Файл: Рабинович А.Г. Технология производства гидроакустической аппаратуры учеб. для судостроит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лируется в зависимости от диаметра провода с таким расчетом, чтобы исключить возможность его наплывов.

Начало и конец намотанного провода закрепляют нитками. При намотке галет выводы начала и конца намотки закрепляют непо­ средственно на крючках оправки. Если намотка катушек или галет

ведется

проводом

диаметром не менее 0,5

мм, выводы начала и

конца

намотки

выполняют

скруткой

 

провода,

сложенного

вдвое или втрое. Крепление таких выводов

осуществляется

также

перевязкой

нитками.

Галеты

или катушки

после намотки

вместе

с

оправкой

просушивают

в

термостате

при температуре

120° С

в

течение 10—25 мин

зависимости от

применяемого

клея). По­

сле сушки галеты или катушки снимают с оправки и подвергают контролю. При этом проверяют состояние намотки (отсутствие ме-

Рис. 45. Схема намотки галет на многоместной оправке:

а — схема

смазы­

вания провода при намотке; б — способ

закрепления

первого витка.

1 — смазывающее устройство; 2 — регулировочный

винт; 3 — ванночка;

4 — оправка;

5 — намоточные провода; 6 — текстолитовая

планка;

7 — боковая

щека;

8— крючки

крепления

провода.

 

 

 

ханических повреждений, нарушений формы, отслаивания

витков

и т. п.), омическое сопротивление и габаритные размеры галет или катушек. Затем галеты направляют на монтаж выводов с контак­ тами головки и на покрытие эпоксидной смолой. Монтаж выводов катушек первичной обмотки производят в процессе общей сборки трансформатора на контактах специальной изолирующей платы.

Головку, представляющую собой основание из пластмассы с ар­ мированными контактами, устанавливают на одной из боковых сторон галеты; при этом выводы намоток соответственно ориенти­ руют относительно контактных лепестков головки. Головку на га­ лете закрепляют клеем БФ-4. Выводы галеты припаивают или при­ варивают к контактным лепесткам. После сушки в термостате

галеты и катушки «обволакивают» для

создания

поверхностного

защитного слоя. Эпоксидную

шпаклевку

(компаунд)

для покры­

тия составляют из эпоксидной

смолы, полиамидов

и

толуола.

Галеты и катушки обезжиривают, просушивают в термостате,

охлаждают до комнатной температуры,

закрепляют в

специаль­

ном приспособлении и помещают в ванну

для

покрытия. Ванну за­

ливают шпаклевочной массой, находящейся

в вязком

состоянии.


Детали выдерживают в ванне в течение 1 мин, после чего галеты и катушки извлекают из ванны и просушивают сначала при ком­ натной температуре, затем в термостате при 140° С в течение 1 ч и охлаждают. После охлаждения цикл «обволакивания» (погруже­ ние в шпаклевку и сушку) повторяют несколько раз до получения надежного покрытия. Готовые катушки и галеты проверяют на от­ сутствие короткозамкнутых витков. Контролю подвергают также соответствие их размеров чертежу и качество защитного слоя.

§ 28. Изготовление катушек индуктивности высокой частоты

Катушки индуктивности используются в качестве элементов на­ стройки контуров на заданную частоту (контурные катушки), для передачи электрических колебаний из одного каскада схемы в дру­ гой (катушки связи), как высокочастотные трансформаторы про­ межуточной частоты, в качестве фильтров и дросселей высокой ча­ стоты, предназначенных для преграждения пути токам высокой частоты в отдельных цепях схемы и т. д.

Контурные катушки делятся на катушки постоянной и перемен­ ной индуктивности ( в а р и о м е т р ы ) . Катушки постоянной индук­ тивности могут быть каркасными или бескаркасными, с сердечни­ ками и без них. Вариометры характеризуются максимальной и минимальной индуктивностью или их отношением (коэффициент перекрытия по индуктивности).

Основными параметрами высокочастотных катушек являются величина индуктивности и ее стабильность, а также добротность.

Величина индуктивности зависит от габаритов катушки и числа витков, а также от наличия сердечника. Стабильность величины индуктивности зависит от конструкции и применяемых материа­ лов. Добротность определяет качество катушки и, как известно, равна

л (oL _ 2nfL

где со — угловая частота;

L — индуктивность катушки, гн; f — частота, гц;

г— полное сопротивление потерь, ом.

Полное сопротивление потерь

определяется выражением

г = ги +

глу,

где гм — сопротивление потерь в меди, т. е. потерь в проводе, вы­ званных проходящим по нему током высокой частоты и вихревыми токами в соседних витках;

г д сопротивление потерь в диэлектрике (каркас, изоляция провода, пропиточный и клеящий материал и т. д.);



ry — сопротивление потерь, создаваемых близко расположен­ ными деталями (экраны, шасси и т. п.), арматурой мон­ тажа и другими установочными элементами.

Наибольшее применение имеют цилиндрические катушки по­ стоянной индуктивности, наматываемые на каркасы из изоля­ ционных материалов. Намотка катушек индуктивности может быть рядовой однослойной и многослойной, а также типа «универсаль». Многослойные катушки по своим параметрам значительно усту­ пают однослойным из-за большей величины собственной емкости.

Контурные катушки часто изготовляют с одним или двумя маг­ нитными сердечниками, что позволяет в процессе настройки плавно регулировать величину индуктивности в заданных пределах. Маг­ нитные сердечники характеризуются действующей, или эффектив­ ной, магнитной проницаемостью, степенью изменения добротности катушки, потерями в сердечнике, стабильностью в диапазоне рабо­ чих частот и т. п. По форме и типу сердечники весьма разнооб­

разны. Наиболее распространенными

являются цилиндрические

сердечники

из магнитодиэлектрика

(карбонильное

железо или

альсифер)

и феррита.

 

 

Наряду

с магнитными применяют

немагнитные

сердечники —

из меди или латуни. Такие сердечники обычно имеют цилиндриче­ скую форму. Они уменьшают индуктивность катушки и вносят в нее некоторое добавочное активное сопротивление, понижающее добротность, так как являются короткозамкнутыми витками.

Широкое распространение получили контурные катушки, нама­ тываемые непосредственно на магнитные сердечники или вклады­ ваемые при сборке контура внутрь сердечника бронированного типа (СБ).

Наибольшая индуктивность достигается в том случае, когда длина магнитного сердечника не меньше длины намотки, а его диаметр близок к внутреннему диаметру каркаса катушки.

Наличие в конструкции нескольких близко расположенных ка­ тушек может привести к нежелательной связи между ними под воздействием собственных полей катушек или возникающих внеш­ них переменных полей. В свою очередь собственные поля катушек оказывают влияние на окружающие элементы схемы. Чтобы уменьшить эти явления, катушки помещают в экраны. Под дей­ ствием магнитного поля катушки на внутренней поверхности эк­ рана возникают вихревые токи, которые создают обратные магнит­ ные поля, в результате чего внешнее магнитное поле значительно ослабляется. Экраны несколько ухудшают добротность катушек, поэтому не рекомендуется помещать катушки на чрезмерно близ­ ком расстоянии от стенок экрана. Экраны контурных катушек вы­ полняют в виде цилиндрических станков удлиненной формы. Диаметр цилиндрического экрана принимают обычно равным двой­ ному диаметру катушки. Для изготовления экранов используют медь, латунь, алюминий и другие материалы с малым коэффициен­ том линейного расширения и малым удельным сопротивлением электрическому току.


§ 29. Сборка трансформаторов и дросселей низкой частоты

Сборку броневых и стержневых трансформаторов начинают с комплектования пакета пластин сердечника. Эти операции произ­ водятся с помощью специальных приспособлений, которыми опре­ деляют толщину и плотность пакета. В отдельных случаях ком­ плектование пластин сердечника производится путем взвешивания.

На рис. 46, а показана схема комплектования пакета пластин броневого сердечника из Ш-образных пластин. На приведенной

а) Р

н

Рис. 46.

Схемы сборки сердечников;

а — схема комплектования

пакета

пластин;

б — схема сборки пластин

«вперекрышку»; в — схема

сборки

 

«встык».

 

/ — Ш-образные пластины; 2 — замыкающие

пластины; 3 — изоляционная прокладка

 

(зазор).

 

схеме буквой Р обозначено усилие сжатия, а буквой Н — толщина пакета. Эти величины являются постоянными для каждого типа трансформатора и обусловливаются данными чертежа. Толщина Н определяется количеством применяемых пластин и задается обычно в пределах ±0,2 мм.

Скомплектованные по толщине и плотности пакета сердечники подвергают клеймению и передают с другими деталями на сборку трансформатора. Сборку сердечника с катушкой в зависимости от конструктивной формы пластин магнитной цепи можно произво­ дить двумя способами: «вперекрышку» и «встык» (рис. 46,6 и в).

Сборка «вперекрышку» заключается в укладке отдельных пла­ стин Ш, П, Г-образной формы в окно катушки навстречу друг

4 А. Г. Рабинович, Л. А. Рубанов

81

другу. Процесс выполняется вручную или с помощью пластиноукладочных автоматов.

Сборка сердечника «встык» характерна образованием зазора между основным и дополнительным пакетами пластин, замыкаю­ щих магнитную цепь. Этот процесс по сравнению со сборкой «вперекрышку» менее трудоемок: предварительно скомплектованный пакет сердечника непосредственно вводится в окно катушки. Чаще всего сборка «встык» применяется в низкочастотных дросселях входных и выходных трансформаторов, так как при этом заметно улучшаются их рабочие характеристики.

Рис. 47. Схемы обжатия сердечников: а — о б ж а т и е

на прессе;

б — обжа­

тие скобой.

 

 

/ — пуансон пресса; 2 — верхняя обжимка;

3

—катушка;

4 — сердечник;

5 —нижняя

обжимка;

6

скоба.

 

 

Сердечник, собранный с катушкой, подвергается обжатию на ручном прессе с использованием специальных обжимных приспо­ соблений (рис. 47, а). Обжатие сердечника в ряде случаев выяв­ ляет необходимость его уплотнения, производимое введением в сер­ дечник дополнительных пластин.

Стыковые сердечники с замыкающим пакетом пластин обжи­ мают специальной скобой (рис. 47, б).

Дальнейшая сборка трансформатора определяется его кон­ струкцией и в каждом отдельном случае может включать операции по установке стоек для крепления трансформатора или герметич­ ного кожуха, монтажу вводов на контактных панелях и др.

Собранные трансформаторы подвергают контролю, после чего приступают к окончательной отделке (лакировке) трансформатора с целью повышения его влагостойкости и придания ему товарного вида.

Лакировка изделий производится пульверизационным двукрат­ ным покрытием нитроэмалью после предварительной подготовки