Файл: Курсовая работа 33 с., 3 рис., 2 табл., 17 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 с., 3 рис., 2 табл., 17 источников.
Сфера услуг, рынок услуг, макроэкономическое регулирование, потребитель, Республика Беларусь.
Объект исследования – сфера услуг.

Предмет исследования – процесс макроэкономического регулирования сферы услуг в Республике Беларусь.

Цель работы: изучить сферу услуг в системе макроэкономического регулирования Республики Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: изучены теоретические аспекты развития сферы услуг, рассмотрены особенности сферы услуг на современном этапе развития общества, определены проблемы и перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________

(подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3

1 Теоретические основы развития сферы услуг 5

1.1 Понятие сферы услуг и ее роль в современном обществе 5

1.2 Характеристика и классификация услуг 10

2 Особенности сферы услуг на современном этапе развития общества 18

2.1 Тенденции развития услуг в развитых странах 18

2.2 Проблемы и перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь 22

Заключение 29

Список использованных источников 30

Введение



Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в свете становления рыночной экономики в Республике Беларусь особое внимание должно уделяться поиску путей оптимизации сферы услуг и повышению ее эффективности и продуктивности. Актуальной проблемой является предоставление социальных и бытовых услуг в более эффективных формах на основе государственных стандартов обслуживания, разработка системы оценки качества реализации социальных программ, изменение
механизмов финансирования некоммерческих организаций, сокращения числа экономически и социально неэффективных учреждений сферы услуг и др.

Также актуальность темы исследования обусловлена тем, что сфера услуг является обширным и малоисследованным полем приложения общественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особого интереса. И лишь в последние десятилетия в странах различного социально-экономического типа она стала притягивать внимание многих экономистов. Повышенный интерес к ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферы услуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическом развитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг в развитии хозяйства и мировой экономики.

Также стоит отметить, что сфера услуг в Республике Беларусь не охватывает ряд категорий населения, особенно в сельской местности, что требует принятия мер на государственном и местном уровнях по расширению ассортимента и доведения услуг до потребителя.

Целью курсовой работы является изучение сферы услуг в системе макроэкономического регулирования Республики Беларусь.

Задачи исследования:

– изучить теоретические аспекты развития сферы услуг;

– рассмотреть особенности сферы услуг на современном этапе развития общества;

– определить проблемы и перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь.

Объектом исследования является сфера услуг.

Предмет исследования – процесс макроэкономического регулирования сферы услуг в Республике Беларусь.

Информационная база исследования: монографии, учебники, журнальные статьи; источники сети Интернет и др.

Для достижения поставленной цели и решения задач в исследовании были использованы общие и специальные методы научного познания. К общим методам необходимо отнести: анализ и синтез, абстрагирование и сравнение. К специальным – методы экономико-математического моделирования, интегрирования, принципы процессного подхода.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы развития сферы услуг, в том числе изучено понятие сферы услуг и ее роли в современном обществе, а также дана характеристика и классификация услуг.

Во второй главе курсовой работы изучены особенности сферы услуг на современном этапе развития общества, в том числе определены тенденции развития услуг в развитых странах и выявлены проблемы и перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь.

В заключении работы приводятся выводы по курсовой работе и предложения по решению проблем в сфере услуг Республики Беларусь.


1 Теоретические основы развития сферы услуг



1.1 Понятие сферы услуг и ее роль в современном обществе




Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, она участвует в общей системе экономических отношений и подчиняется общим экономическим законам, действующим в данном обществе.

В настоящее время в научной литературе не сформировалось единого определения понятия «сфера услуг».

Шимов В.Н. определяет понятие «сфера услуг» как «часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами» [17, c. 117].

Абрамова Л.А. определяет сфера услуг как сектор экономики, обеспечивающий персональные или деловые услуги, например, туризм, страхование, банковское дело. В этом качестве сфера услуг отличается от первичного сектора и вторичного сектора экономики [1, c. 123].

Назаренко, В.В. определяет понятие «сфера услуг» как «часть экономической деятельности, связанную с предоставлением разнообразных услуг и производством благ, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания» [10, c. 44].

Обобщая выше приведенные определения, можно сделать вывод, что сфера услуг представляет собой совокупность отраслей экономики и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг. Данный сектор экономики представляет собой сложный многоплановый механизм, является одной из наиболее перспективных областей современной экономики.

Границы третичного сектора (сферы услуг) с трудом поддаются уточнению. По сравнению с такими отраслями как промышленность, можно отметить множественность мелких подотраслей.

Как правило, в экономической литературе к сфере услуг относят: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования и культуры, туристско-экскурсионные услуги, медицинские и санитарно-оздоровительные услуги, услуги правового характера и др.

Структура затрат в сфере услуг резко отличается от таковых, например, в промышленности и строительстве. Так, материальные затраты, включая амортизацию, в театрах составляют 13,3%, в цирках – 17%, в концертных организациях – 3,5%, в парках – 20,3%, а в промышленности – 82,8%, в строительстве – 64,8% [1, c. 125].


Производство или оказание услуг с давних времен составляло существенную часть хозяйственной деятельности человека и его социально-общественной жизни. Именно наличие услуг как социально-общественного института, как формы взаимоотношения людей, как полезной деятельности и, наконец, как акта доброй воли конкретного человека является атрибутом человеческого общества и бытия. Можно утверждать, что именно услуги отражают и воплощают в себе уровень развития общества и не только его производительных сил, но и духовного, нравственного состояния.

В настоящий момент под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость [2, c. 44].

Отличительными особенностями услуг являются:

1) неосязаемость, то есть их нематериальный характер, другими словами, услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания. Хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресурсы, оборудование;

2) услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно, и потребители являются непосредственными участниками этого процесса;

3) оказание услуг – это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит;

4) изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения [13, c. 19].

Основное и принципиальное отличие услуги от товара заключается в следующем. Товар есть материализованный и отчужденный от производителя результат труда. Процесс доведения товара до потребителя осуществляется посредством стандартного набора процедур (передача продукта в оптовую и розничную торговлю и последующая его продажа). При производстве же услуг отсутствуют стадии «хранение» и «продажа» (фактически производство услуги совмещено с ее потреблением).

Также стоит отметить, что важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиальное назначение услуг, их общественная функция – непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха. Полезный эффект от услуги – это совокупность полезных свойств услуги, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека.