвата рабочих механизацией Ом;

 

 

 

 

 

 

а -» для У2; 6 для

У\.

 

 

 

образен из-за большой громоздкости и трудоемкости нормативных расчетов, так как для каждой операции приходится вести расчет в двух вариантах: ручном и механизированном. Поэтому при раз­ работке проекта механизации сварочного производства рекомендует­ ся пользоваться методами укрупненного и приближенного опре­ деления коэффициентов П.

Для наиболее распространенного вида сварки и наплавки (элект­ родуговой) коэффициент производительности П можно определить по выработке сварщика в тоннах наплавленного металла в год. Таким образом, мы исходим из того положения (весьма распро­ страненного и за рубежом), что для укрупненных расчетов объемы механизированных и ручных сварочных работ, выполненных электродуговым способом, с достаточным для практики приближением можно считать пропорциональными весу наплавленного металла QMи Qp. Следовательно, и производительность труда сварщика можно считать пропорциональной весу наплавленного металла.

Факторы, нарушающие эту пропорциональность, практически взаимно балансируются и в итоге почти не влияют на нее, особенно,

2 4-858

33


если рассматривать сварочное производство в крупных масшта­

бах, например, для всего завода или целой отрасли промышлен­ ности.

Приведем пример. Известно, что удельная прочность большин­ ства автосварных швов (по сечению наплавленного металла) выше, чем при ручной сварке в 1,2— 1,3 раза и более. В таком же соотно­ шении должна быть измененена трудоемкость автосварных швов и производительность труда при их приведении к ручной сварке в связи с уменьшением сечения швов.

С другой стороны известно, что на долю ручной сварки прихо­ дится много «неудобных» швов (вертикальных, потолочных, корот­ ких), трудоемкость которых^ выше, чем обычных, в 1,2— 1,3 раза. Оба эти фактора в некоторой степени взаимно балансируются, так как при этом количество наплавленного металла QMи Q нужно

было бы умножить на коэффициент 1,2—1,3. В таком случае резуль­ таты расчетов не изменились бы.

Разумеется, в точных цифрах эту задачу решить невозможно; можно говорить лишь о приближенном решении с наименьшей сте­ пенью погрешности. Однако, если говорить не об абсолютных зна­ чениях коэффициента П, а об их сравнении по различным вариан­ там механизации, о сравнении с зарубежными, или об их динамике по годам, то здесь возможная погрешность снижается почти до ну­ ля, так как соотношение указанных выше неточностей остается неизменным на многие годы и к тому же одинаково во всех странах.

В соответствии с Инструкцией ЦСУ [43] при укрупненных рас­ четах вес наплавленного металла QMи Qp определяется по расходу сварочных (электродных) материалов: для механизированных спо­ собов электродуговой сварки и наплавки — по расходу сварочной проволоки QПр, исходя из расчета 93% ее веса, т. е. принимая ко­ эффициент полезного использования сварочной проволоки Кы=

— 0,93; для ручной электродуговой сварки и наплавки — по рас­ ходу покрытых электродов Qs с коэффициентом полезного исполь­ зования Кр = 0,50.

Указанные выше значения коэффициентов Км и Кр регламенти­ рованы лишь для укрупненных статистических расчетов. При раз­ работке же отдельных проектов механизации сварочного производ­ ства необходимо принимать эти коэффициенты по литературным

или экспериментальным данным в зависимости от выбранной марки электродов и сварочной проволоки.

В этом случае

 

<2ы= а д пр. Qp = ЯpQs.

(17)

где QnP — расход сварочной проволоки, т/год\

Qa — расход по­

крытых электродов, тігод.

 

34


Зная численность рабочих, занятых механизированным и руч­ ным трудом Ри и Рр, легко определить выработку сварщика в тон­ нах наплавленного металла в год, т. е. производительность труда в натурном выражении:

при механизированных способах

А

Ри

(18)

при ручной сварке

 

 

 

 

 

А

Рр

(19)

Лр ~

 

По этим данным можно определить коэффициент повышения производительности Я при механизированной электродуговой и электрошлаковой сварке или наплавке:

Я =

Лм

(?„Рр

KuQnpPp

(20)

Ар

QpPM

KpQsPw

 

 

Для всех других видов сварки

и всех других технологических

операций сварочного производства коэффициент производительнос­

ти

П определяется по таблицам средних приближенных значений

Я,

установленных статистическим анализом и рекомендованных со­

ответствующими инструкциями Госкомитета по машиностроению [11] и институтом электросварки им. Е . О. Патона [15].

Приведенные в табл. 8 и 9 коэффициенты производительности Я определялись как отношение трудоемкости изготовления детали или выполнения данной технологической операции на универсальном оборудовании с наименьшей производительностью, принятым за базу (для сварочных операций это будет «ручная» сварка), к трудоемкос­ ти изготовления той же детали или той же операции на запроекти­ рованном или рассматриваемом оборудовании. В связи с этим при разработке проекта комплексной механизации под трудоемкостью Гр следует понимать трудоемкость работ, выполненных не только вручную, но и на универсальном оборудовании, принятом за базу. Точно так же под численностью рабочих Рр следует понимать чис­ ленность рабочих, выполняющих работы не только вручную, но и на базовом универсальном оборудовании.

В табл. 8 приведены значения коэффициентов Я для электроду­ говой сварки, рекомендуемые ЦСУ для укрупненных статистиче­ ских расчетов. Однако этими приближенными значениями можно пользоваться лишь в тех случаях, когда отсутствуют данные о вы­ работке сварщиков по наплавленному металлу или о трудоемкости рассматриваемых работ в механизированном и ручном вариантах.

В случае модернизации находящегося в эксплуатации оборудова­ ния или его замены новыми более производительными моделями, или

2*

35


Таблица 8

Приближенные средние значения коэффициентов производительности П для приведения трудоемкости механизированных способов сварки

к трудоемкости ручной электродуговой сварки [14]

Отрасль производства

Автоматиче­ ская сварка под флюсом

ва обычных ре­ жимах

на форсирован ных режимах V > 70 м/н

«5

К

S Полуавтоматнч сварка

(0

М

Л

а

о

5

О

м

0

1

н

С§

Автоматическая сварка в среде защитных газов

Контактная сварка

на уннвер-

Ш

шннах

а

о

с вемеханнзнрованньш приводом

с механизиро­ ванным при­ водом

на специализн] ных машинах

Автомобилестроение

 

 

3

5

1,5

2

4

6

8

Вагоностроение

 

 

 

2,5

4

1.5

4

2

3,5

8

Подъемно-транспортное ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

шиностроение,

продовольст­

 

 

 

 

 

 

 

 

венное машиностроение, стан­

 

 

 

 

 

 

 

 

костроение,

строительное

и

 

 

 

 

 

 

 

 

дорожное

машиностроение,

 

 

 

 

 

 

 

 

турбостроение,

угольное

и

 

 

 

 

 

 

 

 

нефтяное машиностроение

 

2

3

1,5

4

2

3,5

 

 

Строительная индустрия

 

3

5

1,5

4

2

3,5

Тепловозостроение

 

 

2,5

4

1,5

4

2

3,5

8

Котлостроение

 

 

 

3,5

5,5

1 5

5,5

2

3,5

Кузнечно-прессовое машино­

 

 

 

 

 

 

строение

 

 

 

 

 

3

4,5

1,5

7

2

Металлургическое

машино­

3

4,5

1,5

6

2

3,5

 

строение

 

 

 

 

 

Химическое

машиностроение

3

4,5

1,5

5

2

3,5

 

 

Судостроение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для

металла толщиной

 

 

 

 

 

 

 

 

до 4

мм

 

 

 

 

3,5

4

 

 

 

 

 

 

от 4 до 12 мм

 

 

4,5

5

3

4

3

3,5

более

12

мм

 

 

5

5,5

 

 

 

 

 

 

Тракторное и

сельскохозяй­

 

 

 

 

 

 

 

 

ственное машиностроение

 

2

3

1,5

2

3,5

8

П р и м е ч а н и я !

I. Для остальных отраслей производства применяют

коэффициенты,

принятые в вагоностроении.

холодную н сварку трением — относить к

контактной сварке.

2. Сварку газопрессовую,

3. Коэффициенты П для автоматической сваркы под флюсом

определены при сварке од­

ним электродом. Для автоматической сварки двумя электродами принимают коэффициенты в 1,5 раза, а при автосварке тремя электродами — в 2 раза большими, чем для однодуговой сварки.

36


Таблица 9

Приближенные средние значения коэффициентов производительности П для оборудования сварочных цехов (заготовительного, сборочного

и вспомогательного) [11] _____________________

Коэффициент П

 

Наименование оборудования

без доба­

 

вочной

 

 

механиза­

 

 

ции

Вальцы правильные многовалковые

2,3

Углоправильные роликовые машины

3,3

Правильные прессы

1,7

Вальцы листогибочные

1,0

Профилегибочные роликовые машины

3,3

Трубогибочные машины

2,0

Горизонтально-гибочная машина (бульдозер)

5,3

Пресс-ножницы, гильотинные ножницы, криво­

 

шипные прессы при резке проката на заготовки

2,0

Дисковые ножницы

1.7

Ножницы высечные (виброножницы)

1.3

Машины для кислородной резки стационарные:

2,0

однорезаковые *

двухрезаковые

4,0

трехрезаковые

6,0

четырехрезаковые

8,0

Машины для кислородной резки переносные:

2,0

однорезаковые

двухрезаковые

4,0

Ацетиленовые генераторы

---.

Станки для намотки кассет

2,0

Кантователи, позиционеры, вращатели при ручной

сварке

 

Пневмомолоток, пневмозубило, электро (пневмо)-

 

шлифовальная машина

1,0

Обдирочно-шлифовальный станок

1,7

Дробеметная или дробеструйная, или пескоструй­

 

ная камера для очистки заготовок и деталей

3,3

Сборочное приспособление механизированное:

__

одноместное

_

многоместное

Сборочные стенды механизированные

-- .

»

стенды-полуавтоматы

 

!>

стенды-автоматы

 

Электрокранбалка, электротельфер

1,0

Электрокраны мостовые

2,0

Автокраны и железнодорожные краны

1,5

Грузоподъемники электрические и пневматические

1.3

Вилочные электропогрузчики

2,0

Вилочные автопогрузчики

2,5

Подвесные штабелеры

2,0

при ком­

при меха­ плексной низации механиза­

 

ции

2,8

3,3

4,0

4,7

■---

1,3 1,7

,--

4,0 6,7

10,0 13,0

4,0 6,7

----

г_

_ _

1,5

1,3

. ■

_,

2,0

2,3

4,0

4,7

1,1

_

1,5

1,6

3,0

-- ■

5,0

 

----—*

г— —

—■

• Ручной газовый резак н ручная газовая резка приняты за «ручную» базу о коэффицнентом П=\.

37