ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 4
На основании изложенного можно в приближенных расчетах конструкций тракторов полагать колебания несвязанными для следующих значений отношений:
|
0 , 5 < - £ - < 1 , 5 ; |
2 |
0 , 5 < е , < 1 , 5 . |
||
Ошибка в частотах при этом не< |
превышает- ^ L ; |
10%. |
|||
Часто для |
упрощения анализа |
рассматривается симметрич |
|||
ная система. |
|
|
|
|
|
Я, |
г |
з t |
|
|
|
|
|
|
|
||
1,00 |
с,6 |
0 |
|
г |
1 |
|
|
0J5
J/h
\ з
k
0,90
JLL |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
103. |
Зависимость |
Q, Я. от коэффициента |
распределения жесткое- |
|||
теи |
|
|
|
со. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер кривой |
|
|
|
Парамет р |
|
/ |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
2 |
2 , 5 |
3 |
2 |
|
|
|
|
1 |
0 , 5 |
1,5 |
0 , 5 |
Составим отношение квадратов угловых скоростей несиммет |
|||||||
ричной |
(со2 , со2 |
) |
и симметричной (со. |
со 2 0 ) |
систем с оди |
||
наковыми |
базами, |
массами и моментами |
инерции |
остова: |
|||
|
|
|
|
Ct a2 + Сф2 . |
|
С, + С 2 |
|
|
|
J a 0 |
|
2 С 0 а 2 |
иг0 |
2С0 |
|
где С0, |
а0 |
— параметры симметричной системы. |
|
198
В существующих конструкциях, как правило, асимметрия по лучается за счет неравенства координат а и Ь. Жесткости подве сок обычно одинаковы. Тогда для граничных значений ei имеем
А . |
= |
0,74 и А- = |
1,48. Учитывая, что а, + bx = L и а2 + Ь2 |
= L , |
||
ал |
|
а2 |
|
|
|
|
а0 |
= |
0,5 L; С] = С2 |
= С0 , получим а{ = 0,57 L ; Ь{ = 0,43 L; |
а 2 = |
||
= |
0,41 L; 62 = 0,59 L и, следовательно, |
|
||||
|
|
|
« 1 , 0 1 ; |
( ^ Ц « 1 , 0 2 ; |
|
|
|
|
|
|
|
« 1 . |
|
|
|
|
\ |
<°г0 |
/ 1 , 2 |
|
|
Как видим, асимметрию в гусеничных тракторах при прибли |
|||||
женных расчетах можно не принимать во внимание. |
|
|||||
|
Подставляя значения частот собственных колебаний и пола |
|||||
гая а — b, Ci = С2 , / = Мр2 , получим |
|
|||||
|
|
|
_w |
aJ L |
_ L > 2 , |
(109) |
|
|
|
= а |
|
||
где р — радиус инерции остова. |
|
|||||
|
Условие (109) удовлетворяется для гусеничных машин, пото |
|||||
му |
что упругие опоры размещаются между направляющими и |
ведущими колесами. При подъеме орудия в транспортное поло жение соотношение частот собственных колебаний тем более удовлетворяется, так как существенно увеличивается момент инерции остова.
При резонансном режиме вертикальных колебаний возмож
но возбуждение угловых колебаний, |
которые, как известно, |
||
плохо переносятся человеком из-за горизонтальных |
перемещений |
||
на уровне головы. |
Анализ одномассовой системы |
показывает, |
|
что при всех видах |
воздействий для |
эффективного |
уменьшения |
колебаний необходимо, чтобы частота возмущений была не ме нее чем в 1,41 раза выше частоты собственных колебаний, что отвечает условию (109).
Рассмотрим соотношение демпфирующих параметров подвес ки гусеничного трактора. Степень затухания колебаний упругой системы зависит от коэффициента апериодичности гр.
Для угловых колебаний и симметричной схемы подрессорен ный коэффициент апериодичности
Для вертикальных колебаний
. _ |
К |
Если положить, согласно |
уравнению (109), р ~ 2а, то tpe = |
= 0,5 ipz. |
|
199
Это объясняет, почему в гусеничных машинах в основном возникают угловые колебания: частота угловых колебаний в 2 ра за ниже, чем частота вертикальных, следовательно, и больше продолжительность одного колебания, а затухание колебаний в 2 раза меньше. Таким образом, общее время углового колеба ния, вызванного некоторым единичным воздействием, в несколь ко раз больше, чем время вертикального колебания от такого же воздействия. Поэтому в основном система совершает угловые колебания.
Поскольку коэффициент демпфирования угловых колебаний меньше, чем коэффициент демпфирования вертикальных коле баний, очевидно, что оптимальная его величина должна быть принята для угловых колебаний. Тогда демпфирование верти кальных колебаний будет заведомо достаточным.
Изложенные выше соображения по компоновке трактора, обеспечивающие уменьшение угловых колебаний гусеничных ма шин, не являются единственными. Возможно уменьшить вероят ность возникновения угловых колебаний за счет уменьшения разности собственных вертикальных и угловых частот колебаний. В этом случае относительное демпфирование двух видов коле баний становится примерно равным и преимущественного воз никновения угловых колебаний наблюдаться не будет. Совмеще ние, частот собственных колебаний реализовано в легковых и гру зовых автомобилях. Как известно, последние не склонны к уг ловым колебаниям, хотя они и вполне возможны при специаль ном режиме возбуждения.
При уточненных расчетах необходимо рассматривать колеба ния остова трактора как системы с двумя степенями свободы (гл. V) . Проанализируем в этом случае влияние весовых и ком поновочных параметров на конечные результаты расчета — ве личины ускорений остова трактора.
Исходные данные к расчетам приведены в табл. 14.
Таблица 14
Исходные данные к расчету колебаний остова гусеничного трактора
варианта |
—4 |
К а - 1 0 |
4 с , - ю 4 |
с 2 ю |
4 |
м |
J |
а |
ь |
К, -10 |
кгс.с/м |
кгс/м |
кгс/м |
кгс-сг /м |
КГСМС3 |
м |
м |
||
|
кгс.с/м |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1,27 |
1,27 |
10,5 6 |
10,5 |
6 |
605 |
8 8 4 , 2 |
0 , 5 9 0 |
0,59 0 |
2 |
1,27 |
1,27 |
10,5 6 |
10,5 |
6 |
666 |
1986,2 |
1,015 |
0 , 1 6 5 |
3 |
1,27 |
1,27 |
10,56 |
6 6 , 5 |
0 |
666 |
1986,2 |
1,015 |
0 , 1 6 5 |
П е р в ы й в а р и а н т — с и м м е т р и ч н а я п о д в е с к а . Воздействия приняты типовыми, спектральные плотности их при ведены на рис. 95.
200
Ускорения Z\ и z% при единичном воздействии для короткой и длинной неровности мало различаются при а ^ 3 -г 4 м/с и не прерывно возрастают (рис. 104).
При периодическом воздействии амплитудно-частотные ха рактеристики имеют выраженные максимумы в области значе ний 10—12 1/с (рис. 105). В этой же области частот имеют мак симумы спектральные плотности ускорений точек остова. Орди наты последних графиков для воздействий /, II, III последова тельно уменьшаются.
Рис. 104. Ускорение точек остова при единичном воздействии:
з — в — варианты |
1—3 (сплошные линии соответствуют короткой, а штри |
ховые — длинной |
неровности) |
Графики среднеквадратичных значений ускорений представ лены на рис. 106. Характерной особенностью этих зависимостей является то, что ускорения точки остова над задней кареткой больше, чем над передней, несмотря на симметрию подвески. То же наблюдается и при гармоническом воздействии. Асимметрия ускорений может быть объяснена лишь запаздыванием ускоре ний передней и задней частей остова относительно друг друга.
В т о р о й в а р и а н т — э т а ж е с и с т е м а с п л у г о м в т р а н с п о р т н о м п о л о ж е н и и . При единичном воздей ствии ускорения передней и задней опор несколько уменьшаются по сравнению с ускорениями при симметричном варианте. Этот эффект более ощутим при переезде длинной неровности.
При гармоническом и случайном воздействии во втором вари анте амплитудно-частотные характеристики по абсолютной ве
личине |
примерно те же, |
что и в первом |
варианте, |
а |
область |
|||
частот, |
соответствующая |
максимуму |
амплитуд |
и |
максимуму |
|||
спектральной плотности, |
смещается |
влево |
(7—10 |
1/с). Это объ |
||||
ясняется |
уменьшением |
частот собственных колебаний |
системы |
|||||
в связи |
с увеличением |
момента инерции |
остова |
из-за |
подъема |
201