Файл: Писчиков М.М. Организация и планирование производства в черной металлургии учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вильных цехов при увеличении их производительности и при усложнении сортамента проката.

При определении соотношений количества агрегатов в отдельных цехах для предприятий с полным металлургическим циклом за основу принимается мощность обжимных устройств (блюмингов, слябингов), поскольку она является большей (более 4 млн. т в год) по сравнению с мощностями других металлургических агрегатов. К тому же эти устройства характеризуются наиболее высокой стоимостью.

Кроме того, необходимо соблюдение правильных соотношений мощностей основных, подсобных, побочных и вспомогательных цехов. При этом следует учитывать возможную целесообразность получения отдельных видов продукции вспомогательных и подсобных цехов со стороны.

Также нужно стремиться к максимально возможному сокращению производственного цикла путем применения соответствующих тех­ нологии, оборудования, транспорта и рационального размещения цехов, агрегатов и коммуникаций. Сокращение производственного цикла обусловливает уменьшение затрат на производство продукции.

§ 2. Особенности производственной структуры металлургического предприятия

Производственная структура металлургического предприятия имеет свои специфические особенности, которые заключаются в сле­ дующем.

Во-первых, для металлургических предприятий характерен боль­ шой объем производства. В процессе производства на единицу про­ дукции перерабатывается и перевозится значительное количество сырья и полуфабрикатов. Например, при годовом выпуске 4,0 млн. т проката на металлургическом предприятии перерабатывается около 80 млн. т различных грузов.

Значительный объем перемещаемых грузов, а также взаимосвязь внутризаводских перевозок с магистральными определяют необходи­ мость использования железнодорожного транспорта. Большое коли­ чество грузов перевозится в нагретом до высокой температуры со­ стоянии (например, слитки стали, шлак), а также в жидком виде (например, чугун, шлак), что требует применения .специальных видов транспортных средств.

Протяженность железнодорожной сети металлургического пред­ приятия довольно велика (300 км и более). Следовательно, проекти­ рование транспортных связей имеет весьма важное значение при разработке генерального плана предприятия.

Во-вторых, отдельные цехи и агрегаты, как правило, имеют между собой тесные технологические связи. Поэтому нарушение ритма ра­ боты одного цеха или агрегата влечет за собой соответствующие нару­ шения протекания всего металлургического цикла.

Технологическая взаимозависимость цехов и агрегатов допол­ няется энергетическими связями. Указанные связи должны учиты­ ваться при планировке цехов. Последние следует располагать по

18


возможности ближе друг к другу, что обеспечивает сохранение физи­ ческого тепла полуфабрикатов (агломерата, чугуна, стальных слит­ ков и заготовок), а следовательно, экономию топлива и рост произво­ дительности агрегатов соответствующих переделов. Кроме того, при рациональном размещении цехов и агрегатов экономятся затраты на сооружение различных коммуникаций.

В-третьих, современное металлургическое предприятие разме­ щается на огромной территории (500—600 га и более), так как со­ стоит из значительного количества (до 400 и более) различных зданий и сооружений и различных коммуникаций, где трудится многотысяч­ ный коллектив.

В-четвертых, современные металлургические предприятия имеют в своем составе крупные агрегаты, требующие для строительства удобных площадок с прочным грунтом и низким расположением грунтовых вод.

Перечисленные особенности производственной структуры метал­ лургических предприятий в основном и определяют пространственное расположение объектов на заводской территории. При этом учиты­ ваются природные условия, архитектурно-строительные, противо­ пожарные и санитарно-технические требования, а также перспективы развития предприятия.

§ 3. Генеральный план металлургического предприятия

Генеральным планом предприятия называется графическое изоб­ ражение его в определенном масштабе. На плане изображается про­ странственная планировка всех цехов, сооружений и коммуни­ каций.

Задачей генерального плана является комплексное решение вопро­ сов, связанных с размещением всех объектов на площадке предприя­ тия, обеспечивающее достижение наиболее высоких технико-эконо­ мических показателей производства.

Исходными данными при составлении проекта генерального плана являются намечаемый объем производства и принятый характер тех­ нологических процессов и транспортных связей.

Выбор характера транспортных связей имеет большое значение, так как металлургическое производство характеризуется огромными грузопотоками. Ежесуточно на завод с полным металлургическим циклом поступает 40—60 тыс. т различных грузов, а внутризаводские перевозки составляют около 100 тыс. т в сутки.

Основным видом транспортных связей на металлургических предприятиях является железнодорожный транспорт. Он обеспечи­ вает около 90% межцехового грузооборота. На современных пред­ приятиях широко применяются прогрессивные виды транспорта: автомобильный, монорельсовый, гидравлический, пневматический, различные транспортеры, цепные конвейеры, рольганги, шлепперы. Использование этих видов транспорта позволяет на 20—30% увели­ чить плотность застройки. Плотность застройки характеризуется коэффициентом застройки, исчисляемым как отношение площади,

19



занимаемой зданиями и сооружениями, к общей территории пред­ приятия. Нормальный коэффициент застройки 0,25—0,30.

Более низкий коэффициент застройки свидетельствует о неком­ пактности ее, а более высокий — о перенасыщенности площади завода сооружениями.

При проектировании генерального плана необходимо учитывать следующие основные требования.

1. Размер территории должен быть достаточным для размещения всех объектов с учетом возможности дальнейшего расширения пред­ приятия. При этом характер площадки должен обеспечивать мини­ мальный объем земляных работ при осуществлении строительства.

2.При выборе площадки необходимо предусматривать источники водо- и энергоснабжения.

3.Следует обеспечивать удобное расположение площадки по

отношению к железнодорожным станциям МПС и жилому району. Доставка грузов на завод должна осуществляться непосредственно

кцехам-потребителям. Отгрузка продукции должна производиться

ввагоны МПС со складов готовой продукции цехов. Жилой район должен располагаться на возвышенности с учетом направления гос­ подствующих ветров и отделен от предприятия зеленой зоной.

4.Цехи и агрегаты должны размещаться в соответствии с техно­ логическим процессом, обеспечивая при этом прямые и кратчайшие грузопотоки без возвратных движений и опасных или лишних пере­ сечений.

5.При расположении объектов предприятия необходимо учиты­ вать противопожарные и санитарно-технические требования с тем, чтобы в максимальной мере использовать естественную аэрацию и освещение производственных помещений.

При разработке проекта генерального плана нужно учитывать и специальные технологические требования.

Цехи, являющиеся основными потребителями сырья и топлива

(агломерационный, доменный, коксохимический), должны распола­ гаться ближе к входной станции, что сокращает внутризаводской грузооборот и уменьшает пробег вагонов МПС по территории завода.

Коксохимический цех располагается параллельно доменному цеху. Склады угля и химические производства размещаются за коксовыми батареями параллельно им. При этом предельно сокращаются транс­ портные связи по передаче кокса доменному цеху и угля в углепод­ готовку коксохимического цеха.

Ремонтные цехи должны быть расположены ближе к основным цехам, так как последние являются главными потребителями запасных частей и сменного оборудования.

Энергетические цехи располагаются вблизи цехов — потребите­ лей энергии.

Размещение копрового цеха должно обеспечивать удобную связь с входной железнодорожной станцией, прокатными цехами, шихто­ выми дворами сталеплавильных цехов, бункерной эстакадой домен­ ного цеха и отвалами завода. Этот цех требует больших площадей и обычно размещается на окраине завода.

20


 

 

 

о а

 

п *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Si

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

1 __ химические цехи;

 

— коксовые

 

>

 

 

рудный двор; 5 — доменные печи; 6 — депо ковшей; 7

—тер­

2

транспортеры; -5—склад угля; 4

ритория вспомогательных

устройств

доменного цеха; 8

— тяговое хозяйство

завода;

9 — бассейн оборотной воды доменного цеха;

10

ремонтные цехи; 11

— административный

центр

завода;

12

— разливочные

машины;

13

— склад чугуна; 1 4 — мартеновские цехи;

15

 

шихтовые дворы;

16

прокатные цехи;

17

заводские

железнодорожные

посты;

18

— коксовые батареи; 19 — огнеупорный цех