Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 128 показан тяжеловозный прицеп.

Техническая характеристика большегрузных бортовых автомо­ билей и прицепов приведена в табл. 29.

Длинномерный груз — трубы и лесоматериалы — транспортиру­ ются на прицепах-роспусках 2-Р8А, 2-Р15, 2-Р15А и др. Грузоподъ­ емность прицепов-роспусков составляет 8—15 т, а максимальная длина 11—13 м.

Рис. 128. Тяжеловозный прицеп 4Л13АII.

Для транспортировки тяжелого оборудования и грузов тракто­ рами по проселочным дорогам и бездорожью используются прицеп­ ные тележки-тяжеловозы на гусеничном ходу марки ТГТ-20 («Вос­ ток»), ТГ-40 и ТГ-50 грузоподъемностью соответственно 20, 40 и 50 т.

Параметры

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

29

 

Автомобили

 

 

Прицепы

 

МАЗ-200П

МАЗ-500

Урал-377

КрАЗ-257

ЧМЗАП-5203

Т-І51А

ЧМЗАП-5208

ЧМЗАП-5212

Грузоподъемность,

т .

7,0

7,5

7,5

12,0

20,0

20,0

40,0

60,0

Полный вес, т

. . .

13,6

14,2

15,0

23,23

28,1

25,95

51,76

74,5

Максимальная скорость,

65

75

75

55

50

35

40

32

к м /ч ...................................

Мощность двигателя,

180

180

О со

215

_

_____

Размер платформы, м:

4,5

4,81

4,5

5,77

6,54

5,0

4,88

5,5

длина .......................

ширина . . . . . .

2,48

2,45

2,33

2,48

3,0

2,7

3,2

0,76

Число колес, шт.

 

4

4

6

6

10

10

26

ЗБ

Погрузочная высота, м

1,39

1,5

1,6

1,52

1,34

0,8

1,14

1,0

252


Специальные транспортные средства для блоков

Для транспортировки блоков оборудования применяются спе­ циальные тяжеловозы на гусеничном ходу ТК-40 и Т-40 и на пневмоколесном ходу ТН-40 и ТПМ-40, а также тележки и лыжи.

Тяжеловоз ТК-40 (рис. 129) состоит из рамы 1, гидропневмо­ системы 3, двух гидродомкратов 5, водила 9 и двух гусеничных теле­ жек 8. Рама выполнена из двух двутавровых балок № 55а, связанных между собой цилиндрами поворотных шкворней. На раме устано­ влены два воздушных баллона 2 для сжатого воздуха, ручной масля­ ный насос 4, масляный бак 6 и опора 7 для основания блоков.

Гидропневмосистема, приводящая в действие гидродомкраты во время установки или снятия блока с фундаментов, включает в себя масляный бак, воздушные баллоны, ручной насос и систему трубо­ проводов с манометром и вентилями. Нагнетательная воздушная линия от баллонов подводится к масляному баку в верхней его части. От нижней части бака отводятся два трубопровода для подачи масла в гидродомкраты. Ручной насос используется для подачи масла в гид­ родомкраты в случае отсутствия сжатого воздуха. Всасывающая линия насоса подведена к масляному баку, а выкидная — к гидро­ домкратам.

Тяжеловоз Т-40 (рис. 130) состоит из рамы 6, заднего 2 и перед­ него 7 коромысел, двух гусеничных тележек 1, водила 9, гидропнев­ матической системы и гидродомкрата 5. На задней части рамы уста­ новлен ручной масляный насос, а в корпусе рамы — масляный бак 3. На водиле закреплены два баллона 8 для сжатого воздуха. В верхней части рамы имеются опоры 4 для основания блоков.

Корпус коромысла литой. Он свободно сидит на консольной оси рамы. На концах коромысла шарнирно закреплены гусеницы теле­ жек. Переднее коромысло имеет шарниры для крепления водила.

253

Цилиндр домкрата приварен к центральной части рамы, и к нему подведен трубопровод от масляного бака. Поршень домкрата изго­ товлен из трубы, в верхней части он имеет полуцилиндрическое гнездо, в которое входит опора основания блока при его подъеме для снятия с фупдамента или установки на фундамент.

В гидропневмосистему тяжеловоза Т-40 входят два воздушных баллона, масляный бак, ручной масляный насос, манометр и трубо­ проводы с вентилями.

Тележка (рис. 131) состоит из двух гусеничных скатов 2, рамы 1, в которую вмонтирован гидродомкрат 3 с полусферическим подпят­ ником, двух передних колес 6 и водила 7. На раме установлены масляный бак 4 и два баллона 5 для сжатого воздуха. Тележка уста­ навливается под шаровую опору основания блока и является напра­ вляющей при его транспортировке. Вместо тележки для этой цели может быть использована лыжа с гидродомкратом.

Тяжеловоз ТН-40 (рис. 132) состоит из рамы 3 с полусферическим гнездом 4 для шаровой опоры блока, четырех пневмоколес 1, перед­ ней оси 5, задней оси 2 и водила 6. Передняя ось обеспечивает пово­ рот тяжеловоза до 10°. Тяжеловоз ТН-40 применяется в комплекте с двумя тяжеловозами ТПМ-40 и является направляющим при транс­ портировке блоков.

Основными деталями тяжеловоза ТПМ-40 (рис. 133) являются рама 3, передняя ось 6, задняя ось 2, четыре пневмоколеса 1, два сварных подкоса 4, гидродомкрат 5, опора для основания блока 8,

254


площадка 9 для двух воздушных баллонов 10, водило 7 и гидропнев­ матическая система. Масляный бак смонтирован в корпусе рамы. Передняя ось соединена с рамой шарнирно и обеспечивает поворот тяжеловоза до 10°. Подкосы предназначены для удержания опоры

-в крайнем верхнем положении при стаскивании блока с фундамента, а также для предохранения опоры от продольных усилий во время перевозки блока.

В гидропневмосистему тяжеловоза ТПМ-40 (рис. 134) входят два воздушных баллона 5, масляный бак 7 с пробками 8 и 9 для заливки

ислива масла, воздушный 6 и масляный 10 трубопроводы, манометр 4

ивентили 1, 2 и 3.

Рис. 134. Схема гидропневматической системы тяже­ ловоза ТПМ-40.

Для подъема поршня закрывают пробки масляного бака и вен­ тиль 2 для выпуска воздуха. После этого открывают вентиль I или 3 и подают воздух в масляный бак. Давлением воздуха масло по трубо­ проводу подается в цилиндр гидродомкрата и приводит в действие поршень. Регулировка подъема поршня осуществляется поворотом маховичка вентиля на закрытие или открытие. Для удержания поршня в поднятом положении вентиль полностью перекрывают. Опускание поршня производится медленным открытием вептиля 2.

Вместо баллонов со сжатым воздухом для нагнетания масла в гидросистему тяжеловозов могут применяться шестерепчатые

255

насосы типа НІИ-10 с механическим или электрическим приводом. Для этого всасывающую линию насоса соединяют со специальным масля­ ным баком, а нагнетательную — с трубопроводом тяжеловоза. На всасывающей линии устанавливают фильтр, а на нагнетательной линии — предохранительный клапан, регулируемый на рабочее давление. При достижении в трубопроводе сверх допустимого давле­ ния масло из насоса через предохранительный клапан будет посту­ пать обратно в масляный бак. Для опускания домкрата трубопровод тяжеловоза от вентиля 2 соединяют с масляным баком насоса.

Техническая характеристика тяжеловозов приведена в табл. 30.

Т а б л и ц а 30

Параметры

ТК-40

Т-40

ТМП-40

Максимальная грузоподъемность, т ...................

40

40

40

Максимальная скорость с грузом, км/ч . . . .

6

6

6

Удельное давление на грунт, кгс/см2 ...............

2,4

2,2

3

Диаметр поршня гидродомкрата, мм ...............

300

300

300

Ход поршня, мм ..................................................

1000

700

600

Объем масляного бака, л ...................................

І-Ъ О о

50

45

Рабочее давление в гидродомкрате, кгс/см2 . .

40

70

70

Габаритные размеры, м:

11,5

6,77

6,62

длина .....................................................................

ш и р и н а ..................................................................

2,1

1,83

2,0

высота ..................................................................

2,85

1,56

1,9

Вес, т .....................................................................

13,4

10,0

5,66

Эксплуатация тяжеловозов

Для транспортировки крупных блоков, в зависимости от их веса и конструкции оснований, могут применяться различные транс­ портные средства. Комплект транспортных средств для одного блока может состоять из двух тяжеловозов и лыжи, двух тяжело­ возов и тележки д трех или четырех тяжеловозов на гусеничном или пневмоколесном ходу. Тяжеловозы на пневмоколесном ходу обычно применяются на твердом грунте, так как опорная поверхность их меньше, чем у тяжеловозов на гусеничном ходу.

В процессе эксплуатации тяжеловозы испытывают большие на­ грузки. Чтобы обеспечить нормальную работу тяжеловозов, необ­ ходим тщательный технический уход за ними, профилактический осмотр и правильная эксплуатация.

Вес транспортного блока не должен превышать грузоподъемности тяжеловозов. Перед установкой блока на транспортные средства проверяют все узлы тяжеловозов, сварные и резьбовые соеди­ нения, наличие смазки в узлах ходовой части, наличие масла в масля­ ном баке и герметичность гидропневмосистемы. Замеченные неис­ правности устраняют. В гидропневмосистему заливают профильтро-

256


ванное индустриальное масло. Подшипники колес, коромысла и шар­ ниры прицепных устройств периодически смазывают универсальной смазкой УС-2 (солидол жировой) через специальные масленки.

Под несущие опоры оснований блоков тяжеловозы устанавли­ ваются тракторами. На поднятых домкратах производится только стаскивание блока с фундаментов, после чего домкраты опускают и опоры основания надежно соединяются с опорами тяжеловозов. Тяговые тросы прикрепляют к тяжеловозам только за предусмо­ тренные для этого прицепные устройства. Перевозят блоки на пер­ вой или второй скоростях тракторов. На остановках проверяют за­ тяжку крепления колес на осях, состояние пальцев, крепление тра­ ков к гусеничному полотну. При обнаружении смещения пальцы при помощи кувалды устанавливают на место и по концам прихваты­ вают электросваркой.

Во время транспортировки избегают крутые повороты передней тележки и неровности рельефа, при которых происходит поворот тележек относительно рамы тяжеловоза и задевание за раму пневмо­ колес или траков. Это приводит к преждевременному износу колес или отрыву траков от гусеничного полотна. При движении тяжело­ воза без груза под раму устанавливают подкладные опоры с таким расчетом, чтобы рама не поворачивалась вокруг продольной оси и не задевала колеса или траки. В зимнее время на выступы траков следует приваривать шипы, которые препятствуют скольжению тяжеловозов в сторону при движении на склонах.

Землеройные машины

Землеройной техникой выполняют различные виды работ: копа­ ние, резание, рыхление, перемещение и уплотнение грунта. Земле­ ройную технику для разработки грунтов выбирают с учетом механи­ ческих характеристик грунта, объемов и видов работ. В зависимости от вида земляных работ и их объема могут быть использованы экска­ ваторы, бульдозеры, грейдеры и др. .

Одноковшовые экскаваторы с прямой лопатой используются для устройства больших котлованов. Разработка грунта ведется с по­ грузкой его на транспортные средства и перемещением из забоя. Экскаватор находится ниже отметки резанпя грунта и перемещается по котловану по мере разработки забоя.

Работа прямой лопатой выполняется двумя основными способами: боковым забоем, когда транспортные средства располагаются сбоку экскаваторной проходки, и лобовым забоем, когда транспорт подается сзади экскаватора по дну образуемой выемки.

При боковых забоях транспорт может располагаться выше уровня стоянки экскаватора — на промежуточном забое или на уровпѳ верха забоя. Для увеличения производительности экскаватора в начале копания угол между рукоятью с ковшом и вертикалью должен быть не менее 10°. При меньшем угле затрудняется врезание ковша в грунт. Ковш поднимается на высоту, обеспечивающую его

17 П . Г. Денисов

257-


заполнение. Сначала разрабатываются нижние слои грунта, при этом верхние слои будут осыпаться в ковш и к подошве забоя. Пря­ мую лопату экскаватора целесообразно использовать при разработке несвязных грунтов, а также на погрузке сыпучих материалов.

Одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой применяются для рытья траншей и котлованов в отвал при прокладке трубопро­ водов и устройстве фундаментов. В процессе работы экскаватор на­ ходится наверху забоя и перемещается по поверхности одновре­ менно с разработкой грунта. Вынутый из забоя грунт размещается по одну сторону бровки котлована. При рытье траншей грунт отсы­ пается ближе к бровке с целью облегчения последующей их засыпки после укладки трубопровода. От котлованов и траншей для фунда­ ментов вынутый грунт ссыпают как можно дальше от бровки для удобства перемещения его за пределы строительной площадки. Наибольшая допустимая крутизна откосов котлованов без крепле­ ния, а также свободно осыпанного грунта обусловлена углом есте­ ственного откоса грунта.

Расстояние отсыпки грунта от бровки траншеи в сухих связных грунтах должно быть не менее 0,5 м, а в песчаных и увлажненных — не менее 1 м.

Разработка мерзлого грунта толщиной не более 0,25 м допу­ скается ковшовыми экскаваторами без предварительного рыхления.

Многоковшовые экскаваторы применяются для рытья траншей с вертикальными или откосными стенками. Перед началом работ производится разбивка на местности трассы траншеи и наружного контура колеи гусеницы с установкой вешек через 3—5 м по ходу движения экскаватора. Поверхность грунта планируется бульдо­ зером, чтобы на трассе не было резких уклонов.

Грунты, имеющие повышенную прочность и большую плотность (скальные грунты), а также мерзлые грунты, разрабатываются рыхли­ телями. Грунт разрыхляют в продольном и поперечном направле­ ниях. В зависимости от прочности грунта рыхление может быть послойным — разрыхленный верхний слой грунта из забоя пере­ мещают бульдозерами или экскаваторами, которые работают сов­ местно с рыхлителями.

Механическое рыхление грунтов относится к подготовительным работам перед разработкой грунтов. Буровыми машинами грунт разрезается на отдельные блоки или в нем делаются прорези, после чего грунт сравнительно легко разрабатывается экскаваторами или бульдозерами.

Бульдозерами режут и перемещают грунт. Резание выполняется по гребенчатой схеме: сначала нож заглубляют на максимальную глубину, а затем по мере накопления грунта в отвале его вынимают. Резание и перемещение грунта, как правило, производится на пер­ вой передаче при прямолинейном движении. Для уменьшения по­ терь грунта во время перемещения на отвал устанавливают открылки пли применяется совместная работа 2—3 бульдозеров, движущихся параллельно друг другу, с примыкающими вплотную ковшами.

258