Файл: Курсовая работа 33 с., 3 рис., 2 табл., 17 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


21) услуги по производству мебели;

22) услуги по производству прочей продукции;

23) услуги по ремонту и установке машин и оборудования;

24) услуги по передаче и распределению электроэнергии, газа, пара, горячей воды и кондиционированного воздуха;

25) услуги по очистке воды и водоснабжению;

26) услуги по сбору и обработке сточных вод;

27) услуги по обеззараживанию и услуги в области удаления отходов прочие;

28) услуги общестроительные по возведению зданий;

29) услуги строительные по сооружению объектов гражданского строительства;

30) услуги строительные специализированные;

31) услуги по розничной торговле автомобилями и мотоциклами; услуги по ремонту автомобилей и мотоциклов;

32) услуги по розничной торговле, кроме торговли автотранспорными средствами и мотоциклами;

33) услуги сухопутного транспорта и услуги по транспортированию по трубопроводам;

34) услуги водного транспорта;

35) услуги воздушного транспорта;

36) услуги складирования грузов и вспомогательные транспортные услуги;

37) услуги почтовые и курьерские;

38) услуги по временному проживанию;

39) услуги общественного питания;

40) услуги издательские;

41) услуги телекоммуникационные;

42) услуги в области компьютерного программирования и консультационные;

43) услуги в области информационного обслуживания;

44) услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и дополнительному пенсионному обеспечению;

45) услуги связанные с недвижимым имуществом;

46) услуги в области права и бухгалтерского учета;

47) услуги по научным исследованиям и разработкам;

48) услуги в области рекламы и изучения рынка;

49) услуги ветеринарные;

50) услуги по аренде и лизингу;

51) услуги по трудоустройству;

52) услуги в области образования;

53) услуги в области здравоохранения;

54) услуги в области искусства, развлечений и отдыха;

55) услуги индивидуальные прочие [14].

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) сфера услуг представляет собой сектор экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Отрасли, входящие в сферу услуг, имеют ряд общих черт, существенно отличающих их от материального производства: совпадение производства и потребления услуг, ориентированы на индивидуального потребителя или на общество в целом, не могут существовать вне контакта с потребителем. В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики;


2) в современной научной литературе нет единой классификации услуг. В мировой практике принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов. Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг, как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный подход реализует разную профильную направленность – от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами до обслуживания личности.


2 Особенности сферы услуг на современном этапе развития общества



2.1 Тенденции развития услуг в развитых странах




В настоящее время в большинстве стран мира увеличиваются объемы  сферы услуг и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Влияние этих изменений столь велико, что современную экономику часто называют сервисной или экономикой услуг.

Активное формирование сектора услуг в странах с высокоразвитой промышленностью является одним из самых значительных явлений экономической жизни второй половины XX – начала XXI вв. В результате изменения понятия товара, реально производимого для удовлетворения нужд клиентов, потребление услуг начинает преобладать над потреблением многочисленных материальных благ.

На примере развития ведущих западных стран можно проследить историю формирования постиндустриального общества. Переход от индустриального общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.

1. Развитие промышленности приводит к распространению преимущественно транспортных услуг и вообще услуг, связанных с движением товаров.

2. В условиях массового потребления благ начинается роcт сферы распределения (оптовая и розничная торговля), финансовых услуг, операций с недвижимостью и страхования.

3. Начинает снижаться доля семейного дохода, расходуемая на Питание, Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного пользования (одежда, автомобили) и недвижимости, а затем – на предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к двум фундаментальным сферам сервиса - здоровью и образованию. Все это приводит к формированию и развитию новых видов услуг [4, c. 220].

Во второй половине XX века в промышленно развитых странах довольно быстро растет число занятых в сфере социальных, распределительных и бытовых услуг, несколько медленнее – в области услуг производителям. Согласно прогнозам специалистов, в начале XXI века наиболее высокими темпами будут развиваться услуги производителям, услуги в области образования и здравоохранения.


В последние годы в условиях стремительного развития науки и техники в мире сервисная сфера претерпела качественные изменения. Возрастающая роль отводится таким отраслям, как образование, здравоохранение, управление, финансовые операции, страхование, телекоммуникации. Кроме того, активное использование достижений научно-технического прогресса изменило технологию предоставления и многих традиционных услуг. Появились, например, электронная почта, дистанционное обучение, покупка авиа- и железнодорожных билетов в режиме он-лайн и т.п.

В связи с выше сказанным возникает необходимость выявления современных тенденций развития сфер услуг в мировой экономике и факторов, влияющих на такое развитие.

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 1960-70-е годы XX в. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП. Уровень развития сферы услуг в отдельных странах весьма различен. Различия в этом показателе (доли в ВВП) и темпах его роста за последние 40 лет позволяют разделить все страны на четыре группы.

К первой группеотносятся страны с наиболее высокой долей в ВВП доходов от сферы услуг - свыше 70%. Сюда входят страны, в которых этот показатель в 1970-х годах уже был достаточно высок (например, США и Дания, где уже в 1975 г. он составлял соответственно 62,7 и 76,5% (в 2019 г. – 64,9 и 73,1%), так и страны, где за этот период произошел его существенный рост (например, в Бельгии – с 56,4 до 73,2%, во Франции – с 59,8 до 75,8%, в Нидерландах – с 59,5 до 72,0%, Люксембурге – с 59,3 до 80,1, в Великобритании – с 56,7 до 72.7%) [1, c. 129].

Страны второй группыприближаются к первой по величине доли доходов от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести Австрию (67,0% в 2019 г.), Финляндию (65,9%), Италию (69,6%) и Испанию (67,3%). Примечательно, что в 1970-е годы доля доходов от сферы услуг в ВВП этих стран не превышала 55% [1, c. 129].

В третьей группедоля доходов от сферы услуг составляет 50-65%. Среди стран этой группы - Норвегия (59,0%), Коста-Рика (62,6%), Колумбия (57,8%), Зимбабве (59,5%), Марокко (53,8%), Чили (51,6%) и др. Тридцать лет назад анализируемый показатель в большинстве стран был равен 40-48%, за исключением Норвегии и Чили, где он за прошедшие годы изменился незначительно [1, c. 129].

К четвертой группеотносятся страны с относительно низкой  долей доходов от сферы услуг в ВВП – менее 50%. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали и др. Следует отметить, что практически во всех странах этой группы наблюдается рост рассматриваемого показателя: Бурунди - с 20,9 в 1975 г. до 28,6% в 2019 г., Гана – с 31,3 до 37,4, Ботсвана – с 36,5 до 46,5, Мали – с 25,6 до 38,5% соответственно и т.д. [1, c. 130].


С развитием сферы услуг связано не только изменение структуры ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг над занятостью в промышленном производстве, прослеживающаяся во многих странах. Высокие значения доли занятых в сервисном секторе имеют США (78% занятого населения), Люксембург (77%),Нидерланды (77%), Австралия (75%), Великобритания (75%), Канада (75%), Норвегия (74%), Бельгия (73%), Дания (73%) и другие страны.

Активное развитие сферы услуг обусловлено влиянием ряда факторов. К таким факторам можно отнести: политику государства, социальные изменения, тенденции развития бизнеса, развитие информационных технологий, интернационализацию и глобализацию организаций сферы услуг.

Государство оказывает воздействие на сферу услуг посредством смягчения регулирования или, наоборот, усиления контроля над ценообразованием путем приватизации сервисных организаций, снижения ограничений в торговле услугами, ужесточения законов, способствующих защите потребителей и производителей, охране окружающей среды. Социальные изменения выражаются в росте доходов многих групп населения, трансформации стиля жизни. Среди актуальных для сферы услуг тенденций бизнеса выделяется расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями, распространение франчайзинга, ориентацию организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на запросах потребителей, ужесточение требований при найме персонала [15, c. 5].

Определяющими факторами активного развития сервисной сферы являются также научно-техническая революция и структурно-технологическая перестройка материального производства. Развитию сферы услуг в последние годы способствуют проводимые в ряде стран приватизация и дерегулирование многих отраслей, а также либерализация внешнеэкономических связей.

В последние десятилетия услуги стали полноправными объектами международной торговли. Из-за их «неосязаемости» этот вид внешнеэконо­мических отношений иногда называют невидимым экспортом и импортом. Экспорт и импорт услуг может иметь как самостоятельный характер, так и сопутствовать торговле промышленными товарами на мировом рынке, как, например страховых, юридических и банковских услуг. Мировая торговля услугами развивается в последние годы достаточно быстрыми темпами, чему в немалой степени способствует научно-технический прогресс, в частности развитие информационных технологий; возрастание потребления услуг в большинстве стран мира; рост открытости национальных экономик; укрепление международных экономических связей и т.д. [5, c. 198].