Файл: Основы статистического метода исследования общественного здоровья и здравоохранения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Рисунок 6. Распределение подростков по группам здоровья в зависимости от возраста по результатам диспансерного наблюдения.

 

Для наглядного изображения явлений, имеющих зависимость от климатогеографических, экологических, социально-экономических факторов применяют картограммы и картодиаграммы.

Картограмма – карта, показывающая штриховкой (различной густоты) или окраской (различной степени насыщенности) среднюю интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления (рис.7).

Картодиаграмма — графическое изображение статистических данных, сведенных по географическому принципу (напр., по административному делению), представляющее собой географическую карту с нанесенными на отдельные территории диаграммными фигурами (кругами, прямоугольниками и др.), размеры которых соответствуют величине исследуемого показателя; применяется аналогично картограмме.

Таким образом, благодаря графическому изображению исследователь может наглядно проиллюстрировать цифровой материал, облегчив его анализ.


Задания для проведения самостоятельной работы на практическом занятии

 

Эталон выполнения

Кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ОрГМА планируется исследование, цель которого - изучение смертности трудоспособного населения г. Оренбурга (в зависимости от возраста, пола, места проживания, причины смерти, наличия инвалидности и др.) за последние 10 лет.

Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.
Задачи исследования

1. Изучить уровень и структуру смертности трудоспособного населения г. Оренбурга.

2. Выявить наиболее частые причины смертности трудоспособного населения.

3. Предложить пути снижения смертности населения.
План исследования

Объект исследования: трудоспособное население г. Оренбурга.

Место исследования: г. Оренбург.

Время исследования: с 2000 - 2009 г.

Вид исследования по времени: единовременное.

Вид исследования по объему: сплошное.


Исполнители исследования: сотрудники кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «ОрГМА».

Финансирование исследования: - федеральный бюджет.

 

Программа исследования

Программа наблюдения

Единица наблюдения: каждый случай смерти лиц трудоспособного возраста.

Перечень учетных признаков: Ф.И.О., пол, возраст, место проживания, семейное положение, место работы, должность, стаж работы, вредные условия, причина смерти, место смерти.

Первичный учетный документ: «Карта изучения смертности трудоспособного населения г. Оренбурга» (неофициальный).

 
КАРТА ИЗУЧЕНИЯ СМЕРТНОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ Г. ОРЕНБУРГА


  1. ФИО__________________________________________ код.

  2. Пол: М-1, Ж-2.

  3. Возраст______ полных лет

  4. Семейное положение: состоял(а) в зарегистрированном браке – 1, не состоял(а) в зарегистрированном браке – 2, неизвестно – 3.

  5. Образование: профессиональное: высшее – 1, неполное высшее – 2, среднее (полное) – 3, основное – 4, начальное – 5; не имеет начального образования – 6; неизвестно – 7.

  6. Место постоянного жительства (регистрации) умершего(ей): республика, край, область__________________________________

район__________ город___________ населенный пункт_________

улица__________дом_____________квартира_________________

  1. Смерть наступила: на месте происшествия – 1, в машине скорой помощи – 2, в стационаре – 3, дома – 4, в другом месте – 5.

  2. Занятость: был(а) занят(а) в экономике: руководители и специалисты высшего уровня квалификации – 1, прочие специалисты – 2, квалифицированные рабочие – 3, неквалифицированные рабочие – 4, занятые на военной службе – 5; не был(а) занят(а) в экономике: пенсионеры – 6, студенты и учащиеся – 7, работавшие в личном подсобном хозяйстве – 8, безработные – 9, прочие – 10.

  3. Смерть произошла: от заболевания – 1; несчастного случая: не связанного с производством – 2, связанного с производством – 3; убийством – 4; самоубийством – 5; в ходе действий: военных - 6, террористических – 7; род смерти не установлен – 8.

  4. Причины смерти:

I.а)______________________________________________________

(болезнь или состояние, непосредственно приведшее к смерти)

б)______________________________________________________

(патологическое состояние, которое привело к возникновению вышеуказанной причины)

в)_______________________________________________________

(первоначальная причина смерти указывается последней)

г)_______________________________________________________

(внешняя причина при травмах и отравлениях)


Программа разработки
Таблица 1
Число умерших по ведущим классам болезней


Классы болезней

Число умерших

Болезни системы кровообращения

 

Новообразования

 

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

 

Болезни органов дыхания

 

Болезни органов пищеварения

 

Прочие классы

 

ИТОГО

 


Таблица 2
Число умерших по классам заболеваний в зависимости от пола


 Классы болезней

Пол

Всего

Мужчины

Женщины

Болезни системы кровообращения

 

 

 

Новообразования

 

 

 

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

 

 

 

Болезни органов дыхания

 

 

 

Болезни органов пищеварения

 

 

 

Прочие классы

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

Таблица 3

Число умерших по классам заболеваний в зависимости от пола и возраста

Классы болезней

Мужчины

Женщины

Итого

16-17 лет

18-59 лет

60 лет и старше

Всего

16-17 лет

18-59 лет

60 лет и старше

Всего

16-17 лет

18-59 лет

60 лет и старше

Всего

Болезни системы кровообращения





































Новообразования





































Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин





































Болезни органов дыхания





































Болезни органов пищеварения





































Прочие классы





































ИТОГО







































Варианты заданий

Задание №1

Оренбургской государственной медицинской академией планируется проведение исследования водителей городского автотранспорта с целью выявления остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника (в зависимости от возраста, стажа работы, сопутствующих заболеваний, частоты обострений, длительности нетрудоспособности и др.). Цель работы – изучить заболеваемость остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника водителей городского автотранспорта г.Оренбурга для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №2

Оренбургской государственной медицинской академией планируется проведение изучение психического здоровья студентов ОрГМА (в зависимости от пола, возраста, курса, факультета, успеваемости и др.). Цель работы – изучить состояние психического здоровья студентов ОрГМА и предложить рациональные пути его охраны. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №3

Администрацией РАО «Оренбурггазпром» планируется проведение исследования производственного травматизма на гелиевом заводе (в зависимости от возраста, стажа работы, сопутствующих заболеваний, частоты обострений, длительности нетрудоспособности и др.). Цель работы – изучить производственный травматизм работников гелиевого завода г.Оренбурга для разработки целенаправленных профилактических мероприятий по его снижению. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №4

Оренбургской государственной медицинской академией планируется исследование заболеваемости студентов болезнями органов пищеварения (в зависимости от пола, возраста, курса, факультета, сопутствующих заболеваний, частоты приема пищи в день и др.). Цель работы – изучить заболеваемость болезнями органов пищеварения у студентов Оренбургской медицинской академии для разработки путей целенаправленной профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №5

Городским отделом управления здравоохранения г. Оренбурга совместно с отделом дошкольного образования городского управления образования г. Оренбурга планируется изучение физического развития детей, посещающих детские дошкольные учреждения (в зависимости от пола, возраста, группы здоровья, числа случаев заболеваний в течение года, социального статуса родителей, их образования и др.). Цель работы – оценить роль детских дошкольных учреждений в формировании здоровья воспитанника и предложить пути формирования у детей ЗОЖ. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №6

Городским отделом управления здравоохранения г.Оренбурга планируется проведение исследования заболеваемости взрослого населения г.Оренбурга болезнями системы кровообращения (в зависимости от пола, возраста, места работы, стажа работы, диагноза, сопутствующих заболеваний и др.). Цель работы - изучить заболеваемость взрослого населения г.Оренбурга болезнями системы кровообращения для разработки целенаправленных путей профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №7

Городским отделом управления здравоохранения г.Оренбурга планируется проведение исследования состояния госпитализации при гинекологических заболеваниях женщин г.Оренбурга (в зависимости от диагноза, сопутствующих заболеваний, возраста, места и сроков догоспитального лечения и др.), для рациональной организации стационарной помощи. Цель работы - изучить состояние госпитализации женщин при гинекологических заболеваниях, для рациональной организации медицинской помощи. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №8

Оренбургской государственной медицинской академией планируется проведение исследования заболеваемости населения г.Оренбурга ревматизмом (в зависимости от пола, возраста, вида деятельности, диагноза, наличия инвалидности и др.). Цель работы – изучить заболеваемость населения г.Оренбурга ревматизмом для разработки целенаправленных профилактических мероприятий и совершенствования медицинской помощи ревматологическим больным. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №9

Министерством здравоохранения Оренбургской области планируется проведение анализа деятельности санаторно-курортной службы области (в зависимости от потребности населения, пола, возраста, заболеваемости, качества обслуживания, платежеспособности и др.) с целью улучшения здоровья и качества жизни населения Оренбургской области. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №10

Организационно-методическим отделом перинатального центра г.Оренбурга планируется исследование послеродовых осложнений в 2011 г. Цель работы – изучить частоту и причины послеродовых осложнений у женщин, родоразрешавшихся в перинатальном центре (в зависимости от возраста, наличия патологии беременности, экстрагинетальной патологии, своевременности взятия на учет, регулярности наблюдения, течения родов, применения оперативных пособий в родах и др.) г.Оренбурга для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №11

Областным отделом управления здравоохранения Оренбургской обл. планируется проведение исследования заболеваемости сахарным диабетом II типа взрослого населения Восточного Оренбуржья. Цель работы – изучить заболеваемость сахарным диабетом II типа взрослого населения Восточного Оренбуржья (в зависимости от пола, возраста, места жительства, длительности заболевания, сопутствующих заболеваний и др.) для разработки рациональных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №12

В рамках национального проекта «Здоровье» планируется проведение дополнительной диспансеризации работающего в бюджетной сфере населения г. Оренбурга в 2009 г. Цель исследования - определить потребность граждан в видах медицинской помощи (в зависимости от пола, возраста, стажа работы, вредных привычек, профессии, заболеваний и др.) для проведения дальнейших медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья работающего населения. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №13

Администрацией Муниципальной городской клинической больницы скорой помощи № 1 планируется исследование послеоперационных осложнений в хирургических отделениях (в зависимости от пола, возраста, сроков доставки в хирургический стационар от начала заболевания, диагноза, сопутствующих заболеваний и др.). Цель работы – изучить частоту, структуру, причины послеоперационных осложнений в хирургических отделениях МГКБСП № 1 для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №14

Организационно-методическим кабинетом Беляевской центральной районной больницы планируется проведение исследования заболеваемости детей района инфекционными болезнями (в зависимости от возраста, пола, посещаемости дошкольно-школьных учреждений, группы здоровья, состава семьи и др.). Цель работы – изучить детскую инфекционную заболеваемость Беляевского района для разработки рациональных путей профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №15

Городским отделом управления здравоохранения г. Оренбурга и кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ОрГМА планируется проведение исследования удовлетворенности взрослого населения г. Оренбурга оказанием амбулаторно-поликлинической помощи (в зависимости от возраста, пола, частоты обращений, времени ожидания приема, длительности приема и др.). Цель исследования – разработка рекомендаций, ориентированных на повышение качества оказания медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинической службе.

Задание №16

Министерством здравоохранения Оренбургской области планируется проведение исследования заболеваемости болезнями органов дыхания взрослого населения Восточного Оренбуржья (в зависимости от пола, возраста, стажа работы, вредных привычек, профессии, заболеваний и др.). Цель работы – изучить заболеваемость болезнями органов дыхания взрослого населения Восточного Оренбуржья для разработки рациональных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №17

Организационно-методическим кабинетом центральной районной больницы Соль-Илецкого района планируется исследование заболеваемости сельского населения района болезнями органов пищеварения (в зависимости от возраста, пола, места работы, стажа работы, регулярности питания и др.). Цель работы - изучить заболеваемость сельского населения Соль-Илецкого района болезнями органов пищеварения для разработки целенаправленных путей профилактики. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №18

Городским отделом управления здравоохранения г.Оренбурга планируется проведение исследования заболеваемости детского населения г.Оренбурга острыми респираторными заболеваниями (в зависимости от пола, возраста, посещения ребенком детских дошкольно-школьных учреждений, количества случаев заболевания в год, использование мер профилактики и др.). Цель работы – изучить заболеваемость детского населения г. Оренбурга острыми респираторными заболеваниями для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №19

Городским управлением здравоохранения г. N планируется изучение распространенности кариеса у населения (в зависимости от возраста, пола, использования мер профилактики, частоты обращений к стоматологу, сопутствующих заболеваний и др.). Цель исследования—определение эффективности проводимой противокариозной флюоризации, как одного из методов профилактики кариеса. Время исследования: 2009-2010гг. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Задание №20

Совместно с управление ОАО «Оренбурггазпромтранс», Страховой компанией «Согаз» и кафедрой ОЗ и З ОрГМА запланировано изучение стоматологической заболеваемости (в зависимости от пола, возраста, занимаемой должности, стажа работы, стоматологического статуса и др.). Цель исследования—улучшение стоматологического здоровья работающих граждан на предприятии ОАО «Оренбурггазпромтранс». Время исследования:2009г. Составьте план и программу статистического исследования указанного вопроса.

Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение статистике как науке.

2. Что изучает санитарная статистика?

3. Назовите основные разделы санитарной статистики.

4. Что изучает статистика здоровья населения?

5. Что изучает статистика здравоохранения?

6. Как применяется статистический метод в медико-социальных и медико-биологических исследованиях?

7. Дайте определение статистической совокупности.

8. Дайте определение единице наблюдения.

9. Дайте определение объекту исследования.

10. Что понимается под термином «учетные признаки»?

11. Какими могут быть учетные признаки?

12. Что представляет собой «генеральная совокупность»?

13. Что представляет собой «выборочная совокупность»?

14. Укажите суть, достоинства и недостатки сплошного метода исследования.

15. Укажите суть, достоинства и недостатки выборочного метода исследования.

16. От чего зависит достоверность выборочного исследования?

17. Перечислите способы формирования выборочной совокупности.

18. Что представляет собой случайный отбор?

19. Что представляет собой механический отбор?

20. Что представляет собой типологический отбор?

21. Укажите суть «гнездного» выборочного исследования?

22. Перечислите и охарактеризуйте групповые свойства статистической совокупности.

23. Что такое репрезентативность?

24. Какие виды распределения признаков выделяют в статистической совокупности?

25. Перечислите этапы статистического исследования.

26. Что необходимо сделать на предварительном этапе статистического исследования?

27. В чем заключается первый этап статистического исследования?

28. Каково содержание плана статистического исследования?

29. Что представляет собой программа статистического исследования?

30. Укажите содержание программы наблюдения.

31. Что представляют собой первичные учетные документы, и какие они бывают?

32. Укажите содержание программы разработки.

33. Перечислите виды статистических таблиц.

34. Что представляет собой простая таблица?

35. Что представляет собой групповая таблица?

36. Что представляет собой комбинационная таблица?

37. Что включает в себя программа анализа?

38. Для чего используются графические изображения в статистике?

39. Перечислите виды графических изображений.

40. Для чего, как правило, используются линейные диаграммы, какова методика их построения?

41. Для чего, как правило, используются столбиковые диаграммы, какова методика их построения?

42. С помощью какой диаграммы удобно анализировать сезонность явлений?

43. Для чего используются секторные диаграммы, какова методика их построения?


Тема 2. Методы расчета относительных величин. Динамический ряд


 

Цель занятия: Студенты должны знать виды статистических величин, методы расчета и анализа относительных величин, методики построения динамических рядов и их анализ. Уметь правильно оперировать абсолютными и относительными величинами и применять математические методы для обоснования выводов, полученных при оценке относительных величин и динамики явлений.

 

Основные вопросы

1. Абсолютные и производные величины. Понятие об относительных величинах.

2. Типы относительных величин, способы вычисления, область применения и их характеристика.

3. Графическое изображение относительных величин.

4. Определение достоверности относительных величин: средней ошибки относительной величины и доверительных границ относительных величин; достоверности разности относительных величин по критерию t.

5. Определение необходимого объема числа наблюдений для статистического показателя.

6. Методы анализа динамики явления. Динамический ряд: определение понятия, типы рядов.

7. Показатели динамического ряда, их вычисление и практическое применение. Преобразование (выравнивание) динамических рядов.

 

Теоретическая справка

 

При проведении анализа статистических данных оперируют следующими статистическими величинами (рис. 8).



Абсолютные величины получают в результате статистической сводки на этапе разработки материала, и они отражают истинные размеры изучаемых явлений вне связи со средой. В ряде случаев для оценки определенных процессов ими можно пользоваться как таковыми. Как правило, это случаи, когда изучаемое явление имеет большие размеры и получение абсолютных цифр важно само по себе. Например, это сведения о численности населения. Так по данным переписи 2002 г. население России составляло 145,2 млн. человек, а на 1 января 2006г. составило 142,7 млн. Из приведенных данных видно, что за достаточно короткий промежуток времени страна потеряла 2,5 млн. человек. Есть и обратная ситуация, когда только абсолютными величинами можно пользоваться для анализа явлений, которые встречаются крайне редко или совсем не должны встречаться
. Например, в 2003 г. в Оренбургской области был выявлен 1 случай сибирской язвы. Учитывая особую опасность данного заболевания, даже один отдельный случай его выявления имеет большое значение.

Абсолютными величинами следует пользоваться так же при описании малых выборок (объем наблюдения менее 30), т.к. если переводить их в производные можно получить искажение реальности, т.е. ввести в заблуждение других исследователей, авторов, читателей.

Однако, в большинстве ситуаций, только по абсолютным величинам провести анализ явлений не представляется возможным. Например, не предоставляется возможным только по абсолютным числам сопоставить рождаемость в Российской Федерации (в 2004 г. абсолютное число родившихся составило 1502477 человека) и Оренбургской области (в 2004 г. абсолютное число родившихся составило 23583 человек) и сделать вывод выше или ниже рождаемость в области по отношению к Российской Федерации в целом. В этом случае абсолютные величины могут служить только в качестве исходных данных для получения производных величин.

Производные величины могут быть двух типов. Для анализа качественных явлений (заболеваемость, инвалидность, смертность и др.) рассчитываются относительные величины, для количественных (возраст, параметры физического развития и др.) – средние2*.

Относительные величины характеризуют качественные явления, показывая их размер в связи со средой. Среди относительных величин выделяют интенсивные, экстенсивные коэффициенты, показатели соотношения и показатели наглядности.

Интенсивные коэффициенты показывают частоту (распространенность) явления в среде его продуцирующей и отвечают на вопрос – как часто случается какое-либо событие (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность и др.).

Для получения интенсивного показателя необходимо иметь две абсолютные величины, указывающие размер явления и размер среды, его продуцирующей (явление не может существовать независимо от среды). Методику расчета интенсивных показателей можно представить следующим образом (рис. 9).



Рисунок 9. Методика расчета интенсивных показателей.

 

Так для получения относительных величин рождаемости в Российской Федерации и Оренбургской области необходимо к приведенным данным дополнительно знать размеры среды, в которой происходит рождаемость – населения Российской Федерации и Оренбургской области соответственно. В 2004 году численность населения РФ составляла 144168200 человек, в Оренбургской области – 2162500 человек. Тогда интенсивные показатели рождаемости будут рассчитываться следующим образом:





Показатель рождаемости в Оренбургской области

=

Число родившихся за год

=

23583

=

0,0109

Численность населения

2162500

 

Показатель рождаемости в РФ

=

Число родившихся за год

=

1502477

=

0,0104

Численность населения

144168200


Полученные значения не удобны для восприятия и анализа, поэтому необходимо привести показатели к единому основанию. Величина основания (100, 1000, 10000, 100000) выбирается исходя из размера полученного показателя: чем меньше показатель, тем большее основание выбирается. Соответственно коэффициент будит выражаться в процентах, промилле, продецимилле, просантимилле. Для анализа полученных показателей удобно умножить их на 1000. Таким образом, рождаемость в Российской Федерации в 2004 г. составила 10,4 ‰, а в Оренбургской области 10,9 ‰. Это значит, что на 1000 жителей РФ рождается 10,4 ребенка, а на 1000 жителей Оренбургской области рождается 10,9 ребенка. То есть рождаемость в Оренбургской области несколько выше, чем в целом по России. Число знаков после запятой полученного показателя можно округлять до десятых и обязательно необходимо указывать, к какому основанию он был вычислен.

Для графического изображения интенсивных показателей наиболее часто применяются линейные и столбиковые диаграммы (см. тема 1).

Экстенсивные показатели показывают структуру явления (какие части и как составляют явление), как велика отдельная доля явления по отношению к целому явлению. К экстенсивному показателю можно задать вопрос – какая часть…? Для получения экстенсивного показателя необходимо знать абсолютный размер части явления и абсолютный размер явления в целом. Выражаются экстенсивные показатели в процентах. Методику расчета экстенсивных показателей можно представить следующим образом (рис. 10).


Рисунок 10. Методика расчета экстенсивных показателей.

 

Например, в терапевтическое отделение стационара г.N было госпитализировано за год 600 больных с заболеваниями системы кровообращения, 600 – с заболеваниями дыхательной системы и 200 – с заболеваниями пищеварительной системы. Чтобы узнать структуру госпитализированных по классам болезней необходимо определить долю каждого класса:


 Доля госпитализированных с болезнями системы кровообращения

=

Число госпитализированных с болезнями системы кровообращения

×

100%

=

Число госпитализированных со всеми болезнями

=

600

×

100%

=

42,9%

1400

Доля госпитализированных с болезнями системы дыхания

=

Число госпитализированных с болезнями системы дыхания

×

100%

=

Число госпитализированных со всеми болезнями

=

600

×

100%

=

42,9%

1400

Доля госпитализированных с болезнями системы пищеварения

=

Число госпитализированных с болезнями системы пищеварения

×

100%

=

Число госпитализированных со всеми болезнями

=

200

×

100%

=

14,2 %

1400


Сумма всех рассчитанных частей равна 100%.
Таким образом, среди госпитализированных в отделение одинаковые доли составляли больные с болезнями системы кровообращения и системы дыхания (по 42,9%) и меньшую часть составили больные с заболеваниями пищеварительной системы (14,2%).

Для графического изображения экстенсивных показателей применяют преимущественно секторные, кольцевые и внутристолбиковые диаграммы (см. тема 1).

Необходимо обратить особое внимание на отличие экстенсивных показателей от интенсивных. Экстенсивные показывают структуру явления, а интенсивные его частоту. По приведенному примеру нельзя сказать, как часто госпитализируются больные с тем или иным заболеванием, можно лишь увидеть структуру госпитализированных. Для того, чтобы узнать частоту госпитализации больных, необходимо знать не только размер явления, но и размер среды – сколько больных с заболеванием данного класса болезней проживает на территории обслуживания больницы? Предположим, что это 13000 больных с заболеваниями системы кровообращения, 26000 – с заболеваниями дыхательной системы и 10000 - с болезнями пищеварительной системы. Тогда показатели частоты госпитализации будут следующими:




Частота госпитализации больных с болезнями системы кровообращения

=

Число госпитализированных с болезнями системы кровообращения

×

1000

=

Число больных с болезнями системы кровообращения, проживающих на территории обслуживания больницы

=

600

×

1000

=

46,2 ‰

13000

Частота госпитализации больных с болезнями системы дыхания

=

Число госпитализированных с болезнями системы дыхания

×

1000

=

Число больных с болезнями системы дыхания, проживающих на территории обслуживания больницы

=

600

×

1000

=

23,1 ‰

26000




Частота госпитализации больных с болезнями системы пищеварения

=

Число госпитализированных с болезнями системы пищеварения

×

1000

=

Число больных с болезнями системы пищеварения, проживающих на территории обслуживания больницы

 =

200

×

1000

=

20,0 ‰

10000


Таким образом, по значениям интенсивных показателей можно сделать вывод, что чаще всего госпитализируются больные с болезнями системы кровообращения. В два раза реже госпитализируются пациенты с болезнями дыхательной системы. Несколько реже, чем они, госпитализируются больные болезнями пищеварительной системы. Величина же экстенсивных показателей зависит в целом от того, сколько больных проживает на территории обслуживания и частоты их госпитализации.

Показатели соотношения характеризуют частоту распространения явления в среде его не продуцирующей (показывают соотношение между двумя независимыми явлениями). К показателю соотношения можно задать вопрос: сколько единиц одного явления приходиться на 1, 100, 1000, 10000 и т.д. другого? Методика вычисления показателя практически такая же как и интенсивного (рис. 11), однако сопоставляемые статистические совокупности не зависят друг от друга и могут существовать сами по себе.



Рисунок 11. Методика расчета показателей соотношения

 
Примеры показателей соотношения в статистике здравоохранения: обеспеченность населения врачами и средними медработниками, обеспеченность населения койками и др.

Например, на территории обслуживания больницы проживает 45000 жителей. В больнице развернуто 60 терапевтических коек. Рассчитаем обеспеченность населения терапевтическими койками:

 

Обеспеченность населения терапевтическими койками

=

Число коек терапевтического профиля

×

10000

=

Численность населения, проживающего на территории обслуживания больницы

=

60

×

10000

=

13,3 ‰0

45000


Получилось, что на 10000 населения в больнице развернуто 13,3 койки терапевтического профиля. Значение этого показателя можно сопоставить с нормативным и сделать вывод о необходимости расширения коечного фонда.
Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз больше или меньше одна величина относительно другой. В отличие от вышеописанных показателей самостоятельной смысловой нагрузки показатели наглядности не несут. В них могут быть преобразованы как абсолютные так и производные статистические величины.

Методика расчета показателей наглядности следующая. Одна из сравниваемых величин берется за 100% а другая пересчитывается соответственно этому числу. Например, первичная заболеваемость активным туберкулезом в Оренбургской области в 2000г. составляла 83,5 случаев на 100 тыс. населения, а в 2005г. – 80,9 случаев. Таким образом, заболеваемость первичным туберкулезом в 2005 г. по отношению к 2000г. составила:

 

80,9

×

100

=

96,9%

83,5

Можно сделать вывод о некотором снижении первичной заболеваемости активным туберкулезом.

Графическое изображение показателей наглядностей строиться на тех же принципах, что и интенсивных.
При анализе полученной в результате выборочного исследования относительной величины всегда возникает вопрос, а верно ли она отображает положение вещей, можем ли мы сделанные по ней выводы распространить на генеральную совокупность, на изучаемое явление в целом, т.е. на сколько полученные данные достоверны, репрезентативны?

Очевидно, что полученная в результате выборочного исследования относительная величина чисто случайно может быть как меньше той величины, которая была бы получена в результате сплошного исследования, так и больше ее. Следовательно, при выборочном исследовании всегда будет иметь место ошибка – то число, на которое величина показателя выборочной совокупности будет отличаться от показателя, рассчитанного в генеральной совокупности в большую или меньшую сторону. Эта величина носит название средней ошибки относительной величины или ошибки репрезентативности.
Расчет проводится по формуле:


 

где: m – ошибка репрезентативности;

p – величина показателя выборочного исследования, выраженная в процентах, в промиллях и т.д.;

q = 100 – p, если показатель выражен в процентах, 1000 – p, если – в промиллях, 10000 – p, если в продецемиллях и т.д.;

n – число наблюдений (абсолютный размер среды выборочной совокупности).
Для разъяснения, обратимся к вышеописанному примеру о частоте госпитализации больных в терапевтическое отделение. Как было рассчитано, частота госпитализации больных с заболеваниями системы кровообращения составила 46,2‰ (было госпитализировано за год 600 больных, проживало на территории обслуживания больницы 13000 больных). Ошибка репрезентативности в этом случае составит:
 
Рассчитав ошибку репрезентативности можно определить степень достоверности статистического исследования и распространить выводы о частоте госпитализации больных с болезнями системы кровообращения в изучаемом стационаре, на всех больных данной патологией определив доверительные границы (доверительные интервалы) относительных величин. Они и покажут те границы размера изучаемого явления, выход за пределы которых вследствие случайных колебаний имеет незначительную вероятность.

Расчет проводится по формуле:

 
где: Pген – величина показателя в генеральной совокупности;

Pвыб – величина показателя выборочной совокупности;

m – ошибка репрезентативности;

t – критерий достоверности.

Критерий достоверности t определяет вероятность того, что Pген будет находиться именно в полученных границах (вероятность безошибочного прогноза) и его значение устанавливается при планировании исследования. При значениях t = 1 вероятность равна 68%, t = 2 – 95,5%, t = 3 – 99,7%. Безусловно, вероятность в 68% не является достаточной. Для большинства медико-биологических исследований достаточной считается величина t = 2, а если исследователь планирует получить почти 100% вероятность безошибочного прогноза, величина t принимается равной 3.

Определим доверительные границы частоты госпитализации больных болезнями системы кровообращения с вероятностью безошибочного прогноза в 95,5% (1) и 99,7% (2).

1) Pген = 46,2 ± 2 × 1,8 = [42,6;49,8] ‰.

2) Pген = 46,2 ± 3 × 1,8 = [40,8;51,6] ‰.

Таким образом, частота госпитализации больных болезнями системы кровообращения будет находиться в пределах от 42,6 до 49,8 ‰ с вероятностью 99,5% и от 40,8 до 51,6 ‰ с вероятностью 99,7%.

При сравнении относительных величин практически всегда возникает потребность определения достоверности различий между ними. Так в нашем примере частота госпитализаций в стационар больных с болезнями системы кровообращения составила 46,2 ‰, а с болезнями органов дыхания 23,1 ‰, то есть, чаще госпитализируются пациенты с болезнями системы кровообращения. Однако правомерно предположить, что эти различия могут быть обусловлены чисто случайными факторами, а не тяжестью болезней и в генеральной совокупности их может и не быть, и даже частота госпитализации больных с болезнями органов дыхания будет преобладать. Чтобы убедиться, что эти различия не случайны (достоверны) необходимо определить достоверность разности сравниваемых относительных величин. Самым простым способом определения достоверности различий между показателями является определение значения критерия t (Стьюдента):
 
где: t – критерий достоверности;

P1 и P2 – сравниваемые показатели (принято от большего отнимать меньший);

m1 и m2 – ошибки репрезентативности сравниваемых показателей.

В нашем примере возьмем за P1 частоту госпитализации больных с болезнями системы кровообращения (46,2‰) и m1 соответственно равна ± 1,8‰. P2 – частота госпитализации больных болезнями органов дыхания и m2 равна:

 


Подставим имеющиеся данные в формулу:


Если значения t равны 2 и более, то вероятность различий 95,5% и выше. Разница считается достоверной. Таким образом, можно утверждать, что пациенты с болезнями системы кровообращения госпитализируются достоверно чаще, чем пациенты с болезнями органов дыхания.

 Достоверность данных во многом зависит от объема выборки (числа наблюдения). Чем больше число наблюдений, тем меньше уровень ошибки репрезентативности и тем более репрезентативны результаты исследования. Исследователи еще на этапе планирования работы должны предусмотреть последующую достоверность получаемых данных (см. тема 1). Для количественной репрезентативности важным является правильно определить минимальный объем выборочного исследования. Для относительных величин минимальное число наблюдения определяется по формуле:


где: n – требуемое число наблюдений;

t – критерий достоверности;

P – показатель;

q = 100 - P, 1000 – P и т.д.

Δ – предельная ошибка (доверительный интервал, заданная точность); Δ = tm.

Значение показателя можно взять из литературных данных, из результатов пробных исследований, в крайнем случае, величину P можно принять P = q = 50%. Значение Δ исследователи определяют самостоятельно исходя из необходимой точности исследования.

Например, необходимо рассчитать достаточное количество наблюдений для определения частоты госпитализации больных болезнями системы кровообращения в стационар. Из литературных данных известно, что эта цифра составляет 46,2‰. t принимаем равным 2 (минимальный уровень достоверности). Считаем, что предельная ошибка Δ не должна быть больше ±2‰. Подставляем имеющиеся данные в формулу:

Таким образом, для определения достоверных данных о частоте госпитализации больных болезнями системы кровообращения с точностью до ±2‰ необходимо провести наблюдение за 44066 пациентами.

Для оценки изменения, какого либо явления во времени применяют методики анализа динамических рядов.

Динамическим рядом называется совокупность статистических величин, показывающих изменение какого-либо явления на протяжении времени.
Числа динамического ряда называют уровнями ряда.

Динамические ряды по типу бывают простыми и сложными. Простые ряды состоят из абсолютных величин, сложные – из производных. Простые ряды могут быть моментными или интервальными. Уровни моментного динамического ряда характеризуют размер какого-либо явления на определенную дату (момент). Примером может служить ряд, иллюстрирующий изменения численности населения за определенный промежуток лет, где каждый уровень отражает численность населения на 1 января каждого года. Уровни интервального ряда характеризуют размер явления за определенный промежуток времени (неделя, месяц, квартал, год). Такое деление рядов на моментные и интервальные проводиться потому, что интервальные ряды можно дробить на более мелкие или укрупнять до больших промежутков времени, если это необходимо для анализа. Подобные действия с уровнями моментных рядов лишены всякого смысла.

Для анализа динамических рядов применяют следующие основные показатели.

Абсолютный прирост (убыль) – разность уровней данного года и предыдущего. Показывает, насколько выросло или уменьшилось изучаемое явление.

Темп прироста – отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню, выраженное в процентах. Показывает, на сколько процентов по отношению к предыдущему уровню изменился уровень последующего уровня.

Темп роста – отношение последующего уровня к предыдущему, выраженное в процентах. Показывает, сколько процентов составляет последующий уровень по отношению к предыдущему.

Значение 1% прироста – отношение абсолютного прироста к темпу прироста.

В таблице 4 приведен динамический ряд данных, показывающих изменении общей заболеваемости взрослого населения Оренбургской области, с рассчитанными показателями.

Таблица 4 показывает, что общая заболеваемость взрослого населения Оренбургской области за период с 2000 по 2005 гг. выросла. Темпы прироста и роста были максимальными в 2001 году и минимальными в 2005. Ежегодно наблюдается увеличение значения 1% прироста.

 

Таблица 4

Динамика общей заболеваемости взрослого населения Оренбургской области за период 2000 – 2005 гг.


В рассмотренном динамическом ряду рост заболеваемости виден отчетливо. Однако, такое наблюдается не всегда. Уровни динамического ряда могут изменяться не равномерно, а скачкообразно, и сделать выводы о тенденции изменении явления достаточно сложно. В этих случаях проводят выравнивание и сглаживание динамических рядов. Лучшими способами выравнивания являются математические способы (линейное, полиномиальное, экспоненциальное и др. методики выравнивания). Более простыми, хотя менее точными являются методики сглаживания рядов способом укрупнения интервала, вычисления групповой средней и вычисления скользящей средней.

Укрупнение интервала проводят в простых динамических рядах путем суммирования данных за ряд смежных уровней. Например, поквартальное суммирование месячных уровней заболеваемости.

Вычисление групповой средней заключается в определении средней величины каждого укрупненного периода (суммирование смежных уровней соседних периодов и деление суммы на число слагаемых, таблица 5).

Таблица 5

Динамика удельного веса инвалидов первой группы из числа лиц, впервые признанных инвалидами в Российской Федерации за 1995 – 2004 гг.


Таблица 5 показывает, что уровни динамического ряда изменяются волнообразно. При проведении сглаживания ряда определился рост удельного веса инвалидов I группы к 1999 г. – 2000 гг. с последующим некоторым снижением.

Сущность методики сглаживания по скользящей средней заключается в том, что каждый уровень заменяется средним из него же и соседних с ним уровней (таблица 6).

Таблица 6

Динамика удельного веса инвалидов первой группы из числа лиц, впервые признанных инвалидами в Российской Федерации за 1995 – 2004 гг.

 

 

Расчет проведен для 1996 г: (11,3 + 12,0 + 11,8) / 3; для 1997 г.: (12,0 + 11,8 + 12,2) / 3 и т.д.