Файл: Основы статистического метода исследования общественного здоровья и здравоохранения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России»

 


КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ №1

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного,

педиатрического и стоматологического факультетов

 


Оренбург, 2012
УДК 614.6

Матчина О.И., Бегун, Д.Н., Баянова Н.А.

Основы статистического метода исследования общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, 2 издание, переработанное и дополненное. – Оренбург, 2012. — 125 с.

Учебное пособие содержит необходимую информацию для освоения студентами статистического метода исследования общественного здоровья и здравоохранения в соответствии с учебными программами по предмету для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. С учетом современных требований по каждой теме сформулирована цель, основные вопросы, представлена теоретическая справка, даны типовые задачи, вопросы для самоконтроля, тестовые задания.

Рецензенты:

Подлужная М.Я., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера». 

Юрьев В.К., д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия».

 

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

© Оренбургская государственная медицинская академия, 2012

Содержание


Введение 4

Тема 1. Методика статистического исследования 7

Тема 2. Методы расчета относительных величин. Динамический ряд 32

Тема 3. Методы расчета средних величин 62

Тема 4. Методы оценки взаимодействия факторов. Метод стандартизации 87

Тестовые задания 113

Перечень рекомендуемой литературы 125


Введение


На современном этапе развития общества и здравоохранения очевидным является тот факт, что медицина перестала быть просто «искусством врачевания» и все более требует научного обоснования принимаемых решений. Здравоохранение на всех уровнях организации (федеральном, региональном, территориальном, уровне конкретной медицинской организации) не может осуществлять свою деятельность – охрану здоровья населения, не имея в основе достоверных данных:

  • о здоровье населения (демографические показатели, показатели заболеваемости, инвалидности, физического развития);

  • о состоянии ресурсов: кадровых (врачи, средние медицинские работники, обслуживающий персонал), материальных (сеть медицинских организаций, оборудование, лекарственное обеспечение и др.), финансовых;

  • о качестве проводимых мероприятий (их адекватности, оптимальности, непосредственном качестве выполнения работ);

  • об эффективности, т.е. о конечных результатах своей деятельности, степени достижения поставленных задач.

Все эти сведения необходимы для научного управления здоровьем и здравоохранением, решения текущих, тактических и стратегических задач. Попытки получить и объективизировать медицинские данные уходят корнями в далекое прошлое и связаны они с внедрением в медицину математических методов и формированием в эпоху просвещения науки «ятроматематики», а затем и санитарной (медицинской) статистики, ставшей одним из основных методов исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». В современном мире уже ни одна из медицинских наук не обходиться без применения статистического метода.

Студенту, начинающему изучать предмет, с первого взгляда может показаться, что знание статистики совершенно не будет востребовано им в будущей врачебной практике, пугают формулы, и, как правило, имеются пробелы в знаниях математики. При этом основная масса доступной литературы по статистике, требует определенного уровня математической подготовки. Все это негативно сказывается на процессе освоения дисциплины.

Однако необходимо взглянуть на предмет медицинской статистики с другой стороны. Решения текущих клинических вопросов, стоящих перед врачом при ведении пациентов строятся на знаниях об этиологии, патогенезе, методах диагностики и лечения. В условиях, когда этиология многих заболеваний не ясна, патогенез до конца не изучен, ни один из известных диагностических методов не является стопроцентным, а результат применения тех или иных лечебных методик не всегда очевиден, врач делает оптимальный выбор на основании своих знаний, опыта и интуиции. Занимаясь «искусством врачевания» доктор, по сути, взвешивает вероятность достижения поставленных им задач. А вероятность – это уже категория статистическая, которая с помощью правильно выбранных методик может быть выражена определенным числом, что позволит объективно оценить справедливость принимаемого решения. Таким образом, искусство превращается в науку. На этих позициях в 80 – е годы XX века начала формироваться новая наука – доказательная медицина.

Кроме того, врач любого профиля узнает о современных взглядах на интересующие его в профессиональном плане проблемы из чтения медицинских журналов, и далее применяет полученные знания на практике. По мнению целого ряда экспертов ведущих Европейских медицинских журналов, доля представленных в печать научных медицинских исследований, в которых не правильно сделаны выводы из-за дефектов статистического анализа, составляет 40 – 60%. В результате врач, не имеющий возможности критически оценить представляемый ему материал, ориентируясь только на выводы, может на практике получить достаточно печальный итог. Как правило, избежать этого позволяет знание основ медицинской статистики. Безусловно, это требует определенного труда, но полученные знания ставят деятельность врача на иной более качественный уровень. При этом сама статистика - математика, не является самоцелью. Главное это правильное использование имеющихся статистических методик и умение сделать верные выводы.

Таким образом, врачи XXI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по объективной оценке той информации, с которой они соприкасаются ежедневно в процессе своей трудовой деятельности.

При разработке данного учебного пособия кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «ОрГМА Росздрава» руководствовалась Примерной программой дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение (Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005), исходя из которой, студенты по завершении курса предмета должны знать:

  • основные принципы и понятия доказательной медицины;

  • основные определения и понятия медицинской статистики;

  • значение статистического метода при изучении общественного здоровья и здравоохранения;

  • основные методы, применяемые при анализе статистических данных о здоровье населения и организации медицинской помощи;

  • основные этапы организации статистического исследования.

 

Уметь:

  • интерпретировать с позиций доказательной медицины результаты медицинских научно-практических исследований;

  • правильно применять в научно-практической работе статистический метод исследования при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи;

  • провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населения, организации медицинской помощи, анализу деятельности ЛПУ;

  • использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах.

 

Необходимо отметить, что настоящее учебное пособие не подменяет рекомендуемые учебники и руководства по медицинской статистике. Цель пособия – дать основы знаний, необходимых для использования элементарных методов статистики в медицине, помочь студентам в последующем самостоятельном освоении различных направлений статистического анализа.


Тема 1. Методика статистического исследования


 

Цель занятия: Студенты должны знать основные определения и понятия медицинской статистики; значение статистического метода при изучении общественного здоровья и организации здравоохранения; основные этапы организации статистического исследования. Уметь правильно применять в научно-практической работе статистический метод исследования при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи; провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населения, организации медицинской помощи, анализу деятельности ЛПУ; использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах.

 

Основные вопросы

  1. Санитарная статистика: определение, основные разделы. Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях.

  2. Понятие о статистическом методе исследования. Определение статистической совокупности, единицы наблюдения, учетных признаков.

  3. Групповые свойства статистической совокупности.

  4. Этапы статистического исследования и их содержание.

  5. Графическое изображение данных в статистике.

 

Теоретическая справка

Статистика это самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Рассматривая данное определение необходимо отметить, что в основе статистики лежит математика. Однако, в отличие от математики, которая изучает численные отношения вообще, статистика предусматривает исследование количественных закономерностей, имеющих определенные качественные характеристики. Если в математике 2 × 2 = 4, то статистика ставит вопрос: можно ли провести данное арифметическое действие (можно ли, например, перемножить двух пациентов с двумя врачами и что в результате этого получиться?).

Предметом статистики могут быть различные сферы жизни и деятельности населения (промышленность, сельское хозяйство, экономика и др.). Одной из отраслей статистики является
санитарная (медицинская) статистика.

Санитарная (медицинская) статистика изучает вопросы, связанные с общественным здоровьем и организацией здравоохранения, рассматривая человека, группу людей, популяцию и население в целом во взаимодействии с социальной средой.
Выделяют два основных раздела санитарной статистики: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

Статистика здоровья населения изучает состояние общественного здоровья (демографические процессы, заболеваемость, инвалидность, физическое развитие) и факторы, на него влияющие, для разработки мероприятий по его улучшению.
Статистика здравоохранения изучает состояние и деятельность лечебно-профилактических учреждений для рационального планирования и организации системы охраны здоровья населения, т.е. сети медицинских организаций и медицинских кадров.
В нашей стране на настоящий момент времени существует система сплошного статистического учета и анализа основных показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Углубленное изучение указанных вопросов проводятся в рамках специальных медико-социальных исследований научно-исследовательскими институтами и медицинскими вузами. Статистический метод является основным при проведении таких исследований.

Статистика применяется не только для оценки социальных аспектов здоровья. Любое современное медико-биологическое исследование, изучающее индивидуальное здоровье, клинические проблемы, организм человека должно основываться на доказательствах, которые могут быть получены иногда только с помощью статистического метода. Таким образом, санитарная статистика должна рассматриваться как основной инструмент доказательной медицины.

Статистический метод, рассматривая любое явление, оперирует понятием «статистическая совокупность».
Под статистической совокупностью понимают группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства.
Например, при изучении травматизма в Оренбургской области за период с 2005 по 2010 гг. статистическую совокупность будут составлять все случаи травм в пределах области за указанный период.


Каждый первичный элемент статистической совокупности (каждый случай изучаемого явления) наделенный элементами сходства называется единицей наблюдения.
Так, в приведенном примере, единицей наблюдения будет являться каждый случай травмы. От единицы наблюдения следует отличать
объект исследования.
Объектом исследования является статистическая совокупность, в которой проводиться изучение явления.
Иными словами, объектом исследования является среда, продуцирующая явление. Так при изучении травматизма (явление) в Оренбургской области объектом исследования будет население (среда) Оренбургской области. Единица наблюдения обладает множеством признаков, часть из которых может характеризовать изучаемое явление или оказывать на него влияние. Такие признаки в зависимости от цели и задач исследования регистрируются, и носят название учетных признаков. По своему виду учетные признаки могут быть атрибутивные (описательного характера, качественные признаки: пол, профессия, место жительства, диагноз, исходы заболевания и др.) и вариативными (количественными, выраженные числом: возраст, рост, масса тела, частота пульса и др.). При определении взаимосвязей между признаками, влияющие на явление принято называть факторными признаками, а изменяющиеся – результативными.

Если исследование включает в себя все единицы наблюдения, то такое исследование называется сплошным и изучает всю генеральную совокупность. В приведенном выше примере изучения травматизма генеральную совокупность составляют все случаи травм в Оренбургской области за указанный период времени. Преимуществом сплошного исследования генеральной совокупности является абсолютная точность полученных данных. Однако, организация сплошного исследования сложна и затратна, а абсолютная точность не всегда необходима для решения практических задач и вопросов организации здравоохранения. Теория вероятности и закон больших чисел позволяют провести выборочное исследование, т.е. не всей генеральной совокупности, а только ее части – выборочной совокупности, а выводы распространить на всю генеральную совокупность. Для обеспечения достоверности результатов исследования выборочная совокупность должна обладать основными характерными чертами генеральной совокупности, быть на нее максимально похожей (репрезентативной) и быть достаточной по объему. Для достижений этих условий статистикой разработаны различные способы формирования выборочной совокупности (случайный отбор, механический отбор, типологический отбор, гнездный (серийный) отбор), а также формулы и таблицы для определения необходимого объема наблюдения.


При случайном отборе осуществляется непреднамеренный отбор единиц совокупности путем жеребьевки.

При механическом отборе все единицы разбиваются механически на равные части и из каждой части отбирается в заранее определенном порядке каждая пятая или каждая десятая единица, так чтобы обеспечить объем выборки 10 – 20 % от генеральной совокупности.

При типологическом отборе генеральная совокупность разбивается на отдельные качественно однородные группы, в которых затем проводиться случайный отбор, так чтобы объем выборки из каждой группы был пропорционален ее доле в генеральной совокупности.

При гнездном выборочном исследовании отбираются целые серии групп единиц («гнезда»), типичные для данной совокупности и в них проводиться сплошное исследование. В отдельных случаях допустимо применять сочетание различных методов, так чтобы обеспечить необходимый объем выборочной совокупности.

Статистическое исследование, а именно сбор материала может быть проведен с помощью либо единовременного наблюдения, либо – текущего.

При единовременном наблюдении сбор всей массы наблюдений проводят путем переписи или обследования и приурочивают к одной определенной дате. Примеры единовременного исследования: перепись населения, изучение заболеваемости на момент осмотра и др. Единовременное исследование позволяет сделать глубокую характеристику изучаемого явления на данный конкретный момент времени.

При текущем наблюдении сбор материала проводиться непрерывно по мере его поступления за определенный промежуток времени. Примером текущего исследования является изучение заболеваемости населения по обращаемости, регистрация случаев рождения и смерти и др. Текущее наблюдение позволяет изучить явление в динамике.
Статистическая совокупность обладает особыми групповыми свойствами, которые присущи только ей, и не могут встречаться у единицы наблюдения. К этим свойствам относятся репрезентативность, распределение признака, средний уровень признака, разнообразие (вариабельность) и взаимосвязь между признаками.

Репрезентативность – способность выборочной совокупности отражать свойства генеральной. Для измерения этого свойства используют