Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. При

периодическом воздействии

наибольшие амплитуды

колебаний

системы наблюдаются при

х ~ 1. Увеличение коэф­

фициента апериодичности уменьшает максимальные амплитуды.

При этом максимальная эффективность

уменьшения ускорений

Л

Л

 

 

 

12

 

 

о,2\ц1=о,г

 

 

 

10

 

 

1

8

 

 

 

6

 

 

" \\

2

 

I

\Y-o,i

1/1=0,6

)

 

-срф

О

 

 

 

 

1 г 1 П4

\ (p-Ufl

р

Рис. 102. Графики для определения среднеквадратичного: а — ускорения; б — относительного перемещения

подрессоренной массы

при колебаниях имеет

место при

чр

« 0,3 н- 0,4. Параметр

х для положительного

результата,

т. е.

когда безразмерные отношения меньше единицы, должен удов­ летворять условию х > У 2. Уменьшение частоты собственных колебаний сдвигает область резонансных режимов в зону низких

13 Зак . 830

1 93


частот воздействий, а также увеличивает коэффициент аперио-

h

Личности г|) = , что уменьшает резонансные амплитуды.

сос

2. При случайном воздействии эффективное значение коэффи­ циента апериодичности также лежит в пределах -ф = 0,3 -н 0,4. При -ф > 0,4 эффективность затухания уменьшается. Существен­ ную роль играет параметр р, аналогичный параметру х при гар­ моническом воздействии. Параметр р характеризует отношение частоты собственных колебаний одномассовой системы и частоты, соответствующей максимуму спектральной плотности. Макси­ мальные значения средних квадратов ускорений подрессоренной массы отвечают значению р ~ 1. При уменьшении р плавность хода улучшается. Следовательно, и при случайном воздействии уменьшение частоты собственных колебаний приводит к положи­ тельному результату.

2. Колебания гусеничного трактора

Система дифференциальных уравнений колебаний гусенич­ ного трактора приведена в гл. V.

Уравнения можно упростить, если положить, что (без сельско­ хозяйственных орудий) удовлетворяется условие «симметрично­ го подрессоривания»:

 

Сга=С2Ь;

К2Ь =

К\а.

 

Принимая это условие, получим

 

 

 

Z o + 2hzz0 + а&о =

С*. + ^ » +

+

;

 

 

 

 

 

 

м

 

« j . 9 ( , n

j _ « 2 «

C2bq2—Ciaq1

+

Кфд^—К^д

+ Мг

где

 

 

 

 

 

 

 

2hz

= К' +

*° ; 2ha=

К ^ + К ^ ; )

 

2

С, +

С 2

,

2

С,а? + С2Ь*

 

со2

=

 

; с о а =

 

.

 

 

М

 

 

 

 

J

 

(107)

(108)

Рассмотрим влияние конструктивных и компоновочных фак­ торов на колебания остова гусеничного трактора.

Весовые и компоновочные параметры. Оценим сперва воз­ можность и пределы пренебрежения связанностью угловых и вертикальных колебаний остова трактора. В табл. 13 приведены некоторые весовые и компоновочные параметры гусеничных тракторов.

194


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

13

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметры

системы

подрессоривания

гусеничных тракторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначе ­

 

 

 

Трак тор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П а р а м е тр

 

 

 

 

 

 

ние,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

единица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

измерения

Д Т - 5 4 А

Т - 75

Т-74

Д Т - 7 5

Д Т - 1 2 5

Д Т - 7 5 М

Э- 151

T-150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вес

заправленного

трактора

 

 

 

 

 

Go. кгс

5990

6015

5910

6275

7590

6670

6910

6870

Вес

подрессоренной

части трактора

.

.

. .

С ь

кгс

5165

5195

5038

5845

6575

5945

6160

5933

Отношение веса ходовой системы к весу

трактора

 

%

30,8

30,4

32,8

29,8

29,4

27,8

26,8

31,6

Момент

инерции

остова

около

поперечной

цент­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ральной оси . . . .

 

 

 

 

У, кгс-м с2

61 700

67 135

67 947

73 470

109 022

75 390

78 826

85 000

Расстояния

до центра

тяжести

остова

от

оси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

звездочки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

горизонтали

 

 

 

 

 

 

 

 

см

121,5

121,9

117,9

115,0

145,0

124,5

133,5

143.1

 

по

вертикали

 

 

 

 

 

 

 

 

см

74,8

71,8

67,7

75,0

82,4

76,2

79,1

74,4

Расстояние

между центрами

передних

и

задних

 

L,

см

107,0

107,0

107,0

107,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

146,8

107,0

107,0

118,0

Расстояние до центра тяжести от центра

передней

а,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

каретки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см

56,6

56,5

61,4

63,4

73,4

52,3

43,2

51,4

Приведенная к оси

каретки

вертикальная

жест­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кость упругих

элементов

каретки

(одной сто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роны) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

передней

 

 

 

 

 

 

 

C?i,

кгс/см

800

800

800

960

960

960

960

528

 

задней

 

 

 

 

 

 

 

 

С?2,

КГС/СМ

800

800

800

960

960

960

960

528

 

дополнительной

 

 

 

 

 

 

С3 ,

кгс/см

. —

188


Продолжение табл. 13

 

О б о з н а ч е ­

 

 

Трактор

 

 

 

 

 

Параметр

ние,

 

 

 

 

единица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

измерения

Д Т - 5 4 А Т-75

T-74

Д Т - 7 5

Д Т - 1 2 5 Д Т - 7 6М Э-151 Т - 1 5 0

Коэффициент

распределения

жесткостей

е, =

Сф

0,89

0,89

0,74

0,69

1,00

1,05

1,48

1,30

С,а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статический

ход каретки:

 

 

 

1,52

1,53

 

 

1,52

 

1,94

3,17

передней

 

 

 

 

Лет. см

1,34

1,25

1,58

задней

 

 

 

 

f2 C T .

см

1,71

1,71

1,80

1,80

1,60

1,51

1,23

2,45

 

 

 

 

 

/зст>

см

1,56

Динамический

ход каретки

до полного

сжатия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пружин (максимальный):

 

/ , д ,

см

5,48

5,47

5,66

5,75

5,48

5,42

5,06

6,43

передней

 

 

 

 

задней

 

 

 

 

/ 2 Д ,

см

5,29

5,29

5,20

5,20

5,40

5,49

5,71

7,65

промежуточной

 

 

Д ,

см

5,44

Коэффициент динамичности по максимальному ди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

намическому

ходу

каретки:

 

 

4,60

4,56

5,20

5,61

4,61

4,43

3,60

3,19

передней

 

 

 

 

К , д

задней

 

 

 

 

 

 

4,09

4,09

3,89

3,89

4,38

4,64

5,69

4,12

 

 

 

 

 

 

 

4,49

Частота собственных

колебаний:

 

 

 

1,86

1,96

1,94

1,70

1,94

1,89

1,27

угловых

 

 

 

 

Гц

1,93

вертикальных

 

 

Гц

3,94

3,92

4,00

3,78

3,46

4,02

3,97

3,19

Отношение частот собственных вертикальных и уг­

 

2,02

2,10

2,04

1,94

2,03

2,07

2,10

2,50

ловых колебаний . . . .

 

 


Для оценки «симметричности» подрессоривания введем ко-

С b

который

назовем

коэффициентом распре-

эффициент ei = ——,

С

При ei =

1 имеет

место «симметричное»

деления жесткости.

подрессоривание. Коэффициент ei лежит в пределах 0,69—1,48. Для того чтобы судить о значимости такого отклонения коэффи­ циента ei от единицы, следует сравнить значения частот собст­ венных колебаний, подсчитанные по точным формулам при ei = = 0,74 -т- 1,48, со значениями, подсчитанными в предположении

несвязанности угловых и вертикальных

колебаний.

Без учета

затухания частоты

собственных

колебаний системы

по формуле

(90) равны

 

 

 

 

 

 

/1

= Т ~ >

12 =-Z—

.

 

 

 

2п

 

 

где

 

 

 

 

 

= j

/ -j-

[ » г + Ю о — К ( < В а — а > 1 ) 2 - т - 4 т ] г а т 1 а г ] ;

Q2

 

 

 

 

 

Преобразуем эти выражения, выразив члены, содержащие коэффициенты связи, через коэффициент еь отношение частот собственных колебаний и отношение жесткостей.

Получим

На рис. 103 построены зависимости

— и

для разных зна­

чении отношении — ,

и е ь

 

 

С,

а а

 

 

 

Поскольку частоты собственных угловых и вертикальных не­

зависимых колебаний мало отличаются

(не более чем на 8%) от

частот связанной системы

для тракторов,

параметры которых

приведены в табл. 13, можно считать, что угловые и вертикаль­ ные колебания разделяются, и можно рассматривать их незави­ симо.

197