Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разравнивается грунт тыльной стороной отвала задним ходом буль­ дозера. Отвал в этом случае не поднимается, а волочится по земле.

В универсальных бульдозерах отвал можно устанавливать под различным углом к оси бульдозера, называемым углом захвата. Изменение угла захвата осуществляют поворотом отвала в нужном направлении на центральной сферической опоре и фиксацией его толкающими брусьями в проушинах универсальной рамы. Для пере­ мещения грунта отвал устанавливают под углом 90° к оси бульдо­ зера. Разравнивание грунта и засыпку траншей целесообразно производить при угле захвата около 60°.

Бульдозеры Д-579 выполняют небольшие объемы земляных ра­ бот, засыпают яму, выравнивают площадку, убирают снег, транс­ портируют сыпучие материалы. Бульдозеры Д-535 используются на земляных работах средних объемов, а для больших объемов — засыпки траншей, устройства трасс на косогорах и очистки дорог от снега — бульдозеры Д-492А. Бульдозеры Д-275 и Д-385А обла­ дают высокой производительностью и применяются в основном для рытья больших котлованов и подготовки трасс в прочных грунтах.

Скреперами производятся резание грунта, набор его в ковш, транспортировка и выгрузка в месте отсыпки. Грунт набирается при движении скрепера по прямой линии и по возможности под уклон. В зависимости от прочности грунта, размера и расположения забоя применяют гребенчатую, ступенчатую и ребристо-шахматную схемы резания. При гребенчатой схеме ковш вначале заглубляют на полную глубину резания, а затем в несколько приемов вынимают. Пс ступенчатой схеме на первой части пути грунт режется по всей ширине ковша, а на остальной части — по половине ширины. При ребристо-шахматной схеме сначала в одном конце забоя несколькими параллельными проходами вырезается ряд траншей с ребрами между ними, равными 0,5—0,6 ширине ковша. Последующие ряды проходок выполняются в шахматном порядке. На первой половине пути ковш наполняется за 8—10 м до ребер, а на второй половипе пути — оставшаяся часть ковша. Такие способы резания повышают наполнение ковша, так как дают возможность в конце операции срезать более узкую стружку, которая интенсивнее проталкивается

вковш.

Вцелях повышения производительности труда транспортировка груза выполняется на максимальных скоростях. Выезды на насыпь сооружаются возможно более пологими, число поворотов нагружен­ ного скрепера следует максимально сокращать. Разгрузка ковша производится на повышенных скоростях при прямолинейном движе­ нии. После полной разгрузки ковш ставится в транспортное поло­

жение.

Э кск аваторы

По конструкции рабочего органа экскаваторы разделяются на одноковшовые циклического действия и многоковшовые непрерыв­ ного действия. При сооружении буровых в основном применяют

17*

259



одноковшовые экскаваторы марок Э-153, Э-1514, Э-302Б, Э-302БС и др.

Экскаватор Э-153 смонтирован на базе колесного трактора МТЗ-5 с гидравлическим рабочим приводом. Он оснащается прямой и обрат­ ной лопатами, краном и оборудованием бульдозера. Обратной лопа­ той разрабатывают траншеи с минимальной шириной 0,8 м и макси­ мальной глубиной 2 м, а также отрывают котлованы и ямы для фундаментов. Емкость ковша составляет 0,15 м3. Прямой лопатой могут выполняться погрузочные работы сыпучих грузов, а бульдо­ зером — засыпка траншей и планировочные работы. Гидравличе­ ская система экскаватора состоит из двух аксиально плунжерных насосов, распределителей, силовых гидроцилиндров и масляного бака с фильтрами.

Экскаватор Э-1514 является навесным оборудованием к пневмо­ колесному трактору «Беларусь». Экскаватор оснащается основными

и сменными рабочими

органами — прямой и обратной лопатами

с емкостью ковша 0,15

м3, крановой подвеской и бульдозером. При­

вод исполнительных механизмов гидравлический. Все цилиндры рабочих органов экскаватора поршневого типа с прямолинейным возвратно-поступательным движением. Экскаватор имеет повышен­ ную маневренность и может работать в стесненных условиях.

Экскаваторы Э-302Б и Э-302БС — полноповоротные на пневмоколесном ходу, состоят из четырех основных узлов: поворотной платформы с механизмами управления, главного редуктора с лебед­ ками, ходовой части и рабочего оборудования. Экскаватор Э-302БС предназначен для работы при низких температурах. Эти экскава­ торы поставляются с рабочим оборудованием прямой и обратной лопатой, драглайна, грейфера и крана. Емкость ковша соста­ вляет 0,4 м3.

Многоковшовые экскаваторы применяются в основном для рытья траншей прямоугольного или ступенчатого профиля. По конструк­ ции рабочего органа такие экскаваторы делятся на цепные и ро­ торные.

При сооружении буровых в большинстве случаев применяют цепные экскаваторы ЭТЦ-161, а также роторные экскаваторы ЭТР-141 и ЭР-7АМ.

Экскаватор ЭТЦ-161 изготовлен в виде навесного оборудования к колесному трактору «Беларусь» МТЗ-50. Экскаватор оборудован наклонным рабочим органом, состоящим из бесконечной цепи с но­ жами и скребками для выемки грунта. Привод рабочего органа осуществляется от редуктора через муфту предельного момента. Выгрузка грунта в отвал производится шнеками, которые устана­ вливаются на раме рабочего органа в определенное положение в зависимости от глубины копания. Механизм подъема и опускания рабочего органа приводится в действие гидроцилиндром. Управляют гидроцилиндрами и гидромотором при помощи распределителя, установленного на тракторе. На экскаватор может навешиваться оборудование для разработки мерзлого грунта.

260


Экскаватор ЭТР-141 состоит из тягача, изготовленного на базе трактора Т-74-С2, и рабочего органа, представляющего собой ротор­ ное колесо с установленными на нем ковшами и зубьями на перед­ ней кромке. Привод рабочего органа осуществляется от вала отбора мощности трактора. Подъем и опускание рабочего органа произ­ водятся гидроцилиндром, подключенным к гидравлической системе трактора.

Выбрасывание отрытого ковшами грунта из траншеи произво­ дится транспортером, который установлен во внутренней части ро­ тора на раме. Для опоры рабочего органа в задней части имеется колесо. Между ротором и опорным колесом установлен щиток для зачистки дна траншеи.

Экскаватор ЭР-7АМ выполнен из двух частей — гусеничного тягача на базе трактора Т-100М и рабочего органа, шарнирно соеди­ ненных между собой в вертикальной плоскости. Рабочим органом экскаватора является роторное колесо, оборудованное ковшами с зубьями. Ротор поддерживается и направляется четырьмя парами роликов, укрепленными на раме рабочего органа. Внутри ротора на раме установлен ленточный криволинейный транспортер, который выбрасывает отрытый грунт. В задней части рабочего органа имеется опорное колесо, между колесом и ротором установлен подъ­ емный щит для зачистки дна траншеи.

Заглубление ротора в траншею и подъем его осуществляются гидравлическим подъемным механизмом. Рычаги управления экска­ ватором находятся в кабине трактора.

Техническая характеристика многоковшовых экскаваторов при­ ведена в табл. 31.

Т а б л и ц а 31

Параметры

 

ЭТЦ-161 ЭТР-141

ЭР-7АМ

Максимальная глубина отрываемой траншеи, м

1,6

1,4

2,0

Ширина отрываемой траншеи, м .......................

. . . .

0,2 -0 ,4

0,6

1,2

Производительность экскаватора, м3/ч

80—100

250

670

Мощность двигателя, л. с.........................................

 

50

74

108

Диаметр ротора, м м ..............................................

 

2300

3500

Число ковшей, шт......................................................

 

13

10

14

Емкость ковша, л ..................................................

 

45

40

90

Ширина ленты транспортера, м м .......................

 

500

800

Скорость движения ленты, м / с ...........................

 

3,7

4,2

Вес экскаватора, т ..............................................

 

4,25

11,6

24,4

Габаритные размеры, м:

 

4,83

7,83

10,3

длина ......................................................................

 

ширина без транспортера ...............................

 

2,0

2,1

3,22

высота ..................................................................

 

3,5

3,1

3,8

Р ы хл ител и

Для послойного рыхления плотных и мерзлых грунтов приме­ няют навесные рыхлители, смонтированные в задней части трак­ тора Т-180 или ДЭТ-250. Рабочим органом рыхлителей являются

261


специальные ножи, заглубление которых производится при помощи гидравлических толкателей. Рыхлить грунт рыхлителями можно на глубину до 0,7 м. По­ сле рыхления грунт раз­ рабатывается бульдозера­ ми или ковшовыми экска­

ваторами.

Для очистки от шлама, раствора и льда полозьев основания или мест ус­ тановки транспортных средств под крупные блоки при демонтаже буровых в зимнее время применяют специальные ножи-рыхли­ тели, навешиваемые на трактор вместо отвала бульдозера (рис. 135). Та­ кие ножи-рыхлители могут изготавливаться в мастер-

Рис. 1.45. Пож-рмхлмтгль на трактора Т-100. СКИХ буровых предприятий из труб и листовой стали.

Вместо рыхления мерзлый грунт можно резать для последующей его разработки ковшовыми экскаваторами или бульдозерами. Резание

Рис. 136. Агрегат 1ПАРС.

1 — трактор; 2 — механизм управления; 3 — гидравлический кран; 4 — режущий орган; 5 — прицепное устройство; 6 — редуктор; 7 — механизм заводки и подъема режущего органа; 8 — бульдозерный отвал.

грунта осуществляется так называемыми баровыми машинами, смонтированными на тракторах или на базе траншейных экскава­ торов. Рабочим органом баровых машин являются фрезы или ротор, снабженные специальными резцами из высокопрочной стали.

Для резания грунта и планировки площадки может применяться агрегат 1ПАРС (рис. 136), созданный па базе трактора Т-100МГП. Агрегат имеет следующее навесное оборудование: гидравлический кран, режущий орган (бар) и бульдозерный отвал. Режущим органом может производится резание грунта на глубину до 1,7 м, ширина нарезаемой щели составляет 0,14 м.

Бурильные машины

Для бурения ям под столбовые фундаменты, под якоря для оття­ жек вышки, каркасы укрытий и опоры линий электропередач в талом и мерзлом грунтах применяют бурильные агрегаты на тракторах или автомобилях со специальным оборудованием. Рабочим органом на таких машинах является шнековый бур, который приводится во вращение двигателем трактора или автомобиля через коробку отбора мощности и карданные валы. Внедряется бур в грунт при помощи гидроцилиндров или канатной передачей.

В большинстве случаев для бурения ям при сооружении буровых используют бурильно-крановое навесное оборудование с гидравли­ ческой подачей БКО-1М на тракторе МТЗ-5. Таким оборудова­ нием можно бурить ямы диаметром до 450 мм и глубиной до 2 м.

В оборудование входят рама, два гидравлических цилиндра, стрела

илебедка. На конце стрелы шарнирно закреплен редуктор, к кото­ рому присоединен шнековый рабочий орган. От вала отбора мощ­

ности трактора вращение передается валу реверса лебедки. На валу реверса имеются муфта переключения и две конические шестерни. От вала реверса лебедки через кулачковые муфты и карданные валы вращение передается редуктору и рабочему органу. Заглубле­ ние шнека и извлечение его из ямы производятся стрелой.

Для бурения ям под якоря оттяжек вышек, опор линий электро­ передач, а также для заглубления винтовых якорей оттяжек может использоваться специальный агрегат АМЯ-6Т. Агрегат снабжен шнековым буром, мачтой и стрелой-укосиной для установки опор в ямы. Оборудование агрегата смонтировано на специальной раме, установленной на трелевочном тракторе ТДТ-75. Рабочим органом агрегата является штанга, на которую устанавливается заглубля­ емый винтовой якорь или шнековой бур.

Подъем мачты в рабочее положение и опускание ее для транспор­ тировки производят при помощи пары гидроцилиндров.

Агрегатом могут буриться ямы диаметром 0,45 м на глубину до 4 м. Винтовые якоря диаметром 0,35 м и 0,5 м могут заглубляться до 6 м.

Бульдозеры

Бульдозеры представляют собой навесное оборудование, монти­ руемое на колесных и гусеничных тракторах. Применяются буль­ дозеры для разравнивания грунта в отвалах, засыпки траншей, разработки выемок и котлованов, для планировки строительных площадок и снятия растительного слоя.

2Ü3