Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

основании принципа линейного суммирования воздействий, справедливого для малых перемещений, что.

qA{t) = q'(t) + q"(t) = qy(t) -±—

+ q2(t) - 2 - = q,{t)xb +

q2(t)y_a.

 

a + b

a + b

 

Воздействия q\(t)

и q2(t) представляют собой две смещенные

на время хь. =

функции.

Рассмотрим случайное

воздей-

ствие.

 

 

 

а, 6 — простая; в — двойная

Вводя безразмерные

коэффициенты и

как некоторые

передаточные функции, можно на основании

формулы

(81)

написать

 

 

 

 

 

SqA((x>) = Sql((d)xb+

5ч 2 (со)-/а + 5„1,2(со)хьХа + Sq2qi

{а)у.а'Ль-

(98)

Пусть задана спектральная плотность Sqi(co)

функции

qi(t).

Определим с ее помощью

остальные

выражения

спектральных

плотностей, входящие в формулу (98):

 

 

 

оо

 

оо

 

 

 

S , W 2 ( < B) = 2 f Я , „ 2 ( т ) е - К * т = 2 [

М [qi(t)q2(t

+ %)]е~^йх.

о

 

6

 

 

 

Но q2(t) = q\{t

+ Xh). Следовательно, можно записать

 

 

со

+ T + ik)]e-Iaix+**)

X

 

Sqlq2(®)=2\M[ql(t)q1{t

 

о

Аналогично

•S,2 „ (со) = e-''OT*Sfll(a>).

172


Вычислим теперь

 

 

 

 

 

 

 

Sq2 (со) = 2 if М [q2 (t) q2

(t + x)\ e~iaxdx

=

2 f M [qx (t + xk) q, X

J

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

X (t + xk +

x)\e-i™dx.

 

 

Поскольку процесс,

описываемый

функцией qi(t),

стацио­

нарный, то

 

 

 

 

 

 

 

М [q>(t + xk)q,(t

+ xk

+ х)\ = М M0<7i (f i + т)\

 

Следовательно,

Sq2(u>)

=

Sqi((a).

 

 

 

Теперь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SqA(a) =

(со) (xl +

+ 2XaXb cos coxj.

 

Полагая, что, как правило,

выполняется

равенство ха — %ь =

= 0,5, получим

 

 

 

 

 

 

 

5<,л(со) = 0,5S„1(co)(l -f-coscoxj =

Sqi(a)K.

 

Множитель

 

 

 

 

 

 

 

А- = 0,5 (1 + cos coxk) = 0,5

(1 + cos со a + b

 

назовем коэффициентом

каретки.

 

 

 

 

 

Коэффициент каретки зависит

от угловой скорости

воздей­

ствия, скорости движения v и базы каретки а + Ь. Графики ко­ эффициента Я,(со) для каретки трактора класса 3,0 тс для трех

значений скорости движения

приведены на рис. 92, б.

Период

функции существенно зависит от скорости

движения

машины.

Однако при любом сочетании

скорости и частоты коэффициент

А (со) меньше или, в крайнем

случае, равен

единице. Это значит,

что при одних и тех же параметрах остова

и упругих опор ма­

шины кареточная система эффективнее, чем индивидуальная система, так как спектральная плотность воздействия для каж­ дой частоты умножается на величину, меньшую или в отдельных случаях равную единице. Если нуль коэффициента каретки совпадает с максимумом спектральной плотности, то эффектив­ ность каретки наибольшая.

Если коэффициент каретки для какого-либо значения угловой скорости сок равен единице, то средняя точка каретки движется точно так же, как ее опорные катки, поскольку ордината этой точки равна полусумме ординат катков. В этом случае каретка полностью копирует неровность, и, следовательно, положитель­ ный эффект от введения каретки отсутствует. Угловую скорость <ок назовем частотой копирования. Если же коэффициент карет­ ки при некотором со = соф равен нулю, то ордината средней точки каретки также равна нулю, на упругие связи воздействие не

173


поступает и, следовательно, воздействие с угловой скоростью соф фильтруется. Угловую скорость соф назовем частотой филь­ трации.

Итак, для учета элементарной каретки одной упругой опоры следует спектральную плотность воздействия умножить на коэффициент каретки X и рассматривать эту опору как опору, имеющую индивидуальное подрессоривание катка. Если каждая упругая опора связана с кареткой и размеры всех кареток одинаковы, то для расчета колебаний трактора можно пользо­ ваться формулами, полученными для индивидуальной подвески,

но спектральную

плотность воздействия

следует

умножить

на

коэффициент каретки Я, одинаковый для всех кареток.

 

 

Рассмотрим

теперь

 

двойную,

симметричную

каретку

(рис. 92, в). Необходимо

определить

спектральную

плотность

координат q,'

и

q'0,

после

чего расчетная

схема

совпадает

со

схемой индивидуальной

подвески. По

аналогии с

элементарной

кареткой запишем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

q'2

= q-i ^ 1 +

- y ) <7i j

- = q2%i — qai.

 

 

Спектральная плотность координаты q\

(t)

равна

 

 

S,M («») = S,,(a»)xi+

S^((o)xi S,i^(ffl)XiX2—5,i^(©)Xi5C2,

( " )

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S,i(©) = 4<o)S,i(o>);

 

 

 

 

 

 

 

Sq2{(»)

= A,(©)S„(©);

 

 

 

 

1

0 Q ,

 

S,I92(<o) =

Sql

(co)e+>»' = KSql

(фЫ;

 

 

 

 

W

"

) = S„(©)e-/<*/ = XS„(cD)e-K

 

 

 

Подставляя выражение (100) в выражение (99), получим

 

S,M(<O) =

*S,(«o)[Xi + Х2 — 2xiX2 cos со/] =

S4l(®)K-

 

Множитель Л.1

=

К (%2

+ % \ — 2xiX2 cos со/)

 

 

 

 

назовем коэффициентом двойной каретки.

 

 

 

 

 

Выполнив

аналогичные

преобразования,

можно

получить,

что

 

 

 

So'2 (со) =

5<п(со).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очевидно,

что

если

 

подвеска

содержит

элементарные

и

двойные каретки, то каждая функция

воздействия умножается

на соответствующий коэффициент

каретки.

 

 

 

 

Обобщая полученные зависимости, можно записать коэффи­

циент X(со) для функции вида

 

 

 

 

 

 

 

 

я = qai

+

q2%2 + <7зХз +

яа*

+

 

 

 

 

где <?ь <72, ... — переменные, отличающиеся лишь запаздыванием.

174


Обозначим соответствующие запаздывания через хш- Тогда

 

5„((о) = S„1 ((o)[x2 + X 2 + • • • +ll + 2xiX2 cos o>/1 2 +

 

 

+

2%!Хз cos <o/l3 + . . . + 2xiX„ cos со/,л +

2 Хз cos o)/2 3 +

. . . ] :

 

 

2х? + 222^со5

(ОТik

 

 

Если коэффициенты

ц

попарно

симметричны

(xi

Хи>

Х2 =

Xn-i)'

 

 

 

 

 

 

 

то

 

/2

л

л

 

 

 

 

 

5( 7 ((o)^2S,1 ((o)

 

 

 

 

 

2 х < + 2 2 X i X * c o s l 0 T i *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> о.

 

 

 

 

 

Рассмотрим жесткий

опорный

механизм.

Построим

упро­

щенную модель учета влияния жесткого опорного механизма на колебания остова трактора при случайном микропрофиле пути.

Так же как и при рассмотрении переезда единичной неровно­ сти, будем различать длинные и короткие неровности.

Будем считать, что жесткая каретка полностью копирует профиль длинной неровности.

Когда короткие неровности расположены часто, трактор дви­ жется лишь по их вершинам, что практически делает систему не­

чувствительной к жесткому

воздействию. Условия

нечувстви­

тельности можно записать в таком виде:

 

 

 

 

/0

< а* — /д;

 

 

 

при /о > а* происходит

полное копирование

тележкой

неров­

ностей.

 

 

 

 

 

Таким образом, тележку

можно условно

уподобить

некото­

рому фильтру, который

не пропускает воздействия

с частотой,

соответствующей длине

неровности

 

 

 

/0 < а * — / д ,

иполностью пропускает (копирует) воздействия с частотой, соответствующей длине неровности

/0 > а*.

В области длин неровностей

а*—/д</0<а*

происходит частичная фильтрация воздействия. Итак, граничные значения частоты:

175


фильтрации

2nv a* In

2яи

копирования со„

По аналогии с кареткой-для жесткого опорного механизма можно ввести коэффициент жесткости каретки А,ж(со). График

коэффициента

Хж((й)

можно построить

из

таких

 

соображений.

На участке частот 0 — сок жесткий опорный механизм

полностью

копирует

воздействие.

Следовательно,

коэффициент

Хж(со)

на

этом

участке

должен

быть

равен

единице.

На

участке

частот

to >

соф происходит полная

фильтрация

воздействия.

Следова­

тельно,

коэффициент

Аж(со) должен быть

при

со >

щ

равен

 

 

 

 

 

 

 

нулю. На участке частот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С0К < СО <

С0Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зависимость А,ж(со) в первом при­

 

 

 

 

 

 

 

ближении

изображается

прямой

 

 

 

 

 

 

 

линией. Итак,

график

зависимо­

 

 

 

 

 

 

 

сти

Я,ж(со)

имеет

 

вид

ломаной

 

 

 

 

 

 

 

(рис.

93)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

при 0 <! со

С 0 Л

Рис.

93.

График

зависимости

 

А,ж(со)

=

<»ф-

 

»

со <; со <; соф;

(со)

для тележки

трактора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с жестким опорным

механизмом

 

 

 

 

 

О

 

»

СО ^

СОф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, пользуясь коэффициентом Яж (со), можно привести расчет колебаний остова трактора с жестким опорным механизмом к расчету подвески с индивидуальным подрессориванием.

До сих

пор рассматривались

линейные упруго-демпфирую­

щие силы.

Для учета

нелинейности

необходимо вычислить

нелинейные

добавки АС и АК- Покажем способ их вычисления

и получим

расчетные

формулы

для

типовых нелинейностей

систем подрессоривания гусеничных тракторов. Будем считать, что нелинейные силы можно представить в виде уравнения (73) и рассматривать два типа нелинейной упругой силы. На рис. 94, а показана кусочно-линейная упругая характеристика с тремя участками. Начало характеристики находится в точке 0\. При приложении статической нагрузки (веса машины) начало от­ счета (равновесное положение) смещается в точку О. Харак­ теристики такого типа широко применяются в подвесках грузо­ вых и легковых автомобилей, поскольку они обеспечивают луч-

176