Файл: Дайрбеков Ж.О. Проблемы эффективной и рациональной разработки рудных месторождений Казахстана.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
25 |
КПСС, % |
Таблица |
|
|
производства на руднике имени XXII съезда |
|
Классификация основных фондов но процессам |
|
|
О |
|
||
|
|
и |
|
||
|
|
о |
|
|
|
|
|
н |
|
||
|
0) |
а |
|
|
|
|
|
|
я |
||
|
| ♣ |
|
|||
|
И О |
||||
|
|
|
ф |
s |
|
оm |
к о |
Я g . |
|||
|
•О* |
||||
fcC |
. |
Ф cd |
|||
В |
|||||
о |
ІЯ " |
|
|||
■Ѳ* |
Mug |
||||
XЯ |
й fr»ter |
||||
а а Ф |
|||||
Ен о a |
|||||
И |
|
Иü |
|||
н |
ф Я |
>> © |
|||
<х> |
|||||
« |
к в а я |
||||
О |
£ SO И |
||||
Ен |
О |
и \о |
ев |
||
О |
|||||
І=С |
Ю |
и |
О |
ш |
|
д |
|||||
та |
Рчcd йЯ Иfctо |
||||
О |
Ф3 Я. . |
>»I ф |
|||
В |
Swfts. |
||||
а |
|||||
" м о и |
|||||
к |
о й\о S |
||||
X |
S4 |
аa |
оg2 |
||
OSS § |
|||||
Я |
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
дф ф
о |
Ч |
S И м |
к |
s | s |
|
|
н |
|
|
» |
5 * 0 « |
Я |
о |
R g |
» |
||
ч |
>» |
фа ов |
PQ |
О |
|
В |
А |
и'S н |
|
О |
|
|
О |
|
|
ар.» |
|
|
|
£ я |
|
|
«м и |
|
|
в |
|
|
ж |
|
|
cd |
|
|
К |
|
|
СО |
fr<
О
ХО
й
а
Ф
я*
о
а
N
о Ö 5 0 0 H N
© С<]Ю <МСО ІО гЧСО
ю тч ед ^ со
ю о сдюоо і—I гЧ^
Ci I I
CO
О ^ 05^ сд
со ь - со г -i сд тН тЧ со
оь- со оо оо ед
юсо сд ю о сд гн іч ед
ою н о о
сд |
тнь^оооГ |
|
ед |
СО Т}1 Ю |
0 5 ь - |
со |
о гн і ч |
ед ^ |
|
СО т * |
тН |
со
о со о О
cg
оо с д ©
СОтЧтЧ
CO cg
CO
0 5 |
СО |
|
сд |
СО со о
со © ю
00 |
00 ч* 00 |
1 1ь-‘ |
|
|
ед ед ед |
Юо сЯ
d И К гѵ та Ечм
й§ W
Я2 И о 5
g g |
, |
3 1 |
' s l |
+ |
g - s |
а Ф © |
и |
■ ІЦ1
С О Я О- О о" О S Ф \D f? Я А
O H gH K «K ofo«M t=)
о
о
т-Ч
о
о
0
01
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
С-4
о
Е*
н
о |
ф о |
и |
|
Я
О ОГ
и*
О
о
о
о
о
о
о
о
о
о
м
о
о
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
0 0 0 4 са tri |
|||||
Я ws |
||||||||
в1в S |
о\ о |
►з 43 |
оя *2*0 |
|||||
о ^ ю |
|
|
Ш р |
|||||
л |
я |
р |
|
|
Р я |
Я |
‘ |
|
я |
0 Ä |
|
|
fa |
ф |
й ы |
||
ф |
Й ^ |
я |
£ |
о |
я |
и a |
||
|
о |
о |
|
й |
||||
|
01 |
Я |
я |
0\хJjä |
||||
|
5 “ »®вя |
я |
ф |
|||||
|
ÄB J в И |
|
Я 43 |
|||||
|
р |
Ф Я |
А и |
|
|
р |
||
|
и |
X |
К |
и |
О |
|
|
|
|
|
|
а\ |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
»-э |
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
Н И И |
|
|
|
Сп |
|
|
||
СО СО СП |
1 1 -0 0 |
1 -to |
||||||
© Ю М |
|
|||||||
|
|
|
|
1 |
|
СО со со |
||
1 |
1 |
1 |
|
1 05 -4 СП |
||||
|
|
|
ю to ю |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
со |
м |
|
|
|
со |
|
||
м и о о |
|
М СЛ 00 СО | |
||||||
-4 |
~4 »P. |
СО СО СП со |
|
|||||
м |
|
сл |
со |
to |
|
|
||
яп © |
-4 |
1 |
00 -4 СЛ |
|||||
Ю 05 Ю |
Яп * |
СО Яп сл |
мсо со to Яп Ян 05 СО СО О Ю М
мо и М СО О 05 -4
м00
СО 1 |
о |
1 И * “ 1 1 |
|
00 |
05 |
||
со со |
|||
|
м |
СО ЯП |
|
1 СП СП |
1 | м сл to |
||
о |
о |
05 -4 “4 |
|
м о и |
ЯП со to |
||
О И И О М |
|||
СО СП ян |
СО СО СЛ 00 о |
a
43
о
J3
43
р
|
|
со |
|
|
|
Зч |
|
|
|
р |
|
|
|
Я |
|
|
|
я |
|
|
|
я |
|
|
я |
|
|
„ |
к |
| |
о |
я |
^ |
4з |
|
я £ я |
о |
||
|
оі і |
||
|
о |
||
|
о й |
43 |
|
|
нз Ф |
|
|
|
о |
я |
£ |
|
Ф |
||
s g |
43 |
я |
|
О |
я |
||
|
|
я |
я |
и к я |
|
||
|
ф ф |
|
|
|
5 я й |
||
|
О |
|
со |
|
Юо в |
||
|
р |
о\ К |
|
|
Я о я |
||
|
я |
g |
я |
|
(D |
> |
Е |
§ й й
Омойрэ
РС\ С
Ко К
КЯ *
К
« я •о о н
£ ■ 3 '10
J *°
J я я
И Я о
р Ф 1
>& ° я
о* “ «
ЯК g о
$ в ?Й
мф
К
о
►3
о
W
я
р
ф
ф
я
•&
р
яя
я
|
ео |
|
|
я |
|
|
Зч |
|
|
о |
|
|
а |
|
|
я |
|
|
о |
|
|
я |
|
Cd |
43 |
|
О |
||
я |
JS |
|
ЗЧ |
||
Е |
|
|
о |
|
|
Ф |
|
|
Я |
|
|
о |
чэ |
|
о |
||
Я |
о |
|
й |
я |
|
ы |
||
X |
а |
|
я |
о |
|
Зч |
||
43 |
Ф |
|
О |
н |
|
а |
||
Я |
Р |
|
со |
||
Ш |
СО |
|
О |
£ |
|
ЗЧ |
43 |
|
ф |
||
н |
Я |
|
и |
я |
|
ф |
о |
|
я |
ю |
|
Я |
о |
|
И |
||
4J |
||
X |
О |
|
•8* |
Р |
|
о |
||
Я |
43 |
|
tr |
||
Зч |
ф |
|
о |
43 |
|
я |
Р |
26 Таблица
на них по отдельным предприятиям составляют 70% сметной стоимости [114]. В связи с этим одним из глав.? яых условий улучшения структуры производственных фондов является снижение стоимости горно-капиталь ных выработок (за счет рационализации проектных ре шений, ликвидации излишних объема и площадей под земных капитальных камер и сооружений; сокращения срока проведения горных выработок; применения ра циональных схем вскрытия месторождения на стадии составления проектов разработки и сметной документа ции).
Применение прогрессивных систем разработки и более мощного горного оборудования радикально уменьшает объем горно-капитальных работ на подзем ных рудниках. Так, внедрение самоходного оборудова ния позволит ряду рудников сократить в два раза про тяженность подготовительных и нарезных выработок.
В горной промышленности, поскольку идет непре рывный процесс ввода и выбытия основных фондов, всегда имеется возможность увеличения активной ча сти их с учетом роли каждого технологического про цесса во всей цепи добычи. Поэтому степень активности фондов должна определяться в зависимости от техно логических связей по видам горных машин и по про цессам, в которых эти фонды участвуют. Предпочтение в насыщении активными основными фондами должно отдаваться основным и ведущим процессам в зависи мости от роли и степени воздействия машин и агрега тов на процессы добычи полезных ископаемых. По та кому же принципу можно распределять не только сами фонды, а также определять по этой методике фондо рентабельность, платность фондов и строить принципы экономического стимулирования за пользование ими.
§ 4. Экономические стимулы эффективного использования основных фондов
Одной из важнейших мер стимулирования улуч шенного использования основных и оборотных фондов и увеличения фондоотдачи является правильное реше ние вопроса о порядке взимания и установления уровня платы.
Платность фондов — объективно необходимая эконо мическая категория. Она служит твердым источником доходов государственного бюджета, с одной стороны, и
9—148 |
129 |
хозрасчетным стимулом использования производствен ных фондов — с другой. Система взимания платы за фонды в сочетании с другими экономическими рычага ми должна создавать материальную заинтересован ность предприятий в улучшении использования ма шин, оборудования и других средств производства.
Экономисты высказывают различные взгляды на экономическую природу и сущность платы за фонды. Одни [27] трактуют их как выражение народнохозяй ственной или отраслевой эффективности капитальных вложений, другие [28] рассматривают введение платы как условие перехода на полный хозрасчет. Некоторые считают [62] плату за фонды измененной формой изъя тия дохода. В экономической литературе встречается отождествление платы за фонды с амортизацией. Л. А. Вааг [61] считает, что плата за использование основных фондов приобретает значение минимальной нормы прибыли, получение которой должно обеспечить новые капиталовложения в производственные фонды.
На наш взгляд [99], плата за фонды по своей при роде и величине близка к средней эффективности ка питальных вложений в производственные отрасли на родного хозяйства, но не тождественна, так как плата распространяется на все производственные фонды, а не только на вновь вводимые. Кроме того, при опреде лении эффективности капиталовложений за основу берется полный объем прибыли, в то время как плата за фонды является лишь ее частью. Поэтому отожде ствлять плату за фонды со средней эффективностью ка питаловложений было бы неверно.
По мнению Г. Я. Бурштейна [57], плата за фонды не представляет собой какую-то вновь вводимую в тео рию и практику экономическую категорию, а является новым способом изъятия части прибыли в процентах от производственных фондов.
П. Г. Бунич основные производственные фонды и оборотные средства понимает как форму реализации права собственника фондов на производимый с их по мощью чистый доход. Это не просто искусственный рычаг стимулирования производства, инструмент хоз расчета или какая-то неопределенная доля прибыли, а экономическая категория, выражающая отношение между государством-собственником и коллективом, ис пользующим предоставленные им фонды [56].
130
Плата за фонды призвана выполнять стимулирую щую роль в повышении уровня их использования. Ес ли предприятие сумеет сократить количество средств производства или увеличить объем продукции, то об щая сумма платы за фонды при установленном норма тиве уменьшится, а образующаяся экономия увеличит прибыль, идущую на формирование фонда материаль ного поощрения.
Плата взимается только с основных производствен ных фондов и оборотных средств. Основные фонды социально-культурного назначения, жилищно-комму нального хозяйства, хотя и состоящие на балансе предприятия, в расчет не принимаются. Их удельный вес по различным рудникам различен.
Если взимать плату за непроизводственные фонды, то у отдельных хозяйственников может возникнуть стремление сокращать затраты на воспроизводство этих объектов, что противоречит проводимой политике го сударства в области повышения культуры и благосо стояния трудящихся.
В силу специфики горной промышленности на долю основных фондов приходится 93,5% от производствен ных. Поэтому вопрос, с какой стоимости производить плату, здесь приобретает особое значение. Г. Я. Бурштейн [57], Р. Гольдшмидт, Е. Лангер [71] считают теоретически правильным взимание платы с остаточ ной стоимости основных фондов, «ибо эта стоимость соответствует величине общественных средств, связан ных в данный момент в хозяйстве» 4.
Средства труда, перенося пропорционально по час тям свою стоимость на выпускаемую продукцию, со храняют потребительные свойства, несмотря на физи ческий или моральный износ. Поэтому взимание платы за фонды с остаточной стоимости может привести к замедлению темпов технического прогресса, увеличе нию расходов на ремонт старых машин и оборудова ния. Исчисление платы с первоначальной стоимости предполагает систематическую переоценку основных фондов. На наш взгляд, в горной промышленности ее целесообразно проводить дифференцированно, исходя из сроков службы активной части основных фондов — машин и оборудования, т. е. через 5—6 лет.
4 Р. Гольдш мидт, Е. Л ангер . Плата за производствен ные фонды. М , 1967, стр. 43.
131
Экономисты не пришли к единому мнению в вопро се о том, каким должен быть норматив — единым или дифференцированным по отраслям и группам пред приятий. Так, В. Чернявский считает, что для такой дифференциации нет теоретических и практических оснований и что дифференциация платы за фонды от крывает путь к волюнтаризму [239].
Нам представляется, что величина платы за фонды должна определяться прежде всего стоимостью про дукции, создаваемой с их помощью. Известно, что при одной и той же величине производственных фондов, в зависимости от специфики отрасли и общественной ценности выпускаемой продукции, в одинаковую еди ницу времени может создаваться разная масса стоимо сти и прибыли. Поэтому плата за фонды будет суще ственно отражаться на уровне рентабельности • пред приятия. В таких условиях унифицированный размер платы не сможет стимулировать механизацию на од них предприятиях и вызовет стремление к повышению фондовооруженности на других.
Необходимо иметь в виду, что стоимость основных фондов не всегда пропорциональна их производитель ности или отдаче, т. е. дорогие машины могут быть не настолько призводительнее, насколько дороже. По этому при сложившихся ценах и уровнях рентабельно сти в отдельных отраслях необходима дифференциация нормативов платы по отраслям и предприятиям, где б силу природных условий действует дифференциаль ная рента.
По мнению некоторых экономистов, одним из су щественных недостатков платы за фонды является то, что она заранее включается в плановую себестоимость или цену как целевой фонд, поэтому на первых порах введение платы позволит реализовать видимые резер вы, например, освободиться от излишнего оборудова ния. Однако смысл платы глубже.
По нашему мнению, норматив платы необходимо планировать на ряд лет исходя из перспективного уров ня рентабельности отрасли, предприятия. В данном случае этот норматив применительно к горной про мышленности мог бы быть дифференцированным и по годам в зависимости от изменения горно-геологических условий. Такие перспективные нормативы способство вали бы техническому прогрессу, изысканию скрытых резервов производства.
132