Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При сооружении буровых могут применяться бульдозеры сле­ дующих марок: Д-579, Д-535, Д-492А, Д-275А, Д-385А и др.

Бульдозер Д-579 монтируется на тракторе «Беларусь» и приме­ няется для выполнения земляных и планировочных работ неболь­ шого объема. Отвал снабжен рыхлительными зубьями. При необхо­ димости навесное оборудование легко демонтируется, и трактор мо­ жет быть использован для работы с другим навесным или прицепным оборудованием.

Бульдозер Д-535 имеет неповоротный отвал и является навесным оборудованием к трактору ДТ-75. В конструкции бульдозера наи­ более рациональный профиль отвала, способствующий лучшему резанию грунта. Для работы на рыхлых и слабых грунтах исполь­ зуются съемные удлинители отвала.

Бульдозер Д-492А имеет поворотный отвал и навешивается к трак­ тору Т-100М. Нижняя кромка отвала снабжена ножом, состоящим из трех частей. Тяговое усилие трактора передается отвалу буль­ дозера при помощи двух толкающих балок. Поднимается отвал через канатно-блочную систему тракторной лебедки, а опускается под действием собственного веса.

Бульдозер 493А состоит из трактора Т-100МГП и навесного обо­ рудования, включая универсальную толкающую раму и отвал в сборе с толкателем. Рама унифицирована и позволяет монтировать на ней рабочие органы корчевателя, кустореза и снегоочистителя. Управление рабочими органами — гидравлическое. Трактор обору­ дован раздельно-агрегатной системой, что позволяет одновременно использовать его с бульдозером и рыхлителем.

Бульдозер Д-275А является навесным оборудованием к трак­ тору Т-180 и состоит из отвала с ножами и концевыми открылками, толкающих балок, канатно-блочной системы управления и лебедки, приводимой в действие от вала отбора мощности трактора.

Т а б л и ц а 32

Параметры Д-579 Д-535 Д-492А Д-275А Д-385А

Производительность, м3/ч

До 45

До 55

50—60

100—120

200-220

Мощность двигателя, л. с.

40

75

100

180

300

Отвал:

2000

2560

3940

3920

4530

ширина захвата, мм . . .

высота, м м ...........................

550

800

980

1100

1400

Наибольшее заглубление, мм

200

200

1000

1000

350

Угол резания ножа, градус .

60

55

50—60

45-55

50

Управление...........................

Гидравлическое

Канатное

Гидра­

Вес бульдозера с трактором, т

3,5

6,56

14,2

18,97

влическое

29,5

Габаритные размеры, м:

4,84

4,51

5,5

6,7

7,32

длина ...................................

ширина ...............................

2,0

2,56

3,94

3,35

5,5

высота ...............................

2,48

2,3

3,05

2,80

3,07

264


Бульдозер Д-385А монтируется на гусеничном тракторе ДЭТ-250, особенностью которого является применение электрической бессту­ пенчатой трансмиссии. Универсальный отвал бульдозера может

-устанавливаться под углом в вертикальном и горизонтальном поло­ жениях. Подъем и опускание рабочего органа осуществляется при помощи двух гидравлических толкателей.

Техническая характеристика бульдозеров приведена в табл. 32.

С креперы

Скреперы предназначены для возведения насыпей, устройства

выемок,

планировки строительных площадок, устройства дорог

и снятия

растительного слоя.

При сооружении буровых могут быть использованы скреперы марок Д-569, Д-541, Д-498А и др.

Скрепер Д-569 состоит из ковша, рамы, ножа ковша, боковых ножей, передка, дышла и гидроцилиндра с трубопроводами. Все узлы смонтированы на общей раме, установленной на пневматические колеса. Рабочие операции выполняются переключением рычага, расположенного в кабине трактора. Скрепер можно использовать в качестве тележки для перевозки песка, камня и других сыпучих материалов с загрузкой его ковша при помощи экскаватора или по­ грузчика.

В качестве тягача используется трактор ДТ-75, обслуживает скрепер тракторист.

Скрепер Д-541 по конструкции аналогичен скреперу Д-569. В качестве тягача для него используется трактор Т-74. Рабочие органы скрепера связаны при помощи шарнира в единый механизм, который приводится в действие гидроцилиндром, смонтированным на специальном кронштейне дышла. Скрепер оборудован механизмом принудительного заглубления, что позволяет легко регулировать толщину снимаемого слоя. Управляется скрепер из кабины трактора.

Т а б л и ц а 33

Параметры

Д-569

Д-541

Д-49ЙА

Мощность двигателя, л. с.............................................

75

74

108

Емкость ковша, м3 ..................................................

3

3

6

Ширина резания, мм ..............................................

2100

2148

2650

Наибольшее заглубление ножа в грунт, мм . . .

200

150

300

Количество колес, шт....................................................

4

4

4

Дорожный просвет между ножом, мм ................

350

230

500

Вес без трактора, т ..................................................

2,84

2,27

7,0

Вес с трактором, т ......................................................

7,27

5,57

19,4

Габаритные размеры без трактора:

6,74

5,6

8,79

длина .....................................................................

ш и рин а.............................................. ...................

2,4

2,43

3,12

высота ..................................................................

2,1

2,35

2,47


Скрепер Д-498Л состоит из ковша, задней стенки, заслонки, дышла, головной части и системы гидравлического управления. Все узлы смонтированы на раме, которая установлена на четырех пневмоколесах. Поставляется скрепер с трактором Т-100МГС. Управление рабочими операциями скрепера производится из кабины

трактора.

Техническая характеристика скреперов приведена в табл. 33.

 

Контрольные вопросы к главе IX

1.

Какими способами

выполняются погрузочно-разгрузочные работы?

2.

Из каких основных

узлов состоят тракторные краны?

3.Какие преимущества и недостатки имеют тракторные краны по сравне­ нию с автомобильными?

4.На какие группы разделяются способы строповок грузов, и в каких

случаях они применяются?

5. Чем определяется надежность строповки груза?

6.Какие применяются способы строповки груза?

7.Какие применяются стропы для подъема груза?

8.Каким образом производится подбор канатов для стропов?

9.Кем и какие подаются команды при работе с кранами и знаки сигна­

лизации?

10.На чем транспортируются длинномерные грузы?

И. Из каких основных элементов состоит тяжеловоз Т-40?

12.Чем различаются тяжеловозы Т-40 и ТК-40?

13.Из каких элементов состоит гидропневмосистема тяжеловозов?

14.Из каких элементов состоит тяжеловоз ТІІМ-40?

15.На какие типы разделяются экскаваторы по конструкции рабочего

органа?

16. Какими экскаваторами производится рытье траншей н котлованов?

17.Для каких целей используются бурильные машины?

18.Какие виды земляных работ выполняются бульдозерами и скреперами?

19.Из каких основных узлов состоит скрепер?


Г Л А В А X

СЛЕСАРНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ И ИНСТРУМЕНТ

ВИДЫ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ БУРОВЫХ

Современные тяжелые буровые установки поставляются заво- дами-изготовителями в виде отдельных узлов, агрегатов, цельно­ сварных металлоконструкций для отдельных элементов. При мон­ таже — сборке буровых установок, а также при ремонте бурового оборудования могут производится: сборка резьбовых соединений, сверление, развертывание и нарезание резьбы, разметка и рубка металла, сборка шпоночных, шлицевых и прессовых соединений, сборка муфт, зубчатых и цепных передач, балансировка враща­ ющихся деталей, посадка подшипников, их регулировка и сборка подшипниковых узлов, а также правка элементов металлоконструк­ ций, пайка, лужение, чистка оборудования от смазки и коррозии.

Все эти виды работ могут выполняться рабочими вышкомонтаж­ ных бригад. Качество выполнения слесарных работ сказывается на работоспособности всей буровой установки и отдельных ее узлов.

Резьбовые соединения

Резьбовые соединения относятся к неподвижным разъемным соединениям. С помощью резьбовых соединений крепят агрегаты и узлы к рамам и фундаментам, соединяют элементы металлокон­ струкций вышек, оснований, сборно-разборных трубопроводов и др. К резьбовым соединениям относятся болты, винты, шпильки и гайки.

Болт представляет собой металлический стержень, на одном конце которого имеется головка, а па другом — резьба для навинчивания гайки. В зависимости от назначения болты различаются на чистые и черные. Для ответственных соединений в узлах агрегатов и машин применяются чистые болты, у которых головки и стержень полностью обработаны. Для менее ответственных соединений применяются черные болты, у которых стержень и головка остаются необрабо­ танными после штамповки или ковки. Такими болтами обычно со­ единяются фланцы трубопроводов, элементы металлоконструкций вышки, оснований.

Чистые болты в зависимости от назначения делятся на два типа. У болтов первого типа диаметр стержня и наружный диаметр резьбы одинаковы. Такие болты удерживают соединяемые детали только путем затяжки гайки, и они не могут воспринимать боковые усилия, так как диаметр отверстия соединяемых деталей больше диаметра болта. В тех случаях, когда соединяемые детали такими болтами воспринимают боковые усилия, болты разгружаются штифтами или втулками, которые устанавливают в соединяемые детали. У болтов второго типа стержень конический, без головки и чисто обработан.

267


Для восприятия боковых нагрузок такие болты забиваются в отвер­ стия соединяемых деталей, а затем крепятся гайкой.

Для крепления оборудования к бутобетонным фундаментам при­ меняют специальные фундаментные болты, у которых вместо головки имеется прорезь для чеки или приваренный поперек стержень.

Шпилька представляет собой металлический стержень с резьбой на обоих концах. Одним концом (посадочным) шпилька ввинчивается

втело основной детали, а на второй конец надевается вторая деталь

изакрепляется гайкой. Длина нарезки посадочного конца шпильки

 

 

при ввинчивании ее в сталь

 

 

и бронзу равна обычно диа­

 

 

метру резьбы. Шпильки при­

 

 

меняются в тех случаях,

 

 

когда в основной

детали нет

 

 

места для

головки

болта или

 

 

когда

болт

по конструкции

 

 

соединяемых

деталей полу­

 

 

чается

слишком

длинным.

 

 

С помощью

шпилек

крепят

 

 

цилиндровые втулки буровых

 

 

насосов, компенсаторы, крыш­

 

 

ки цилиндров

дизелей

и

 

 

другое.

представляет собой

 

 

Винт

 

 

стержень

с

односторонней

 

 

резьбой.

В

зависимости

от

в

 

назначения

винты

делятся

Рис. 137. Резьбовые соединения.

на крепежные и установоч­

ные. Крепежные винты имеют

а — болтами; б — шпильками; в — крепежными

граненную под ключ головку

винтами; г — установочным винтом.

отвертку. Такие

 

или круглую с прорезью под

винты применяются для

соединения

вспомога­

тельных деталей с основной деталью, имеющей

сравнительно боль­

шую толщину.

С помощью крепежных винтов

соединяют крышки

редукторов, торцевые крышки подшипников и другое.

 

 

 

Установочные винты отличаются от крепежных тем, что стержень их полностью нарезан и не имеет головки. С одной стороны стержень имеет прорезь под отвертку, а с другой — нажимной конец, который входит в соответствующее углубление детали. Установочными вин­ тами осуществляется фиксация одной детали относительно другой: насаженные на валы дистанционные втулки, установочные кольца и другое. Резьбовые соединения показаны на рис. 137.

При сборке резьбовых соединений под гайки, как правило, под­ кладываются шайбы. Они бывают черные без фаски, штампованные из листа, чистые с фаской, выточенные па станке. Изготовляют также косые шайбы для установки гаек на косую поверхность — на полки швеллера или двутавра. Шайбы служат для увеличения опорной по­ верхности под гайкой и предохранения поверхности детали от износа.

268