ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
1. При |
периодическом воздействии |
наибольшие амплитуды |
колебаний |
системы наблюдаются при |
х ~ 1. Увеличение коэф |
фициента апериодичности уменьшает максимальные амплитуды.
При этом максимальная эффективность |
уменьшения ускорений |
||
Л |
Л |
|
|
|
12 |
|
|
о,2\ц1=о,г |
|
|
|
|
10 |
|
|
1 |
8 |
|
|
|
6 |
|
|
" \\ |
2 |
|
I |
\Y-o,i |
1/1=0,6 |
) |
|
-срф |
О |
|
|
|
|
|
1 г 1 П4
\ (p-Ufl
р
Рис. 102. Графики для определения среднеквадратичного: а — ускорения; б — относительного перемещения
подрессоренной массы |
при колебаниях имеет |
место при |
чр |
« 0,3 н- 0,4. Параметр |
х для положительного |
результата, |
т. е. |
когда безразмерные отношения меньше единицы, должен удов летворять условию х > У 2. Уменьшение частоты собственных колебаний сдвигает область резонансных режимов в зону низких
13 Зак . 830 |
1 93 |
частот воздействий, а также увеличивает коэффициент аперио-
h
Личности г|) = , что уменьшает резонансные амплитуды.
сос
2. При случайном воздействии эффективное значение коэффи циента апериодичности также лежит в пределах -ф = 0,3 -н 0,4. При -ф > 0,4 эффективность затухания уменьшается. Существен ную роль играет параметр р, аналогичный параметру х при гар моническом воздействии. Параметр р характеризует отношение частоты собственных колебаний одномассовой системы и частоты, соответствующей максимуму спектральной плотности. Макси мальные значения средних квадратов ускорений подрессоренной массы отвечают значению р ~ 1. При уменьшении р плавность хода улучшается. Следовательно, и при случайном воздействии уменьшение частоты собственных колебаний приводит к положи тельному результату.
2. Колебания гусеничного трактора
Система дифференциальных уравнений колебаний гусенич ного трактора приведена в гл. V.
Уравнения можно упростить, если положить, что (без сельско хозяйственных орудий) удовлетворяется условие «симметрично го подрессоривания»:
|
Сга=С2Ь; |
К2Ь = |
К\а. |
|
|||
Принимая это условие, получим |
|
|
|
||||
Z o + 2hzz0 + а&о = |
С*. + ^ » + |
+ |
<Ь ; |
||||
|
|
|
|
|
|
м |
|
« j . 9 ( , n |
j _ « 2 « |
C2bq2—Ciaq1 |
+ |
Кфд^—К^д^а |
+ Мг |
||
где |
|
|
|
|
|
|
|
2hz |
= К' + |
*° ; 2ha= |
К ^ + К ^ ; ) |
|
|||
2 |
С, + |
С 2 |
, |
2 |
С,а? + С2Ь* |
|
|
со2 |
= |
|
; с о а = |
|
. |
|
|
|
М |
|
|
|
|
J |
|
(107)
(108)
Рассмотрим влияние конструктивных и компоновочных фак торов на колебания остова гусеничного трактора.
Весовые и компоновочные параметры. Оценим сперва воз можность и пределы пренебрежения связанностью угловых и вертикальных колебаний остова трактора. В табл. 13 приведены некоторые весовые и компоновочные параметры гусеничных тракторов.
194
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Параметры |
системы |
подрессоривания |
гусеничных тракторов |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначе |
|
|
|
Трак тор |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
П а р а м е тр |
|
|
|
|
|
|
ние, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
единица |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
измерения |
Д Т - 5 4 А |
Т - 75 |
Т-74 |
Д Т - 7 5 |
Д Т - 1 2 5 |
Д Т - 7 5 М |
Э- 151 |
T-150 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Вес |
заправленного |
трактора |
|
|
|
|
|
Go. кгс |
5990 |
6015 |
5910 |
6275 |
7590 |
6670 |
6910 |
6870 |
||||||
Вес |
подрессоренной |
части трактора |
. |
. |
. . |
С ь |
кгс |
5165 |
5195 |
5038 |
5845 |
6575 |
5945 |
6160 |
5933 |
|||||||
Отношение веса ходовой системы к весу |
трактора |
|
% |
30,8 |
30,4 |
32,8 |
29,8 |
29,4 |
27,8 |
26,8 |
31,6 |
|||||||||||
Момент |
инерции |
остова |
около |
поперечной |
цент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ральной оси . . . . |
|
|
|
|
У, кгс-м с2 |
61 700 |
67 135 |
67 947 |
73 470 |
109 022 |
75 390 |
78 826 |
85 000 |
|||||||||
Расстояния |
до центра |
тяжести |
остова |
от |
оси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
звездочки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
по |
горизонтали |
|
|
|
|
|
|
|
|
см |
121,5 |
121,9 |
117,9 |
115,0 |
145,0 |
124,5 |
133,5 |
143.1 |
|||
|
по |
вертикали |
|
|
|
|
|
|
|
|
см |
74,8 |
71,8 |
67,7 |
75,0 |
82,4 |
76,2 |
79,1 |
74,4 |
|||
Расстояние |
между центрами |
передних |
и |
задних |
|
L, |
см |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
146,8 |
107,0 |
107,0 |
118,0 |
||||||
Расстояние до центра тяжести от центра |
передней |
а, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
каретки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
см |
56,6 |
56,5 |
61,4 |
63,4 |
73,4 |
52,3 |
43,2 |
51,4 |
||||
Приведенная к оси |
каретки |
вертикальная |
жест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
кость упругих |
элементов |
каретки |
(одной сто |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
роны) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
передней |
|
|
|
|
|
|
|
C?i, |
кгс/см |
800 |
800 |
800 |
960 |
960 |
960 |
960 |
528 |
||||
|
задней |
|
|
|
|
|
|
|
|
С?2, |
КГС/СМ |
800 |
800 |
800 |
960 |
960 |
960 |
960 |
528 |
|||
|
дополнительной |
|
|
|
|
|
|
С3 , |
кгс/см |
— |
— |
— |
. — |
188 |
— |
— |
— |
Продолжение табл. 13
|
О б о з н а ч е |
|
|
Трактор |
|
|
|
|
|
|
|
Параметр |
ние, |
|
|
|
|
единица |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
измерения |
Д Т - 5 4 А Т-75 |
T-74 |
Д Т - 7 5 |
Д Т - 1 2 5 Д Т - 7 6М Э-151 Т - 1 5 0 |
Коэффициент |
распределения |
жесткостей |
е, = |
Сф |
0,89 |
0,89 |
0,74 |
0,69 |
1,00 |
1,05 |
1,48 |
1,30 |
|||
С,а |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Статический |
ход каретки: |
|
|
|
1,52 |
1,53 |
|
|
1,52 |
|
1,94 |
3,17 |
|||
передней |
|
|
|
|
Лет. см |
1,34 |
1,25 |
1,58 |
|||||||
задней |
|
|
|
|
f2 C T . |
см |
1,71 |
1,71 |
1,80 |
1,80 |
1,60 |
1,51 |
1,23 |
2,45 |
|
|
|
|
|
|
/зст> |
см |
— |
— |
— |
— |
1,56 |
— |
— |
— |
|
Динамический |
ход каретки |
до полного |
сжатия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
пружин (максимальный): |
|
/ , д , |
см |
5,48 |
5,47 |
5,66 |
5,75 |
5,48 |
5,42 |
5,06 |
6,43 |
||||
передней |
|
|
|
|
|||||||||||
задней |
|
|
|
|
/ 2 Д , |
см |
5,29 |
5,29 |
5,20 |
5,20 |
5,40 |
5,49 |
5,71 |
7,65 |
|
промежуточной |
|
|
/з Д , |
см |
— |
— |
— |
— |
5,44 |
— |
— |
— |
|||
Коэффициент динамичности по максимальному ди |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
намическому |
ходу |
каретки: |
|
|
4,60 |
4,56 |
5,20 |
5,61 |
4,61 |
4,43 |
3,60 |
3,19 |
|||
передней |
|
|
|
|
К , д |
||||||||||
задней |
|
|
|
|
|
|
4,09 |
4,09 |
3,89 |
3,89 |
4,38 |
4,64 |
5,69 |
4,12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
— |
— |
— |
4,49 |
— |
— |
— |
|
Частота собственных |
колебаний: |
|
|
|
1,86 |
1,96 |
1,94 |
1,70 |
1,94 |
1,89 |
1,27 |
||||
угловых |
|
|
|
|
Гц |
1,93 |
|||||||||
вертикальных |
|
|
Гц |
3,94 |
3,92 |
4,00 |
3,78 |
3,46 |
4,02 |
3,97 |
3,19 |
||||
Отношение частот собственных вертикальных и уг |
|
2,02 |
2,10 |
2,04 |
1,94 |
2,03 |
2,07 |
2,10 |
2,50 |
||||||
ловых колебаний . . . . |
|
|
Для оценки «симметричности» подрессоривания введем ко-
С b |
который |
назовем |
коэффициентом распре- |
эффициент ei = ——, |
|||
С\й |
При ei = |
1 имеет |
место «симметричное» |
деления жесткости. |
подрессоривание. Коэффициент ei лежит в пределах 0,69—1,48. Для того чтобы судить о значимости такого отклонения коэффи циента ei от единицы, следует сравнить значения частот собст венных колебаний, подсчитанные по точным формулам при ei = = 0,74 -т- 1,48, со значениями, подсчитанными в предположении
несвязанности угловых и вертикальных |
колебаний. |
Без учета |
|||
затухания частоты |
собственных |
колебаний системы |
по формуле |
||
(90) равны |
|
|
|
|
|
|
/1 |
= Т ~ > |
12 =-Z— |
. |
|
|
|
2я |
2п |
|
|
где |
|
|
|
|
|
= j |
/ -j- |
[ » г + Ю о — К ( < В а — а > 1 ) 2 - т - 4 т ] г а т 1 а г ] ; |
|||
Q2 |
|
|
|
|
|
Преобразуем эти выражения, выразив члены, содержащие коэффициенты связи, через коэффициент еь отношение частот собственных колебаний и отношение жесткостей.
Получим
На рис. 103 построены зависимости |
— и |
для разных зна |
||
чении отношении — , |
— |
и е ь |
|
|
С, |
а а |
|
|
|
Поскольку частоты собственных угловых и вертикальных не |
||||
зависимых колебаний мало отличаются |
(не более чем на 8%) от |
|||
частот связанной системы |
для тракторов, |
параметры которых |
приведены в табл. 13, можно считать, что угловые и вертикаль ные колебания разделяются, и можно рассматривать их незави симо.
197