Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сопротив

6, входящего в стыковой зазор, и пары вертикальных сближающих роликов 5.

Сварка сопротивлением производится специальной контактной машиной 4 с вращающимися дисковыми электродами 12, катящими­ ся по продольным кромкам свариваемой трубы. Оба электродных диска изолированы друг от друга, насажены на общий вал 11 и смонтированы в виде сдвоенного колеса с изоляционной прослой­ кой посередине. Электродные диски жестко соединены с вращаю­ щимся сварочным трансформатором 9—10 и являются концами вторичной (сварочной) цепи трансформатора. К первичной обмотке трансформатора 9 ток подсоединяется с помощью кольцевого токо­ съемника 13. Вращение электродных дисков вместе с трансформато­ ром во время сварки происходит за счет их сцепления с движущейся трубой. Специальный привод для вращения отсутствует. Сварочное давление (сжатие кромок) осуществляется вертикальными валками сварочной клети 3. Трансформатор и электроды имеют специальную систему внутреннего водяного охлаждения.

Все современные станы для сварки труб сопротивлением снаб­ жены механизмами для удаления наружного и внутреннего грата. Наиболее распространенный метод удаления наружного грата — зачистка плужковым резцом с последующей закаткой в роликах. Режущая кромка резца заточена по радиусу трубы. Срезанная стружка затем раздробляется специальным механизмом и удаляется в ящик. Из всех опробованных устройств для удаления внутренне­ го грата наиболее надежны в эксплуатации резцовые устройства различных конструкций.

Труба, выходящая из сварочной клети, имеет поперечное сече­ ние овальной формы. Для придания ей точной формы и размеров служат калибровочные валковые клети 21, аналогичные по своей конструкции формовочным. Для разрезки бесконечной трубы на мерные участки служат летучие отрезные устройства с вращающей­ ся вокруг оси трубы кольцевой многорезцовой головкой. Это устройство во время резания движется вместе с трубой, а затем

быстро, маршевым ходом, возвращается обратно для отрезки сле­ дующей трубы на ходу.

Производительность трубосварочной линии определяется ско­ ростью сварки, которая в зависимости от толщины стенки может изменяться в пределах 20—60 м/мин. Мощность сварочной машины для стана-152—426 равна 1500 ква.

Оборудование линий непрерывного производства прямошовных труб индукционной сваркой, токами высокой частоты, радиочастот­ ной сваркой по своему составу и назначению аналогично оборудо­ ванию рассмотренной выше линии, за исключением сварочной ма­ шины. Для всех названных способов производства труб процессы

391


подготовки рулонной ленты, формовки трубной заготовки, калиб­ ровки трубы и ее разрезки сходны.

В линиях

для и н д у к ц и о н н о й с в а р к и

труб

(см.

рис. 20) благодаря бесконтактному

способу

нагрева

и независи­

мости его от физического состояния

свариваемых кромок, отпада­

ет необходимость в специальном оборудовании для очистки

горя­

чекатаного штрипса от окалины и ржавчины.

Кроме того, бескон­

тактный подвод тока имеет и другое

преимущество перед контакт­

ным — не происходит изнашивание

токоподводящих

устройств.

Существенным

недостатком

бесконтактной

системы

токоподвода

является зависимость процесса сварки

от колебаний зазора меж­

ду индуктором

и трубой и

связанная

с этим

некоторая

неста­

бильность качества сварки. Обычно этот зазор

равен 2—3 мм.

Одним из важнейших параметров индукционной сварки труб, влияющим на формирование шва и его структуру, является темпе­ ратура нагрева кромок. При сварке труб из низкоуглеродистых сталей качественный шов может быть получен при следующем ре­ жиме: температура нагрева кромок 1380— 1450° С; величина осад­ ки кромок 0,5—1,3 от толщины стенки трубы; удельное давление осадки 4—9 кГ/мм2. Скорость сварки труб диаметром 42—426 мм с толщиной стенки 2,5—9,0 мм равна соответственно 50—20 мімин.

В последнее время в трубной промышленности получил приме­ нение новый высокопроизводительный с п о с о б с в а р к и т о ­

ка м и в ы с о к о й — р а д и о т е х н и ч е с к о й — ч а с т о -

ты [36] (см. § 8, рис. 21). Оборудование автоматической линии для производства труб этим способом на участках подготовки штрип­ са и формовки по существу ничем не отличается от описанного выше. Существенные отличия имеются у самого сварочного обору­ дования и обжимной валковой клети (рис. 116).

Для радиочастотной сварки необходимо создавать большее сва­ рочное давление, чем при контактной сварке сопротивлением. По­ этому обжимной узел сварочной клети 4 изготавливают более мощ­ ным и жестким. Величина биения удерживающих 1 и сжимающих 4 валков по центру калибра не должна превышать 0,1—0,2 мм. Пре­ вышение указанной величины может стать причиной смещения кромок трубной заготовки (образования «губы») и нарушения ста­ бильности процесса сварки.

Перед сжимающими валками устанавливают направляющий нож 2 для точного направления кромок трубы под контакты. С по­ мощью регулировочного винта направляющий нож можно пере­ мещать вдоль оси шва. Регулирование положения ножа вдоль оси сварки позволяет в некоторых пределах изменять угол схождения кромок и положение точки их схода, что оказывает существенное влияние на процесс оплавления кромок. -

392


За сварочной клетью расположено резцовое устройство 5 для удаления наружного грата, аналогичное описанному выше. Затем установлена гладильная клеть 6.

На линиях радиочастотной сварки труб может быть достигнута скорость от 10 до 70 м/мин и выше при толщине стенки соответствен­ но от 10 до 1 мм и диаметрах трубы от 529 до 12 мм.

Л и н и я п л о с к о с в о р а ч и в а е м ы X т р у б . Плоско­ сворачиваемые трубы изготавливаются из рулонной полосовой стали на станах непрерывного действия. Однако в отличие от обыч­ ных труб они выпускаются не в цилиндрическом виде, а в плоском, сплющенном. Это позволяет сворачивать их в компактные рулоны, весьма удобные для любого транспорта, без разрезки трубы на пря­ мые короткие участки. В один рулон можно свернуть трубу длиной до 300 м. Доставленный на место монтажа или эксплуатации рулон разворачивается, а затем с помощью сжатого воздуха или воды всей трубе придается круглая — цилиндрическая — форма.

Плоская труба изготавливается из двух накладываемых друг на друга стальных полос толщиной 1,5—3,0 мм, свариваемых между

3 9 3

собой по обеим продольным кромкам на всей длине. При ширине полос 130—250 мм можно выпускать трубы диаметром 75—150 мм.

В

7

9

7

7

11

(2

13

Рис. 117. Автоматическая линия изго-

Трубосварочный агрегат, оборудованный роликовыми контакт­ ными машинами, автоматически и непрерывно со скоростью до 3,5 м/мин выполняет следующие операции: разворачивание двух рулонов листовой ленточной стали; очистку до металлического блеска четырех плоскостей (полосок) у свариваемых кромок; прав­ ку лент и подачу их в сварочную машину; сварку сдвоенной роли­ ковой машиной обеих кромок одновременно; правку и продвижение сваренных лент — плоской трубы; автоматическое исправление саб­ левидное™ трубы с помощью контролирующего и следящего устрой­ ства с обратной связью; контроль качества швов; сворачивание го­ товой трубы в рулон. Роликовая машина не имеет собственного привода для вращения контактных роликов, так как последние

394


вращаются и катятся по изделию при протаскивании трубы внеш­ ним валковым приводом.

Л и н и я д л я и з г о т о в л е н и я с т а л ь н ы х о т о ­ п и т е л ь н ы х р а д и а т о р о в . Эта линия представляет со­ бой один из самых совершенных образцов комплексной автомати-

/4 и

товления отопительных радиаторов.

зации сварочного производства. Она охватывает полный комплекс производства, включающий в себя не только сборочно-сварочные, но и все заготовительные и отделочные операции.

В ней реализованы наиболее прогрессивные принципы построе­ ния автоматических линий IX класса: принцип вальцесварочных комбайнов; непрерывность действия; совмещение сборочных опе­ раций со сварочными; совмещение технологических движений в процессе штамповки и сварки с линейным — транспортным; стро­ гая синхронность операций и соблюдение точного ритма производ­ ства; полная автоматизация всех основных и вспомогательных опе­ раций, а также операций управления; весьма высокое значение коэффициента комплексности т (0,95), характеризующего степень охвата автоматизацией всего комплекса производственных операций

395

Стальной отопительный радиатор панельного типа собирается и сваривается из двух штампованных листов с гофрами, образую­ щими после сварки зигзагообразный канал для горячей воды.

Исходным материалом для изготовления этих радиаторов слу­ жит рулонная полосовая сталь толщиной 1,5 мм и шириной 600— 650 мм. Радиаторы могут выпускаться пяти стандартных типораз­ меров, отличающихся длиной панели: 545; 694; 844; 1018 и 1190 мм. К каждому радиатору приваривается два трубчатых присоедини­ тельных штуцера 3/4".

Изготавливают радиаторы на линии в следующем порядке.

Один или два раза в смену в накопитель 1 (рис. 117) со склада с помощью местного крана подается несколько рулонов полосовой стали.

Периодически, по мере расходования рулонов на линии, два оче­ редных рулона специальным механизмом подаются из накопителя в разматыватель 2 двухпозиционного типа, откуда металл с обоих рулонов поступает в линию. После включения кнопки «Пуск» оба рулона одновременно разматываются в полосы, расположенные в два яруса — одна над другой. Разматывание происходит под дей­ ствием приводных и правильных валков 3, одновременно подающих полосы в двухъярусную формовочную машину 5.

В формовочной машине происходит выдавливание (штамповка) каналов будущего радиатора. Эта операция выполняется непрерыв­ но с помощью парных, синхронно вращающихся валков — штам­ пов, один из которых вьшолняет роль матрицы, а другой — пуан­ сона. Для этой цели цилиндрические поверхности валков снабжены соответствующими выступами и впадинами. Двухъярусная формо­ вочная машина'5 (для верхней и нижней полос) по своему конструк­ тивному оформлению напоминает четырехвалковый стан холодной прокатки листового металла или стан периодического проката, ког­ да профиль периодически повторяется при каждом обороте валка. Развертка цилиндрической поверхности валка служит повторяю­ щимся штампом.

Следующая операция — присоединение к верхней ленте патруб­ ков — осуществляется на движущейся ленте контактной стыковой сваркой оплавлением.

При разработке автоматической линии радиаторов одной из сложных проблем оказалась проблема автоматической приварки на ходу двух патрубков к каждому радиатору в строго заданных местах, соосно с отверстиями в корпусе радиатора. По ТУ диаметр отверстия должен быть равен внутреннему диаметру патрубка. Даже минимальное смещение патрубка относительно отверстия недопустимо, так как может привести к браку. Эта проблема реше­ на путем совмещения в машине 6 функций сборки, приварки па­

396