Файл: Основы статистического метода исследования общественного здоровья и здравоохранения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ошибки репрезентативности, показывающие, на сколько результаты выборочного исследования отличаются от результатов, которые могли быть получены при сплошном наблюдении.

Распределение признака – свойство, заключающееся в неодинаковом распределении элементов совокупности по величине признака. Выделяют альтернативное распределение, характерное для качественных явлений (явление либо есть, либо его нет), симметричное (нормальное) распределение характерное для большинства количественных явлений (в определенной возрастной и половой группе не много людей, имеющих невысокий рост; чем выше значения роста, тем больше количество людей до достижения его среднего значения; в дальнейшем происходит симметричное снижение количества лиц имеющих все более высокий рост) и ассиметричное распределение. Ассиметричное распределение может быть правосторонним и левосторонним а также дву- и многогорбым. Знание распределения признака необходимо для правильного анализа и выявления закономерностей того или иного явления.

Средний уровень признака – свойство характерное для количественных признаков и выражает всю их совокупность одним числом.

Разнообразие признака – свойство также характерное для количественных признаков, показывающее, на сколько разнообразны, могут быть их значения.

Взаимосвязь между признаками – свойство, показывающее наличие и степень зависимости одних признаков от других.
Правильный выбор объекта исследования, единицы наблюдения, учетных признаков при понимании их групповых свойств позволяет проводить корректное статистическое исследование и делать соответствующие достоверные выводы.

Любое статистическое исследование обязательно включает в себя следующие этапы:



  1. Составление плана и программы статистического исследования.

  2. Сбор материала.

  3. Разработка материала.

  4. Анализ материала, практические выводы и рекомендации.


Еще до планирования исследования необходимо сформулировать его цель. Как правило, цель исследования должна включать формулировку изучаемого конкретного явления и смысл его проведения (для чего планируется изучать эту проблему?). Естественно, что на этом предварительном этапе осуществляется работа с имеющейся по данной проблеме информацией (литературные данные, имеющиеся базы данных, возможные методики исследования и др.), подтверждающей актуальность, новизну и практическую значимость планируемого исследования. Практически всегда, цель исследования не может быть выполнена без ее разделения на отдельные составляющие –
задачи исследования, которые являются как бы ступенями к достижению поставленной цели. Задачи исследования должны отражать вопросы, поэтапное решение которых, позволит добиться выполнение поставленной цели.

После формулировки цели и задач исследования приступают к первому этапу исследования – составлению плана и программы1*

План статистического исследования отражает организационные аспекты предстоящей работы. Типовыми пунктами плана являются: объект исследования, место исследования, время исследования, вид исследования по объему (сплошное или выборочное), вид исследования по времени (текущее или единовременное), вопросы кадрового, материального и финансового обеспечения.

Этап составления плана и программы исследования имеет исключительную важность для всего исследования. Как оно запланировано, так и будет проведено. Если на этом этапе не будут тщательно взвешены и учтены отдельные учетные признаки, в последующем они не будут регистрироваться и, возможно, не будет собран ценный и даже ключевой материал. Если программа наблюдения не будет согласована с последующей программами сводки и анализа, часть материала может оказаться «лишней» и непригодной для анализа, но на сбор которой уже ушли силы и средства, а часть материала просто не была учтена и ответ на необходимый вопрос исследования может быть получен только путем повторного его проведения. По этому программа статистического исследования должна включать в себя согласованные программы сбора (программа наблюдения), разработки и анализа данных.

Программа сбора материала начинается с определения единицы наблюдения (случая, подлежащего регистрации). Далее составляется перечень учетных признаков. После этого необходимо определиться с первичным учетным документом – бланком, по которому будет проводиться регистрация явления. На настоящий момент времени в здравоохранении используется большое количество официальной первичной учетной документации, утвержденной министерством здравоохранения и социального развития. Если в официальном документе имеются все необходимые для исследования признаки, а сам документ соответствует цели и задачам исследования, тогда можно остановиться на его использовании. Если же для изучаемого явления нет подходящего официального первичного учетного документа или ни в одном из имеющихся нет необходимого перечня вопросов (учетных признаков) то необходимо создать свой (неофициальный) документ. При его подготовке необходимый перечень учетных признаков формализуется: конкретизируется и стандартизируется перечень вопросов и возможных ответов, предусматривается их шифровка (кодировка) для последующей машинной обработки. В различных исследованиях могут применяться как официальные так и неофициальные первичные учетные документы в соответствии с поставленными задачами. Таким образом, программа сбора отражает содержательную часть этапа наблюдения и должна отвечать на вопрос: какое конкретное явление будет регистрироваться, какие признаки и с помощью какого документа будут учитываться?


В результате сбора материала получают достаточно большое количество первичных учетных документов, информация в которых нуждается в систематизации. То, как будет проводиться эта систематизация, рассматривается в программе разработки.

Программа разработки включает в себя подготовку макетов таблиц для последующей статистической группировки и сводки на этапе разработки. Сводка должна обеспечить получение необходимых показателей. Посредством группировки осуществляется расчленение всего материала на качественно однородные части, что позволит изучать их структуру и выстраивать определенные зависимости между различными признаками. В основе группировки лежат те гипотезы, которые исследователь предполагает проверить с помощью статистического метода. Группировка может проводиться по типологическим (описательным) признакам (пол, профессия, диагноз и т.д.) и по количественным (возраст, рост, вес, длительность лечения и т.д.). При количественной группировке необходимо определиться с группировочным интервалом. Его величина зависит от характера распределения и вариабельности конкретного количественного признака. Например, по возрасту взрослых можно разделить на возрастные группы с интервалом в 5 – 10 лет (до 20 лет, 20 – 24 года, 25 – 29 лет, 30 – 34 года и т.д.). Оптимальное количество групп – 8 – 12. Естественно, для разделения на группы детей интервал 5 лет будет слишком большим. Учитывая эти принципы, составляются макеты статистических таблиц.

Различают простые, групповые и комбинационные таблицы. В любой таблице различают табличное подлежащее - перечень характеризуемых в таблице признаков, и табличное сказуемое - перечень признаков характеризующих подлежащее. Обычно подлежащее располагают в строках таблицы а сказуемое в графах. Над самой таблицей в правом верхнем углу пишется слово таблица и ставиться ее номер (если таблиц несколько), а ниже по центру пишется заголовок, отражающий приведенные данные. В простой таблице имеется одно подлежащее (таб. 1).

Таблица 1

Распределение подростков по группам здоровья

 

 
Простые таблицы в целом достаточно хорошо демонстрируют данные, однако, сведения в них приведенные, не дают возможности провести глубокий анализ. Для чего строятся групповые таблицы, имеющие одно подлежащее и одно или более, не связанных между собой, сказуемых (таб. 2).



Таблица 2

Распределение подростков по группам здоровья в зависимости

от возраста

 

 

Для более глубокого анализа данных применяют комбинационные таблицы, в которых имеется два или более, связанных между собой сказуемых (таб. 3).

После того, как на третьем этапе материал будет сгруппирован и сведен в подготовленных макетах таблиц, для его анализа на четвертом этапе могут применяться различные методики. Эти методики заранее описываются в программе анализа, и зависят от цели и задач конкретного исследования. Для анализа материалов любых исследований применяются методики расчета относительных и средних величин, а также графическое изображение.

Графическое изображение статистических данных наглядно показывает структуру, тенденции и облегчает их анализ. Современные компьютерные приложения позволяют по табличным данным легко построить различные виды наиболее часто используемых в санитарной статистике диаграмм: линейные, столбиковые, радиальные, секторные, внутристолбиковые и др. В ряде случаев (для изображений климатогеографических особенностей изучаемого явления) применяются картограммы и картодиаграммы.

При помощи линейных диаграмм чаще принято изображать динамику изучаемых явлений. Общие правила построения таких диаграмм следующие.

1) Данные строятся на системе координат, где на вертикальной оси откладываются значения (ось значений), а на горизонтальной категории (месяцы, годы и т.д.).

2) При наличии возможности нулевые точки шкал должны быть изображены на диаграмме, а цифры, показывающие деления шкалы, изображаются слева от нее, и располагаются строго в выбранном масштабе.

3) На кривой, отражающей динамику явления, необходимо отмечать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям. Если на одной диаграмме изображается динамика более чем одного явления, соответствующие кривые должны быть различного вида, а под диаграммой должна быть приведена легенда с условными обозначениями.



4) Заголовок диаграммы располагается под ней, полно и ясно формулируется, и начинается со слова «Рисунок» после чего ставиться его номер (если рисунков более одного).


Пример линейной диаграммы приведен на рис. 1.



Рисунок 1. Динамика численности населения Оренбургской области за 2000 –2008 гг.

Для сравнения величин каких либо явлений за определенный промежуток времени удобно применять столбиковые диаграммы (рис.2), которые строятся на тех же принципах что и линейные, а для анализа сезонности явлений – радиальные диаграммы (рис. 3).



Рисунок 2. Повозрастные показатели смертности мужского населения в Оренбургской области в 2006 г.
Радиальная диаграмма строится на основе окружности. Окружность делят на равное число секторов, соответствующее интервалам времени изучаемого цикла: 4 сектора при изучении явления за кварталы, 7 секторов при изучении явления за дни недели, 12 секторов при изучении явления за год и т.д. Далее определяют средний уровень изучаемого явления за оцениваемый период (неделю, месяц, год), который будет соответствовать длине радиуса окружности. На каждом радиусе соответственно каждому дню (месяцу) откладывают в выбранном масштабе число случаев изучаемого явления. Начинать необходимо с нуля градусов дуги окружности и продолжать далее по часовой стрелке.

Рисунок 3. Помесячные колебания обращаемости пациентов по поводу улично-пешеходных травм в травматологический пункт №1 г.N.

 

Для анализа структуры явлений чаще всего применяются секторные кольцевые и внутристолбиковые диаграммы. При построении секторных диаграмм изучаемое явление изображается в виде круга, отдельные части которого показывают процентное отношение к целому, иллюстрируя тем самым структуру явления, принятого за 100 % (рис. 4).

Для сравнения структур двух изучаемых явлений удобно использовать кольцевые диаграммы, являющиеся вариантом секторных (рис. 5).

Когда изучаемое явление состоит из достаточно большого количества частей, и это необходимо показать, удобно применять внутристолбиковую диаграмму, где высота столбика, иллюстрирующая общий размер явления, выбирается произвольно и принимается за 100 % (рис. 6).