Файл: Отчет по производственной практике Дошкольное образование.doc
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Встречи семейного клуба на базе ДОУ. Семейные клубы – неформальные объединения, которые организуются группой педагогов и родителей на добровольных началах. В рамках таких встреч можно развивать следующие темы родительских собраний в детском саду: «Рецепты здоровья», «Традиции физического воспитания в семье», «Дорожная азбука», «Правила обучения иностранному языку в домашних условиях», «Детское упрямство», «Воспитать ребенка полноценным» (для неполных семей) и так далее.
Игры по темам конфликтных ситуаций. Родительское собрание в игровой форме - это встреча, в ходе которой быстрее вырабатываются и закрепляются определенные умения и навыки, позволяющие предупредить сложные педагогические ситуации, конфликты.
Встреча в формате «вопросы и ответы». Такие родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме позволяют родителям получить концентрированную педагогическую информацию по самым разным вопросам. Некоторые из них, как правило, носят дискуссионный характер, ответы из сухой информации переходят в заинтересованные обсуждения.
Родительские собрания на природе. В теплый период года проводим на природе «День семьи» или «День здоровья», любое экологическое мероприятие. Совместить такое собрание можно и с пикником, и с субботником, и с образовательной беседой.
Тренинги. В ходе таких встреч родители могут не только получить консультацию специалиста по определенной теме, расширить свои знания в вопросах воспитания и обучения (особенно это касается молодых родителей), но и на практике отработать полученные навыки. Так, в собрании-тренинге неким образом совмещается форма «вопросы и ответы», конференции и игры по темам конфликтных ситуаций. Темы могут быть разными: «Как понять ребенка 2-3 лет?», «Кризис 3 лет на практике», «Подготовка к школе», «Адаптация к детскому саду» и так далее.
В части формирования здоровья детей, В МБДОУ Д\С « Петушок» разработана программа «Оздоровление детей в условиях крайнего севера села Усть- Муя»
Проводятся регулярные профилактические медицинские осмотры детей и выполняются рекомендации врачей-специалистов для сохранения и укрепления здоровья детей;
Организовано индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с привлечением специалистов районной поликлиники, медицинских работников ФАП и
педагогов дошкольной организации;
Ведется паспорт здоровья воспитанников МБДОУ « Петушок» для родителей с рекомендациями по вопросам физического развития детей;
Строго соблюдается режим дня в ДОУ и в семье ребёнка, согласовывается режим питания, с тем, чтобы сохранить здоровье ребёнка;
Родители постоянно привлекаются к участию в спортивных праздниках, днях здоровья, побуждая их поддерживать двигательную активность детей;
· Используется наглядная информация на стенах организации;
Проводится анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;
· Для обеспечения постоянной содержательной информации о жизни детей в группах МБДОУ Д\С « Петушок»: оформлены информационные стенды (информационные папки, папки передвижки ), обеспечивается сменяемость материалов на них. При отборе содержания стендов, учитываются родительские интересы;
Постоянно проводятся выставки детских работ; выставляются результаты участия во всероссийских конкурсах, как дипломы ,так и свидетельства участников.
Оформлены фотовыставки ,фотоальбомы, посвящённые детским праздникам, ежедневной работе с детьми, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т. д.);
Для родителей чтобы повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте: проводится родительский лекторий. Примерные темы лекций, которые проводятся, как правило, в сентябре — октябре: «Адаптация ребёнка и семьи к детскому саду», «Психологические особенности ребёнка 2—3 лет», «Кризис 3 лет. Психологические особенности ребёнка 3—4 лет», «Психологические особенности ребёнка 4—5 (5—6, 6—8) лет»; организуются семинары-практикумы, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом. Примерные темы для семинаров-практикумов: «Как вырастить помощника», «Интерьер детской и жизненное пространство ребёнка дома», «Праздник в семье», «Как развивать речь ребёнка», «Как организовать домашний театр», «Как привлечь ребёнка к художественному творчеству», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Что такое школьная готовность и как её сформировать у ребёнка», «Подготовка к обучению грамоте», «Дошкольник и мир природы», «Развитие эмоций: почему это важно для ребёнка», «Чем заниматься с ребёнком летом»;
Поводом для организации совместного досуга в МБДОУ Д\С « Петушок» служат : дни рождения детей, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, сезонные праздники на основе фольклора, профессиональные праздники, международные праздники культурологической направленности — Международный день музыки, Международный день театра, Международный день детской книги, Всемирный день поэзии, Всемирный день улыбки, День славянской письменности и культуры, сезонные праздники в культурах разных стран и т. п.;
Созданы условия для реализации творческого потенциала семьи:
Организуют постановку кукольных и драматических спектаклей, в которых роли исполняют родители, и показывают их детям;
В МБДОУ Д\С « Петушок» проводятся для родителей мастер-классы по прикладному творчеству, декоративно-прикладному искусству: организовываются выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов дошкольной организации; семейных коллекций;
Разработаны творческие проекты с участием семей (театральный, концертный и т. п.);
Информация, которую родители получают на бумажном носителе:
Визитка руководителя с логотипом МБДОУ Д\С « Петушок», контактной информацией, адресом сайта;
· Памятка для родителей — листовка с описанием, что должен уметь ребенок в определенном возрасте.
· Перечень необходимых документов для поступления ребёнка в детский сад;
·Перечень вещей, необходимых ребёнку в детском саду;
Прежде всего для этой цели служит информационный стенд для родителей. В МБДОУ Д\С « Петушок» он называется «Для вас родители»
Примерное содержание постоянного информационного стенда в группе МБДОУ Д\С « Петушок»:
· Программа медицинских мероприятий на месяц: текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т. п.; перечень необходимой одежды для мальчика/девочки по сезону;
· Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы;
· План мероприятий для родителей на месяц;
· фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующей , психолога и медицинских работников; время приёма родителей;
В практику работы входит также обеспечение родителей памяткой об общих правилах жизни группы, а также размещение на информационном стенде (мини-стенде) ежедневного отчёта «Как мы провели день».
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Для того чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, составлен график бесед с родителями о детях. С родителями проблемных детей такие беседы при необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого-то периода времени (но не более двух недель).
2. Изучение опыта работы воспитателя по привлечению родителей воспитанников к организации и проведению мероприятий в возрастной группе и в ДОО.
Мною был изучен опыт работы воспитателя старшей группы МБДОУ Д\С ««Петушок» Назаренко Людмилы Николаевны, которая имеет первую квалификационную категорию, стаж работы 30 лет.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день остаётся актуальной. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Людмила Николаевна разработала и внедрила систему работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Планируя работу с родителями, она наметила новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе она использует по взаимодействию с родителями разнообразные современные формы работы:
Информационно аналитические
Анкетирование
Опрос
«Почтовый ящик»
Наглядно – информационные
Родительские клубы
Мини – библиотека
Информационные стенды «Телевизор – очень короткие новости»
Выпуск газеты «БНГ» - будни нашей группы
Фотомонтажи «Растем , играем ,познаем», « Жалобная книга обитателей Муйской долины», « Красная книга Муйской долины»
Фотовыставки « Шагаем в ногу с папой» , «Белый месяц на крайнем севере»
« Эвенк житель крайнего севера», « Экономическое воспитание детей в игре»
Познавательные
Родительские гостиные (уголок настроения, уголок «Руки родителей творят чудеса», уголок «Детских работ», «Права ребёнка»
Нетрадиционные родительские собрания с использованием ИКТ
Устные журналы
Экскурсии
Мини – музеи
Досуговые
Праздники
Совместные досуги
Акции « Сохраним первоцветы», « Поможем зимующим птицам» , «Каждому скворцу по дворцу»
Участие родителей в конкурсах, выставках
Одна из форм информационно аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, воспитателям, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистам письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно – информационная. В нашей группе уже несколько лет действует родительский клуб «Школа родителей». Обычно проходит четыре заседания в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учётом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). «Познавательные интересы детей», «Генеалогическое древо моей семьи», «Волшебные игры и упражнения для развития речи», «Как сохранить здоровье», «Безопасность в доме» - вот некоторые темы встреч. Кроме того стараемся, чтобы дети и родители принимали участие в заседании, включаем практическую часть: показ проектов, презентаций или мастер класс. В заключении родители получают памятку по теме .
Также о жизни группы мы рассказываем через информационный стенд «Телевизор – очень короткие новости» В «Телевизоре» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения; дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные НОД, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические «Правила дорожного движения», «Права наших детей» и т.д. А так же пока ребёнок переодевается родители могут просмотреть видео – ролики заснятые в течение дня.
Одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьёй остаются родительские собрания. Однако из опыта работы мы узнаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчётов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения изменив формы и методы проведения. Решили общение строить на диалоге, а не на монологе. Данный подход потребовал более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал заметнее. Собрания проводим в форме круглых столов, КВН, Викторин, дискуссий, посиделок, чаепитий и т.д. Часто используем видео на интерактивной доске , записи деятельности детей, фрагменты НОД, конкурсных выступлений, драматизаций сказок. Благодаря более интересным формам и методам процент посещения родительских собраний увеличился.