Файл: Курсовая работа 33 с., 3 рис., 2 табл., 17 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) бед деноминации уменьшение в 10 000 раз.

Примечание – Источник: [11].
Анализируя данные таблицы 1.2, можно сделать вывод, что наибольший объем платных услуг населению оказывается в г. Минске – 6491,7 млн. руб. Структура платных услуг населению по областям Республики Беларусь и г. Минску представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Структура платных услуг населению по областям Республики Беларусь и г. Минску в 2020 г., %

Примечание – Источник: [11].
Данные рисунке 1.2 подтверждают, что наиболее развит сектор услуг в столице, в г. Минске, на который приходится 49% всех платных услуг населению.

В последнее время значительное место в секторе услуг, особенно в сельской местности, играет потребительская кооперация. Потребительская кооперация сегодня представляет значительную часть экономического потенциала Республики Беларусь, является основной системой, обеспечивающей торговое обслуживание сельского населения.

В условиях становления рыночных отношений стратегической целью развития потребительской кооперации является повышение качества обслуживания населения, создание условий для устойчивого экономического роста. Для достижения указанной цели предполагается решение ряда задач, одной из которых является обеспечение качественных параметров обслуживания на основе утвержденных Правительством государственных социальных стандартов обслуживания населения в сфере платных услуг.

С 3 сентября 2014 года вступило в действие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2014 г. № 840 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724», которым утверждены меры по внедрению государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в том числе в области предоставления бытовых услуг.

Новым документом оптимизированы те нормативы государственных социальных стандартов, которые недостаточно востребованы населением, либо затраты на которые значительно превышают получаемый эффект. В области бытового обслуживания оптимизирован норматив государственного социального стандарта по обеспеченности населения сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг в сельской местности. Новый норматив на уровне 1 комплексный приемный пункт на 1,8 – 2,2 тыс. человек установлен исходя из уровня востребованности бытовых услуг сельским населением, а так же в целях повышения эффективности функционирования комплексных приемных пунктов и оптимизации их структуры.


Так же уточнена еще одна норма по данному социальному стандарту. В агрогородках, расположенных на расстоянии менее 3 км от таких же комплексных приемных пунктов, от действующих объектов бытового обслуживания в районных и областных центрах, а также агрогородках, зона обслуживания которых менее 600 человек, наличие комплексного приемного пункта не обязательно.

Для оказания бытовых услуг населению, проживающему на территориях таких агрогородков, может быть использована выездная форма обслуживания. Данный норматив также изменен. Выездное обслуживание по графику не реже одного раза в две недели осуществляется в сельские населенные пункты с численностью жителей более 200 человек, с численностью менее 200 человек – по заявке в течение двух недель.

Среди основных недостатков развития сферы услуг в Республике Беларусь выделяют отсутствие современной инфраструктуры, недостаточное развитие услуг в малых городах и сельской местности, ограниченный спектр оказываемых услуг, медленное развитие среднего и малого бизнеса в данной сфере, свидетельствующие о недостаточном развитии сферы услуг относительно потребностей национальной экономики. Также следует отметить низкую инновационную составляющую в большинстве отраслей, преобладание организаций государственной формы собственности, более низкую, чем в промышленности, производительность труда и значительный объем теневого рынка [16, c. 159].

К сожалению, следует отметить, что услуги пока что не стали важным сектором с точки зрения привлечения ПИИ в отличие от многих странах с переходной экономикой. А такие услуги, как услуги стационарной телефонной связи, передача и распределение электроэнергии и транспортировка грузов железнодорожным транспортом, полностью закрыты для прихода иностранных собственников [1, c. 130].

В настоящее время Республика Беларусь делает лишь первые шаги на пути к полноправному участию на мировом рынке услуг. Страна располагает конкурентными преимуществами по ряду видов услуг (транспортных, туристических, образовательных, медицинских, информационных и др.), поэтому на данном этапе особенно важно определить приоритетные направления и условия для их развития и деятельности инвесторов.

Приоритетом в развитии коммерческих отраслей сферы услуг должно быть развитие отраслей, формирующих инфраструктуру экономики. Учитывая процессы глобализации мировой экономики, необходимо отдавать преимущество развитию коммуникационных, компьютерных и транспортных услуг. Развитие последних требует, прежде всего,
формирования транспортных узлов, обеспечивающих повышение эффективности и надежности перевозок.

Немаловажное значение принадлежит и развитию и освоению информационных технологий как перспективному направлению международной торговли. Ведущая роль в этом принадлежит применению инструментов налогового стимулирования и соответствующих рычагов денежно-кредитного регулирования.

Среди наиболее актуальных направлений структурной политики государства, способствующей развитию сферы услуг, следует выделить и расширение отечественных исследований в области современных биотехнологий, нанотехнологий и лазерных технологий и внедрение их результатов в производственные процессы.

Таким образом, к наиболее перспективным направлениям трансформации белорусского сектора услуг относятся: опережающее развитие прогрессивных, наукоемких услуг, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий; либерализация сферы услуг, смягчение жестких систем регламентации хозяйственной деятельности; создание условий для развития предпринимательства, частно-государственного партнерства; стимулирование спроса населения, создание системы потребительского кредитования в услугах. Для успешного развития сферы услуг в Республике Беларусь, прежде всего, необходимы действия по совершенствованию законодательства, развитию инфраструктуры и совершенствованию инвестиционного климата.

Республике Беларусь, с целью развития сектора услуг, необходимо учитывать тенденции и направления развития данного сектора в мировой экономике. В первую очередь необходимо развивать IT-сектор, туристические и транспортные услуги.



Заключение




На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

1. Сфера услуг представляет собой сектор экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Отрасли, входящие в сферу услуг, имеют ряд общих черт, существенно отличающих их от материального производства: совпадение производства и потребления услуг, ориентированы на индивидуального потребителя или на общество в целом, не могут существовать вне контакта с потребителем. В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики.

В современной научной литературе нет единой классификации услуг. В мировой практике принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов. Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг, как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный подход реализует разную профильную направленность – от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами до обслуживания личности.

2. Основными тенденциями развития услуг в развитых странах являются:

1) изменение технологий предоставления некоторых традиционных услуг: дистанционное обучение, покупка билетов в режиме он-лайн и т.п.;

2) увеличение доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП;

3) расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями;

4) распространение франчайзинга;

5) ориентация организаций на повышение качества услуг и фокусирование внимания на запросах потребителей.


3. К наиболее перспективным направлениям трансформации белорусского сектора услуг относятся: опережающее развитие прогрессивных, наукоемких услуг, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий; либерализация сферы услуг, смягчение жестких систем регламентации хозяйственной деятельности; создание условий для развития предпринимательства, частно-государственного партнерства; стимулирование спроса населения, создание системы потребительского кредитования в услугах. Для успешного развития сферы услуг в Республике Беларусь, прежде всего, необходимы действия по совершенствованию законодательства, развитию инфраструктуры и совершенствованию инвестиционного климата.

Список использованных источников




  1. Абрамова, Л.А. Современная сфера услуг: определение, классификация, задачи / Е. Башмачникова, Л. Абрамова // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 2. – С. 123–130.

  2. Борознов, С. Л. Повышение эффективности производства, в том числе в сфере торговли и услуг, – в организованности, слаженности работы всех звеньев / С. Л. Борознов // Гермес. – 2018. – № 11. – С. 43–47.

  3. Волынчик, Н.А. Бытовые услуги населению / Н.А. Волынчик. – М.: Омега-Л, 2019. – 155 с.

  4. Галаева, Е.В. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Е.В. Галаева, А.А. Корсакова, Е.А. Марыганова. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2017. – 467 с.

  5. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник/ С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2016. – 472 с.

  6. Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения / И. В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 176 с.

  7. Свириденко, Ю. П. Сервисная деятельность в обслуживании населения: Учебное пособие / Ю. П. Свириденко, В. В. Хмелев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 220 с.

  8. Ильина, И. Е. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания услуг как элемент инновационного развития / И. Е. Ильина // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 10 (март). – С. 27–34.

  9. Кремень, П. Сфера бытовых услуг. Проблемы управления / П. Кремень // Государственный контроль: анализ, практика, комментарии. – 2016. – № 3. – С. 64–65.

  10. Назаренко, В. В. Повышение качества и развитие сферы услуг в Республике Беларусь / В. Назаренко // Стандартизация. – 2016. – № 3. – С. 44–46.

  11. Официальная статистика Национального статистического Комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 15.04.2021.

  12. Рожкова, Е. В. Инновационно-ориентированное развитие сферы услуг / Екатерина Рожкова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 11/12. – С. 182–185.

  13. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / ред. В. Романович. – СПб: Питер, 2015. – 326 с.

  14. Статистический классификатор СК 27.005-2019 «Платные услуги населению» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовое информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

  15. Худякова, И. В. Инновации в сфере услуг: модернизация продуктов и способов их предоставления / Худякова И. В. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 3. – С. 4–13.

  16. Черемсина, А. С. Развитие сферы услуг как важнейшее направление транс формации отраслевой структуры экономики Республики Беларусь / А. С. Черемсина // Проблемы управления. — 2019. — № 4 (33). — С. 156–161.

  17. Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы / В.Н. Шимов. – Минск : Белорус. гос. экон. ун-т, 2015.117 – 229 с.