ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Показатели, выходящие за пределы 3 центилей (1 коридор) и 97 центилей (8 коридор), рассматриваются как очень низкие и очень высокие. Эти области свойственны не более чем 3% детей в каждой группе соответственно.
В таблицах стандартов центильного типа (см. таблицы 1-8 в Приложении) приведено распределение антропометрических признаков по возрасту с учётом пола. Задача студента, также как и врача, найти, в какой центильный коридор попадает каждый измеренный антропометрический показатель. Затем следует сделать правильную запись, а после этого делается заключение вначале по каждому показателю отдельно, а затем дается оценка совокупности антропометрических показателей (итоговое заключение).
Форма записи и оценка результатов антропометрических измерений
по центильным таблицам
-
Показатель
Результат
измерения
Центильный интервал
Номер коридора
Оценка
показателя
Рост, см
Масса тела, г
Окружность головы, см
Окружность груди, см
Итоговое заключение формулируется следующим образом.
Вначале определяется уровень физического развития – среднее, выше или ниже среднего, высокое, низкое и т.д. За основу берется оценка роста.
После этого оценивается гармоничность развития (соответствие массы росту). Если рост и масса находятся в одном центильном коридоре или в соседних – развитие гармоничное; если разница составляет 2 коридора – дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы; 3 коридора и более – резко дисгармоничное. Отмечаются также, если имеются, выраженные отклонения в величинах окружности головы и/или груди.
В случае если даже один из оцениваемых показателей попадает в крайние коридоры центильных таблиц (1-ый или 8-ой), говорить о гармоничности не представляется возможным без дополнительного анализа.
При оценке массы тела и степени питания ребенка недостаточно ориентироваться только на возраст ребенка, очень важна оценка массы относительно длины тела (роста). В этом случае используются вневозрастные массо-ростовые центильные таблицы с учетом пола ребенка (см. Приложение табл. 9-10). При состояниях, сопровождающихся дефицитом или избытком массы, важна оценка степени дефицита или избытка массы в % (см. соответствующий раздел данного учебно-методического пособия).
Суммируя номера (баллы) центильных коридоров для длины, массы тела и окружности грудной клетки мы получаем интегральную оценку соматического развития ребенка, называемую соматотипом.
У детей с гармоничным развитием (то есть без ожирения и дефицита массы) по схеме Р.Н.Дорохова и И.И.Бахраха выделяют 3 соматотипа: микро-, мезо- и макросоматический. При сумме балов (номеров) от 3 до 10 – микросоматический тип; от 11 до 17 – мезосоматический; от 18 до 24 – макросоматический. По мнению И.М.Воронцова соматотип отражает темповую характеристику роста: микросоматотип – замедленный, макросоматотип – ускоренный, мезосоматотип – средний темп роста. В такой интерпретации соматотип можно определить еще проще. Если антропометрические показатели имеют примерно близкую оценку и попадают в 1, 2 и 3 кородоры (до 25 центиля), это характеризует замедленные темпы возрастного развития (микросоматотип), а в 6, 7 и 8 коридоры (от 75 центиля и выше) – ускоренные темпы (макросоматотип). Области 4 и 5 коридоров характерны для среднего темпа роста (мезосоматотип).
Таким образом, проводя оценку физического развития при динамическом наблюдении за ребенком, можно оценить темпы роста. В различные возрастные периоды темпы роста могут меняться, и ребенок может переходить из одной группы соматотипа в другую. При дисгармоничном развитии определение соматотипа нецелесообразно.
Графическое изображение положения антропометрических показателей по отношению к средним величинам этих признаков называется соматограммой или морфограммой, или профилем. По характеру полученного изображения судят об уровне физического развития и его гармоничности. Эти методы используются в спортивной медицине, в практике эндокринологов, гинекологов и врачей других специальностей.
Оценка каждого антропометрического показателя и их совокупности позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка и на этом основании определить врачебную тактику. По результатам интегральной оценки выделяют 3 оценочные группы.
1. Группа – основная, вариант нормы. Показатели, лежащие в интервале от 10-го до 90-го центиля (средние, выше и ниже средних – 3, 4, 5, 6 коридоры) являются вариантом нормы и определяются у 80% детей данной возрастно-половой группы.
2. Пограничная группа. Показатели, попадающие в интервал от 3 до 10 и от 90 до 97 центилей (низкие-2-ой коридор и высокие-7-ой коридор) являются пограничными (группа риска), такие дети подлежат диспансерному наблюдению участкового врача, при необходимости проводятся дополнительные исследования.
3. Группа высокого риска по патологии. Показатели, попадающие в интервал от 0 до 3 и от 97 до 100 центилей (очень низкие - 1-ый коридор и очень высокие - 8-ой коридор), свидетельствуют о достаточно высокой вероятности патологических отклонений. Такие дети также подлежат диспансерному наблюдению, но части из них необходимо проведение дополнительных обследований и консультаций специалистов (например, эндокринолога, генетика и др.) для выявления возможных патологических состояний.
Примеры:
1. Возрастная группа 10 лет, девочка.
Оценка по центильным таблицам.
Показатель | Результаты измерения | Центильный интервал | Оценка показателя |
Рост, см | 142 | 50-75 центилей (5-й коридор) | средний |
Масса, кг | 30 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Окружность головы, см | 52,5 | 50-75 центилей (5-й коридор) | средний |
Окружность груди, см | 64 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний; гармоничное, т.к. разница коридоров не превышает 1, т.е. масса соответствует росту. Оценочная группа основная (вариант нормы).
Определение соматотипа: 5 (рост) + 4 (масса) + 4 (окр. груди) = 13. Мезосоматотип.
Другим методом: оценки всех антропометрических показателей находятся в 4 и 5 коидорах, поэтому у девочки мезосоматотип, т.е. средние темпы роста.
2. Возрастная группа 12 лет, мальчик.
Оценка по центильным таблицам
Показатель | Результаты измерений | Центильный интервал | Оценка показателя |
Рост, см | 132 | 0-3 центилей (1-й коридор) | очень низкий |
Масса, кг | 37 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Окружность головы, см | 54 | 50-75 центилей (5-й коридор) | средний |
Окружность груди, см | 75 | 75-90 центилей (6-й коридор) | выше среднего |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие очень низкое, т.к. рост очень низкий. Для оценки гармоничности требуется проведение дополнительного анализа.
Оценка массы тела по росту по центильным таблицам.
Фактическая масса 37 кг (8-ой коридор) – очень высокая, т.е. имеется избыток массы.
Таким образом, ребенок по росту (1-ый коридор) и массе (8-ой коридор) относится к группе высокого риска по патологии. Врачебная тактика – необходимо углубленное обследование.
3. Возрастная группа 7 месяцев, девочка.
Оценка по центильным таблицам.
Показатель | Результаты измерений | Центильный интервал | Оценка показателя |
Длина тела, см | 64,5 | 10-25 центилей (3-й коридор) | ниже среднего |
Масса, г | 6450 | 3-10 центилей (2-й коридор) | низкий |
Окружность головы, см | 42 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Окружность груди, см | 43 | 10-25 центилей (3-й коридор) | ниже среднего |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие ниже среднего, т.к. длина ниже средней, гармоничное, т.к. разница коридоров массы и длины не превышает 1, но т.к. показатель массы пограничный, для уточнения соответствия массы длине требуется оценка массы по длине.
Оценка массы тела по длине по центильным таблицам.
Фактическая масса 6450 г – 25-50 центилей, 4 коридор - масса средняя.
Таким образом, физическое развитие ниже среднего, гармоничное. Оценочная группа основная, однако, требуется контроль массы тела.
Оценка методом эмпирических формул
(эмпирический метод)
В практической работе педиатра достаточно часто возникает необходимость в быстрой приблизительной оценке антропометрических показателей. С этой целью используется метод эмпирических формул. Несмотря на относительную условность и неточность оценки, метод до сих пор не потерял своего значения благодаря простоте использования. К его недостаткам относятся большая погрешность, возрастающая при выраженных отклонениях показателей, а также отсутствие учета пола ребенка. Антропометрические показатели ребенка сопоставляются со средневозрастными величинами, вычисленными по следующим ориентировочным формулам.
Эмпирические формулы для детей старше 1-го года
Эмпирические формулы для расчета и оценки