ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 4
вых усилий, а номинальное значение |
п д — в сторону |
меньших |
тяговых усилий. Эти смещения зависят |
от характера |
колебаний |
нагрузки, а также от некоторых параметров регулятора, двига теля, трактора (запаса крутящего момента, «эластичности» трансмиссии, моментов инерции и т. д.). Всякое изменение пара метров, которое снижает амплитуду колебаний частоты враще ния коленчатого вала двигателя (увеличение моментов инерции, более крутое протекание кривой крутящего момента на коррек торном участке и т. д.), приводит к уменьшению относительного смещения точек а и с' на характеристике, и наоборот.
Кривые потенциальных характеристик, построенных по опыт ной тяговой характеристике и для случая загрузки постоянным моментом сопротивления, расположены не эквидистантно. Бук сование движителей и другие потери не вносят существенных искажений в эту картину.
Значения Nmux и NKJ), по которым определяется к. п. д. трак тора, соответствуют различным режимам работы двигателя. На рис. 5 эти значения соответствуют точкам Ь' и с', одна из которых характеризует номинальный (по крутящему моменту) режим ра боты двигателя, а вторая — перегрузку. Кроме того, точка с' является «плавающей», и ее положение, как указывалось выше, зависит от факторов, которые при испытаниях не регламентиру ются. Строго говоря, такая методика определения к. п. д. трак тора, как и любой другой машины, неправомерна.
Чтобы избежать отмеченных недостатков при проведении тя говых испытаний и определении к. п. д. трактора, тяговые испы тания следует проводить с такими загрузочными устройствами, которые бы обеспечивали стабильную загрузку и не вызывали колебаний частоты вращения коленчатого вала двигателя. Такие устройства можно создать при использовании различного типа демпферов, обратной отрицательной связи, инерционных гаси телей колебаний и т. д. Наряду с тяговыми испытаниями необ ходимо проводить испытания для оценки тягово-динамических качеств трактора, которые отличаются от тяговых испытаний лишь тем, что загрузка создается орудием либо устройством, имитирующим его тяговое сопротивление.
Оценка тягово-динамических качеств трактора при колеба ниях нагрузки. В настоящее время нет критериев, позволяющих производить количественную оценку тягово-динамических качеств трактора при работе с установившейся нагрузкой на крюке, что создает серьезные трудности при общей оценке трактора, осо бенно высокоэнергонасыщенного. В связи с этим предлагается тягово-динамические качества трактора оценивать коэффициен том kv снижения скорости поступательного движения трактора, определяемым по формуле
К•v |
(4) |
2 Зак . 830 |
17 |
где ftCp — полученная при тягово-динамических испытаниях сред няя частота вращения коленчатого вала, соответству
ющая |
некоторому среднему |
крутящему |
моменту дви |
||
гателя |
М с р ; |
|
|
|
|
% — частота вращения, соответствующая по регуляторной |
|||||
характеристике крутящему моменту двигателя, рав |
|||||
ному М с р . |
значения пср и пд |
|
|
|
|
Таким образом, |
должны |
соответствовать |
|||
одному и тому же крутящему моменту. Например, |
если я с р со |
||||
ответствует точке М'г |
(см. рис. 2), то пд должно |
соответствовать |
|||
точке Мъ. |
|
|
|
|
|
Коэффициент kv определяется по отношению частот вращения двигателя или трансмиссии, а не по отношению скоростей движе ния трактора, чтобы при оценке тягово-динамических качеств трактора исключить влияние его тягового-сцепных свойств и не которых других параметров, учитываемых соответствующими составляющими энергетического баланса.
Коэффициент снижения скорости движения трактора являет ся основным параметром его технической характеристики, опре деляющим такие важные эксплуатационные показатели, как оптимальный коэффициент загрузки, с одной стороны, и недоис пользование мощности двигателя (при данном коэффициенте за грузки) — с другой стороны.
В качестве номинального значения kv целесообразно принять величину при номинальном крутящем моменте двигателя (см. п. 1) и работе трактора на основных фонах. Эта условность со гласуется с определением основных показателей двигателя и трактора.
Используя коэффициент kv, можно определить выходную мощность двигателя:
Nv = k0Ne,
откуда вытекает, что этот коэффициент численно равен коэффи циенту использования мощности двигателя при данном коэффи циенте загрузки.
Если |
в процессе стандартных тяговых испытаний измерять |
М д и пп, |
то по тяговой характеристике, построенной с учетом kv, |
можно найти к. п. д. трактора, не прибегая к загрузочным устрой ствам со стабилизацией момента сопротивления. Использование коэффициента снижения скорости поступательного движения трактора позволяет получить его к. п. д. и полную тяговую ха рактеристику на данном фоне также по результатам тягово-ди намических испытаний.
Произведение (1—kv )PK V vv , приведенное к валу двигателя, представляет мощность Nv двигателя, которая не используется из-за нелинейности регуляторной характеристики и колебаний
18
момента сопротивления. Показатели kv и Nv тягово-динамических свойств открывают новые возможности при исследовании трак тора и отдельных составляющих его энергетического баланса.
Сопоставляя величину Nv с потерями в гасителях колебаний различного типа, включая и гидротрансформатор, можно на ос новании оценки тягово-динамических показателей определить целесообразность их применения (по этому признаку) или выб рать лучший из них.
При одной и той же амплитуде колебаний крюкового усилия амплитуда колебаний момента на валу муфты сцепления будет разной при различном передаточном числе трансмиссии тракто ра. С повышением скорости трактора и при сохранении частоты вращения двигателя передаточное число трансмиссии понижает ся, а амплитуда колебаний момента на валу муфты сцепления увеличивается при всех прочих равных условиях. В этом случае двигатель «раскачивается» сильнее, а величина kv снижается. Как известно из тяговой характеристики, частота вращения ко ленчатого Вала ПрИ МаКСИМаЛЬНОЙ КрЮКОВОЙ МОЩНОСТИ Л^ртах последовательно уменьшается с повышением передачи. Напри
мер, если |
на первой передаче |
Аортах |
было получено |
при |
|
1700 |
об/мин, то на второй передаче эта мощность получена при |
||||
1680 |
об/мин, на третьей — при 1650 об/мин и т. д. Одной из при |
||||
чин |
этого |
явления может быть |
снижение |
передаточного |
числа |
в трансмиссии на более высоких |
передачах. |
|
|
Величина Nv входит в составляющую потерь мощности на буксование при его определении через среднюю скорость тракто ра. При использовании коэффициента kv можно определить бук сование трактора без потерь скорости, вызванных нелинейно стью регуляторной характеристики.
Разработка конструкции трактора без количественной оцен ки его тягово-динамических качеств может привести к повыше нию величины Nv и связанному с этим некоторому снижению производительности трактора по сравнению с ожидаемой. Суще ствующие методы исследований могут лишь фиксировать повы шение потерь, но не позволяют вскрыть причину их возникнове ния и объяснить ее, если эти потери вызваны снижением тяговодинамических качеств трактора.
Ввиду того, что величина kv зависит прямо пропорционально от величины пср [выражение (4)], в качестве критерия оценки тягово-динамических качеств трактора при работе с установив шейся нагрузкой можно использовать амплитуду колебаний час тоты вращения коленчатого вала двигателя. Коэффициент ис пользования мощности двигателя и амплитуду колебаний угло вой скорости коленчатого вала можно определить по результатам натурных испытаний или же по результатам опытов на электрон ной модели.
2* |
19 |
3. Характеристики тяговых сопротивлений
Стационарность функции момента сопротивления. Воздейст
вие на систему определяет те |
условия, в которых она работает. |
От полноты и достоверности |
описания этих условий зависит |
в значительной мере результат |
исследований. |
Долгое время условно принимали, что нагрузка на двигатель изменяется по закону синусоиды. В действительности закон из менения нагрузки отличается от гармонического, что объясняет ся многообразием составляющих момента сопротивления и усло
вий, при которых эти составляющие |
возникают. |
|
||
Нагрузка на двигатель формируется из составляющих тяго |
||||
вого баланса трактора и зависит от следующих факторов (исклю |
||||
чая характеристики и параметры |
трактора): |
|
||
типа |
машины-орудия |
(плуг, сеялка, |
культиватор и |
|
т. д.) и ее характеристики |
(количество корпусов, ширина |
|||
захвата |
и т. д.); |
|
|
|
технологического режима |
(глубина |
обработки, угол |
||
развала |
и т. д.); |
|
|
|
количества машин-орудий в агрегате; скорости движения агрегата; типа фона и его состояния;
зональных условий (удельное сопротивление, глыбистость почвы, пересеченность рельефа и т. д.).
Перечисленные факторы могут быть приняты в качестве приз наков при классификации воздействий.
Параметром, наиболее полно отражающим условия работы агрегата и составляющие тягового баланса трактора, является момент сопротивления на ведущем колесе трактора или на валу муфты сцепления.
Многочисленные измерения момента сопротивления и тягово го усилия на крюке показали, что изменение этих параметров происходит не по гармоническому закону. По ряду признаков из менение нагрузки можно отнести к случайным процессам.
В связи с этим важное значение, приобретает исследование изменения нагрузки на стационарность.
Из теории случайных функций известно, что стационарной является такая случайная функция, вероятностные характерис
тики |
которой |
не зависят |
от времени. |
Это |
означает, |
что если |
|||||
имеется |
достаточно |
продолжительная |
реализация, |
то |
любые |
||||||
два |
(или |
более) |
участка |
этой реализации |
равной |
продолжи |
|||||
тельности |
обладают |
одинаковыми |
вероятностными |
характери |
|||||||
стиками. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одной |
из |
регламентирующих |
сельскохозяйственных |
опера |
|||||||
ций по колебаниям нагрузки является пахота. Проведем |
анализ |
||||||||||
функции |
момента |
сопротивления, |
записанного на валу |
муфты |
|||||||
сцепления при пахоте. |
|
|
|
|
|
|
20