Файл: Курсовая работа 33 с., 3 рис., 2 табл., 17 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными тенденциями развития услуг в развитых странах являются:

1) изменение технологий предоставления некоторых традиционных услуг: дистанционное обучение, покупка билетов в режиме он-лайн и т.п.;

2) увеличение доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП;

3) расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями;

4) распространение франчайзинга;

5) ориентация организаций на повышение качества услуг и фокусирование внимания на запросах потребителей.

Основные направления развития услуг в развитых странах определят структура мирового экспорта услуг (рисунок 2.1).



Рисунок 2.1 – Структура мирового экспорта услуг в 2019 г.

Примечание – Источник: [1, c. 130].

Основными направлениями развития услуг в развитых странах являются:

1) Компьютерные и информационные услуги, куда входят IT-услуги (разработка приложений, IT-сервисы, CRM-сервисы и др.) и Интернет-услуги (современные продающие серверы, Интернет-приложения и др.);

2) туристические услуги (новые виды и направления услуг, новые мобильные и Интернет-каналы реализации и т.д.);

3) транспортные услуги.

Республике Беларусь, с целью развития сектора услуг, необходимо учитывать тенденции и направления развития данного сектора в мировой экономике. В первую очередь необходимо развивать IT-сектор, туристические и транспортные услуги.


2.2 Проблемы и перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь



Формирование рыночной экономики в Республике Беларусь характеризуется резкими изменениями финансово-экономической базы развития сферы услуг, многие отрасли которой (образование, здравоохранение, культура, физическая культура, туризм) финансировались в прошлом преимущественно за счет бюджетных ассигнований, с использованием общественных фондов потребления, благодаря чему они предоставлялись населению, как правило, на условиях частичной оплаты или бесплатно. Становление белорусской экономики сопровождается ускоренным развитием частного сектора и коммерциализацией ранее бюджетных отраслей сферы услуг. При этом происходит замещение многих видов бесплатных услуг платными.

В настоящее время и в Республике Беларусь большое развитие получила деятельность по оказанию платных услуг населению организациями разных форм собственности и индивидуальными предпринимателями. От уровня развития сектора услуг зависит повышение конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества жизни населения. Сервисная деятельность пронизывает практические все отрасли экономики. Услуги образования, науки, культуры, здравоохранения, туристические, спортивные услуги, услуги информационные, услуги связи имеют стратегическое значение для функционирования экономики в долговременной перспективе, включения ее в мировую хозяйственную систему, формирования постиндустриального общества. Дальнейшее развитие и модернизация белорусской экономики, преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса предполагают повышение роли услуг, в том числе и платных.

Осознание значения сферы услуг нашло выражение в принятии за 2000-2020 гг. более 30 государственных и отраслевых программных документов, направленных на ее ускоренное развитие. В этот период в рассматриваемой сфере сформировались положительные тенденции: расширилось правовое поле, увеличился спектр предоставляемых услуг, возросли объемы реализации. За 2000-2020 гг. общий объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации в Республике Беларусь, увеличился почти в 20 раз. Объем платных услуг населению в Республике Беларусь за 2000-2020 гг. представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Объем платных услуг населению в Республике Беларусь за 2000-2020 гг.


Показатель

Значение по годам, млн. руб.

Темп роста, %

(2020/1995)

2000

2005

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Платные услуги населению




























в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

632,61)

6 776,2

79408,9

9287,11

10 125,8

11 646,2

12829,4

12 488,6

1974,2

в сопоставимых ценах, в процентах к предыд. году

104,9

115,3

97,7

95,6

103,7

106,3

105,7

90,8

х

В том числе бытовые услуги




























в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

108,41)

839,1

10615,3

923,61

946,3

1 054,8

1 089,6

1 130,0

797,7

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

113,0

130,0

97,7

95,2

99,6

104,6

101,9

96,2

х

1) Миллионов рублей (с учетом деноминации уменьшение в 10 000 раз).

Примечание – Источник: [11].

В 2020 году было оказано в фактически действовавших ценах услуг на сумму 12,49 млрд. руб. Преобладающую часть услуг оказывают субъекты хозяйствования государственной и частной форм собственности.

Активное развитие рынка платных услуг населению происходило под влиянием благоприятной общеэкономической ситуации докризисного периода, роста благосостояния населения, повышения жизненных стандартов, расширения выбора услуг, предоставляемых на платной основе, освоения средств, выделенных на реализацию ряда государственных программ. С 2009 г. наблюдается замедление объемов реализации услуг. К основным факторам, оказавшим влияние на замедление, относятся: снижение платежеспособного спроса, быстрый рост цен и тарифов, изменение структуры потребительских расходов в кризисный период — переключение части спроса потребителей на рынок продуктов [13, c. 5].

Основная часть в объемах реализации платных услуг в анализируемое время приходилась на жилищно-коммунальные, а также услуги транспорта и связи.

Структура сектора услуг в 2020 г. представлена на рисунке 2.1.



Рисунок 2.1 – Структура сектора услуг Республики Беларусь в 2020 г., %

Примечание – Источник: [11].
В 2020 году наибольший удельный вес в объеме платных услуг населению составили жилищно-коммунальные услуги (17,8%), услуги связи (21,3%), бытовые услуги (15,3%), транспортные услуги (12,8%).

Одним из наиболее инновационных для страны является сектор информационных и коммуникационных услуг, служащий одновременно основой для модернизации производства, медицины, образования, культуры и др. В соответствии с мировыми тенденциями ожидается рост количественных и качественных показателей рынка услуг связи. Политика либерализации сети электросвязи должна расширить инвестиционные возможности, обеспечить ускорение внедрения информатики в экономику республики, увеличить разнообразие услуг, создать условие для их удешевления. При этом особую актуальность приобретает интеграция усилий бизнеса и государства.

Сектор производственно-деловых услуг включает виды деятельности, обеспечивающие условия для успешного функционирования промышленного, сельскохозяйственного производства, рыночных структур, бизнеса. Рост деловых услуг в мире составляет 15-20% в год, что в 2-3 раза выше, чем темпы развития рынков наукоемкой продукции и потребительских услуг. Этот сектор в Беларуси сформировался сравнительно недавно и носит несколько хаотичный характер. Нет терминологической определенности по консалтинговым и другим профессиональным видам деловых услуг. Тем не менее, в 2020 г. на этом рынке активно работала 131 фирма, предоставляя в основном услуги управленческого, юридического,
маркетингового консалтинга, и 150 аудиторских фирм [11].

Спрос на деловые услуги (консалтинговые, лизинговые, риэлтерские, аудиторские) в кризисный период колеблется. Наблюдается и изменение портфеля заказов. В любом случае развитие деловых услуг — это путь к снижению издержек, обеспечению конкурентоспособности экономики, повышению устойчивости бизнеса.

Расширение предоставления услуг населению сдерживается ценовым фактором. Модернизация традиционных отраслей услуг на базе новых технологий должна способствовать увеличению производительности труда до уровня промышленного производства, что скажется на снижении цен и тарифов на услуги. Необходимы разработка и реализация системы косвенного воздействия на уровень цен на потребительском рынке, в целях создания здоровой и конкурентной среды при оказании услуг, формирования сети предприятий для обслуживания социально незащищенных категорий граждан. Целесообразно углублять дифференциацию цен на услуги, учитывая меру их социальной значимости, сезонные изменения спроса, время оказываемых услуг, уровень качества, степень новизны и ряд других факторов [13, c. 7].

Основной тенденцией развития сектора платных услуг населению является их неравномерное развитие в географическом разрезе. Объемы платных услуг населению по областям Республики Беларусь и г. Минску представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Объемы платных услуг населению по областям Республики Беларусь и г. Минску за 2015-2020 гг., млн. руб.


Регион

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Республика Беларусь

79 408,91)

9 287,1

10 125,8

11 646,2

12 829,4

12 488,6

Брестская

7 648,3

935,8

950,9

1 077,6

1 172,8

1 169,6

Витебская

7 165,3

802,0

867,2

966,1

1 032,6

1 030,7

Гомельская

8 256,4

947,1

986,1

1 096,3

1 185,0

1 155,1

Гродненская

6 125,8

694,8

743,7

837,0

920,6

899,8

г. Минск

38 906,2

4 602,4

5 164,0

6 017,0

6 747,4

6 491,7

Минская

5 457,2

637,6

696,6

829,7

881,3

850,9

Могилевская

5 849,7

667,4

717,3

822,5

889,7

890,8