ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 4
На рис. 128 показан тяжеловозный прицеп.
Техническая характеристика большегрузных бортовых автомо билей и прицепов приведена в табл. 29.
Длинномерный груз — трубы и лесоматериалы — транспортиру ются на прицепах-роспусках 2-Р8А, 2-Р15, 2-Р15А и др. Грузоподъ емность прицепов-роспусков составляет 8—15 т, а максимальная длина 11—13 м.
Рис. 128. Тяжеловозный прицеп 4Л13АII.
Для транспортировки тяжелого оборудования и грузов тракто рами по проселочным дорогам и бездорожью используются прицеп ные тележки-тяжеловозы на гусеничном ходу марки ТГТ-20 («Вос ток»), ТГ-40 и ТГ-50 грузоподъемностью соответственно 20, 40 и 50 т.
Параметры
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
29 |
|
|
Автомобили |
|
|
Прицепы |
|
||
МАЗ-200П |
МАЗ-500 |
Урал-377 |
КрАЗ-257 |
ЧМЗАП-5203 |
Т-І51А |
ЧМЗАП-5208 |
ЧМЗАП-5212 |
Грузоподъемность, |
т . |
7,0 |
7,5 |
7,5 |
12,0 |
20,0 |
20,0 |
40,0 |
60,0 |
|
Полный вес, т |
. . . |
13,6 |
14,2 |
15,0 |
23,23 |
28,1 |
25,95 |
51,76 |
74,5 |
|
Максимальная скорость, |
65 |
75 |
75 |
55 |
50 |
35 |
40 |
32 |
||
к м /ч ................................... |
||||||||||
Мощность двигателя, |
180 |
180 |
О со |
215 |
_ |
_____ |
— |
— |
||
Размер платформы, м: |
||||||||||
4,5 |
4,81 |
4,5 |
5,77 |
6,54 |
5,0 |
4,88 |
5,5 |
|||
длина ....................... |
||||||||||
ширина . . . . . . |
2,48 |
2,45 |
2,33 |
2,48 |
3,0 |
2,7 |
3,2 |
0,76 |
||
Число колес, шт. |
|
4 |
4 |
6 |
6 |
10 |
10 |
26 |
ЗБ |
|
Погрузочная высота, м |
1,39 |
1,5 |
1,6 |
1,52 |
1,34 |
0,8 |
1,14 |
1,0 |
252
Специальные транспортные средства для блоков
Для транспортировки блоков оборудования применяются спе циальные тяжеловозы на гусеничном ходу ТК-40 и Т-40 и на пневмоколесном ходу ТН-40 и ТПМ-40, а также тележки и лыжи.
Тяжеловоз ТК-40 (рис. 129) состоит из рамы 1, гидропневмо системы 3, двух гидродомкратов 5, водила 9 и двух гусеничных теле жек 8. Рама выполнена из двух двутавровых балок № 55а, связанных между собой цилиндрами поворотных шкворней. На раме устано влены два воздушных баллона 2 для сжатого воздуха, ручной масля ный насос 4, масляный бак 6 и опора 7 для основания блоков.
Гидропневмосистема, приводящая в действие гидродомкраты во время установки или снятия блока с фундаментов, включает в себя масляный бак, воздушные баллоны, ручной насос и систему трубо проводов с манометром и вентилями. Нагнетательная воздушная линия от баллонов подводится к масляному баку в верхней его части. От нижней части бака отводятся два трубопровода для подачи масла в гидродомкраты. Ручной насос используется для подачи масла в гид родомкраты в случае отсутствия сжатого воздуха. Всасывающая линия насоса подведена к масляному баку, а выкидная — к гидро домкратам.
Тяжеловоз Т-40 (рис. 130) состоит из рамы 6, заднего 2 и перед него 7 коромысел, двух гусеничных тележек 1, водила 9, гидропнев матической системы и гидродомкрата 5. На задней части рамы уста новлен ручной масляный насос, а в корпусе рамы — масляный бак 3. На водиле закреплены два баллона 8 для сжатого воздуха. В верхней части рамы имеются опоры 4 для основания блоков.
Корпус коромысла литой. Он свободно сидит на консольной оси рамы. На концах коромысла шарнирно закреплены гусеницы теле жек. Переднее коромысло имеет шарниры для крепления водила.
253
Цилиндр домкрата приварен к центральной части рамы, и к нему подведен трубопровод от масляного бака. Поршень домкрата изго товлен из трубы, в верхней части он имеет полуцилиндрическое гнездо, в которое входит опора основания блока при его подъеме для снятия с фупдамента или установки на фундамент.
В гидропневмосистему тяжеловоза Т-40 входят два воздушных баллона, масляный бак, ручной масляный насос, манометр и трубо проводы с вентилями.
Тележка (рис. 131) состоит из двух гусеничных скатов 2, рамы 1, в которую вмонтирован гидродомкрат 3 с полусферическим подпят ником, двух передних колес 6 и водила 7. На раме установлены масляный бак 4 и два баллона 5 для сжатого воздуха. Тележка уста навливается под шаровую опору основания блока и является напра вляющей при его транспортировке. Вместо тележки для этой цели может быть использована лыжа с гидродомкратом.
Тяжеловоз ТН-40 (рис. 132) состоит из рамы 3 с полусферическим гнездом 4 для шаровой опоры блока, четырех пневмоколес 1, перед ней оси 5, задней оси 2 и водила 6. Передняя ось обеспечивает пово рот тяжеловоза до 10°. Тяжеловоз ТН-40 применяется в комплекте с двумя тяжеловозами ТПМ-40 и является направляющим при транс портировке блоков.
Основными деталями тяжеловоза ТПМ-40 (рис. 133) являются рама 3, передняя ось 6, задняя ось 2, четыре пневмоколеса 1, два сварных подкоса 4, гидродомкрат 5, опора для основания блока 8,
254
площадка 9 для двух воздушных баллонов 10, водило 7 и гидропнев матическая система. Масляный бак смонтирован в корпусе рамы. Передняя ось соединена с рамой шарнирно и обеспечивает поворот тяжеловоза до 10°. Подкосы предназначены для удержания опоры
-в крайнем верхнем положении при стаскивании блока с фундамента, а также для предохранения опоры от продольных усилий во время перевозки блока.
В гидропневмосистему тяжеловоза ТПМ-40 (рис. 134) входят два воздушных баллона 5, масляный бак 7 с пробками 8 и 9 для заливки
ислива масла, воздушный 6 и масляный 10 трубопроводы, манометр 4
ивентили 1, 2 и 3.
Рис. 134. Схема гидропневматической системы тяже ловоза ТПМ-40.
Для подъема поршня закрывают пробки масляного бака и вен тиль 2 для выпуска воздуха. После этого открывают вентиль I или 3 и подают воздух в масляный бак. Давлением воздуха масло по трубо проводу подается в цилиндр гидродомкрата и приводит в действие поршень. Регулировка подъема поршня осуществляется поворотом маховичка вентиля на закрытие или открытие. Для удержания поршня в поднятом положении вентиль полностью перекрывают. Опускание поршня производится медленным открытием вептиля 2.
Вместо баллонов со сжатым воздухом для нагнетания масла в гидросистему тяжеловозов могут применяться шестерепчатые
255
насосы типа НІИ-10 с механическим или электрическим приводом. Для этого всасывающую линию насоса соединяют со специальным масля ным баком, а нагнетательную — с трубопроводом тяжеловоза. На всасывающей линии устанавливают фильтр, а на нагнетательной линии — предохранительный клапан, регулируемый на рабочее давление. При достижении в трубопроводе сверх допустимого давле ния масло из насоса через предохранительный клапан будет посту пать обратно в масляный бак. Для опускания домкрата трубопровод тяжеловоза от вентиля 2 соединяют с масляным баком насоса.
Техническая характеристика тяжеловозов приведена в табл. 30.
Т а б л и ц а 30
Параметры |
ТК-40 |
Т-40 |
ТМП-40 |
Максимальная грузоподъемность, т ................... |
40 |
40 |
40 |
Максимальная скорость с грузом, км/ч . . . . |
6 |
6 |
6 |
Удельное давление на грунт, кгс/см2 ............... |
2,4 |
2,2 |
3 |
Диаметр поршня гидродомкрата, мм ............... |
300 |
300 |
300 |
Ход поршня, мм .................................................. |
1000 |
700 |
600 |
Объем масляного бака, л ................................... |
І-Ъ О о |
50 |
45 |
Рабочее давление в гидродомкрате, кгс/см2 . . |
40 |
70 |
70 |
Габаритные размеры, м: |
11,5 |
6,77 |
6,62 |
длина ..................................................................... |
|||
ш и р и н а .................................................................. |
2,1 |
1,83 |
2,0 |
высота .................................................................. |
2,85 |
1,56 |
1,9 |
Вес, т ..................................................................... |
13,4 |
10,0 |
5,66 |
Эксплуатация тяжеловозов
Для транспортировки крупных блоков, в зависимости от их веса и конструкции оснований, могут применяться различные транс портные средства. Комплект транспортных средств для одного блока может состоять из двух тяжеловозов и лыжи, двух тяжело возов и тележки д трех или четырех тяжеловозов на гусеничном или пневмоколесном ходу. Тяжеловозы на пневмоколесном ходу обычно применяются на твердом грунте, так как опорная поверхность их меньше, чем у тяжеловозов на гусеничном ходу.
В процессе эксплуатации тяжеловозы испытывают большие на грузки. Чтобы обеспечить нормальную работу тяжеловозов, необ ходим тщательный технический уход за ними, профилактический осмотр и правильная эксплуатация.
Вес транспортного блока не должен превышать грузоподъемности тяжеловозов. Перед установкой блока на транспортные средства проверяют все узлы тяжеловозов, сварные и резьбовые соеди нения, наличие смазки в узлах ходовой части, наличие масла в масля ном баке и герметичность гидропневмосистемы. Замеченные неис правности устраняют. В гидропневмосистему заливают профильтро-
256
ванное индустриальное масло. Подшипники колес, коромысла и шар ниры прицепных устройств периодически смазывают универсальной смазкой УС-2 (солидол жировой) через специальные масленки.
Под несущие опоры оснований блоков тяжеловозы устанавли ваются тракторами. На поднятых домкратах производится только стаскивание блока с фундаментов, после чего домкраты опускают и опоры основания надежно соединяются с опорами тяжеловозов. Тяговые тросы прикрепляют к тяжеловозам только за предусмо тренные для этого прицепные устройства. Перевозят блоки на пер вой или второй скоростях тракторов. На остановках проверяют за тяжку крепления колес на осях, состояние пальцев, крепление тра ков к гусеничному полотну. При обнаружении смещения пальцы при помощи кувалды устанавливают на место и по концам прихваты вают электросваркой.
Во время транспортировки избегают крутые повороты передней тележки и неровности рельефа, при которых происходит поворот тележек относительно рамы тяжеловоза и задевание за раму пневмо колес или траков. Это приводит к преждевременному износу колес или отрыву траков от гусеничного полотна. При движении тяжело воза без груза под раму устанавливают подкладные опоры с таким расчетом, чтобы рама не поворачивалась вокруг продольной оси и не задевала колеса или траки. В зимнее время на выступы траков следует приваривать шипы, которые препятствуют скольжению тяжеловозов в сторону при движении на склонах.
Землеройные машины
Землеройной техникой выполняют различные виды работ: копа ние, резание, рыхление, перемещение и уплотнение грунта. Земле ройную технику для разработки грунтов выбирают с учетом механи ческих характеристик грунта, объемов и видов работ. В зависимости от вида земляных работ и их объема могут быть использованы экска ваторы, бульдозеры, грейдеры и др. .
Одноковшовые экскаваторы с прямой лопатой используются для устройства больших котлованов. Разработка грунта ведется с по грузкой его на транспортные средства и перемещением из забоя. Экскаватор находится ниже отметки резанпя грунта и перемещается по котловану по мере разработки забоя.
Работа прямой лопатой выполняется двумя основными способами: боковым забоем, когда транспортные средства располагаются сбоку экскаваторной проходки, и лобовым забоем, когда транспорт подается сзади экскаватора по дну образуемой выемки.
При боковых забоях транспорт может располагаться выше уровня стоянки экскаватора — на промежуточном забое или на уровпѳ верха забоя. Для увеличения производительности экскаватора в начале копания угол между рукоятью с ковшом и вертикалью должен быть не менее 10°. При меньшем угле затрудняется врезание ковша в грунт. Ковш поднимается на высоту, обеспечивающую его
17 П . Г. Денисов |
257- |
заполнение. Сначала разрабатываются нижние слои грунта, при этом верхние слои будут осыпаться в ковш и к подошве забоя. Пря мую лопату экскаватора целесообразно использовать при разработке несвязных грунтов, а также на погрузке сыпучих материалов.
Одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой применяются для рытья траншей и котлованов в отвал при прокладке трубопро водов и устройстве фундаментов. В процессе работы экскаватор на ходится наверху забоя и перемещается по поверхности одновре менно с разработкой грунта. Вынутый из забоя грунт размещается по одну сторону бровки котлована. При рытье траншей грунт отсы пается ближе к бровке с целью облегчения последующей их засыпки после укладки трубопровода. От котлованов и траншей для фунда ментов вынутый грунт ссыпают как можно дальше от бровки для удобства перемещения его за пределы строительной площадки. Наибольшая допустимая крутизна откосов котлованов без крепле ния, а также свободно осыпанного грунта обусловлена углом есте ственного откоса грунта.
Расстояние отсыпки грунта от бровки траншеи в сухих связных грунтах должно быть не менее 0,5 м, а в песчаных и увлажненных — не менее 1 м.
Разработка мерзлого грунта толщиной не более 0,25 м допу скается ковшовыми экскаваторами без предварительного рыхления.
Многоковшовые экскаваторы применяются для рытья траншей с вертикальными или откосными стенками. Перед началом работ производится разбивка на местности трассы траншеи и наружного контура колеи гусеницы с установкой вешек через 3—5 м по ходу движения экскаватора. Поверхность грунта планируется бульдо зером, чтобы на трассе не было резких уклонов.
Грунты, имеющие повышенную прочность и большую плотность (скальные грунты), а также мерзлые грунты, разрабатываются рыхли телями. Грунт разрыхляют в продольном и поперечном направле ниях. В зависимости от прочности грунта рыхление может быть послойным — разрыхленный верхний слой грунта из забоя пере мещают бульдозерами или экскаваторами, которые работают сов местно с рыхлителями.
Механическое рыхление грунтов относится к подготовительным работам перед разработкой грунтов. Буровыми машинами грунт разрезается на отдельные блоки или в нем делаются прорези, после чего грунт сравнительно легко разрабатывается экскаваторами или бульдозерами.
Бульдозерами режут и перемещают грунт. Резание выполняется по гребенчатой схеме: сначала нож заглубляют на максимальную глубину, а затем по мере накопления грунта в отвале его вынимают. Резание и перемещение грунта, как правило, производится на пер вой передаче при прямолинейном движении. Для уменьшения по терь грунта во время перемещения на отвал устанавливают открылки пли применяется совместная работа 2—3 бульдозеров, движущихся параллельно друг другу, с примыкающими вплотную ковшами.
258