Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании изложенного можно в приближенных расчетах конструкций тракторов полагать колебания несвязанными для следующих значений отношений:

 

0 , 5 < - £ - < 1 , 5 ;

2

0 , 5 < е , < 1 , 5 .

Ошибка в частотах при этом не<

превышает- ^ L ;

10%.

Часто для

упрощения анализа

рассматривается симметрич­

ная система.

 

 

 

 

Я,

г

з t

 

 

 

 

 

 

 

1,00

с,6

0

 

г

1

 

 

0J5

J/h

\ з

k

0,90

JLL

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

103.

Зависимость

Q, Я. от коэффициента

распределения жесткое-

теи

 

 

 

со.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер кривой

 

 

Парамет р

 

/

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2 , 5

3

2

 

 

 

 

1

0 , 5

1,5

0 , 5

Составим отношение квадратов угловых скоростей несиммет­

ричной

(со2 , со2

)

и симметричной (со.

со 2 0 )

систем с оди­

наковыми

базами,

массами и моментами

инерции

остова:

 

 

 

 

Ct a2 + Сф2 .

 

С, + С 2

 

 

 

J a 0

 

2 С 0 а 2

иг0

0

 

где С0,

а0

— параметры симметричной системы.

 

198


В существующих конструкциях, как правило, асимметрия по­ лучается за счет неравенства координат а и Ь. Жесткости подве­ сок обычно одинаковы. Тогда для граничных значений ei имеем

А .

=

0,74 и А- =

1,48. Учитывая, что а, + bx = L и а2 + Ь2

= L ,

ал

 

а2

 

 

 

 

а0

=

0,5 L; С] = С2

= С0 , получим а{ = 0,57 L ; Ь{ = 0,43 L;

а 2 =

=

0,41 L; 62 = 0,59 L и, следовательно,

 

 

 

 

« 1 , 0 1 ;

( ^ Ц « 1 , 0 2 ;

 

 

 

 

 

 

« 1 .

 

 

 

 

\

<°г0

/ 1 , 2

 

 

Как видим, асимметрию в гусеничных тракторах при прибли­

женных расчетах можно не принимать во внимание.

 

 

Подставляя значения частот собственных колебаний и пола­

гая а — b, Ci = С2 , / = Мр2 , получим

 

 

 

 

_w

aJ L

_ L > 2 ,

(109)

 

 

 

= а

 

где р — радиус инерции остова.

 

 

Условие (109) удовлетворяется для гусеничных машин, пото­

му

что упругие опоры размещаются между направляющими и

ведущими колесами. При подъеме орудия в транспортное поло­ жение соотношение частот собственных колебаний тем более удовлетворяется, так как существенно увеличивается момент инерции остова.

При резонансном режиме вертикальных колебаний возмож­

но возбуждение угловых колебаний,

которые, как известно,

плохо переносятся человеком из-за горизонтальных

перемещений

на уровне головы.

Анализ одномассовой системы

показывает,

что при всех видах

воздействий для

эффективного

уменьшения

колебаний необходимо, чтобы частота возмущений была не ме­ нее чем в 1,41 раза выше частоты собственных колебаний, что отвечает условию (109).

Рассмотрим соотношение демпфирующих параметров подвес­ ки гусеничного трактора. Степень затухания колебаний упругой системы зависит от коэффициента апериодичности гр.

Для угловых колебаний и симметричной схемы подрессорен­ ный коэффициент апериодичности

Для вертикальных колебаний

. _

К

Если положить, согласно

уравнению (109), р ~ 2а, то tpe =

= 0,5 ipz.

 

199


Это объясняет, почему в гусеничных машинах в основном возникают угловые колебания: частота угловых колебаний в 2 ра­ за ниже, чем частота вертикальных, следовательно, и больше продолжительность одного колебания, а затухание колебаний в 2 раза меньше. Таким образом, общее время углового колеба­ ния, вызванного некоторым единичным воздействием, в несколь­ ко раз больше, чем время вертикального колебания от такого же воздействия. Поэтому в основном система совершает угловые колебания.

Поскольку коэффициент демпфирования угловых колебаний меньше, чем коэффициент демпфирования вертикальных коле­ баний, очевидно, что оптимальная его величина должна быть принята для угловых колебаний. Тогда демпфирование верти­ кальных колебаний будет заведомо достаточным.

Изложенные выше соображения по компоновке трактора, обеспечивающие уменьшение угловых колебаний гусеничных ма­ шин, не являются единственными. Возможно уменьшить вероят­ ность возникновения угловых колебаний за счет уменьшения разности собственных вертикальных и угловых частот колебаний. В этом случае относительное демпфирование двух видов коле­ баний становится примерно равным и преимущественного воз­ никновения угловых колебаний наблюдаться не будет. Совмеще­ ние, частот собственных колебаний реализовано в легковых и гру­ зовых автомобилях. Как известно, последние не склонны к уг­ ловым колебаниям, хотя они и вполне возможны при специаль­ ном режиме возбуждения.

При уточненных расчетах необходимо рассматривать колеба­ ния остова трактора как системы с двумя степенями свободы (гл. V) . Проанализируем в этом случае влияние весовых и ком­ поновочных параметров на конечные результаты расчета — ве­ личины ускорений остова трактора.

Исходные данные к расчетам приведены в табл. 14.

Таблица 14

Исходные данные к расчету колебаний остова гусеничного трактора

варианта

—4

К а - 1 0

4 с , - ю 4

с 2 ю

4

м

J

а

ь

К, -10

кгс.с/м

кгс/м

кгс/м

кгс-сг

КГСМС3

м

м

 

кгс.с/м

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1,27

1,27

10,5 6

10,5

6

605

8 8 4 , 2

0 , 5 9 0

0,59 0

2

1,27

1,27

10,5 6

10,5

6

666

1986,2

1,015

0 , 1 6 5

3

1,27

1,27

10,56

6 6 , 5

0

666

1986,2

1,015

0 , 1 6 5

П е р в ы й в а р и а н т — с и м м е т р и ч н а я п о д в е с к а . Воздействия приняты типовыми, спектральные плотности их при­ ведены на рис. 95.

200



Ускорения Z\ и z% при единичном воздействии для короткой и длинной неровности мало различаются при а ^ 3 -г 4 м/с и не­ прерывно возрастают (рис. 104).

При периодическом воздействии амплитудно-частотные ха­ рактеристики имеют выраженные максимумы в области значе­ ний 10—12 1/с (рис. 105). В этой же области частот имеют мак­ симумы спектральные плотности ускорений точек остова. Орди­ наты последних графиков для воздействий /, II, III последова­ тельно уменьшаются.

Рис. 104. Ускорение точек остова при единичном воздействии:

з — в — варианты

1—3 (сплошные линии соответствуют короткой, а штри­

ховые — длинной

неровности)

Графики среднеквадратичных значений ускорений представ­ лены на рис. 106. Характерной особенностью этих зависимостей является то, что ускорения точки остова над задней кареткой больше, чем над передней, несмотря на симметрию подвески. То же наблюдается и при гармоническом воздействии. Асимметрия ускорений может быть объяснена лишь запаздыванием ускоре­ ний передней и задней частей остова относительно друг друга.

В т о р о й в а р и а н т — э т а ж е с и с т е м а с п л у г о м в т р а н с п о р т н о м п о л о ж е н и и . При единичном воздей­ ствии ускорения передней и задней опор несколько уменьшаются по сравнению с ускорениями при симметричном варианте. Этот эффект более ощутим при переезде длинной неровности.

При гармоническом и случайном воздействии во втором вари­ анте амплитудно-частотные характеристики по абсолютной ве­

личине

примерно те же,

что и в первом

варианте,

а

область

частот,

соответствующая

максимуму

амплитуд

и

максимуму

спектральной плотности,

смещается

влево

(7—10

1/с). Это объ­

ясняется

уменьшением

частот собственных колебаний

системы

в связи

с увеличением

момента инерции

остова

из-за

подъема

201