Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

------------------------------------------- то —---------------------------------- --

-

Рис. 105. Автоматическая контактная машина для сварки панельных радиаторов.

Так как автоматическая линия работает по принципу непрерыв­ ного действия, то рассматриваемая машина, сваривающая швы, расположенные поперек движения ленты, сконструирована подвиж­ ной — следящей за движением ленты и выполняющей сварку швов на ходу конвейера. Для этого она снабжена специальным следящим устройством, сблокированным с пневматическим зажимным механиз­ мом 1, при помощи которого положение сварочной машины перед свар­ кой точно и жестко фиксируется относительно движущейся ленты.

Машина состоит из двух сварочных кареток 3 и 4, каждая из которых оснащена парой сдвоенных контактных роликов 2. Следо­ вательно, каждая каретка при своем движении поперек ленты осу­ ществляет сварку пары швов, охватывающих линию раздела радиа­ торов (по 11 мм на сторону). Каретки расположены на фиксирован­ ном расстоянии друг от друга, определяющем длину радиатора. Минимальное расстояние между ними — 705 мм.

Каретки передвигаются по направляющим рельсам 9 и 7, смон­ тированным на соответствующих подвижных станинах 8. Обе эти станины вместе со своими каретками установлены на продольной «летучей» тележке 10, которая во время сварки жестко сцепляется с движущейся лентой при помощи пневмозахвата 1 и, следователь­ но, перемещается по ходу конвейера самой лентой и сопровождает ее. Такие машины часто называют «летучими».

После окончания сварки поперечных швов тележка 10 со свароч­ ными каретками 3 и 4 автоматически разъединяется с лентой и быст­ ро возвращается гидроцилиндром 11 назад, в исходное положение. Тележка 10 передвигается по продольным направляющим 6, уло­ женным на фундаментную раму.

Перемещение сварочных кареток вдоль швов, т. е. перпендику­ лярно оси конвейера, осуществляется электроприводами со ско­ ростью сварки 1,5 м/мин, следовательно, при ширине ленты около 600 мм машинное время сварки четырех швов составляет 24 сек.

Процесс зажатия панельных лент захватным следящим устрой­ ством машины, а также процесс сопряжения двух листов самими сварочными роликами, является в сущности сборочным процессом и поэтому рассматриваемая машина охарактеризована как сбороч­ но-сварочная VII класса.

Управление машиной (кроме пульта 5) осуществляется общей централизованной системой автоматического управления линией, построенной по рефлекторному принципу последовательного дейст­ вия, причем ритм задается скоростью движения ленты, которая может регулироваться в пределах 1,5—2,5 м/мин. При заданной скорости ленты и и длине радиатора / штучная производительность

машины, как и всей линии, Q = —-— шт/ч.

338


Рис. 106. Автоматическая машина для сборки н сварки деталей аккумуляторов.

«Летучие» сварочные машины применяются в автоматических линиях непрерывного действия не только в сварочном производст­ ве; например, на линии непрерывного проката применена «лету­ чая» контактная машина для сварки стыков горячих заготовок, по­ даваемых в прокатный стан.

В рассматриваемой автоматической линии панельных радиато­ ров установлена также сварочная роликовая машина, предназна­ ченная для контакт­ ной сварки продоль­ ных швов панельной ленты. Эта машина по своей конструкции и действию гораздо про­ ще машины для попе­ речных швов и даже проще обычных серий­ ных машин, так как не имеет собственного привода для враще­ ния контактных роли­ ков. В отличие от «ле­ тучей» машины она установлена в поточ­ ной линии стационар­ но и состоит из двух пар холостых кон­ тактных роликов, че­ рез которые непре­ рывно протягиваются и свариваются про­ дольные кромки обеих лент. Механизм про­

тяжки расположен на линии впереди, вне машины. Следовательно, контактные ролики машины выполняют лишь функции токоподвода и сжатия свариваемых листов, а не их сварочного перемещения. Машина работает непрерывно со скоростью сварки, равной скорос­ ти конвейера (1,5—2,5 м/мин).

Рассмотрим машину VII класса для точечной контактной свар­

ки. Автоматическая с б о р о ч н о - с в а р о ч н а я

м а ш и н а

АТПА-2 X 30 (рис. 106) для сборки и сварки электродов

щелочных

аккумуляторов установлена в поточной линии. Сварной электрод щелочного аккумулятора состоит из двух деталей: электродной пла­ стины и контактной планки. На предшествующей позиции поточной линии электродная пластина проходит через правильные вальцы,

339

которые после рихтовки пластины передают ее под электроды сва­ рочного автомата. Автомат выполняет следующие операции: прием пластины с поточной линии, подачу контактной планки из магази­ на-питателя к месту сварки, сочленение пластины с контактной планкой, приварку планки к пластине в двух точках, выдачу го­ тового изделия на транспортер.

Сборочно-сварочный автомат АТПА-2Х30 состоит из поворот­ ного стола с системой бункеров-магазинов, в которых расположены контактные планки (детали будущего изделия). Во время работы планки автоматически подаются под сварочные электроды машины. При подаче последней планки из бункера стол автоматически повора­ чивается и включается в работу следующий бункер. После установ­ ки пластины (первой детали), подаваемой с поточной линии, кон­ тактная планка (вторая деталь), подаваемая из бункера-питателя, с помощью пневматических устройств и электромагнитов прижима­ ется к пластине строго под электродами сварочной машины. Так про­ изводится сборка изделия под сварку. Затем осуществляется про­ цесс сварки.

В машине имеется два сварочных трансформатора мощностью по 30 та каждый и две пары электродов (по числу одновременно свариваемых точек). Давление на электроды создается пневмоци­ линдрами. По окончании сварки один конец рольганга опускает­ ся (как показано на рис. 106), готовое изделие под действием собст­ венного веса перемещается по рольгангу на линейный транспортер и подается к месту контроля. Производительность машины, как и всей линии, составляет 1800 иіт/ч.

Значительный технико-экономический эффект обеспечивает при­ менение м н о г о т о ч е ч н ы х контактных машин в механизирован­ ных и автоматических линиях на заводах автомобилестроения, транспортного машиностроения, сельхозмашиностроения, уголь­ ного машиностроения и др. В настоящее время в автомобильной промышленности применяются машины, имеющие до 300 и более сварочных пистолетов в одной машине.

Если рассматривать эти машины изолированно от линии, в ко­ торой они работают, то их нельзя квалифицировать как оборудова­ ние VII класса, так как они выполняют только операции сварки, а не сборки изделия под сварку. Поэтому многоточечные сварочные машины отнесены к V классу автоматизированного оборудования и рассмотрены в § 17, 22.

От таких сварочных машин существенно отличаются некоторые многоточечные машины-комбайны, например автоматические ма­ шины, предназначенные для массового изготовления арматурных сеток, используемых в железобетонных конструкциях. На этих ма­ шинах выполняется не только сварка, но и весь комплекс сбороч­

340


ных, вспомогательных и некоторых заготовительных операций. Все эти операции выполняются автоматически в определенной по­ следовательности, характерной для поточной линии. Поэтому по­ добные машины-агрегаты следует относить к автоматическим ли­ ниям, т. е. к оборудованию IX класса.

§ 20. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СБОРОЧНО-СВАРОЧНЫХ

ПОТОЧНЫХ ЛИНИЙ VIII И IX КЛАССОВ -

Поточной линией называется комплекс оборудования, на кото­ ром выполняется последовательным технологическим потоком за­ данный цикл производственных операций по изготовлению целого изделия или его части. Механизированная (VIII класса) или автома­ тическая (IX класса) сборочно-сварочная линия является высшей формой комплексной механизации и автоматизации сварочного про­ изводства. Общая классификация и виды поточных линий приме­ нительно к серийному и массовому сварочному производству рас­ смотрены в § 3.

Комплекс операций, выполняемых на рассматриваемых линиях, может быть охарактеризован следующим образом.

Обязательные операции, выполняемые на этих линиях: основные технологические операции сварочного производства — сборочные и сварочные; вспомогательные —. транспортные, кантовочные, за­ грузочные, разгрузочные и проч.; контрольные.

Дополнительными операциями являются заготовительные и дру­ гие несварочные операции по изготовлению деталей: механообра­ ботка, формовка, изгиб, резка и др.

Количество и качество операций, выполняемых на данной линии, зависит от множества факторов и, прежде всего, от конструкции изделия и его размеров, характера технологических операций и ти­ па производства (серийного, массового), например, при изготовле­ нии сварных узлов вагона, судового корпуса или автомобиля едва ли целесообразно производить на одной поточной линии не только сборку и сварку, но и заготовительные операции по резке, изгибу и штамповке деталей, так как эти операции, весьма различные по своему характеру и продолжительности выполнения, сильно за­ трудняют синхронизацию потока (см. рис. 113). В то же время в производстве сварных труб (рис. 107) или штампосварных панель­ ных радиаторов (см. рис. 117) весьма выгодно включить в единый технологический комплекс операции резки листов, правки, формов­ ки, сборки и сварки, так как все эти операции можно производить

341

одновременно и непрерывно общим конвейерным потоком на син­ хронизированной линии непрерывного действия.

В техническом задании на проектирование механизированной или автоматической линии исходными данными являются: годовая программа выпуска сварных изделий, изготовляемых на данной линии В и годовой фонд рабочего времени линии Ф.

Необходимая производительность линии (темп выпуска)

Q ^ -щшт/ч,

(41)

где 1] — коэффициент использования годового фонда времени, учи­

тывающий неизбежные простои линии из-за неполадок, поврежде­ ний и настроек.

Коэффициент

 

Л =

,

(42)

где

— сумма потерь рабочего времени линии за год.

 

По данным А. И. Красовского [16], коэффициент использования

•сборочно-сварочных линий на машиностроительных заводах со­ ставляет 0,5—0,6 в период освоения линии и 0,7—0,75 — после полной отладки и освоения. Более высокие значения коэффициента использования автоматических линий могут быть достигнуты путем применения специальных организационно-технических мероприя­ тий. По данным В. Ф. Ржевского [33], этот коэффициент для автома­ тических линий может колебаться в пределах 0,6—0,9. Значения т] для механизированных линий VIII класса, как правило, выше, чем для автоматических линий IX класса, благодаря отсутствию в них сложных систем автоматического управления и вследствие этого меньшей повреждаемости линии в целом. Установлено, что ме­ ханизированные сборочно-сварочные линии обладают более высокой ■степенью надежности по сравнению с автоматическими линиями то­ го же назначения.

Основными параметрами поточной линии, определяющими ее технологическую и эксплуатационную характеристику, являются: такт производства t, ритм потока г и общая продолжительность

производственного цикла Т.

і мин — это промежуток времени

Т а к т п р о и з в о д с т в а

между выпусками двух соседних изделий (на выходе линии):

 

60

60Фп

(43)

Q

В мин.

 

Р и т м п о т о к а г мин — промежуток времени между после­ довательными передачами с одного рабочего места на другое равных

количеств пт (транспортных партий)

одинаковой продукции:

г = tnT.

(44)

342


Величина ритма может быть различной на разных участках ли­ нии, но всегда должна быть кратной такту. Она может быть больше, меньше или равна такту, в зависимости от продолжительности опе­ раций на отдельных рабочих местах, наличия или отсутствия раз­ ветвленных участков и способа транспортной передачи изделий или их узлов (партиями или поштучно).

При поштучном, а не групповом движении изделий по линии с по­ следовательным расположением рабочих мест ритм потока будет равен такту, так как пт— 1, следовательно, по формуле (44) г = t. На участке изготовления узлов, являющихся элементами будущего сварндго изделия (выпускаемого в конце линии), ритм потока при групповой передаче узлов

 

 

(45)

при

поштучной передаче —

 

 

г — t

(46)

 

«5

 

где

Пу — количество узлов, входящих

в состав одного изделия.

На разветвленном участке линии, имеющем і параллельно рабо­ тающих ветвей, ритм каждой ветви при поштучной передаче изде­ лий (а не отдельных деталей)

г = и.

(47)

Такое разветвление показано на рис. 107 в линии производства прямошовных труб большого диаметра. На позиции 10, где произ­ водится наружная сварка труб (см. рис. 108), каждая из трех па­

раллельных ветвей потока имеет ритм г10 =

31. На позиции 12 ритм

каждой из пяти ветвей потока равен г12 =

Ы и т. д.

Вместе с тем

на других (неразветвленных) позициях линии (2, 3,

4, 5, 6, 7, 8

и др.) ритм потока равен такту производства.

Приведенные выше примеры и формулы не исчерпывают всего разнообразия вариантов зависимости между ритмом потока и так­

том производства.

п р о и з в о д с т в е н н о г о

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь

ц и к л а изготовления изделия

на линии равна времени Т про­

хождения изделия по линии, начиная от подачи заготовок или сырь­ евого материала на первую позицию и кончая выдачей готового из­ делия с последней позиции. Для обычной сборочно-сварочной линии» все участки которой работают с одинаковым ритмом, равным такту производства, продолжительность производственного цикла при по­ штучной передаче изделия равна произведению ритма на число п последовательно расположенных рабочих мест (позиций), т. е„

Т = га.

343


Продолжительность

операций

на одной

данной позиции, т. е.

о п е р а ц и о н н о е

в р е м я

п о з и ц и и

tn, может несколько

колебаться относительно заданного значения ритма (в известных пределах). В жестко синхронизированном потоке, не имеющем буфферных промежуточных заделов (накопителей), операционное время физически не может быть больше ритма.

Способы рациональной организации механизированных и автома­

тических линий в сварочном производстве.

1.

В ы р а в н и в а н и е п р о д о л ж и т е л ь н о с т и о п е ­

р а ц и й

tn. При проектировании технологического процесса и

всей поточной линии необходимо стремиться к тому, чтобы продол­

жительность операций, выполняемых на отдельных рабочих местах,

включая и время межоперационного транспорта, была примерно одинаковой для всего потока и равной ритму, или кратной ему на разветвленных участках линий. На позициях разветвленной части линии продолжительность операций tn должна быть больше в і раз, где і — целое число параллельных ветвей.

Неравенство операционных времен tn, а следовательно, и неполная загрузка рабочих местлинии,особенно отрицательно влияют наэкономические показатели таких поточных линий, которые имеют сравни­ тельно низкий уровень механизации и автоматизации У2. Эти линии, как правило, обслуживаются большим числом рабочих, вынужденные простои которых снижают экономическую эффективность линии.

На механизированных и автоматических линиях с высоким уровнем автоматизации влияние этого фактора значительно меньше, так как при очень малом числе обслуживающего персонала, харак­ терном для таких линий, простои персонала мало влияют на себе­ стоимость выпускаемой продукции. Следовательно, на автомати­ ческих и хорошо механизированных линиях можно допустить несколько большую неравномерность операционных времени произ­ водительности машин, особенно, если недогруженные места осна­ щены недорогим оборудованием, простои которого и аммортизационные затраты мало сказываются на себестоимости продукции. Поэтому даже в обычных механизированных линиях можно встраи­ вать рабочие места с пониженным операционным временем при ус­ ловии, если они оснащены автоматическим оборудованием, дейст­ вующим без участия людей. Например, если операция сборки под сварку производится с помощью автоматически действующих пнев­ моцилиндров и контактной точечной машины (без людей), то для такой сборочной операции можно выделить отдельную позицию без ущерба для экономичности линии, несмотря на то, что машинное время такой автоматической сборки в несколько раз меньше време­ ни последующей операции дуговой сварки длинного шва и соот­ ветственно меньше заданного такта.

344