Файл: Писчиков М.М. Организация и планирование производства в черной металлургии учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
вильных цехов при увеличении их производительности и при усложнении сортамента проката.
При определении соотношений количества агрегатов в отдельных цехах для предприятий с полным металлургическим циклом за основу принимается мощность обжимных устройств (блюмингов, слябингов), поскольку она является большей (более 4 млн. т в год) по сравнению с мощностями других металлургических агрегатов. К тому же эти устройства характеризуются наиболее высокой стоимостью.
Кроме того, необходимо соблюдение правильных соотношений мощностей основных, подсобных, побочных и вспомогательных цехов. При этом следует учитывать возможную целесообразность получения отдельных видов продукции вспомогательных и подсобных цехов со стороны.
Также нужно стремиться к максимально возможному сокращению производственного цикла путем применения соответствующих тех нологии, оборудования, транспорта и рационального размещения цехов, агрегатов и коммуникаций. Сокращение производственного цикла обусловливает уменьшение затрат на производство продукции.
§ 2. Особенности производственной структуры металлургического предприятия
Производственная структура металлургического предприятия имеет свои специфические особенности, которые заключаются в сле дующем.
Во-первых, для металлургических предприятий характерен боль шой объем производства. В процессе производства на единицу про дукции перерабатывается и перевозится значительное количество сырья и полуфабрикатов. Например, при годовом выпуске 4,0 млн. т проката на металлургическом предприятии перерабатывается около 80 млн. т различных грузов.
Значительный объем перемещаемых грузов, а также взаимосвязь внутризаводских перевозок с магистральными определяют необходи мость использования железнодорожного транспорта. Большое коли чество грузов перевозится в нагретом до высокой температуры со стоянии (например, слитки стали, шлак), а также в жидком виде (например, чугун, шлак), что требует применения .специальных видов транспортных средств.
Протяженность железнодорожной сети металлургического пред приятия довольно велика (300 км и более). Следовательно, проекти рование транспортных связей имеет весьма важное значение при разработке генерального плана предприятия.
Во-вторых, отдельные цехи и агрегаты, как правило, имеют между собой тесные технологические связи. Поэтому нарушение ритма ра боты одного цеха или агрегата влечет за собой соответствующие нару шения протекания всего металлургического цикла.
Технологическая взаимозависимость цехов и агрегатов допол няется энергетическими связями. Указанные связи должны учиты ваться при планировке цехов. Последние следует располагать по
18
возможности ближе друг к другу, что обеспечивает сохранение физи ческого тепла полуфабрикатов (агломерата, чугуна, стальных слит ков и заготовок), а следовательно, экономию топлива и рост произво дительности агрегатов соответствующих переделов. Кроме того, при рациональном размещении цехов и агрегатов экономятся затраты на сооружение различных коммуникаций.
В-третьих, современное металлургическое предприятие разме щается на огромной территории (500—600 га и более), так как со стоит из значительного количества (до 400 и более) различных зданий и сооружений и различных коммуникаций, где трудится многотысяч ный коллектив.
В-четвертых, современные металлургические предприятия имеют в своем составе крупные агрегаты, требующие для строительства удобных площадок с прочным грунтом и низким расположением грунтовых вод.
Перечисленные особенности производственной структуры метал лургических предприятий в основном и определяют пространственное расположение объектов на заводской территории. При этом учиты ваются природные условия, архитектурно-строительные, противо пожарные и санитарно-технические требования, а также перспективы развития предприятия.
§ 3. Генеральный план металлургического предприятия
Генеральным планом предприятия называется графическое изоб ражение его в определенном масштабе. На плане изображается про странственная планировка всех цехов, сооружений и коммуни каций.
Задачей генерального плана является комплексное решение вопро сов, связанных с размещением всех объектов на площадке предприя тия, обеспечивающее достижение наиболее высоких технико-эконо мических показателей производства.
Исходными данными при составлении проекта генерального плана являются намечаемый объем производства и принятый характер тех нологических процессов и транспортных связей.
Выбор характера транспортных связей имеет большое значение, так как металлургическое производство характеризуется огромными грузопотоками. Ежесуточно на завод с полным металлургическим циклом поступает 40—60 тыс. т различных грузов, а внутризаводские перевозки составляют около 100 тыс. т в сутки.
Основным видом транспортных связей на металлургических предприятиях является железнодорожный транспорт. Он обеспечи вает около 90% межцехового грузооборота. На современных пред приятиях широко применяются прогрессивные виды транспорта: автомобильный, монорельсовый, гидравлический, пневматический, различные транспортеры, цепные конвейеры, рольганги, шлепперы. Использование этих видов транспорта позволяет на 20—30% увели чить плотность застройки. Плотность застройки характеризуется коэффициентом застройки, исчисляемым как отношение площади,
19
занимаемой зданиями и сооружениями, к общей территории пред приятия. Нормальный коэффициент застройки 0,25—0,30.
Более низкий коэффициент застройки свидетельствует о неком пактности ее, а более высокий — о перенасыщенности площади завода сооружениями.
При проектировании генерального плана необходимо учитывать следующие основные требования.
1. Размер территории должен быть достаточным для размещения всех объектов с учетом возможности дальнейшего расширения пред приятия. При этом характер площадки должен обеспечивать мини мальный объем земляных работ при осуществлении строительства.
2.При выборе площадки необходимо предусматривать источники водо- и энергоснабжения.
3.Следует обеспечивать удобное расположение площадки по
отношению к железнодорожным станциям МПС и жилому району. Доставка грузов на завод должна осуществляться непосредственно
кцехам-потребителям. Отгрузка продукции должна производиться
ввагоны МПС со складов готовой продукции цехов. Жилой район должен располагаться на возвышенности с учетом направления гос подствующих ветров и отделен от предприятия зеленой зоной.
4.Цехи и агрегаты должны размещаться в соответствии с техно логическим процессом, обеспечивая при этом прямые и кратчайшие грузопотоки без возвратных движений и опасных или лишних пере сечений.
5.При расположении объектов предприятия необходимо учиты вать противопожарные и санитарно-технические требования с тем, чтобы в максимальной мере использовать естественную аэрацию и освещение производственных помещений.
При разработке проекта генерального плана нужно учитывать и специальные технологические требования.
Цехи, являющиеся основными потребителями сырья и топлива
(агломерационный, доменный, коксохимический), должны распола гаться ближе к входной станции, что сокращает внутризаводской грузооборот и уменьшает пробег вагонов МПС по территории завода.
Коксохимический цех располагается параллельно доменному цеху. Склады угля и химические производства размещаются за коксовыми батареями параллельно им. При этом предельно сокращаются транс портные связи по передаче кокса доменному цеху и угля в углепод готовку коксохимического цеха.
Ремонтные цехи должны быть расположены ближе к основным цехам, так как последние являются главными потребителями запасных частей и сменного оборудования.
Энергетические цехи располагаются вблизи цехов — потребите лей энергии.
Размещение копрового цеха должно обеспечивать удобную связь с входной железнодорожной станцией, прокатными цехами, шихто выми дворами сталеплавильных цехов, бункерной эстакадой домен ного цеха и отвалами завода. Этот цех требует больших площадей и обычно размещается на окраине завода.
20
|
|
|
о а |
|
п * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Si |
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 __ химические цехи; |
|
— коксовые |
|
> |
|
|
рудный двор; 5 — доменные печи; 6 — депо ковшей; 7 |
—тер |
||||||
2 |
транспортеры; -5—склад угля; 4 — |
|||||||||||||
ритория вспомогательных |
устройств |
доменного цеха; 8 |
— тяговое хозяйство |
завода; |
9 — бассейн оборотной воды доменного цеха; |
10 |
— |
|||||||
ремонтные цехи; 11 |
— административный |
центр |
завода; |
12 |
— разливочные |
машины; |
13 |
— склад чугуна; 1 4 — мартеновские цехи; |
15 |
|
||||
шихтовые дворы; |
16 |
— |
прокатные цехи; |
17 — |
заводские |
железнодорожные |
посты; |
18 |
— коксовые батареи; 19 — огнеупорный цех |
|